Крупные предприятия и ряд их преимуществ кратко

Обновлено: 28.06.2024

Предприятия - это самостоятельные хозяйствующие субъекты, созданные для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Подходы к определению понятия "крупное предприятие"

Некоторые исследователи к числу крупных предприятий относят предприятия, доминирующие на региональном или национальном уровне, выступающие градообразующими, интегрированные в глобальный экономический процесс. Количественными характеристиками крупных предприятий можно назвать:

  • годовой размер полученной от реализации продукции выручки свыше 5 млрд. руб.,
  • совокупная стоимость активов – свыше 7 млрд. руб.,
  • среднесписочная численность персонала - от 1 тысячи чел.

К системообразующим крупным предприятиям, функционирующим к разным отраслям экономики, принято относить компании с одним из перечисленных признаков:

  • предприятие находится в государственной собственности (федеральные государственные унитарные предприятия или государственные корпорации);
  • владение государством контрольным пакетом акций предприятия (открытые акционерные общества).

Некоторые подобные предприятия являются естественными монополиями, поэтому ряд функций управления напрямую зависит от экономической политики государства. Ряд крупных предприятий связаны с обеспечением обороноспособности страны, поэтому их ключевым потребителем является Министерство обороны, что определяет особый контроль их деятельности со стороны государства.

Крупные предприятия существенно влияют на социально-экономическую сферу страны, ее развитие и инновационную активность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль крупных предприятий в экономике РФ

Крупные предприятия позволяют решать стратегические задачи национальной безопасности: обеспечение территориального единства, ресурсонезависимость и обороноспособность.

Крупные предприятия в России все чаще инициируют создание технопарков или небольших инновационных компаний, которые отрабатывают и доводят до стадии практического использования научно-технические достижения, созданные в исследовательских центрах таких предприятий. Одновременно российский крупный бизнес старается расширять масштабы взаимодействия с научными и исследовательскими институтами, конструкторскими и проектно-инжиниринговыми организациями, техническими вузами с целью разработки новейших технических решений и технологий, повышающих инновационный потенциал экономики в целом.

Все это обуславливает значимую и даже определяющую роль крупных предприятий в развитии ряда отраслей.

Крупные предприятия производят преобладающую долю в объеме отраслевого производства в наукоемких и индустриальных отраслях экономики. В развитых странах крупные компании доминируют в машиностроении, электротехнической промышленности и приборостроении, химической промышленности, металлургии, топливно-энергетическом комплексе, добывающей промышленности, фармацевтике, железнодорожном и морском транспорте.

В условиях глобального рынка только крупные компании способны одновременно выходить на несколько национальных рынков. В случае если это не происходит - инициатива перехватывается другими более мощными компаниями. Благодаря концентрации ресурсов крупные компании реализуют инновационные проекты и формируют новые рынки на глобальном уровне, что существенно повышает конкурентоспособность национальной экономики.

Значительные ресурсы и крупный капитал дают существенно больше возможностей для воплощения технических инноваций, нацеленных на наращивание эффективности работы крупных предприятий. Вместе с тем для крупного бизнеса характерна склонность минимизировать риски при освоении технологических новинок, поэтому инновационная активность крупных компаний чаще всего воплощается не в радикальных новшествах, а в усовершенствовании уже существующего продукта, технологии, маркетинговых и организационных решений. Как правило, практическое применение передовых научно-технических достижений связано с малыми инновационными предприятиями, которые создают по инициативе и при непосредственной поддержке крупных предприятий.

Роль крупных предприятий в экономике России значительно выше, чем в остальных развитых странах, так как малый и средний бизнес по количеству занятых и суммарному объему выручки от реализации продукции (работ, услуг) в объеме внутреннего валового продукта нашей страны составляет пока незначительную долю.


По размеру предприятия делятся на четыре категории. Их параметры закреплены в Хозяйственном кодексе Украины. Согласно ему, субъектами микропредпринимательства могут быть физические и юридические лица, в которых среднее годовое количество работников не превышает 10 человек. При этом годовой доход от любой деятельности — не больше 2 млн евро в эквиваленте.

К малым предприятиям относят:

Каждый тип предприятий имеет свои плюсы и минусы, которые стоит учесть, например, начиная собственное дело. Мы собрали их главные преимущества и недостатки.

Какие факторы определяют положительный эффект масштаба производства?

Во-первых, специализация, позволяющая отдельные производственные операции выполнять на различных видах специализированного оборудования, часто в специализированных подразделениях, силами рабочих, обладающих узкой профессией, но добившихся высокой степени профессионализма. Важную роль играет и специализация управленческого персонала. Например, в мелких фирмах обычно сам предприниматель разрабатывает стратегию развития фирмы, исследует издержки, осуществляет текущее оперативное планирование и т. д. В более крупных фирмах он уже нанимает экономиста для выполнения этих функций, а в еще более крупных имеются экономические отделы. Тот, кто был на самых крупных предприятиях, мог видеть, что там имеется экономическое управление, в состав которого обычно входят отделы перспективного развития фирмы, анализа издержек и ценообразования, оперативного планирования, финансов и др. Затраты, связанные с содержанием управленческого персонала, в крупных фирмах обычно окупаются повышением эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Во-вторых, положительный эффект масштаба производства достигается благодаря возможности использования высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования, которое эффективно используется только при полной загрузке и новейших технологиях. В этом случае снижаются издержки, связанные с эксплуатацией оборудования, так как в расчете на единицу продукции цена высокопроизводительного оборудования, как правило, ниже, чем низкопроизводительного.

В-третьих, крупные фирмы обладают существенными преимуществами на рынке. Покупка сырья и продажа продукции крупными партиями обычно связаны с меньшими средними издержками, чем мелкими партиями. Крупные фирмы также значительно расширяют границы рынка своей продукции, они часто реализуют ее не только на национальном, но и на мировом рынке.

В-четвертых, как правило, крупные фирмы имеют преимущества при получении банковских ссуд, которые предоставляются им под более низкие ставки процента, чем мелким фирмам, так как они обычно имеют репутацию надежных заемщиков.

Почему очень крупные фирмы неэффективны?

Вместе с тем при определенных размерах выпуска продукции положительный эффект масштаба производства сменяется отрицательным. Чем это объяснить?

Также надо иметь в виду, что в крупной фирме ослабляются стимулы проявления инициативы работниками. Отсутствует наглядная связь между результатами работы отдельного сотрудника и фирмы в целом. Действительно, если вы работаете в маленькой фирме с несколькими работниками, со всеми из которых вы лично знакомы, то ясно себе представляете, в какой степени успех фирмы зависит от вас лично. В крупной фирме у работников это чувство отсутствует. Они чаще ощущают себя работниками какого-либо подразделения (цеха, отдела), и часто интересы подразделения берут верх над интересами фирмы.

Какие факторы определяют положительный эффект масштаба производства?

Во-первых, специализация, позволяющая отдельные производственные операции выполнять на различных видах специализированного оборудования, часто в специализированных подразделениях, силами рабочих, обладающих узкой профессией, но добившихся высокой степени профессионализма. Важную роль играет и специализация управленческого персонала. Например, в мелких фирмах обычно сам предприниматель разрабатывает стратегию развития фирмы, исследует издержки, осуществляет текущее оперативное планирование и т. д. В более крупных фирмах он уже нанимает экономиста для выполнения этих функций, а в еще более крупных имеются экономические отделы. Тот, кто был на самых крупных предприятиях, мог видеть, что там имеется экономическое управление, в состав которого обычно входят отделы перспективного развития фирмы, анализа издержек и ценообразования, оперативного планирования, финансов и др. Затраты, связанные с содержанием управленческого персонала, в крупных фирмах обычно окупаются повышением эффективности производства и конкурентоспособности продукции.




Во-вторых, положительный эффект масштаба производства достигается благодаря возможности использования высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования, которое эффективно используется только при полной загрузке и новейших технологиях. В этом случае снижаются издержки, связанные с эксплуатацией оборудования, так как в расчете на единицу продукции цена высокопроизводительного оборудования, как правило, ниже, чем низкопроизводительного.

В-третьих, крупные фирмы обладают существенными преимуществами на рынке. Покупка сырья и продажа продукции крупными партиями обычно связаны с меньшими средними издержками, чем мелкими партиями. Крупные фирмы также значительно расширяют границы рынка своей продукции, они часто реализуют ее не только на национальном, но и на мировом рынке.

В-четвертых, как правило, крупные фирмы имеют преимущества при получении банковских ссуд, которые предоставляются им под более низкие ставки процента, чем мелким фирмам, так как они обычно имеют репутацию надежных заемщиков.

Почему очень крупные фирмы неэффективны?

Вместе с тем при определенных размерах выпуска продукции положительный эффект масштаба производства сменяется отрицательным. Чем это объяснить?

Также надо иметь в виду, что в крупной фирме ослабляются стимулы проявления инициативы работниками. Отсутствует наглядная связь между результатами работы отдельного сотрудника и фирмы в целом. Действительно, если вы работаете в маленькой фирме с несколькими работниками, со всеми из которых вы лично знакомы, то ясно себе представляете, в какой степени успех фирмы зависит от вас лично. В крупной фирме у работников это чувство отсутствует. Они чаще ощущают себя работниками какого-либо подразделения (цеха, отдела), и часто интересы подразделения берут верх над интересами фирмы.

Содержание

Содержание

  • Определение крупного предприятия
  • Критерии крупного предприятия в некоторых отраслях
  • Крупные предприятия: плюсы и минусы
  • Функции крупных предприятий
  • Крупные предприятия и МСБ. Как отличить?
  • Особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности крупных предприятий
  • Налоговые льготы для предприятий
  • Инвестиционный налоговый кредит
  • Кредитование крупных предприятий
  • Топ 5 часто задаваемых вопросов

Крупные предприятия выполняют важную функцию – они служат движущей силой национальной экономики. В данной статье рассматриваются позитивные и негативные стороны их деятельности, критерии крупного предприятия, особенности ведения бухгалтерского учета, отчетности, кредитования и налогообложения.

Определение крупного предприятия

Определений крупного предприятия можно найти несколько. Одного быть и не может, поскольку экономика страны объемная и разнообразная. Крупной называют фирму, которая производит существенную и значительную часть всего объема отрасли. Также можно основываться на такие показатели:

  1. Объем продаж.
  2. Количество работающих.
  3. Размер активов.

Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:

  • Компания – юридическое лицо, в уставном капитале которой участие государства составляет более четверти процентов.
  • Дочерние предприятия с государственным участием в капитале 50% и более.
  • Компании с численностью за прошлый год больше 250 человек и доходом от реализации свыше 2000 миллионов рублей.
  • Органы государственной и муниципальной власти, субъекты естественных монополий.

Критерии крупного предприятия в некоторых отраслях

Чтобы назвать предприятие крупным, необходимо учитывать специфику отрасли, к которой оно относится, и территории, где расположено. В таблице отражены отличительные признаки для некоторых отраслей экономики:

Крупные предприятия: плюсы и минусы

По сравнению с МСБ крупные предприятия серьезно влияют на национальную экономику. Работают они намного эффективнее.

Позитивные стороны крупных предприятий:

  1. Наличие огромной ресурсной базы. Именно через крупные предприятия проходят основные финансовые потоки.
  2. Большие масштабы производства позволяют сократить затраты на изготовление единицы продукции, то есть, снизить себестоимость. Это делает предприятия конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
  3. Доступность дешевых кредитов. Банки с большей охотой работают с крупными фирмами, а не с мелкими или средними.
  4. Значительные денежные потоки позволяют выстоять в периоды кризисов или иных финансовых потрясений.
  5. Возможность привлекать высококвалифицированные кадры и обеспечивать им достойную оплату труда.
  6. Высокий уровень социального обеспечения.
  7. Развитая инфраструктура.
  8. Выход на рынки развивающихся стран и возможность воздействовать на их экономическую систему.
  9. Доступность международного рынка и использование сравнительно недорогих ресурсов, которые предоставляет мировая экономика.
  1. Значительная концентрация.
  2. Излишняя локализация хозяйственных связей.
  3. Высокий уровень бюрократии и неповоротливость способны загубить любую инициативу. Какие-либо изменения возможны только по указанию с самого верха. Они приживаются медленно и с трудом.
  4. Противодействие любым горизонтальным хозяйственным связям. Выход их за границы компании блокируется.

Основой успеха крупных предприятий являются бизнес-модели их деятельности. Они придуманы давно и настолько эффективны, что продолжают успешно функционировать и приносить прибыль. Безусловно, модели слегка усовершенствованы и обновлены с учетом современных условий.

Функции крупных предприятий

Крупные компании выполняет функции:

  1. Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
  2. Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
  3. Учет хозяйственных и финансовых операций.
  4. Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

  1. Научная работа и исследовательские изыскания.
  2. Тесные связи со СМИ и общественностью.
  3. Поддержка предпринимательства.

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

2) Их связывает подобный вид деятельности.

  • обладает одним центром управления;
  • все комплексы находятся под контролем собственника.

Несколько компаний с общими собственниками.

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Крупные предприятия и МСБ. Как отличить?

Отличить предприятия крупные от МСБ можно, исходя из таких критериев:

Предприятие Среднегодовая численность Максимальный доход, млн. руб.
от до
Микро 1 15 120
Малое 15 100 800
Среднее 100 250 2000
Крупное 251 и выше Больше 2000

Казалось бы, различить за подобными критериями предприятия просто. Чтобы стать крупным, необходимо наполнить штат не менее, чем 251 работником и довести доход до отметки, которая больше двух миллиардов рублей. Но есть отрасли, у которых количество персонала может быть и меньше 250, однако они принадлежат к крупным:

Читайте также: