Кризис присваивающего хозяйства причины возникновения пути разрешения таблица ответ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Со школьного курса нам известно, что люди происходят от животных. Два миллиона лет назад прямохождение стало одной из ступеней эволюции человека. Трансформация происходила на каждом этапе развития, а для обеспечения себя самым необходимым, люди научились добывать пищу. Присваивающее хозяйство является одним из эффективных средств самообеспечения.

Что это такое?

Присваивающее хозяйство представляет собой деятельности первобытных людей, характеризующийся присвоением некоторых природных даров, необходимых для выживания. Люди практиковали такое во времена палеолита, когда численность населения была небольшой, но и проблем с инструментами для нормальной жизнедеятельности не было. Люди потребляли природные ресурсы очень активно.

История появления

Особенности данного вида деятельности

Учёным удалось найти огромное количество особенностей, используемых в рамках присваивающего хозяйства. Оно характеризуется такими особенностями:

  • Ведение хозяйства сообща (всем племенем), потому плоды присвоения делилось на равные доли.
  • Человечество и природа пребывают в равносильной зависимости.
  • Для присвоения пользовались орудием, исполненным из твёрдых пород.
  • Постепенная динамика технического прогресса продвигалась неспешно.
  • Разделение труда происходило по возрасту и гендерному признаку.

Рыбная ловля


Рыболовство в большинстве общин стало основной частью ведения хозяйства. Люди ловили рыбу в огромных масштабах. Развивались и совершенствовались орудия для рыбной ловли: появились сети, крючки, плавательные средства с вёслами. Отдельные племена веровали в богов, ответственных за погоду, занимались жертвоприношением. Не стали исключением рыболовы.

Охота

Охоте отводили большое количество времени, племена быстро передвигались, открывали всё новые территории, изобретали ловушки, разработали систему загонов. Продуктивность процесса увеличилась после изобретения копья, запускаемого в тушу животных со скоростью стрелы. На этапе завершения палеолита климатические условия претерпели изменения, настала эпоха оледенения. Человечество открывало места для комфортного обитания и ведения присваивающего хозяйства. Охотились чаще всего на поголовье оленя и лошадей посредством загонной охоты. Добычу не только ели, но и шили одежду из её шкур. Пришла эра мезолита, когда рогатый скот уходил за ледниками. Человечество приспособилось к присваиванию некрупной добычи, изобрело лук и стрелы, приручило собак для помощи в охоте.


Собирательство


После отхождения ледника и глобального потепления условия для собирательства стали оптимальными. Для большинства групп данный фактор являлся приоритетным для развития присваивающего хозяйства. Добыча продуктов, их обработка, приготовление еды стали приоритетными направлениями деятельности. Люди собирали овощи, фрукты, пчелиный мёд, ягоды, орешки, которые стали основой ежедневного рациона первобытных племён.Такую работу делали женщины и подрастающее поколение, охота и рыбалка стали прерогативой сильного пола. Собиратели изобретали эффективные и надёжные орудия для экономии времени в процессе заготовки продуктов.

Революция неолита

Из‑за высокой детской смертности, характерной для всех обществ охотников, рыбаков и собирателей, средняя продолжительность жизни человека Дзё̄мон составляла около 20 лет. Если же подростку удавалось перейти рубеж в 15 лет, то он имел хорошие шансы дожить до 30 (средняя продолжительность жизни в 30 лет была достигнута только около 1600 г., а рубеж в 50 лет покорился лишь в 1947 г.).

В результате повышения продуктивности хозяйства, а также улучшения возможностей сохранения запасов пищи, о чем свидетельствует появление многочисленных ямных кладовых и керамических сосудов, рост населения Японского архипелага значительно ускорился. По оценкам специалистов в области исторической демографии в начале периода Дзё̄мон оно составляло 20 тыс. чел. (т. е. 7 чел. на 100 кв. км), а в период наибольшего расцвета этой культуры, пришедшегося на средний Дзё̄мон, оно, видимо, увеличилось до 260 тыс., т. е. достигло плотности 1 чел. на 1 кв. км. Для обществ подобного типа такую плотность населения следует признать весьма высокой.

Однако за фазой роста населения в конце периода Дзё̄мон последовал явный кризис – уменьшение количества стоянок и поселений, стагнация роста населения и затем его сокращение (до 70 тыс. чел.). По всей вероятности, нагрузка на окружающую среду при использовавшихся типах хозяйствования оказалась настолько велика, что привела к экологическому кризису.

Показательно, что этот кризис гораздо слабее затронул прибрежные поселения – для доиндустриальных обществ рыба и моллюски были практически неограниченным естественно возобновляемым пищевым ресурсом. Сильнее всего кризис проявился в юго‑западной части Японии, менее богатой продуктами собирательства, объектами охоты и рыбной ловли. В дальнейшем это послужило одной из предпосылок более быстрого укоренения там производящего типа хозяйства, что и обозначило выход из кризиса. Однако это случилось уже в следующем хронологический периоде – Яёй – при самом непосредственном участии переселенцев с материка.

Глава 3

ЯЁЙ (БРОНЗОВО‑ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК)

Несмотря на то, что период Яёй получил название по одному из районов Токио, центр этой культуры первоначально находился На северном Кю̄сю̄, откуда она и распространилась в дальнейшем в северо‑восточном направлении. Наиболее полное развитие культура Яёй получила в районе современных городов Нара‑Киото‑О̄сака, т. е. в том месте, которое через несколько веков стало центром формирования раннеяпонской государственности.

Керамика Яёй

Период Яёй датируется III в. до н. э. – III в. н. э. и подразделяется на многие подпериоды. Так же, как и для Дзё̄мон, существующие периодизации основаны прежде всего на типологии керамики и не имеют абсолютных хронологических привязок.


Керамический сосуд. Поздний Яёй


Понятие глобального экологического кризиса. Глобальный экологический кризис – это направление, состояние во взаимоотношениях между человеческим обществом и природой, характеризующееся несоответствием производственных сил и производственных отношений человеческого общества и ресурсно-биологическим возможностям биосферы (по Реймерсу).

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимают потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами [1].

Первым экологическим кризисом считается кризис присваивающего хозяйства. Выход из кризиса был найден в переходе на коллективную охоту и разделением труда между участниками.

Второй кризис связан с перепромыслом крупных зверей. Выход был найден в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие сельского хозяйства определило прогресс человечества на тысячелетия.

Третий кризис связан с полным сведением лесов и чрезмерной нагрузкой примитивного земледелия.

Четвертый кризис связан с научно-технической революцией.

Причины глобального экологического кризиса. У современного экологического кризиса есть несколько причин:

1. Безудержный и очень быстрый рост населения Земли.

Сейчас на нашей планете живет около 6 млрд. человек. По мнению ученых, это значительно больше допустимого для биосферы Земли населения людей.

При этом каждому человеку нужна крыша над головой, свет, тепло, еда, одежда, и до сих пор большинство этих потребностей удовлетворяется за счет жесточайшей эксплуатации природы.

2. Несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии

Загрязнение воздуха, воды, почв, вырубка лесов и распашка степей, эрозия –

все это показатель того, как мало мы еще знаем и умеем, какой ценой и за счет чего достается нам наше материальное благополучие.

3. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов, усиленных парниковым эффектом, который вызван изменениями оптических свойств атмосферы, выбросами в нее главным образом СО, СО2 и других газов.

4. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых "озоновых дыр", снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации.

5. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для всех объектов биосферы, включая человека.

6. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы.

В свою очередь очень опасные прогнозы имеются относительно загрязнения вод автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и радиоактивных веществ, поступления загрязнений в речные стоки, нарушения водного баланса прибрежных территорий в связи с регулированием рек.

6. Легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы.

Антропоцентричное мировоззрение большей части населения Земли, по-видимому, основная причина современного экологического кризиса. Наше общество еще не перестало быть потребительским [2].

Последствия экологического кризиса.В результате длительного антропогенного воздействия на природу произошли следующие глобальные изменения природных процессов и компонентов биоценозов:

1. Нарушение теплового баланса планеты.

2. Изменение звеньев круговорота веществ.

Это можно проследить на примере некоторых звеньев круговорота воды. В частности, в результате выпадения осадков на земную поверхность формируется поверхностный и подземный сток воды. В естественных условиях соотношение между поверхностным и подземным стоком в пользу последнего. В антропогенизованих условиях (на распаханных и застроенных территориях) доля поверхностного стока резко возрастает и, иногда, преобладает подземный сток. Если учесть особенность роста доли распаханных и урбанизированных территорий и сокращение доли естественной растительности, то последствиями такого процесса является сокращение запасов подземных вод, уменьшение питания рек и озер подземными водами, а так же резкое колебание их водности в засушливые периоды года. В период затяжных и интенсивных атмосферных осадков рост поверхностного стока является основной причиной паводковых явлений [3].

Пути преодоления экологического кризиса. Существуют несколько путей выхода из экологического кризиса:

1) Создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, совершенствование технологических процессов – таково магистральное направление;

2) Развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды (стимулирование, налоги и пр.). Задача – сделать охрану окружающей среды частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель или хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды;

3) Административно-правовое воздействие с целью повышения экологической дисциплины;

4) Экологическое просвещение – развитие системы экологического образования, воспитания, перестройка потребительского отношения к природе, экологическая революция в мышлении человека.

Заключение. Существующие пути и методы решения экологического кризиса пока не приводят к устойчивому результату. Причин такого положения можно насчитать великое множество. Некоторые исследователи считают источником всех несчастий технический прогресс, другие – внезапный взрывообразный рост населения планеты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические кризисы и экологические катастрофы Подготовила студентка 41 гру.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические кризисы и экологические катастрофы Подготовила студентка 41 гру.

Экологические кризисы и экологические катастрофы Подготовила студентка 41 группы Сидоркина Василиса

Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, угрожающее су.

Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Экологический кризис может быть: глобальным (напряженное состояние взаимоотн.

Экологический кризис может быть: глобальным (напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы); локальным;

Виды экологических кризисов: Кризис присваивающего хозяйства: собирательства.

Виды экологических кризисов: Кризис присваивающего хозяйства: собирательства и примитивной охоты (возник в связи с истощением естественных запасов плодов и съедобных растений, с истреблением небольших животных в местах обитания древних людей);

Кризис, связанный с перепромыслом крупных зверей (возник в конце ледникового.

Кризис, связанный с перепромыслом крупных зверей (возник в конце ледникового периода, когда стали исчезать крупные животные – шерстистый носорог, пещерный медведь, мамонт);

Кризис, возникший в местах древнего орошаемого земледелия (возник из-за полно.

Кризис, возникший в местах древнего орошаемого земледелия (возник из-за полного сведения лесов, чрезмерной нагрузки животноводства и примитивного земледелия на почвы, вызвавшие их ускоренную эрозию и засоление);

Экологическая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связа.

Экологическая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. (Чернобыльская катастрофа, авария на АЭС Фукусима, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе).

Природные ресурсы - компоненты и свойства природной среды, которые используют.

Природные ресурсы - компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества.

Исчерпаемые полезные ископаемые: Возобновимые природные ресурсы (почва, пресн.

Исчерпаемые полезные ископаемые: Возобновимые природные ресурсы (почва, пресные подземные воды, зоны активного водообмена, растительность и животный мир); Невозобновимые (каменный уголь, нефть, - т.е. ресурсы, которые не возрождаются или восстанавливаются в сотни раз медленнее, чем расходуются);

Неисчерпаемые полезные ископаемые: Климатические ресурсы (атмосферный воздух.

Неисчерпаемые полезные ископаемые: Климатические ресурсы (атмосферный воздух, энергия ветра); Космические ресурсы (солнечная радиация и энергия морских приливов и отливов); Водные ресурсы (воды Мирового океана);

Аспекты охраны природы: Хозяйственно-экономический аспект (важнейшая сторона.

Аспекты охраны природы: Хозяйственно-экономический аспект (важнейшая сторона охраны природы, т.к. любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов);

Социально-политический аспект (результаты воздействия человека на природу зав.

Социально-политический аспект (результаты воздействия человека на природу зависят не только от развития технического прогресса и роста населения, но и от социальных условий, в которых они проявляются. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, стремящихся размещать в них добывающую промышленность, использовать их минеральное и сельскохозяйственное сырье);

Здравоохранительный аспект (загрязнение окружающей среды вредными веществами.

Здравоохранительный аспект (загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит большой ущерб здоровью людей, в связи с этим оздоровительный аспект охраны природы приобретает исключительно важное значение);

Эстетический аспект (природа – источник не только материальных благ, но и удо.

Эстетический аспект (природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека, которые не менее важны первых. Поэтому особое внимание необходимо уделять и охране эстетических ценных мест Земли);

Воспитательный аспект (любовь к природе развивает в человеке положительные че.

Воспитательный аспект (любовь к природе развивает в человеке положительные черты характера: доброту, бережное отношение, патриотизм и т.д.);

Научно-познавательный аспект (связан с необходимостью сохранения для исследов.

Научно-познавательный аспект (связан с необходимостью сохранения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий; изучение природы позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельностью, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы);

Принципы и правила охраны природы: Все природные явления имеют для человека м.

Принципы и правила охраны природы: Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения (т.е. к каждому явлению следует подходить с учетом интересов разных отраслей хозяйства и сохранения восстановительных сил самой природы);

При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом ре.

При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности (необходимо учитывать при использовании недр, водных ресурсов, лесов и животного мира); охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных (напр., охрана водоема от загрязнения => охрана животных, обитающих в нем);

Список использованной лит-ры: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%EB%EE%E3.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 767 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2018 1369
  • PPTX 2 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: