Кризис самодержавной власти на рубеже 70 80 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин. К этому времени выявились грабительские последствия крестьянской реформы 1861 г.: малоземелье крестьян, несоответствие между урезанными в результате отрезков малодоходными крестьянскими наделами и высокими выкупными за них платежами, давление на крестьянское хозяйство помещичьих латифундий (гнет кабальных отработок). Естественный прирост крестьянского населения при сохранении прежних размеров наделов еще более усугублял малоземелье. О не посильности для крестьян высоких выкупных платежей свидетельствовал прогрессирующий рост недоимок: за 20 лет после реформы 1861 г. в бывшей помещичьей деревне они возросли вдвое и составили 84 % к их годовой сумме. Особенно они были велики в нечерноземных и поволжских губерниях, где превысили годовой оклад в полтора два раза. При взыскании недоимок применялись самые суровые меры: описывались и продавались скот, инвентарь и даже домашняя утварь, отбирался (на время) надел. Не менее тяжелым было и положение еще не перешедших на выкуп временнообязанных крестьян: они продолжали отбывать прежние феодальные повинности - барщину и оброк. Выкупные платежи за надельную землю, значительно превышавшие доходность с нее, разоряли удельную и государственную деревню. Тяжелое положение крестьянства в эти годы усугублялось разорительными последствиями Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., неурожаем и голодом 1879 - 1880 гг., мировым экономическим кризисом конца 70-х годов, захватившим и Россию.

Заметно возросла численность крестьянских волнений: если в 1875 1879 гг. было зафиксировано 152 волнения, то в следующем пятилетии (1880 - 1884) - уже 325. Однако для правительства представляли опасность не столько крестьянские волнения, которых было гораздо меньше, чем в 50 - 60-е годы в связи с подготовкой и проведением реформы 1861 г. Особое беспокойство властей вызывали распространившиеся в деревне слухи о близком "черном переделе" земель, во время которого якобы "вся земля будет отобрана от помещиков и роздана крестьянам". С переделом земель связывалась также и крестьянская надежда на "освобождение от подушной подати и вообще от всех платежей". Подобные слухи стали возникать в некоторых губерниях еще с середины 70-х годов, а в 1879 г. получили повсеместное распространение. По повелению Александра II министр внутренних дел Л.С. Маков опубликовал в официальной прессе специальное "Объявление" о необоснованности надежд крестьян на передел земли.

Однако слухи об этом продолжали упорно распространяться, создавая напряженное положение в деревне. Свои надежды на передел земли крестьяне возлагали на царя и усматривали начавшиеся покушения на Александра II народовольцев как акты мести помещиков за дарование крестьянам "воли" в 1861 г. и его намерение произвести "поравнение земель". Убийство 1 марта 1881 г. Александра II дало новую пищу слухам и толкам. В донесениях губернаторов сообщалось: "Простой народ толкует, что государя убили помещики, не желавшие исполнить воли его, чтобы отдали они землю безвозмездно своим бывшим крестьянам ". Вступление на престол нового царя породило у крестьян еще большие надежды надежды, что при нем обязательно будет произведен передел земель, а также и "сложение податей и недоимок". С опровержением этих слухов вынужден был выступить сам Александр III. В своей речи 21 мая 1883 г. перед волостными старшинами, собранными на его коронацию, он заявил: "Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобном. Эти слухи распускаются вашими врагами. Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна".

Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, охвативших в 1878 - 1880 гг. такие крупные промышленные центры, как Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одессу, Лодзь, рост либерально-оппозиционного движения и, наконец, активизация террористической деятельности народовольцев, направленная против царя и его сановников оказали существенное воздействие на правящие "верхи" и в конечном счете явились факторами, обусловившими кризис поли тики самодержавия на рубеже 70-80-х годов. Оно испытывало в те годы серьезные колебания, выражавшиеся, с одной стороны, в том, что были обещаны реформы и сделаны некоторые уступки для привлечения либеральных кругов к борьбе против "крамолы"; с другой, применялись суровые репрессии к участникам революционного движения.

8 февраля 1880 г., после покушения Степана Халтурина на царя, Александр II созвал специальное совещание для выработки мер подавления терроризма в стране. 12 февраля 1880 г. была образована "Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия". Во главе ее был поставлен харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, получивший известность как талантливый военачальник во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., а впоследствии - умелый администратор. Он возглавил так же Чрезвычайную следственную комиссию по делу о взрыве в Зимнем дворце; вскоре он занял пост и министра внутренних дел, в то время равный по своему значению посту премьер-министра. Это был хитрый и изворотливый политик, расточавший посулы и обещания "благомыслящей" части общества и проводивший политику жестких мер против революционеров. Известный народнический публицист Н.К. Михайловский едко заметил тогда, что "благодарная Россия изобразит Лорис-Меликова в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади".

В задачу Верховной распорядительной комиссии входило "положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать государственный и общественный поря док". Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Комиссия занималась разработкой мер совершенствования эффективности карательной машины - секретно розыскной службы, ускорения производства дознаний по государственным преступлениям, рассматривала вопросы состояния мест заключения. Назначая Лорис-Меликова на пост председателя Комиссии, Александр II сказал ему: "Возьми всё в свои руки". Лорис-Меликов получил диктаторские полномочия и стал вторым после императора лицом в государстве.

Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными мерами, но следует проводить и более гибкую политику. В своем докладе царю он писал: "Вывести Россию из переживаемого ею кризиса может только твердая самодержавная воля, но эта задача не может быть выполнена одними карательными и полицейскими мерами".

Так определилась задача "введения народного представительства", но в строго ограниченных пределах, с чем согласился и Александр II.

Комиссия Лорис-Меликова проработала до 1 мая 1880 г., проведя всего 5 заседаний. Указом 6 августа 1880 г. она была закрыта. Этим же указом упразднялось III Отделение. Однако учреждался с теми же функциями Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел, т.е. речь шла не об упразднении, а о переименовании этого органа высшей полиции. В августе 1880 г. Лорис-Меликов выступил с инициативой проведения Сенатом ревизии состояния местных органов самоуправления. С этой целью в губернии были направлены 4 сена тора. Он настоял на отмене в том же году особенно ненавистного для населения косвенного налога на соль, также заставил хлеботорговцев снизить цены на хлеб.

2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845 - 1894), второй сын Александра II. Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. В литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карь ере. Главным "воспитателем" наследника был генерал-адъютант В.А. Перовский, а общим образованием его заведовал профессор Московского университета, видный экономист А.И. Чивилев. В качестве преподавателей были привлечены известные ученые. Академик Я.К. Грот пре подавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М.И. Драгомиров - тактику и военную историю; С.М. Соловьев - русскую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К.П. Победоносцев, преподававший ему законоведение.

Будучи наследником престола Александр участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гель сингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге, участвовал в Русско-турецкой войне в должности командующего Рущукским отрядом. Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памятников. Уже тогда у него сложились консервативные политические воззрения. В совещаниях последних лет царствования Александра II наследник престола неизменно высказывался за неприкосновенность ничем не ограниченного самодержавия и необходимость широких репрессивных мер против революционеров.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали "царь-миротворец".

Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К.П. Победоносцев и М.Н. Катков.

К.П. Победоносцев происходил из семьи профессора Московского университета, который дал своему сыну солидное образование. Победоносцев успешно окончил Училище правововедения и начал службу в одном из департаментов Московского Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке "благочестивом, тихого и скромного нрава", обладавшим тонким умом и разносторонними познаниями. Он заявил о себе как о талантливом публицисте и писателе либеральных воззрений, в которых он выступал за гласность и осуждал николаевского царствование, печатал за границей А.И. Герцен. Победоносцев усердно занимался изучением истории русского гражданского права и считался лучшим его знатоком. Ему прочили блестящую ученую карьеру. В 1859 г. он стал профессором Московского университета, участвовал в подготовке судебных уставов 1864 г., отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса. Его "Курс гражданского права" выдержал 5 изданий и был настольной книгой для юристов. По свидетельству известного юриста А.Ф. Кони, речи и выступления Победоносцева, "простые и ясные", с большой силой убеждения, производили сильное впечатление на слушателей. В 1865 г. Победоносцев оставил преподавание в Московском университете и всецело посвятил себя государственной службе, стал сенатором, а затем и членом Государственного совета.

В апреле 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего Синода. Этот пост Победоносцев занимал 25 лет. От его былых либеральных взглядов не осталось и следа. Он превратился в убежденного сторонника охранительной политики самодержавия. После 1 марта 1881 г. Победоносцев стал в центре политической жизни России и по сути дела определял политику растерявшегося после гибели отца Александра III. Все сразу почувствовали тогда возросшие силу и влияние Победоносцева.

Аналогичную эволюцию от либеральных воззрений к последовательному хранительству проделал известный публицист и издатель, сын московского чиновника, М.Н. Катков. Окончив с отличием в 1838 г. словесное отделение Московского университета, он переехал в Петербург, где сотрудничал в "Отечественных записках", "Современнике" и др. периодических изданиях, защитил магистерскую диссертацию по славянской словесности и докторскую диссертацию по древнегреческой философии. В 1857 г. он стал редактором либерального журнала "Русский вестник", в котором публиковал свои политические статьи. С 1862 г. Катков заметно повернул к охранительству, а в 1863 г. его деятельность как редактора и публициста сосредоточилась в газете "Московские ведомости". Публиковавшиеся в них яркие, охранительного характера статьи Каткова оказывали большое воздействие на правительственные круги и сделались реальной политической силой. Впоследствии у Каткова сложились близкие отношения с Победоносцевым. 8 марта 1881 г. в Комитете министров под председательством Александра III состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. В защиту проекта высказались военный министр Д.А. Милютин, министр народного просвещения А.А. Сабуров и министр финансов А.А. Абаза. С резкой критикой проекта выступил граф С.Г. Строганов, заявивший, что этот проект "ведет прямо к конституции". Строганова поддержал Александр III. Победоносцев обрушился не только на представленный Лорис-Меликовым проект, но и вообще на все реформы 60 - 70-х годов, но более всего на крестьянскую, земскую и судебную, назвав земства и суды "опасными говорильнями". Проект Лорис-Меликова был отвергнут, точнее, передан на рассмотрение в Особую комиссию, которая ни разу не собиралась.

Сразу же после 1 марта 1881 г. представителями придворной аристократии была создана "Священная дружина" - конспиративная организация для охраны особы царя и противодействия революционному террору. Ее возглавили флигель-адъютант П.П. Шувалов, генерал-адъютант И.И. Воронцов - Дашков, московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков и начальник гвардейского штаба А.А. Бобринский. В нее вошли и другие высокопоставленные лица, близкие ко двору, даже некоторые из великих князей. Она имела русскую и зарубежную агентуру, применяла провокации, стремясь сбить с толку революционеров и посеять недоверие их друг к другу. В Женеве якобы от имени народовольцев ею издавались газеты "Правда" и "Вольное слово", которые с целью дискредитации народовольческой программы договаривались до нелепостей и призыва ли к революционному террору не только в России, но и во всем мире. Среди русских либералов "Священная дружина" действовала от имени фиктивных организаций "Земский союз" и "Земская лига". Народовольцы быстро разгадали, от кого шли эти мистификации, и поведали об этом в своей прессе. В 1883 г. Александр III распорядился прекратить деятельность "Священной дружины", методы которой получили скандальную огласку. Кроме того, соперничая с государственной полицией, она стала ей помехой в борьбе с революционерами.

29 апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест "О незыблемости самодержавия". В нем про возглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет ее "утверждать и охранять для блага народного от вся ких на нее поползновений". На следующий день Лорис-Меликов подал царю прошение об отставке. Уйдя в отставку, он выехал за границу, где находился до конца жизни под тайным надзором русской полиции. Вскоре после ухода Лорис-Меликова подали в отставку слывшие "либералами" военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза, а еще ранее (в марте 1881 г.) был уволен министр просвещения А.А. Сабуров.

Однако в обстановке продолжавшегося брожения в стране правительство не решалось еще круто изменить политический курс. Назначенный вместо Лорис-Меликова министром внутренних дел Н.П. Игнатьев (бывший до этого послом в Турции) предпринял ряд мер, чтобы прикрыть пере ход правительства к откровенно реакционному политическому курсу. Он опубликовал циркуляр "О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия", начал игру в "совещания" представителей земств.

14 августа 1881 г. было издано "Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние Усиленной охраны". Согласно этому акту любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно "распоряжению", могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, при останавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это "распоряжение", изданное как "временное" (на три года), возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.

Вместе с тем Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов из "сведущих" лиц для обсуждения вопроса о выкупных платежах крестьян. В ноябре 1881 г. была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразования местного управления под председательством М.С. Каханова. Деятельность этой "кахановской комиссии" в условиях усиления реакции оказалась бесплодной, и в 1885 г. она была упразднена.

27 мая 1882 г. Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собора к коронации Александра III в 1883 г. Однако под давлением Победоносцева и Каткова проект был отвергнут, а сам Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку. Отставка Игнатьева знаменовала со бой переход самодержавия к прямой и неприкрытой реакции.

В 80-х - начале 90-х годов в области просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые характеризуются как "контрреформы", ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60 - 70-х годов. Однако внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ. Одновременно принимался и ряд мер, направленных на решение аграрно-крестьянского вопроса, проведение военных преобразований, укрепление финансов и развитие экономики страны.

"Конституция" Лорис-Меликова

Взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. привел, как уже говорилось, к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой - старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями “конституции”. В январе 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как “конституция Лорис-Меликова”.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государственный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - принцип народного представительства. Преобразованный Государственный Совет становился как бы зародышем парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

5.1. Причины кризиса.

Противоречия между активизацией общественной жизни, вызванные реформами, и замедлением темпов преобразований в 70-е гг., проявление охранительных тенденций во внутренней политике после покушения на Александра II в 1866 г.

Отсутствие минимальных политических свобод в стране.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг., истощившая финансы, но не удовлетворившая общественность своими результатами.

5.2. Проявления кризиса.

Несколько выросло число крестьянских волнений, начались выступления рабочих.

• Власти перешли к чрезвычайным методам правления: развернулись репрессии против крестьянских выступлений, в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М. Т. Лорис-Меликовым, получившим практически неограниченные полномочия.

• Одновременно в среде высших сановников сформировалась группа либералов-реформаторов (министры М. Т. Лорис-Меликов, Д. А. Милютин, А. А. Абаза и др.).

• Лорис-Меликов выдвинул проект создания выборного законосовещательного органа при царе из представителей земств и городов. Несколько реакционных министров были уволены.

5.3. Завершение кризиса.

• После убийства 1 марта 1881 г. Александра II, перед смертью согласившегося с необходимостью введения в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете, на престол взошел Александр III. Отвергнув проект Лорис-Меликова, он вынудил уйти в отставку либерально настроенных министров.

Выводы

2. Реформы придали более цивилизованные формы системе управления, суду, но, не изменив основы политической системы в стране и даже укрепив самодержавие, они тем самым привели к диспропорции между местными выборными органами, судебной системой, обществом в целом и высшей самодержавной властью.

3. Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем проявилась консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

4. В целом преобразования Александра II, положившие начало комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народных масс процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.

Вопросы и задания

1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс правительства Александра II? Какие основные этапы прослеживаются в его внутренней политике? Чем вызывалась ее непоследовательность?

2. Каковы причины и основное содержание земской реформы? Как относились к земству представители различных общественно-политических сил России? В чем заключалась незавершенность реформы местного управления и почему правительство пыталось ограничить права земств?

3. На основании исторических документов попытайтесь оценить место и роль земств в жизни пореформенного российского общества.

4. Каковы причины и основное содержание судебной реформы? Какую роль сыграла новая судебная система в экономической, общественной и политической жизни пореформенной России?

5. Каковы причины, содержание и значение военной реформы?

6. Проанализируйте проект реформы государственного управления, разработанный М. Т. Лорис-Меликовым. Можно ли его считать конституционным? Почему он был отвергнут?

7. Каковы итоги правления Александра II?

Литература

Верховная распорядительная комиссия//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. М., 1994.

Политическая история России. М., 1998.

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997.

Революционная ситуация конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. в России Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80-х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной народнической интеллигенции. Высокие выкупные платежи, малоземелье, рост всевозможных повинностей приводили к разорению деревни. Неурожаи 1879 и 1880 вызвали голод в ряде местностей России. Последствия русско-турецкой войны 1877‒-78 (см. Русско-турецкие войны 17‒19 вв .) усугубили тяжёлое положение крестьян. Ввиду напряжённой обстановки в деревне и повсеместно распространявшихся слухов о близком переделе земли правительство опасалось массовых крестьянских восстаний, которых с нетерпением ждали революционные народники.

Р. с. имела широкие международные отклики. Деятельность народовольцев, политические процессы над участниками российского революционного движения, стачечная борьба петербургского пролетариата привлекали внимание зарубежной прессы и показывали потенциальные возможности революционной России, вступившей в единоборство с самодержавием.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 59. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в.

Класс – 8: _____________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________

Цель: выявление причин и последствия кризиса самодержавия в 70-80 гг. 19 века

Выяснить, какие действия императора, правительства способствовали назреванию кризиса, в чем заключался кризис, как на действия властей реагировало общество.

развивать навыки работы с документами, умение определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

показать опасность и нецелесообразность террора – как метода борьбы с властью

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Организационный момент . – 1 мин.

Проверка домашнего задания – 6 мин.

Изучение нового материала. –27 мин.

(групповая работа)

4.Закрепление. – 2 мин.

5.Рефлексия. – 2 мин.

6. Домашнее задание. – 1 мин.

7.Итог урока . – 1 мин.

Организационный момент (приветствие, дежурный подает рапортичку со списком отсутствующих)

Проверка домашнего задания.

В качестве проверки домашнего задания будет проведен тест.

1. В 1876 году в войну с Османской империей вступила Сербия. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севастополя

2. Освободил древнюю столицу Болгарии Тырново русский генерал

3. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул. Русским отрядом командовал генерал

4. Одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 годов стало

а) восстание в Болгарии;

б) оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины;

в) объявление нейтрализации Черного моря;

г) закрытие черноморских проливов для торговых кораблей.

5. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул

После этого происходит взаимная проверка.

Ответы на тест появятся на слайде

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

Что устраивало крестьян в новой реформе?

Чем были недовольны крестьяне?

Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?

Учащиеся кладут листки на край стола. Переходим к изучению темы.

3. Изучение нового материала.

Общим результатом реформ была демократизация общественной жизни в России. Благодаря крестьянской реформе свободными стали 20 млн. крепостных крестьян.

(Предполагаемые ответы: Основные положения крестьянской реформы

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество , высшей (административной) единицей - волость .

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;

Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами).

По факту учащиеся должны прийти к выводу, что реформа в глазах крестьян была половинчатой, грабительской.

- Именно. Само правительство, выпуская из комитетов реформу, понимало грабительский характер реформы, но по славам графа Орлова, он скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписал бы освобождение крестьян с землей. Этим все сказано.

- К чему привел грабительский характер реформы? Что началось в деревнях в 1861 г? Вспомним Антона Петрова, село Кандеевку, например (восстания крестьян). И сколько бы не подавляли восстания, они разгорались снова.

- К какому выводу можно прийти? Самодержавие вступило в полосу чего? (кризиса).

- Итак, тема сегодняшнего урока чему будет посвящена? (если сами не назовут, наводящими вопросами помогаю).

- формулирование темы

-целеполагание

- Какую цель мы поставим перед собой? (ответ: изучение процесса нарастания кризиса, действий общества в ответ на несправедливость реформы).

Формирование народничества.

Идеология народничества.

ишутинцы и нечаевцы.

Формирование народничества.

- Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в современное, правовое государство с развитой экономикой. Однако политическое устройство государства оставалось неизменным. Любые посягательства на самодержавную власть государя беспощадно пресекались. Несмотря на вынужденное осуществление ряда реформ в аграрной области, судо-производстве и местном управлении, Александр II болезненно воспринимал даже малейшие намеки на необходимость ограничения абсолютной власти монарха. И в правительстве, и среди мелкого и среднего чиновничества находилось немало людей, которые хотели сохранения жесткого административного контроля над всеми областями человеческой деятельности. Они нередко трактовали интересы государства в свою пользу.

- Жесткая административная власть устраивала и значительную часть дворянства, поскольку по мере экономического развития страны оно теряло свои привилегии, раньше законодательно строго защищенные. Представители этих социальных групп тормозили проведение дальнейших преобразований. Архаичность, отсталость политической системы в России оставались мощным препятствием на пути ее дальнейшего развития. Народ и власть по-прежнему были далеки друг от друга.

- С другой стороны, крестьянство выражало неудовлетворенность реформой 1861 года, и в первую очередь небольшим размером полученных земельных наделов. Недовольство крестьян разделялось народниками — революционно настроенными представителями общества, считавшими Великие реформы половинчатыми, мало учитывающими интересы народа.

- Большинство народников происходило из разночинцев, т.е. это были выходцы из малообеспеченных семей священников, чиновников, мелких дворян, зарождающейся городской интеллигенции. Тайные союзы народников стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существовавшим общественным строем.

- Для изучения разновидности идеологии народничества разделимся с вами на группы. Весь первый ряд будет изучать трех идеологов народничества – Бакунина, Лаврова, Ткачева. Второму ряду поручим изучение конкретных действий народников – хождение в народ. Третий ряд займется изучением двух организаций – Ишутинцев, Нечаевцев, Чайковцев.

- Выбранный период определен не случайно. Поскольку данные организации приходятся на 60-е гг. 19 века, а именно в 1866 году произошло первое покушение на императора Александра 2 террориста Дмитрия Каракозова.

Раздаю задания по группам – перечень вопросов, необходимых к освещению.

После истечения времени заслушиваем выступления учащихся с обязательной фиксацией тезисов в тетради.

Идеология народничества.

Представители революционного народничества?

Способы поднятия революции?

В чем отличия трех идейных течений?

3 учащихся представляют идеологию народничества. По окончании выступления тезисно фиксируем в тетради основные положения теории народников.

В обязательном порядке должны зафиксировать:

Бакунин - сторонник бунта. Интеллигенция должна идти в народ лля поднятия его на бунт.

Лавров – сторонник пропаганды. Признавал народ бунтарем, однако, не готовым еще к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы путем пропаганды пробудить в народе дух бунтарства.

Ткачев – сторонник заговора. Для революции необходима группа заговорщиков, которая начнет революцию, а народ к ней уже в процессе присоединится.

- Скажите ребята, в чем принципиальная разница в мнениях данных идеологов? (должны ответить, что разница в способах борьбы, механизмах (если более научно)).

Приложение 2. Работа с текстом.

Когда была организована группа?

Кто в нее входил (социальные группы)?

С какой целью она была создана?

Какова была ее деятельность?

Учащиеся второго ряда выступают.

Цель – преобразование страны с помощью революции.

Ишутинцы, нечаевцы, чайковцы.

История возникновения групп.

Состав участников.

Цели. Способы борьбы.

Учащиеся должны назвать:

Организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (существовала в 1863–1866 гг.), ставила в качестве своей первоочередной задачи подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда. Часть ишутинцев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 г. покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнен.

Делаю акцент на покушении.

- Скажите, ребята, о чем может говорить отчаянный шаг народника? О каком состоянии? (о состоянии безысходности, невозможности мирным способом повлиять на курс правительства). Соответственно, что переживает власть? (должны назвать кризис).

Организация под руководством С.Г. Нечаева, ставившая своей целью осуществление политического переворота. Проповедуя принцип вседозволенности ради достижения главной цели, он настоял в конце 1869 г. на убийстве члена организации студента И.И. Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. После раскрытия убийства правительство организовало шумный процесс над членами нечаевской организации.

(небольшое отступление. интересный факт). Посаженный в Петропавловскую крепость Нечаев пытался сбежать из самого страшного его отделения – Алексеевского равелина, откуда никто живым не уходил, распропагандировал всю стражу. случайно об этом узнало руководство крепостью).

Учащиеся занимают свои места.

- Переходим к заключению. Давайте ответим на вопрос: Почему все же на Александра II совершались покушения? (учащиеся должны будут сказать, что покушения – были результатом грабежа народа, другого способа заставить изменить намеченный курс не было).

4.Заключение.

- Что нового узнали?

- Что вызвало трудности?

7. Итог урока. Выставление оценок.

Приложение 1.

1. В 1876 году в войну с Османской империей вступила Сербия. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севастополя

2. Освободил древнюю столицу Болгарии Тырново русский генерал

3. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул. Русским отрядом командовал генерал

4. Одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 годов стало

а) восстание в Болгарии;

б) оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины;

в) объявление нейтрализации Черного моря;

г) закрытие черноморских проливов для торговых кораблей.

5. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул

После этого происходит взаимная проверка.

Ответы на тест появятся на слайде

Приложение 2.

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

Что устраивало крестьян в новой реформе?

Чем были недовольны крестьяне?

Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?

Представители революционного народничества?

Способы поднятия революции?

В чем отличия трех идейных течений?

Когда была организована группа?

Кто в нее входил (социальные группы)?

С какой целью она была создана?

Какова была ее деятельность?

Ишутинцы, нечаевцы, чайковцы.

История возникновения групп.

Цели. Способы борьбы.

Приложение 3.

Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства идейной платформы. Они объединили представителей различных течений. В тех случаях, когда верх брало то или иное направление, его представители довольно свободно отклонялись от исходных принципов. Поэтому в чистом виде ни одно из названных направлений народничества не встречалось.

Читайте также: