Кризис семьи в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнок часто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях между родителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.

Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело в конце 80-х - начале 90-х к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.

Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России, да и не только. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.

Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия, включая инцестуозное.

Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака - общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность - глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своих кардинальных функций - прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.

Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемный труд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном - единственном ребенке.




Задача политики укрепления семьи - в том, чтобы создать в рыночной системе совершенно новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

Для полного раскрытия вышеизложенного хотелось бы рассмотреть вопрос кризиса в современной семье, так как изменение некоторых функций семьи тесно связанны именно с кризисными ситуациями развивающихся в современной семье. Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена её воспитательная функция. Ребёнок часто живёт в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищённости.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирования личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано, прежде всего, на эмоциональных отношениях между родителями и детьми становиться одним из основных факторов семейного неблагополучия.

Отчуждение родителей от детей, младших поколений от старших на фоне ущемления общечеловеческой и религиозной морали, ослабления ценностей семейного благополучия привело в конце 80-х - начале 90-х к тому разгулу безнравственности и социальной патологии, который ярче всего раскрывает социальный кризис нашего общества, кризис экзистенциальных ценностей. Исходя из вышесказанного, России потребуется гораздо больше времени на преобразование всего строя жизни, переориентации его на интересы семьи, чем западным странам. Отсюда, начинать просемейную политику и думать о том, как сделать её эффективной, нам надо раньше.

Бездетность и малодетность стали достаточно распространенным явлением на большей части территории России, да и не только. Резкое снижение материального уровня вынуждает молодые семьи отказываться от рождения второго и третьего ребенка и откладывать появление первого. Семьи с двумя и большим числом детей чаще попадают в зону бедности и в этой ситуации не могут обеспечить своим детям полноценного питания, содержания и образования.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций - репродуктивной, экзистенциального содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.

Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и галопирующая подростковая и увы, детская преступность, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Это и растущее предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, бракоподобных отношений и квазисемей геев и лесбиянок, рост числа брачных сожительств. Это и рост семейной девиации - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейного насилия, включая инцестуозное.

Крах семьи с несколькими детьми и пожизненного брака - общемировой процесс, ярче всего проявляющийся в развитых странах. Малодетность - глобальная проблема нашего времени, возникшая вследствие исторического ослабления института семьи, разрушения семейного производства и превращения членов семьи в наемных работников, не имеющих новых, рыночных стимулов к рождению детей вообще. Современная деградация семьи как супружеского союза, союза родителей и детей и хозяйственного объединения, то есть как института не выполняющего своих кардинальных функций - прямой итог прекращения инерционного действия норм семейного образа жизни, ухода в небытие семейного производства. Оказалось достаточно трех столетий вне семейного, ориентированного на рынок производства, чтобы иссякла потребность в детях как таковая.

Новое общество не позаботилось о создании новых стимулов к рождению детей. Поэтому такая массовая потребность в однодетности в условиях рыночной экономики (наемный труд). Если рыночная экономика не изменится в этом отношении, то через одно демографическое поколение начнется ослабление потребности людей и в одном - единственном ребенке.

Задача политики укрепления семьи - в том, чтобы создать в рыночной системе совершенно новую рыночную мотивацию к обзаведению семьей и детьми. Материнство и отцовство, по логике, должны стать профессиональным занятием, таким же, как любое другое дело. Общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений.

Россия сегодня в лидерах по количеству разводов. По оценке специалистов, в настоящее время в России, Белоруссии и на Украине, распадается каждый второй брак. В 68 % случаев подают на развод женщины (в Москве – 80 %) в возрасте до 50 лет, особенно при этом активны молодые женщины. Возраст, на который выпадает большинство разводов, — период от 18 до 35 лет. Каждый развод – настоящая драма для семейной жизни.


Идеальный образ не совпадает с реальным

– Существуют основные группы причин разводов – психологические и социальные, которые, впрочем, тесно связаны друг с другом. Есть и духовные причины. Но прежде чем говорить об этом, вспомним, почему и для чего вообще создаются браки.

Есть ещё одна из существенных психологических причин разводов. Благодаря родительскому воспитанию, у супругов сложились свои представления о том, какой должна быть нормальная семейная жизнь. Но эти модели часто не совпадают, чем тоже провоцируется разлад в семье.


Что касается социальных причин, то их формирует для нас общество. Городской образ жизни способствует утрате традиционных ценностей и размыванию традиционных ролей мужчины и женщины. В прежние времена мужчины занимались тяжелой трудовой деятельностью, обеспечивая главные условия выживания семьи, на женщин ложилась домашняя работа, они чаще рожали, воспитывали детей не в детсадах, а в собственных домах и на личном примере, и никто не претендовал на чужую семейную роль.

Оскудение любви

– Мало того – помогали! 40 лет назад Высоцкий пел:


Другая серьезная закономерность. При переходе к урбанистической культуре у людей появляется зазор между половым созреванием и социально-личностным взрослением. Раньше люди, живя природным укладом, более или менее параллельно созревали и физически, и социально. Молодые ребята буквально к 13-14 годам имели отработанные навыки: и урожай вырастить, и дом построить, и за скотом ухаживать. Аналогичное можно утверждать и о взрослении девушек. Ничто им не препятствовало создать семью, потому что и те, и другие имели уже сложившееся гражданское и хозяйственное мировоззрение. И никаких лукавых мыслей, которые толкали бы их в сторону смены супруга, особо не возникало. Хотя нельзя сказать, что все было идеально. Тем не менее разводы были крайне редки, потому что людям было неинтересно играть в эти странные игры. Привычка к серьезной взрослой жизни формировалась достаточно рано. Молодые люди рано женились и напрасно свои физические энергии не растрачивали. А сейчас возникает такой своеобразный зазор: молодой человек взрослеет, при этом, с одной стороны, тело уже выросло и гормоны бушуют, а с другой стороны, нет той ответственности, да и навыков, которые требуются для создания семьи.

Добрачные связи и гаджеты

Дурной пример заразителен

– Трагедия современной семьи – аборты. По статистике в семьях, где были аборты, бракоразводные процессы происходят чаще. Аборты – это тоже признак оскудения любви.

– Конечно. Здесь мы уже вторгаемся в сферу неких иррациональных феноменов, которые нелегко объяснить интеллектуальными формулировками. Люди, близкие по своему воспитанию к традиции, имеют уважение к мистическим, духовным закономерностям – например, к тайне жизни, которую нельзя прерывать, даже если этот еще не родившийся человек каким-то образом мешает. До определенного времени было понятно само собой: аборты делать нельзя! Но потом, на протяжении многих десятилетий атеизма, нам объясняли, что ребенок внутри материнской утробы не человек и убить его не грех! И до сих пор аборты воспринимаются как норма в семейной жизни, несмотря на то, что женщины сейчас в большинстве своем информированы, что аборт – это убийство человека. Здесь действует инерция преемственности и распространённости. Если женщина знает, что это все давно практикуется: и закон не запрещает, и поколения матерей и бабушек делали это, то, спрашивается, с чего вдруг такая особая ответственность на неё возлагается? Она говорит: не я первая, не я последняя, все делают, и я сделаю. То есть, массовость явления задавливает! В год – миллионы загубленных детских жизней!

Малодетность

– С другой стороны, это своеобразный тест: а была ли любовь? Люди должны любить друг друга независимо от того, есть ли у них дети или нет. И потом, забота на собственных детях не кончается, появляются внуки, которые тоже скрепляют семью.

– Согласен, что многодетность – не гарантия счастья и условие неоднозначное. Просто если семья многодетная, супруги дольше сохраняют мотив общей заботы. Также появляется элемент детской иерархии: старшие-младшие. Он тоже способствует правильной организации быта и экономит эмоции. У многодетных родителей более вероятен плавный переход от воспитания детей к заботе о внуках. Но есть и обратная сторона. В связи с тем, что многодетные семьи находятся, как правило, в более сложном материальном положении, нагрузка на них именно с точки зрения недостатка денег или отсутствия нормальных жилищных условий является тоже провоцирующим фактором семейных неурядиц. Бедственное состояние семьи часто приводит к взаимным упрекам, ссорам и к разводу.

Забвение традиционной практики супружеских отношений

– Кстати, об иерархии. Совершенно верно, на мой взгляд, сказал один из церковных авторитетов, что если муж слушается Бога, то жена будет слушать своего мужа, и дети будут слушаться своих родителей.

В чём опасность нескомпенсированной семейной горячки в виде регулярных женских бунтов? В том, что женское начало в семье имеет риск стать доминирующим и практически безальтернативным. Мужчина, избегая ссор, криков и, конечно… рукоприкладства, просто самоустраняется, теряет влияние, в том числе и на детей. Со временем теряет самоуважение, а не уважающего себя мужчину и жена не способна уважать и любить. Такие семьи либо распадаются, либо сохраняются только по формальному признаку отсутствия развода.


На самом деле, смирение женщины, ее уступчивость могут оказывать чудесное воздействие, созидающее, и на мужа, и на детей. Образ кроткого, спокойного, нескандального поведения – лучший пример для своих детей и сохранения семьи. Несказанные слова, молчание могут быть сильнее миллионов грубых слов.

– Конечно, в период ухаживания молодые люди стараются преподнести себя в лучшем образе, распознать в это время будущего мужа-тирана или сварливую жену сложно, об этом уже говорилось выше, но и насчёт себя они тоже могут заблуждаться. Прежняя традиционная практика, когда еще прислушивались к голосу родителей, сегодня воспринимается как лютое насилие. Хотя на самом деле, участие родителей в выборе жениха или невесты является изрядной профилактикой разводов. Ведь оценивая уклад другой семьи и зная качества своего собственного ребенка, родители могли взвесить степень его совместимости с предполагаемым женихом или невестой. Не думаю, что родители, давая благословение на брак, исходили только из каких-то материальных соображений. Они учитывали и чувства своего ребенка. Все совмещалось: и симпатии молодых, и родительские рекомендации. И это один из главных факторов долговечности брака. Сейчас эта практика практически отсутствует.

Культ денег

– В нашем обществе царит культ денег. Сейчас многие женщины считают, что главное, что обязан делать мужчина – это зарабатывать. Но не у всех мужчин есть способности заниматься бизнесом или работать на трёх работах. А если мужчина созерцатель по своей натуре, то ему лучше и не жениться….

Государство должно делать все для того, чтобы люди, получившие образование и трудовые навыки, действительно могли достойно содержать семью из нескольких детей. Там же, где детей много, должны быть социальные преференции.

Женский эгоизм

– Статистика показывает, что женщины чаще подают на развод. Наверное, потому, что они более эмоциональны, действуют в состоянии эмоционального срыва. Но что поразительно, они не жалеют своих детей в этой ситуации. Они прекрасно понимают, что дети любят отца, и лишают его их! Да и отцы любят детей не меньше, чем матери.

Как я уже говорил в предыдущем материале, материнство несет в себе отпечаток плоти. А плоть, лишенная духовного преображения и личностной составляющей, живет по причинностным, механизированным законам. По законам, которые игнорируют добрую волю и даже чувство любви. Соответственно, причинностные законы физиологии могут быть очень похожи на законничество в социуме. Материнство имеет риск притянуться вот к таким формализованным отношениям более, нежели к чувству любви. Хотя считается, что материнство – это воплощение особенно чистой, бескорыстной любви. Но это характерно для более высоких, духовных уровней, когда мать поднимается над своим чувством к собственному ребенку, и любовь переходит к другим детям. Высшим образцом в данном случае является Пресвятая Богородица. Она, будучи Матерью одного Ребенка, но не простого, а Богочеловека, смогла вместить в себя любовь ко всему роду человеческому.

Семейный кризис в России: итоги столетия 1917 – 2017.

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
  • Добавить комментарий

Семейный кризис в России: итоги столетия 1917 – 2017.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его.

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем;

сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Вступление. Кризис есть!

Жизнеспособность нации можно оценивать разными показателями. В нашем докладе мы воспользуемся демографическими показателями, прежде всего связанными с рождаемостью: суммарным коэффициентом рождаемости и половозрастными пирамидами и др. Мы не будем рассматривать статистику браков, статистику смертности и другие демографические показатели. Сузив предмет для рассмотрения только до рождаемости мы надеемся, что не потеряем возможность исследовать семейный кризис более широко. Рождаемость сильно связана со всеми сторонами семейной жизни, и рассмотрев семью только с этой стороны, мы сможем сделать ценные выводы.

Уже в 60-х годах XX столетия стали преобладать семьи с 1–2 детьми. По данным демографической науки для воспроизводства нации при современном уровне смертности 60% семей должны иметь 3-х детей [2] , [3] . ( См. Приложение 2 )

Признаки кризиса ярко видны не только по показателю СКР, но также и на возрастно-половых пирамидах. Этот инструмент показывает уровень рождаемость за каждый год и позволяет делать более глубокие выводы о рождаемости, а также делать прогнозы на будущее. На пирамидах отражаются все негативные события в жизни нашего народа. ( См. Приложение 3 )

Как мы уже говорилось выше для воспроизводства необходим СКР 2,15, т.е. если мы на пирамиде выделим поколение в возрасте 20–35 лет, то для воспроизводства основание пирамиды должно быть шире на 7-8% ( См. Приложение 4 ). Бочкообразная пирамида свидетельствует о вырождении нации.

Именно такую уродливую с точки зрения демографов пирамиду имеет российское население в настоящее время. Несмотря на радостные статьи в прошлом (2015) году о том, что впервые в России за последние годы население перестало убывать и мы наблюдаем подъем рождаемости, пирамида четко говорит, что подъем кратковременный и связан с подъемом рождаемости в середине 80-х годов, после чего последует большой провал в рождаемости из-за низкой рождаемости в 1990-х. Но даже этот подъем не обеспечивает необходимого уровня. Основание возрастно-половой пирамиды значительно уже поколения фертильного возраста, вместо того, чтобы быть шире на 7-8%. ( См. Приложение 5 ).

Если предположить, что к 2031 году удастся в России добиться СКР 2.15, что обеспечит простое воспроизводство, то мы видим, что даже при таком благоприятном исходе к 2090–2100 годам население России будет не более 70 млн. человек, то есть население России сократится в два раза. При СКР равным 1,7 реальная численность населения нашего государства будет гораздо меньше — 30-40 млн человек. ( См. Приложение 7 , Приложение 8 )

Итак, признаки вырождения российского населения налицо, что свидетельствует о серьезном духовном кризисе. Чтобы пытаться преодолеть этот кризис, важно разобраться в его причинах. Для этого попробуем разобраться, когда начался семейный кризис в нашей стране.

Основная часть. Причины кризиса

Гипотеза 1. Кризис рожден Советской властью

Первое, что приходит в голову о причинах семейного кризиса, это мысль о том, что кризис этот является следствием целенаправленного разрушения семьи Советской властью.

Несмотря на все попытки совершить переворот в семейных отношениях, предпринятые в 1920-х годах, можно говорить, что коммунистическая сексуальная революция провалилась. В 30-х годах был взят новый курс. К началу 30-х годов сексуальная революция постепенно сворачивается. В 1934 году снова ввели уголовную ответственность за гомосексуальные связи. Если в разгар сексуальной революции свободная любовь декларировалась как протест против отжившего буржуазного брака, то в 1930-е годы стали осуждать не только её, но даже естественную сексуальность. Появляются призывы к половому воздержанию молодежи и укреплению семьи [8] .

Особо надо сказать о абортах. 18 ноября 1920 года постановлением Наркомздрава и Наркомюста в нашем государстве впервые в мире (!) были официально разрешены аборты, что привело к резкому снижению рождаемости. Вскоре стало очевидным, что с таким темпом прироста населения скоро некому будет работать. В 1936 году запрещение на аборты было вновь введено. В 1955 году при правлении Никиты Хрущёва этот запрет был снят. И до настоящего времени, несмотря на то, что демографическую ситуацию в современной России специалисты характеризуют как катастрофическую, аборты официально разрешены [10] .

Достижение долгожданного равенства мужчин и женщин (экономического, социального, политического и др.) оценивалось политическими деятелями того времени в качестве одной из главных побед социализма. Однако, специалисты с горечью свидетельствуют, что такая государственная семейная политика повлекла за собой целый комплекс негативных последствий. Перечислим лишь некоторые из них: 1) снижение ценности материнства; 2) снижение ценности отцовства; 3) увеличение количества неполных семей; 4) преобладание женщин во всей системе воспитания и образования; 5) наличие большого количества психологически рассогласованных, дисфункциональных семей; 6) увеличение количества безнадзорных детей; 7) сокращение количества детей в семье [11] .

Критика гипотезы 1. Кризис существовал до революции и вне России

В демографической науке начало кризиса воспроизводства в России относят ко втор пол. XIX века. Этот кризис развивался постепенно в выразился в начале в виде постепенного падения рождаемости и перехода от расширенного воспроизведения к простому. В сер. XIX века СКР был около 7, при этом необходимый для воспроизводства уровень СКР был равным 5. Это обеспечивало прирост населения по 1 – 2%. За четверть века (с 1874 до 1900) население России выросло в полтора раза. ( См. Приложение 9 ). Поколение, рожденное 1900 – 1910 годах, впервые за многие столетия не обеспечило необходимый уровень рождаемости. Уровень СКР снизился до 3,6 при необходимом 4,2 (при уровне смертности как в материнском поколении) ( См. Приложение 10 , Приложение 11 ).

На тот же период появления кризиса указывает нетто-коэффициент рождаемости [12] . Этот показатель показывает, что поколение женщин, рожденных в 1909–1913 году, также не обеспечивало воспроизводство населения. ( См. Приложение 12 ).

Период рождений этих поколения пришелся на 20 – 30-е годы XX столетия, когда в России проходила сексуальная революция. Но объяснить кризис воспроизводства сексуальной революцией невозможно. Во-первых, сексуальная революция затронула больше городское население и не могла так массово снизить рождаемость, а во-вторых, данные показывают о том, что резкое снижение рождаемости начинается с 1870-х годов, а снижение рождаемости в начале советской власти — лишь небольшое отклонение от общей тенденции. ( См. Приложение 10 ).

Кстати отметим, что несмотря на высокую рождаемость из-за высокой детской смертности, типичная супружеская пара ни на одном из этих этапов не была многодетной. Традиционная семья на всех этапах жизненного цикла была обременена маленькими детьми, но до возраста 10 лет доживало 3–3,5 ребенка ( См. Приложение 13 ). Реальная возможность массовой многодетности появляется только у постпереходной семьи — благодаря росту эффективной рождаемости. Но в России, как и в большинстве развитых стран, семья не воспользовалась этой возможностью, не стала действительно многодетной или даже "среднедетной" (с 3 – 4 детьми). Она ограничила общее число рождений, что позволило локализовать бремя ухода за маленькими детьми на относительно коротком этапе семейного жизненного цикла.

В западных странах мы видим тот же семейный кризис, но там семейные ценности разрушала уже не коммунистическая идеология, а капиталистическая. Кризис семьи на Западе имеет столь же давнюю, как и в России, историю (или точнее, общую с нами).

Гипотеза 2. Причина семейного кризиса — духовный кризис общества

Научно-технический прогресс, который дал начало демографической революции, смог снизить смертность, увеличить среднюю продолжительность жизни и уровень образования, но спровоцировал снижение рождаемости ниже 1,7.

Если искать факторы, которые могут положительно повлиять на рождаемость, то окажется, что ценности материального мира почти не влияют на рождаемость. Например, мало влияет на рождаемость уровень жизни. Наибольшая рождаемость наблюдается в странах третьего мира. ( См. Приложение 16 ). К тем же выводам приводит и сравнение рождаемости в городской и сельской местности. Данные за 1960–2015 года показывают, что весь период рождаемость на селе была примерно полтора раза больше, чем в городе ( См. Приложение 17 ).

Суженное воспроизводство, как и общество потребления, — это конец большого пути, начало которого надо искать, как мы отмечали, в XVIII–XIX веках, когда стало формироваться капиталистическое общество. В качестве одной из основных причиной формирования этого общества назовем появление новой протестантской духовности. Именно в протестантской среде рождается новый более материалистический взгляд на духовную жизнь, что формирует новую этику и создает почву для возникновения капитализма [17] .

Коммунистическая идеология является ответом на развитие капиталистического духа, но одновременно она исходит из того же материалистического подхода. Поэтому несмотря на различие капиталистической и коммунистической идеологий, они две разные ветви одного дерева. Октябрьская революция являются следствием того же духовного кризиса, который породил капитализм, и результаты влияния на семейную жизнь этих двух путей в итоге одинаковы.

Что делать и куда идти?

Таким образом, можно говорить, что религиозная жизнь оказывает влияние не непосредственно на семейное поведение, но на формирование традиционного уклада семейной жизни, которая в следующем поколении дает изменение модели семейного поведения человека. Опыт религиозной жизни накапливается и передается через культуру [21] . Именно поэтому сейчас в мусульманских странах или в мусульманских народах в рамках одной многонациональной страны мы наблюдаем более высокую рождаемость, чем в христианских. Мусульмане имеют более высокий иммунитет против западноевропейской культуры, чем христиане, в силу христианских корней западной цивилизации ( См. Приложение 20 ).

Решить проблему воспитания ребенка как будущего семьянина может создание семейных центров, которые будут координировать введение семейного воспитания на всех этапах формирования будущего семейного поведения от рождения до рождения детей. ( См. Приложение 21 ).

В России выход из семейного кризиса возможен только в результате длительной работы по возрождению православной духовности и целенаправленной работе по созданию просемейной культуры.

Читайте также: