Кризис и крушение коммунистических режимов в восточной европе становление демократических кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

Учитель: Сероштан Александра Андреевна

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты освоения темы урока: Личностные

Сформировать стойкий интерес учащихся к самостоятельному более подробному изучению истории стран Восточной Европы по средством постановки проблемы и просмотра видеоролика.

Сформировать собственную оценку событий конца 80-х гг в Восточной Европе.

Планируемые результаты освоения темы урока: Метапредметные

Продолжить развитие умения рецензировать правильность, полноту, последовательность ответа одноклассника.

Продолжить развитие умения систематизировать материал при заполнении схемы.

Продолжить развитие умения давать точный полный и последовательный ответ.

Продолжить развитие умения аргументировать собственную точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Продолжить развитие умения самостоятельно формулировать определения терминов.

Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группе.

Продолжить развитие критического мышления учащихся.

Планируемые результаты освоения темы урока: Предметные

Продолжить развитие умений работы с историческими документами: извлечение информации,критический анализ, выявление оценки автора к описываемым событиям.

Продолжить развитие умения извлекать историческую информацию из видеоматериалов (кинохроники).

Положение стран Восточной Европы в к конце 80-х гг.

Падение Берлинской стены, как символ окончания Холодной войны.

Разные мнения о неизбежности падения коммунистических режимов.

Аргументирование собственной точки зрения.

Основные вопросы темы урока:

Роль коммунистических партий и нарастание внутренних противоречий. Падение коммунистических режимов: общее и различное. Значение падения Берлинской стены. Неизбежность падения коммунистических режимов: за и против.

Средства обучения: .учебник: Всеобщая история XX – начала XXI века - Л.Н.Алексашкина, М.2012, электронная презентация, раздаточный материал на каждую команду.

Основные единицы знаний: Коммунистические режимы в Восточной Европе. Н.Чаушеску, Л.Валенса, В. Гавел, Падение Берлинской стены, Объединение ГДР и ФРГ, Окончание холодной войны.

Внимательно слушают учителя.

Продолжить развитие умения самостоятельно формулировать определения терминов.

Продолжить развитие умений аргументировать собственную точку зрения.

Продолжить развитие умений группировать исторические единицы по определенному признаку.

Наш урок мы начнем с проверки материала, изученного раннее. Сейчас некоторым из вас я раздам индивидуальные письменные задания, которые Вам необходимо выполнить в течение 5 минут.

Один человек будет отвечать у доски.

Нас слайде представлено ряды слов. Тебе нужно выбрать лишнее слово в каждом ряду и объяснить, почему ты его выбрал.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

В каких странах падение коммунистических режимов прошло мирно?

В какой стране противостояние вылилось в вооруженные стачки? Чем закончилось?

*Выслушать ответ ученика у доски:

Выберите лишнее и объясните почему?

Лех Валенса — Вацлав Гавел — Николае Чаушеску

Солидарность — Совет экономической взаимопомощи — Гражданский форум — Совет Фронта национального спасения

Приватизация — Национализация — Индустриализация

*Собрать письменные работы.

Некоторые ученики выполняют индивидуальные письменные задания.

- Бархатные революции -мирные гражданские революции, произошедшие в странах Восточной Европы в конце 80х гг, в результате которой коммунистическая власть сменилась новой.

- Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария.

- Румыния. Закончилось вооруженным восстанием и расстрелом руководителя страны Н.Чаушеску.

- СЭВ. Остальные — названия организаций, созданные в конце 80-х гг и выступающие против коммунистических властей.

- Приватизация. Национализация и индустриализация — элементы экономики коммунистических режимов.

Постановка проблемы урока.

Продолжить развитие критического мышления учащихся.

Продолжить развитие умений работы с историческими документами: извлечение информации,критический анализ, выявление оценки автора к описываемым событиям.

Продолжить развитие умения извлекать историческую информацию из видеоматериалов (кинохроники).

Продолжить развитие умения давать точный полный и последовательный ответ.

Продолжить развитие умения аргументировать собственную точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Прочитайте отрывок на слайде, и скажите, о какой стране идет речь? Какое событие здесь упоминается?

Теперь давайте посмотри как это было. После просмотра Вы мне скажете, что собой ознаменовало падение Берлинской стены.

Как люди отнеслись к данным событиям?

* Просмотр ролика о падении Берлинской стены

Слова учителя: Да, действительно. Современники говорят, что падение берлинской стены изменило не только всю карту мира, но и, что самое главное, психологию людей.

Но холодная война заканчивается, заканчивается долгое противостояние, затронувшее все страны. Естественно, такое важное событие не могло не вызвать разные споры среди историков и исследователей.

Перед Вам 2 точки зрения западных исследователей на падение коммунистических режимов в Восточной Европе. Прочитайте и скажите, в чем главное противоречие этих точек зрения?

1."Это был каскадный эффект, который невозможно было избежать.. Все как будто происходило одновременно, и на мысль о цепной реакции наводила только последовательность: сначала Польша, потом Восточная Германия, потом Чехословакия, Венгрия и, наконец, Болгария и Румыния".

2. "Конечно, трудности были, и серьезные. Но многое можно было избежать, если бы не замалчивались важные проблемы, требующие всенародного обсуждения. Снова страны Восточной Европы стали жертвами внешних обстоятельств" .

На основе 2 приведенных точек зрения попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока?

- Падение берлинской стены (9 ноября 1989 г. )

- Падение Берлинской стены ознаменовало окончание Холодной войны.

- В первой точке зрения речь идет о неизбежности падения коммунистических режимов, а во второй, наоборот, о возможности избежать.

Падение коммунистических режимов в Восточной Европе. Неизбежно ли?

Инструкции по выполнению групповой работы

Сейчас я Вам раздам комплекс различных документов, которые помогут Вам в работе. Ваша задача — привести минимум 3 аргумента, в поддержку Вашей позиции, и подтвердить их фактами. Можете пользоваться учебниками, тетрадями или обращаться ком не за помощью.

Чтобы Вам было проще разобраться, каждой группе есть я подготовила комплекс вопросов, отвечая на которые, вы сможете составить Ваш ответ. Работать должна вся команда, потому что во-первых у вас много источников, а во-вторых я сама выберу человека, который будет отвечать мне от лица вашей группы. От ответа будет зависеть оценка группы. На работу Вам отводится 20 минут, на ответ 3 минуты.

Начинайте работать, а я пока подробнее объясню задачу наблюдателям-экспертам.

Для экспертов: Ваша основная задача — оценить выступления групп и выставить им оценки. Для этого у каждого из Вас будет лист оценивания, в котором прописаны все критерии. Но чтобы Вы смогли объективно оценить выступления, Вам сначала необходимо самим разобраться в данном вопросе. Для этого Вы получите такой же комплекс разнообразных источников, а также своеобразную схему в виде скелета рыба, где у головы написала наша проблемы, сверху Вам необходимо записать аргументы в поддержку Вашей позиции, снизу — факты, подтверждающие их, а у хвоста записать получившийся вывод.

Кроме того после всех выступлений Вам предстоит сделать обобщающий вывод.

Делятся на 3 группы (1 группа- 4 человека, 2 остальные — равное количество учеников).

Внимательно слушают инструкции учителя.

Работа в группах

Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группе.

Продолжить развитие критического мышления учащихся.

Продолжить развитие умений работы с историческими документами: извлечение информации,критический анализ, выявление оценки автора к описываемым событиям.

Продолжить развитие умения аргументировать собственную точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Продолжить развитие умения систематизировать материал при заполнении схемы.

*Учитель следит за выполнением заданий, помогает группам.

Отвечают на вопросы

Формулируют аргументы в защиту своей позиции

Составляют текст выступления

Заполняют схему (фишбон)

Продолжить развитие умения рецензировать правильность, полноту, последовательность ответа одноклассника.

Продолжить развитие умения давать точный полный и последовательный ответ.

Слова учителя: Ваша подготовка окончена. Сейчас от каждой группы я выберу выступающего и мы начнем слушать ваши аргументы.

*Выслушать выступления групп

Теперь эксперты сделают вывод. Скажите, какая из групп Вам показалась более убедительной и почему? Какая из точек зрения победила?

Ученики выступают с аргументами в защиту своей позиции.

Эксперты оценивают их выступления в листе оценивания по приведенным критериям.

Эксперты формулируют вывод с помощью наводящих вопросов учителя.

Продолжить развитие умения рецензировать правильность, полноту, последовательность ответа одноклассника.

Сейчас каждой команде я раздам листочки разного цвета. На этих листочках Вы анонимно пишете имя человека из Вашей команды, который, по-вашему мнению, внес самый большой вклад для работы в группе.

Объяснение домашнего задания

Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе по всему пройденному материалу!

По желанию, составить вопросы к розданному кроссворду.

Записывают домашнее задание.

Основные даты на доске:

3 октября 1989 г. - Договор об объединение Германии

21 ноября 1990 г. - Окончание Холодной войны (Хартия для новой Европы)

Иначе обстояло дело в Румынии, где сформировался чрезвычайно жесткий, полицейский режим Н. Чаушеску. Все попытки создать в стране оппозицию заканчивались арестами и репрессиями, а народные выступления подавлялись. Расстрел демонстрантов в Тимишоаре в декабре 1989 г. привел к массовому вооруженному восстанию в стране. Испуганные супруги Чаушеску попытались сбежать из страны, но были обнаружены в Тырговиште и после скорого суда расстреляны. Уже 29 декабря была провозглашена демократическая Республика Румыния, покончившая с социалистическим прошлым.

В Югославии внутренняя революция сопровождалась распадом государственности и возникновением независимых государств на Балканах. Еще в 1987 г. был принят Проект изменений Конституции СФРЮ, предусматривавший в стране многопартийность и политический плюрализм, а состоявшиеся в 1990 г. свободные выборы в республиканские скупщины закончились поражением коммунистов. Осенью 1991 г. Словения и Хорватия провозгласили отделение от федерации, затем тоже самое сделали Македония, Босния и Герцеговина. Центробежные силы привели в итоге к масштабной межэтнической войне, продолжавшейся на протяжении 1990-х гг.

Главным итогом революций конца 1980-х гг. в восточноевропейских странах стал крах социалистической системы, построение демократического общества, свободной рыночной экономики и переориентация стран регионы на западные институты (НАТО, ЕС и др.).

Вопросы для обсуждения:

1. События 1980-1989 гг. в Польше и их последствия.

2. События 1989 г. в Венгрии и Чехословакии.

3. Распад Югославии.

5. Революционные потрясения в странах Восточной Европы: причины, характер, социальная база, результаты и итоги. Оценки в историографии.

Восточногерманский план объединения страны

Источники:

Кренц Э. Осень 1989 года / Э. Кренц. - М.: МГУ, 2009. - 440 с.

Югославия в огне: документы, факты, комментарии (1990-1993). Современная история Югославии в документах / отв. ред. Е.Ю. Гуськова. - М.: ПОИР, 1992. - 370 с.

Югославский кризис и Россия: документы, факты, комментарии (1990-1993) / сост., отв. ред. Е.Ю. Гуськова. - М.: Славянская летопись, 1993. - 503 с.

Ярузельский В. Избранные произведения, февраль 1981 - июль 1988 / В. Ярузельский. - М.: Политиздат, 1988. - 526 с.

Литература:

Барышев А. П. Разрушение Югославии и Организация Объединенных Наций / А.П. Барышев. - М.: Общество дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2007. - 135 с.

Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа: вторая половина XX в. / отв. ред. Э. Г. Задорожнюк. - М.: Наука, 2006. - 441 с.

Волков В.К. Трагедия Югославии / В.К. Волков // Новая и новейшая история. - 1994. - № 4-5. - С. 16-42.

Гелб А. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы, тенденции, перспективы / А. Гелб, Ч. Грей. - М.: Прогресс, 1995. - 109 с.

Гуськова Е.Ю. История Югославского кризиса (1990-2000) / Е.Ю. Гуськова. - М.: Русский национальный фонд, 2001. - 717 с.

Демократические революции в Центральной и Восточной Европе: десять лет спустя (круглый стол) // Новая и новейшая история. - 2000. - №2. - С. 39-51.

Кузнецов Д.В. Югославский кризис. Взгляд сквозь призму общественного мнения / Д. В. Кузнецов. - М.: Либроком, 2009. - 344 с.

Мусатов В.Л. Горбачевская перестройка и режим Чаушеску / В.Л. Мусатов // Новая и новейшая история. - 2010. - №3. - С. 106-119.

Мусатов В.Л. Метаморфоза политики Горбачева в отношении стран социалистического содружества / В.Л. Мусатов // Новая и новейшая история. - 2009. - №3. - С. 3-18.

Мусатов В.Л. Россия и Восточная Европа: связь времен / В.Л. Мусатов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 223 с.

Революция 1989 года в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Взгляд через десятилетия / отв. ред. Э.Г. Заорожнюк. - М.: Наука, 2001. – 201 с.

Романенко С.А. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств / С.А. Романенко. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 495 с.

Системы советского типа в Восточной Европе: осмысление опыта четырех десятилетий: Сб. обзоров и реф. / отв. ред. Ю.И. Игрицкий. - М.: ИНИОН, 2000. - 190 с.

Тягуненко Л.В. Союзная республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса / Л.В. Тягуненко // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. – С. 26-38.

Яжборовская И. С. Трансформация Восточной Европы в конце XX века / И.С. Яжборовская // Вопросы истории. - 2007. - №6. - С. 17-36.

Яжборовская И.С. Введение военного положения в Польше. Позиция советского руководства (1980-1981 гг.) / И.С. Яжборовская // Новая и новейшая история. - 2010. - №3. - С. 120-141.

Предпосылки преобразований. К концу 1980-х гг. возможности развития государств Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

Национальный доход

Промышленная продукция

Все социалистические страны

Похожие материалы (по тегу)

Реклама

Социальные группы

Календарь событий

1671 – В России создан Государственный приказ посольской печати (внешнеполитическое ведомство).

1726 – В Петербурге при Академии наук открыта первая в России гимназия.

1818 – В Москве открыт первый в городе памятник - К.А. Минину и Д.М. Пожарскому.

1855 – Вступил на престол император Александр II.

1870 – На Сормовском заводе пущена первая в России мартеновская печь.

1877 – Первый выпуск женщин-врачей в России.

1905 – Император Николай II поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект закона о создании Государственной Думы.

1910 – Полковник армии, военный летчик и изобретатель С.А. Ульянин подал заявку на изобретение управления движущимся объектом на расстоянии с помощью электромагнитных волн.

1918 – Центральная Рада приняла постановление о регистрации гражданства Украины.

1921 – Советская власть установлена в Абхазии, образована Абхазская ССР.

1990 – На 5-летний срок был избран Съезд народных депутатов РСФСР, высший законодательный орган РСФСР. Распущен указом Президента Б.Н. Ельцина 21 сентября 1993 (указ исполнен с применением бронетехники 4 октября 1993).

После второй мировой войны Советский Союз добился прихода к власти коммунистов в странах Восточной Европе (1945-1948 гг.). Демократия в этих странах была ликвидирована. Частная собственность заменена государ-ственной. Проводились индустриализация и кооперирование сельского хо-зяйства. Во внешней политике эти страны следовали курсу СССР. В них был создан строй тоталитарного социализма. Этот строй во многих странах Вос-точной Европы вызывал недо­вольство. Страны тоталитарного социализма развивались от кризиса к кризису.

В 1953 году, вскоре после смерти Сталина, в ГДР возник кризис. В июне прошли демонстрации рабочих против снижения заработной платы. Власти ГДР оказались парализованными. Лишь вмешательство советских войск по-могло правительству ГДР выстоять. Правительство пошло на уступки: была разрешена мелкая предпринимательская деятельность.

В июне 1956 г. в Польше забастовка желез­нодорожников переросла во все-общую стачку. Польская армия подавила это выступление. Однако в руково-дстве Польши произошел раскол. Верх взяли сторонники реформ во главе с Гомулкой. Они распустили колхозы и разрешили мелкую предприниматель-скую деятельность. Их не напугала угроза советской интервенции. Польша пошла своим путем.

В том же 1956 г. разразился политический кризис в Венгрии. В 1956 г. в ру-ководстве Венгрии вспыхнула борьба между сталинистами и сторонниками реформ. Победили сторонники реформ. Они ввели мно­гопартийность, поли-тические свободы, вывели из Венгрии советские войска. Однако вскоре в стране началась народная революция против всевластия коммунистов. Часть руко­водства Венгрии обратилось за помощью к советским войскам. В Венг-рию вновь были введены советские войска. Правительство реформаторов было арестовано. Но новое правительство Венгрии встало на путь эко-номических реформ (разрешило мелкую предпринимательскую дея­тельность, перевело государственные предприятия на хозяйственный расчет).

Хотя революции в Восточной Европе были в основном мирными, они поро-дили межнациональные конфликты. Самый кровавый конфликт возник при распаде Югославии. Тем не менее, 40-летняя история тоталитарного социа-лизма в Восточной Европе закончилась.

После второй мировой войны Советский Союз добился прихода к власти коммунистов в странах Восточной Европе (1945-1948 гг.). Демократия в этих странах была ликвидирована. Частная собственность заменена государ-ственной. Проводились индустриализация и кооперирование сельского хо-зяйства. Во внешней политике эти страны следовали курсу СССР. В них был создан строй тоталитарного социализма. Этот строй во многих странах Вос-точной Европы вызывал недо­вольство. Страны тоталитарного социализма развивались от кризиса к кризису.




В 1953 году, вскоре после смерти Сталина, в ГДР возник кризис. В июне прошли демонстрации рабочих против снижения заработной платы. Власти ГДР оказались парализованными. Лишь вмешательство советских войск по-могло правительству ГДР выстоять. Правительство пошло на уступки: была разрешена мелкая предпринимательская деятельность.

В июне 1956 г. в Польше забастовка желез­нодорожников переросла во все-общую стачку. Польская армия подавила это выступление. Однако в руково-дстве Польши произошел раскол. Верх взяли сторонники реформ во главе с Гомулкой. Они распустили колхозы и разрешили мелкую предприниматель-скую деятельность. Их не напугала угроза советской интервенции. Польша пошла своим путем.

В том же 1956 г. разразился политический кризис в Венгрии. В 1956 г. в ру-ководстве Венгрии вспыхнула борьба между сталинистами и сторонниками реформ. Победили сторонники реформ. Они ввели мно­гопартийность, поли-тические свободы, вывели из Венгрии советские войска. Однако вскоре в стране началась народная революция против всевластия коммунистов. Часть руко­водства Венгрии обратилось за помощью к советским войскам. В Венг-рию вновь были введены советские войска. Правительство реформаторов было арестовано. Но новое правительство Венгрии встало на путь эко-номических реформ (разрешило мелкую предпринимательскую дея­тельность, перевело государственные предприятия на хозяйственный расчет).

Хотя революции в Восточной Европе были в основном мирными, они поро-дили межнациональные конфликты. Самый кровавый конфликт возник при распаде Югославии. Тем не менее, 40-летняя история тоталитарного социа-лизма в Восточной Европе закончилась.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

Читайте также: