Кул джаз это кратко

Обновлено: 05.07.2024

По способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению у кул-джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.

Выдающимися представителями кул-джаза являются трубачи Майлз Дэвис, Чет Бейкер, саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиген, Стэн Гетц, Ли Кониц, Зут Симс, пианисты Билл Эванс, Дэйв Брубек (и его квартет), кларнетист Джимми Джуфри, тромбонист Боб Брукмайер, ударник Шелли Менн, Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, квинтет Джорджа Ширинга.

Связанные понятия

Хард-боп — джазовый стиль, развившийся из бибопа и кул-джаза, вобрав в себя элементы соула, церковной музыки (госпел) и блюза. Пик его популярности пришёлся на 1950-60-е годы XX века.

Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) — джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе.

Модальный джаз (англ. modal jazz), направление, возникшее в 1960-х годах. В его основе лежит ладовый принцип импровизации, в отличие от тонального, более характерного для классической музыки и раннего джаза. В отличие от традиционного джаза, где основной для импровизации чаще всего являлась пентатоника, в модальном джазе активно используются лады — дорийский, фригийский, лидийский и другие звукоряды как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим, в модальном джазе сложился.

Авангардный джаз (Avant Garde jazz) — условное название музыкального направления, возникшего в 1950-х-1960-х гг., которое ориентировалось на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.).

Буги-вуги (англ. boogie-woogie или просто буги, boogie) — фортепианный стиль. Инструментальные пьесы в этом стиле порой успешно исполнялись и оркестрами. Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое необычное название.

Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Свинг (англ. swing, в переводе - "раскачка") — направление джазовой музыки, наиболее широко представленное в исполнительской практике больших оркестров. Свинг является одной из форм популярной музыки, появившейся в Соединенных Штатах Америки, которая находилась на пике своей популярности в 1930-х и 1940-х годах. Название "свинг" произошло от так называемого "чувства свинга", где акцент делается на слабой доле или на слабом пульсе в музыке. Свинг обычно представлял собой круг солистов, которые импровизировали.

Биг-бенд, биг-бэнд (англ. big band) — большой джаз-оркестр, состоящий как минимум из десяти и более музыкантов. Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США и были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга 1930-х годов. Биг-бэнды изначально были созданы как аккомпанирующие оркестры для танцевальных вечеров. В противоположность акцентированию на импровизации, биг-бэнды зависели от написанных композиций и аранжировок (Аранжировка). Благодаря этому главенствующая роль была отведена бэндлидерам.

Джазовый стандарт (англ. jazz standard), также эвергрин (англ. evergreen) — музыкальное сочинение как часть общеизвестного джазового репертуара. Джазовый стандарт — чаще всего популярная песня, реже инструментальная пьеса — используется джазменом как основа для индивидуальной или ансамблевой обработки, в условиях спонтанного музицирования либо в студии звукозаписи.

Джаз-фанк (англ. Jazz-funk) — жанр джазовой музыки. Характеризуется акцентом на сильную долю, электрифицированным звуком, часто присутствием аналоговых синтезаторов. К созданию жанра привела интеграция музыкальных стилей фанк, соул и Ритм-н-блюз в джазе. Спектр джаз-фанка достаточно широк и включает в себя как джазовые импровизации в фанк, соул, так и джазовые аранжировки диско. Возник в США в начале 70-х годов XX века. Близкородственные жанры соул-джаз и джаз-фьюжн. Различия между ними можно охарактеризовать.

Фингерстайл (также пальцевой метод, пальцевой стиль, англ. fingerstyle) — техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой один гитарист ведет одновременно партии соло, ритм и бас. Начало своё эта техника, по-видимому, берёт у классической гитарной.

Традицио́нная поп-му́зыка (англ. traditional pop) — в современной англоязычной терминологии популярная музыка дорок-н-ролльной эры, то есть западная, прежде всего американская, популярная музыка в стиле, бывшем стандартным до его вытеснения рок-н-роллом в середине 1950-х годов.

Баритон-саксофон или Баритоновый саксофон — один из самых больших инструментов из семейства саксофонов, уступает только басовому, контрабасовому и субконтрабасовому саксофонам. Часто используется в академической музыке, джазе и военной, преимущественно маршевой, музыке.

Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.

Бэнд-лидер (англ. Bandleader) — лидер группы музыкантов или оркестра. Данный термин чаще всего используется, когда говорят о лидерах небольших комбо или оркестров, играющих в стиле джаз, блюз, ритм-энд-блюз или рок-н-ролл.

Аванга́рдная му́зыка, музыка́льный аванга́рд (англ. avant-garde music) — вид современной академической музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время.

Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе.

Чикаго-блюз (англ. Chicago blues) — разновидность блюза, которая зародилась в Чикаго. Характерными инструментами считаются электрогитара, ударные инструменты, пианино, бас-гитара, губная гармоника и иногда саксофон. Стиль начал формироваться в США в первой четверти двадцатого столетия, когда чернокожие американцы стали переселяться с юга в крупные города на севере страны. Одним из таких городов был Чикаго.

Скэт (англ. scat, также англ. scat singing) — вид импровизированного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкального инструмента. Известные мастера скэта (по алфавиту) — Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Эл Джерро, Джонатан Дэвис, Кэб Кэллоуэй, Анита О'Дэй, Бобби Макферрин, Скэтмен Джон, Терри Тейлор, Джей Ди Уолтер, Элла Фицджеральд.

Вибрафо́н (лат. vibro — колеблю(сь) и греч. φωνη — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, относящийся к группе металлофонов. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Применяется в академической и эстрадной музыке в качестве сольного или ансамблевого инструмента.

Му́зыка США — обобщающее понятие, применяемое к музыке различных жанров, которая была создана в Соединённых Штатах Америки.

Ко́нга — высокий узкий одноглавый кубинский барабан. Конги по виду напоминают бочки и делятся на три вида: кинто (высокий), трес, или просто конга (средний), и тумба, или салидор (низкий), по названию паттерна , играемого на нем. Изначально конги использовались в музыке конго и румбе, но затем перешли в жанры латиноамериканской музыки, такие как афро-кубинский джаз, сальса, латинский рок.

Фразиро́вка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Панк-джаз (панк-фанк, ноу-уэйв) — в самом конце 70-х — экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-Йорк), представители которой пытались вернуть джазу его первоначальную простоту и энергию.

Баро́кко-поп (англ. baroque pop) или барокко-рок (англ. baroque rock) — поджанр поп-музыки, сочетающий классическую музыку, оркестровый поп, рок и музыку эпохи барокко. Проявляется это в использовании контрапункта, тональных гармоний, драматических или меланхолических настроений. Барокко-поп появился в 1960-х, когда музыканты и продюсеры поп-музыки выдвигали клавесин на передний план аранжировок. К прочим типичным музыкальным инструментам жанра относятся струнные секции, валторна и гобой.Барокко-поп.

Мари́мба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками с обмотанными нитками головками (mallets), реже просто с резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона в первую очередь диапазоном и тембром — и, соответственно, размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква.

Протопанк — термин, которым обозначается целый ряд исполнителей с 1950-х по 1970-е годы, которые так или иначе предвосхитили в своих произведениях появившийся в 1974 году панк-рок. Фактически прото-панк не является жанром рок-музыки в полном смысле этого слова, так как различные его представители могут значительно различаться в музыкальном плане.

Полиритмия — сочетание в музыкальном произведении двух (и более) самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.

Альтовый саксофон — духовой музыкальный инструмент, являющийся одной из разновидностей саксофона. Своим появлением в 1842 году он обязан Адольфу Саксу, музыкальных дел мастеру из Бельгии. Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.

Афробит (англ. Afrobeat) — музыкальный жанр, комбинирующий яркий, танцевальный, гитарно-духовой жанр хайлайф с афроамериканской музыкой — фанком и джазом. Для афробита характерны большие инструментальные ансамбли, продолжительные ритмичные произведения, импровизация, что сильно сближает жанр с джазом, и политизированность текстов. Его основным разработчиком является нигерийский мульти-инструменталист и лидер группы Nigeria '70 (ранее известной под названием Koola Lobitos) Фела Кути, придумавший название.

Эйсид-рок (англ. Acid rock) — направление психоделического рока, для которого характерны длинные инструментальные соло и музыкальные импровизации, малое использование вокала (часто композиции бывают инструментальными).

Ду-воп или ду-уоп (англ. doo-wop, также встречаются названия ду-вап или ду-вуп) — вокальный поджанр ритм-н-блюза, стиль поп-музыки, представляющий собой гармонично звучащее пение с минимальным музыкальным сопровождением, зародившийся в 1930—1940-х годах в США и бывший популярным в 1950—1960-х годах.

Ве́стерн-свинг (англ. western swing, от western и swing) — стиль танцевальной музыки, создававшийся в среде традиционных для белого населения США струнных ансамблей в 1920-е годы. Развившись из бытового музыкального жанра, стал популярен на юго-западе, где существовали устойчивые танцевальные традиции. Основоположники направления отличались новаторством и эклектизмом, свободно перенимали черты разных музыкальных стилей, в том числе джаза. При этом, вестерн-свинг считается одним из наиболее самобытных.

Электрический орга́н (англ. Electronic organ) — электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган. Этим словом называют как электронные (генератор колебаний — электронные генераторы), так и электрические органы (генератор колебаний — колебательные системы со звукоснимателями, см. Орган Хаммонда).

Слэп или слэппинг (от англ. Slapping and popping — шлепки и подцепы) — техника игры на различных видах инструментов. Термин имеет несколько значений.

Герман Лукьянов

Юрий Чугунов

композитор, аранжировщик, педагог

Владимир Тарасов

Кул-джаз — это еще и нечетные, более раскованные ритмы, более свободная и разработанная гармония и, что самое важное, композиционное мышление.

В России наиболее ярким представителем кул-джаза для меня является Герман Лукьянов, который на основе этого направления создал свой композиционный стиль.

Юрий Чугунов
Нейт Вули

Андрей Разин


На временной шкале истории джаза крутой джаз находится между эпохами бибопа и хард-бопа.

о мнению историка джаза Лена Вайнштока (Len Weinstock) кул-джаз берет свое начало еще в 1927 году в замечательном сотрудничестве корнетиста Бикса Байдербека (Bix Beiderbecke) и саксофониста Фрэнка Трамбауэра (Frank (Tram) Trumbauer), которые уже тогда использовали линейный, расслабленный и лирический стиль игры и были первыми, кто предложил альтернативу жгучей, страстной и экстравертной музыке, характерной для эпохи хот-джаза. Они были вдохновлены не только Луи Армстронгом, но и современными им классическими композиторами, такими как Дебюсси, Равель и Стравинский, и, в результате, стали первыми, кто использовал в своих импровизациях интригующие гармонии и интервалы.

Эти работы были просто записаны, а затем забыты, чтобы быть вновь обнаруженными как диковинка в более позднее время, вызвав сенсацию в джазовом сообществе. Игра Бикса вдохновила многих выдающихся трубачей, включая Бобби Хэкетта (Bobby Hackett) and , most significant of all ,), Реда Николса ( Red Nichols ), Банни Беригана ( Bunny Berigan ), Джимми Макпартленда ( Jimmy McPartland ) и Рекса Стюарта ( Rex Stewart ). Еще более удивительным был лирический стиль Трамбауэра, который привлек внимание Бенни Картера ( Benny Carter ), Беда Вебстера ( Bed Webster ), Бенни Гудмана ( Benny Goodman ) и, что наиболее важно, Лестера Янга.

Марк С. Гридли, пишущий в All Music Guide to Jazz, выделяет четыре пересекающиеся подкатегории крутого джаза:

Результат деятельности исполнителей, отказавшихся от бибопа в пользу передовых разработок эпохи свинга, в том числе Ленни Тристано ( Lennie Tristano ), Ли Конитца ( Lee Konitz ) и Уорна Марша ( Warne Marsh ); Дэйв Брубек ( Dave Brubeck ) и Пол Десмонд ( Paul Desmond ); и исполнители, такие как Джимми Джиффре ( Jimmy Giuffre ) и Дэйв Пелл ( Dave Pell ), на которых повлияла музыка малых групп Каунта Бэйси ( Count Basie ) и Лестера Янга ( Lester Young ).

Музыканты любой из предыдущих категорий, которые работали в Калифорнии с 1940-х по 1960-е годы, развивая то, что стало известно, как джаз Западного побережья ( West Coast jazz ).

По способу звукоизвлечения и гармоническому мышлению у кул-джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полифонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра.

В 1950-х годах, вдохновленные Майлзом Дэвисом, многие джазовые музыканты из Лос-Анджелеса переняли его манеру игры и создали стиль джаза Западного побережья, который обладает теми же характеристиками, что и кул-джаз, и по сути является региональным ответвлением этого жанра. Как и кул-джаз, джаз Западного побережья более сдержанный, чем традиционный бибоп, и он больше полагается на формальные аранжировки, чем на индивидуальную импровизацию. Среди пионеров джаза Западного побережья - кларнетист Джимми Джуффре, саксофонисты Бад Шэнк и Арт Пеппер, трубач Шорти Роджерс, барабанщик Шелли Манн и пианист Андре Превен. Влияние кул-джаза обнаруживается также в таких стилях, как босса нова, модальный джаз и фри-джаз.

Важные альбомы:

Miles Davis and the Metronome All Stars: Birth of the Cool (Capitol, 1949/50)

Stan Getz: The Complete Roost Sessions (Roost, 1950–1954)

Lee Konitz: Subconscious-Lee (Prestige/OJC, 1949/50)

Shelly Manne: At the Blackhawk (Contemporary/OJC, 1959)

Modern Jazz Quartet: Django (Prestige/OJC, 1953–1955)

Modern Jazz Quartet: Dedicated to Connie (Atlantic, 1960)

Gerry Mulligan and Chet Baker: The Original Quartet (Blue Note, 1952/53)

Gerry Mulligan and Bob Brookmeyer: Pleyel Conert 54 (Disques Vogue, 1954)

В качестве альтернативы боперы предложили намеренно усложненный язык импровизации, быстрые темпы, разрушение устоявшихся функциональных связей музыкантов ансамбля. Бибоповый ансамбль обычно включал в себя ритм-секцию и два — три духовых инструмента. Темой для импровизации часто служила мелодия, имеющая традиционное происхождение, однако видоизмененная в такой степени, что ей присваивалось новое название. Впрочем, сами музыканты были нередко авторами оригинальных тем. После проведения темы в унисон духовыми инструментами следовала последовательная импровизация участников ансамбля. В финале композиции вновь появлялось унисонное проведение темы.

Додо Мармароса (ф-но), Арвин Гэррисон (гитара), Вик Макмиллан (контрабас), Рой Портер (барабаны). Запись сделана в Лос-Анджелесе.

Шествие бопа было стремительным, и у него возникла широкая и стабильная аудитория. Так же, как в иных случаях, появление новой музыки сопровождается модой с соответствующей атрибутикой — темные очки Монка, бородка Гиллеспи, черные береты и внешняя невозмутимость.
Не все музыканты нового стиля оказывались в его стандартном русле. В качестве примера можно вспомнить одного из ветеранов и даже родоначальников бопа, пианиста Телониуса Монка, который обладал совершенно индивидуальными, не вписывающимися в рамки классики бопа стилевыми особенностями. Считается, что эти особенности связаны с влиянием Арта Тейтума; правда, Монк, в отличие от Тейтума, крайне редко демонстрировал исполнительскую технику. Его исполнительская манера непредсказуема, лаконична, он предпочитал диссонансы и очень тщательно выстраивал минимальную форму. Он не сразу был воспринят публикой и коллегами, однако его музыка сыграла существенную роль в становлении более поздних стилей — от кула до модального джаза.

Джордж Тэйтт — труба, Сахиб Шихаб — альт-саксофон, Телониус Монк — ф-но, Боб Пэйдж — контрабас, Арт Блэйки — барабаны
Редкий для эры бибопа пример: в присутствии двух духовых инструментов первый голос темы играет фортепиано. — Ред.

Во всей истории джаза постоянно происходила смена этапов, которые в своих выразительных средствах тяготели к более горячей (hot) или более прохладной (cool) стороне джаза. Боповый взрыв к концу 40-х годов сменяется новым периодом, который даже по названию точно соответствовал принятой смене декораций. В сущности, стиль кул (прохладный) только формально соответствовал охлаждению музыкальной энергетики. На самом деле изменение активных выразительных средств перевело эту энергетику в новые формы, она перешла из состояния внешних эффектов в сущностные, глубинные составляющие. В бибопе форма музицирования основывалась на сольных импровизациях, осуществляемых в более сложных ритмо-гармонических условиях. Новое поколение музыкантов конца 40-х годов заинтересовал иной подход, основанный на единстве сложных аранжировок и возможной коллективной импровизации на их основе.

Ранний кул

СЛУШАТЬ: Lennie Tristano Sextet — Marionette (1949)
Ленни Тристано — ф-но, Ли Конитц — альт-саксофон, Уорн Марш — тенор-саксофон, Билли Боуэр — гитара, Арнольд Фишкин — контрабас, Дензил Бест — барабаны

В 50-е годы составы стиля кул постепенно уменьшились до квартетов и квинтетов и распределились в направлении ярко выраженных индивидуальных стилей. В них продолжала оставаться значительной роль аранжировщика, совершенствовались гармонические средства, стала широко использоваться полифония. Свинг, как исполнительское качество, выражался в особой легкости импровизации, свободе музицирования. Особое внимание уделялось легкому, безостановочному движению. Звучание инструментов характеризовалось чистым звуком без использования вибрации. Для кула характерен яркий тематизм, использование редких ладов. Ведущими музыкантами кула стали (кроме участников оркестра Майлса Дэйвиса) саксофонисты Пол Дезмонд (Paul Desmond), Стен Гетц (Stan Getz), трубачи Чет Бэйкер (Chet Baker), Шорти Роджерс (Shorty Rodgers), тромбонист Боб Брукмайер (Bob Brookmeyer), пианисты Ленни Тристано, Дэйв Брубек (Dave Brubeck), ударники Джо Морелло (Joe Morello), Шелли Манн (Shelly Manne).

West Coast

СЛУШАТЬ: Gerry Mulligan & Chet Baker — Festive Minor (1957)

Читайте также: