Распад тюркского государства причины распада кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тюркский каганат просуществовал на мировой карте всего полвека. Его распад произошел в 603 г. Основной причиной данного процесса стали внутренние усобицы, перераставшие порой в гражданскую войну. Они начались после смерти 4-го по счету тюркского кагана Таспара в 581 г. Также сильно обострились социальные противоречия в государстве. Как часто бывает, внутренним ослаблением страны начинают пользоваться внешние силы. Основным противником стал Китай, приблизивший распад каганата. Он распался на Западный и Восточный.

Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.

Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой це-

Описание: Подпись: Тюркский воин.

Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image003.jpg

Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Ве­ликой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай

ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

Описание: Подпись: Внешний вид коренных тюрков.

В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению.

Культура. Культура любого народа тесно связана со специфи­кой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяй­ственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это под­тверждается и многочисленными находками, найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­ниях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V - VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, с VIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам пред­ков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню сви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была при­суща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобные войны. Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другие соседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.

1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

2. Как был создан Тюркский каганат?

3. Каким был этнический состав каганата?

4. С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?

5. Расскажите о хозяйстве каганата.

7. Как развивалась культура в каганате?

8. Каковы причины распада Тюркского каганата?

Вопросы для самопроверки

1. Когда был образован Тюркский каганат?

A. в 542 году D. в 553 году

B. в 552 году Е. в 563 году

2. При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.


Половец из погребения близ села Квашниковка Саратовской области. XII–XIII вв. Раскопки Саратовского краеведческого музея. Реконструкция Г. В. Лебединской, 1989 г.

Сергей Кляшторный отмечает: традиции и культура Тюркского каганата, были наследованы Уйгурским каганатом, государствами кыргызов, кимаков и кипчаков, Булгарским государством и Хазарским каганатом в Поволжье и на Северном Кавказе. А единство общественного устройства, этнокультурного родства и сходство политической организации этих государств позволяет рассматривать время их существования и преобладания в Великой Степи как относительно цельный историко-культурный период — период степных империй (48). Но Киевский каганат автор не называет в числе государств, образовавшихся после распада Тюркского каганата, западные границы которого доходили до Дуная. Так поступают и многие другие исследователи, хотя трудно объяснить, каким образом обошлось без взаимопроникновения обычаев и культур русов, печенегов, болгар, половцев в том же Днепровско-Донском междуречье. Русским отказывают и в скифских предках те, кто называет народ исключительно потомками славян.

С другой стороны, известный тюрколог прошлого столетия Ахмед Заки Валиди (1890–1970) считал тюрков древнейшим народом, следы которого имеются и в Древнем Египте (25). О том, что древняя азиатская Скифия — Туран, Южная Сибирь есть родина скифов, сарматов, гуннов, аваров, половцев и татар, к которым тюрки имеют самое непосредственное отношение, писал Хади Атласи (7). Садри Максуди Арсал (1879–1957) также в происхождении скифов, саков видел тюркский элемент. Он полагал, что и древние этруски в Италии были прототюрками. Учёному не хватило времени довести исследования до конца, но дело продолжила его дочь — турецкий профессор Адиле Айда, доказавшая тюркское происхождение этрусков (84). Называл скифов предками тюрок и один из первых русских историков в семнадцатом столетии А. Лызлов (66).

Правящих рас, народов с имперским мышлением не так много. В их числе, наряду с персами, греками и римлянами, называют тюрков. Приверженцы экзогамии, тюрки смешивались со всеми этническими группами, встречавшимися на пути, потому так часто они заканчивали тем, что ассимилировали в покоренных массах. Притом их язык обладал удивительной способностью притяжения, и не случайно тюркизмы встречаются во многих языках Евразии (86).

Ю. Н. Дроздов также приходит к выводу, что древнеевропейские племена и народы, их имена и отдельные термины в греческих, латинских и арабо-персидских античных и ранних средневековых письменных источниках были тюркоязычными. Но в какой-то период времени, считает он, основная часть европейских народов перешла с тюркского на другие языки, которые теперь называются европейскими (34, с. 352). А по мнению Мурада Аджи, в Центральной Европе даже в XV–XVI вв. тюркский язык ещё играл роль языка межнационального общения (2, с. 163).

В этой связи, конечно же, более обоснованной представляется точка зрения М. Закиева (1995), считающего: на обширных территориях Евразии в древности жили предки в основном тех народов, которые населяют её и сегодня. С этой точки зрения в киммерийцах, скифах, сарматах и аланах мы должны искать в первую очередь тюрков, славян и финно-угров, а не ираноязычных осетин, которые оставили следы чересполосно только в Кавказском регионе (36, с. 38–57).

Когда в качестве аргументов в пользу ираноязычия древних скифов приводится, например, топонимика Поднепровья, упускается из внимания знаменитый поход в V веке до н. э. персидского царя Дария I с полумиллионным войском в Северное Причерноморье. Дарий бежал, оставив большую части войска в плену у скифов. И ничего удивительного нет в появлении ираноязычных топонимов в местах, где остались на жительство десятки тысяч персов. Ведь рабства у скифов в той форме, как у греков и римлян, не было, и пленные воины через два-три поколения растворились среди аборигенов, привнеся в их речь иранизмы.

В России часто говорят о славянских корнях русского народа, тем самым как бы подчёркивая принадлежность к европейской цивилизации. Но исследования показали: преобладающая гаплогруппа R1a1 в популяциях поляков, украинцев, белорусов и русских сегодня у алтайцев, шорцев, кыргызов (потомков енисейских кыргызов), таджиков обнаруживается даже с большей частотой, нежели у тех, кого принято считать славянами…

Тюрко-кипчакская история заставляет усомниться во всей индоевропейской теории народонаселения Европы, а потому о ней предпочитают вообще не говорить (2, с. 165). Для России же отрицание роли тюрок в возникновении и становлении государства означает уход от своей истории с соответствующими последствиями. И не надо удивляться, что теперь в уже бывших республиках СССР изучают лишь историю своих этносов, называя сотни лет вхождения в состав Российской империи и Советского Союза годами русской оккупации. Не были в своё время услышаны великие евразийцы П. Н. Савицкий (1895–1968), Н. С. Трубецкой (1890–1938), Л. Н. Гумилёв (1912–1992) и многие другие, писавшие об общей судьбе народов Великой Степи от Тихого Океана до Чёрного моря, о золотоордынских корнях Московской Руси.

Для лучшего понимания межэтнических взаимодействий Древней Евразии автором и предпринята попытка анализа истории распада Тюркского каганата VI–VIII вв., когда образовалось множество мелких государств, которые обычно рассматриваются вне связи с каганатом.

Тюркский каганат – это мощное средневековое государство в Азии, которое было создано племенным союзом древних тюрков, управляемых вождями клана Ашина.

Легенды о происхождении тюркского народа

  • Сасанидским Ираном
  • Византией,
  • царствами Северного Китая.

Северное Чжоу и Северная Ци фактически стали данниками каганата.

Существует несколько легенд о происхождении тюрков.

Согласно другой легенде, предки тюрков происходили из племени Со, некогда жившего к северу от хунну. У ее лидера Апанбу было 70 братьев, старший из них, Нишиду был рожден волком и обладал исключительными способностями. Ему соответствовали и его жены:

Дочь лета подарила ему четырех сыновей, и один из них, Нодулу-шад, взявший имя Тюрк, правил над горами Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина был самым младшим из них. После смерти отца его силу должен был унаследовать тот из сыновей, кто выше всех вспрыгнет на дерево. Ашине это удалось. Став вождем, он взял себе имя Асянь-шад.

Готовые работы на аналогичную тему

Ранняя история каганата

После смерти Бумыня в 552 году на престол взошел его сын, который принял титул Кара Иссык каган, нанесшего полное поражение жужаням. После победы каган умирает при загадочных обстоятельствах и государством управляет его брат Мукан-каган. В 553 г. жужане снова потерпели поражение, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В 554 году младший брат Бумыня Истеми-каган организовал поход на запад. Ослабленные набегами жужаней усуни не сопротивлялись и уже в 555 году войска Истеми вышли к Аральскому морю. Однако племена эфталитов и уар, живших к северу от Аральского моря, упорно сопротивлялись и не были покорены до 558 года. Тюрки достигли Волги, но не переправились через нее.

В 561 году был заключен союз с Ираном против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важный район – Тохаристан. В 565 году тюрки выиграли битву при Нахшабе, Согд присоединили к каганату. В 567 г. под Бухарой тюрки разбили эфталитов.

Завоевав Среднюю Азию каганат получил контроль над значительной частью Великого шелкового пути.

Согдийцы и тюрки хотели наладить торговые отношения с Византией, но им мешал Иран. В связи с этим в 568 г. Истеми-каган направил в Константинополь посольство. В результате переговоров с византийским императором Юстином II было подписано торговое соглашение и военный договор против Ирана. По условиям византийско-тюркского договора Иран обязался платить каганату дань в размере 40 000 золотых динаров в год, а также не препятствовать торговле тюрков.

Но уже в 575 году Византия объединилась с Ираном против тюрок. В ответ в 576 году тюркские войска нанесли поражение вассалу Византии – Киммерийскому Босфору, предприняли победоносные походы на Западный Кавказ и в Крым.

Распад каганата

Однако вскоре мощь тюркского государства пошатнулась. После смерти Тобо-хана в 581 году Тюрский каганат ослаб, основными причинами этого стали:

  • внутренние войны,
  • усиление социальных противоречий,
  • угроза со стороны Китая,
  • войны с соседними странами.

В 603 году великая держава распалась на два враждующих и нестабильных объединения: Восточный тюркский каганат (с центром в Монголии) и Западный (с центром в Семиречье). Восточный каганат быстро пришел в упадок и в 630 году попал под удары армии Китайской империи Тан. Западно-турецкий каганат сохранял свое господство в Средней Азии еще 20 лет, но в 651 г., и его основные силы были разбиты китайскими войсками.

Второй каганат

В 682 году возник Второй тюркский каганат, возглавляемый правителем Илтересом, из того же клана Ашина. Каганат распространил свое влияние на земли Семиречья, Забайкалья и Маньчжурии.

Наибольшего расцвета государство достигло во время правления Бильге-кагана (716-734). Тюрки сначала нанесли поражение китайским союзникам, затем самому Китаю. После смерти Бильге между его наследниками началась борьба за престол.

Убийство последнего правителя каганата Озмиша в 744 году положило конец Второму тюркскому каганату. На месте которого возник Уйгурский каганат (745-840).

Каганат распался, но тюрки не исчезли. Часть их мигрировала на север, в лесостепь Западной Сибири (Приобье, Обь-Иртышское междуречье), где способствовала формированию сросткинской культуры и существенно повлияла на развитие местных культур:

  • Усть-Ишимской,
  • Верхнеобской,
  • Релкинской.

Другие, наряду с киргизами Енисея, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820-840 гг.), в результате которой была разрушена уйгурская столица – город Ордубалык. Новый каганат, уже Кыргызский, включал Алтай с предгорьями и землями к западу почти до Прииртышья. В X веке племена киданей прогнали кыргызов с территории Монголии. Это последние сведения о древних тюрках, сохранившиеся в китайских династических хрониках.

Читайте также: