Крушение надежд фамусова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фамусовские надежды сводились к тому, что он полагался повыгоднее выдать свою дочь Софью замуж, к примеру за Скалозуба, но в конце комедии он узнает, что дочь его, но, была влюблена в Молчалина, который оказался обманщиком и мерзавцем. Фамусов разумеет, что он был околпачат своей дочерью и своим секретарем.

В Чацком Фамусов тоже очень сильно разочарован, поскольку не мог принять его вольнодумных выражений. Чацкий пробовал уверить Фамусова, что век ужаса и покорности ушел, но Фамусов не хотел слушать выражения Чацкого, поэтому что у него было другое воззренье.

Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.

  1. выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;
  2. поразмышлять над жанром комедии;
  3. отметить значение комедии и всю значимость личности А.С.Грибоедова;
  4. воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;
  5. развивать эстетическое восприятие художественного произведения. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;
  6. обучать работе в группах;
  7. показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

4. Определение учебных задач.

- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.

2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)

Работа в группах.

Задание: найти черты классицизма в произведении.

Задание: найти черты романтизма в произведении.

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.

- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.

- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

- В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

- В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)

- Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

- А сценическая поэма?

- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

- Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.

- Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

- Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!

- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

3. Образ Молчалина.

А что сказал В.Г.Белинский об этом произведении?

- Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

Нада ответить на 12 вопросов по комедии "Горе от ума" используя в качестве ответа конспект-цитату из статьи "Мильон терзаний" от Гончарова.
Вопросы:
1)Судьба комедии
2)ее сценическая судьба
3)комедия нравов
4)образ чацкого
5)Взаимоотношения Чацкого и Софьи
6)Комедия московского света
7)Мильон терзаний
8)Взаимоотношения Софьи и Молчанина
9)Драма Софьи
10)крушение надежд фамусова
11)Онегин, Печорин, Чацкий
12)Чацкий победитель или жертва

"Мильон терзаний"- критическая статья Ивана Александровича
Гончарова на комедию Александра Сергеевича Грибоедова
"Горе от ума". Цель этого очерка - попытка донести до читателей
смысл произведения через анализ образа Александра Чацкого,
а также разобрать отдельные составляющие его композиции:
время, место действия и персонажей.

Гончаров сообщает, что Грибоедову удалось отобразить в своей
комедии всю эпоху от Екатерины до Николая.
При этом атмосфера Москвы, её традиции и нравы, характерные
для времени действия комедии, были представлены
автором в образах всего 20 персонажей.
Гончаров пишет, что достоинство комедии в том, что в ней
с поразительной достоверностью переданы основные черты
таких социальных типов, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб
В пьесе воссоздаётся "длинный период русской жизни –
от Екатерины до императора Николая.
В группе двадцати лиц отразилась. вся прежняя Москва,
её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы".
Гончаров считает, что в комедии нет ни одного надуманного
персонажа, ни одной лиш­ней детали; всё-"от Фамусова до
мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки"-
взя­то из жизни и перенесено в пьесу.
Гончаров дает Фамусову очень точную характеристику.
Фамусов – представитель лагеря "отцов и старших", то есть тех,
кто не хочет ничего менять, предпочитает, чтобы все шло по
заведенному порядку, то есть порядку, удобному таким вот
Фамусовым.
Сам Фамусов мечтает выбиться в московские тузы, то есть
"есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах,
быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, орденах и с ключом",
при этом вся его деятельность заключается в подписывании бумажек.
Фамусов раболепен до отвращения, у него нет и мысли о том,
что какие-то его поступки показались бы другому человеку низкими
и некрасивыми, у него извращенное представление о морали,
которой он отбивается от досаждающего ему Чацкого.
По мнению Гончарова, всё, что произошло в конечном итоге в доме
Фамусова, нисколечко его не изменило, не было бы у него
"укоряющих свидетелей" он бы и не предал этому никакого значения.
Разобравшись с ситуацией, он забыл бы о ней как о страшном сне,
предприняв некоторые меры насчет дочери.
Теперь же у Фамусова мало шансов стать тузом, как он мечтал.
К сожалению, он боится именно этого, а не того, что творится в
голове и сердце его дочери.
Вся жизнь Фамусова – двуличная борьба за место под солнцем.
"Однако, -пишет Гончаров, для нас она еще не вполне законченная
историческая картина: мы не отодвинулись от эпохи на достаточное
расстояние, чтобы между ею и нашим временем легла непроходимая
бездна. Колорит не сгладился совсем; век не отделился от нашего,
как отрезанный ломоть: мы кое-что оттуда унаследовали,
хотя Фамусовы, Молчалины, Загорецкие и прочие видоизменились
так, что не влезут уже в кожу грибоедовских типов.
Резкие черты отжили, конечно: никакой Фамусов не станет теперь
приглашать в шуты и ставить в пример Максима Петровича,
по крайней мере так положительно и явно.
Молчалин, даже перед горничной, втихомолку, не сознается теперь
в тех заповедях, которые завещал ему отец;
такой Скалозуб, такой Загорецкий невозможны даже в далеком
захолустье. Но пока будет существовать стремление к почестям
помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать
и “награждены! брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье,
пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии
общественной жизни, – до тех пор, конечно, будут мелькать
и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных
и других, нужды нет, что с самой Москвы стерся тот “особый
отпечаток”, которым гордился Фамусов.

Вам в другую категорию. Раздел "Литература" есть не только в Искусстве и Культуре, но и в Домашних заданиях. Там и спрашивайте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.

Эпиграф урока:

вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)

1.Оргмомент.

2. Повторение.

1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.

2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.

3) работа над языком комедии.

Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.

3.Закрепление.

Её сценическая судьба.

Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

Комедия московского света.

Крушение надежд Фамусова.

Онегин – Печорин – Чацкий.

Кто Чацкий – победитель, жертва?

2) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

3) Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.

А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.

Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

3. Образ Молчалина.

4) Викторина по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.

Кто это? Чьи реплики?

Подведение итогов.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Вопрос –задание.

Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.

Читайте также: