Кризис арабского халифата кратко

Обновлено: 25.06.2024

Арабский халифат – это исламское государство или как в старорусских источниках можно встретить его другое название – царство Агаранское или Измаильтянское. Существовало в 7-9 веках, а если быть точным с 632 года по 1258 год, во главе которого стояли халифы. Халифат стал объединением для крупного полуострова запада Азии – Аравии. Если сравнивать Аравийскую территорию, то по современным меркам она превосходит в пятикратном объеме современную Германию. На то время, территория Аравии была разделена на три части – Песчаную, Каменистую и Счастливую. Арабы же делились на кочевых и оседлых. Одни были хаддези, другие были бедуинами.

Истоки объединения – в исламе

Во всем мире, ислам – мировая религия. Одна из трех самых основных, не уступающая христианству и буддизму. Ее истоки лежат в 7 веке, когда в племенах почитались различные боги, а Аллах выступал верховным богом.

По преданиям, ислам возник в 610 году. Основателем был Мухаммед, проповедник того времени. В его основе лежит создание единого государства, поклонение единственному богу. После длительных прерий и гонений, которым подвергались последователи основоположника исламской религии, а также он сам, было заключено соглашение, в ходе его определялась религиозная власть и политическое влияние Мухаммеда, а также признание ислама. Мекка стала центром ислама, Кааба – святилищем. Благодаря исламу Аравия стала объединяться, но полностью ее обращение и объединение произошло после смерти основателя религии, во время правления первых халифов, приемников Мухаммеда.

У новой религии свои правила – шариат. Она выполняют роль комплекса сводов и постановок. Каждый последователь ислама обязан последовать им в своей жизни, ведь они уготованы самим Аллахом. Близкие к пророку, стали основоположниками Корана. А все что записано в Коране, не что иное, как внушение ангелом Гавриилом пророку учение об Аллахе.

Мусульмане должны соблюдать единое требование – нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его. Есть пять основ, соблюдая которые можно считать себя мусульманином. Это:

- верование в Аллаха как единого бога


- пятиразовая каждодневная молитва


- соблюдение обязательного ежегодного поста


- трата пятой части своей прибыли на милостыню для освобождения от грехов


- совершение паломничества в Мекку или Медину хотя бы один раз за свою жизнь.

Воссоздание халифата приемниками

Смерть создателя ислама стала точкой основы для распрей между мединской знатью и прежними сторонниками. Ведь во главе вопроса лежало главенство государства, а также религиозное лидерство. Было принято решение отдать бразды правления халифам.

На пути первых халифов, которые правили в 632-661 годах, лежали восстания, решение которых, в большинстве разрешалось вооружено. Да и вообще исламский мир активно перешел в атаку, завоевывая новые земли. Противниками Арабского халифата выступали две могущие страны – Иран и Византия, но арабы путем разгрома сумели подчинить Иран, захватили Египет, Сирию и Палестину, а Иерусалим был сдан добровольно.

Преимущество арабов было в их военной тактики. Они создали конницу, которая превосходила множество других своей легкостью. Стремительные атаки арабов доводила противников до отчаянного ужаса, успешно покоряя как пехоту, так и тяжелую конницу врагов. В основе конницы арабов лежали, изобретенные китайцами, стремяны. Опираясь на стремяна, всадники конницы разрубали своих противников наполовину с помощью сабли.

Успех арабской компании способствовал вдохновению на новые походы. На покоренных местах устанавливались свои порядки. У покоренных было захвачено имущество богатых и знати, порабощенные считали арабов освободителями. На захваченной территории была религиозная свобода, но переход в мусульманскую веру поощрялся различными льготами.

Завоевания положили начало огромному государству под названием Арабский халифат.

За время существования халифата, у него было четыре правителя из круга друзей Мухаммеда, но после заговорщицкой смерти двух последних халифов, власть досталась династии Омеядов. С этого момента власть передавалась из поколение в поколение. Приход клана к власти сделал из халифата теократическое государство, где монархическая власть утверждается за счет террора и насилия, а его власть не имеет границ ни среди закона, ни среди суда, он не несет ответственности за свои поступки ни перед кем.

Правительство предусмотрело постоянное пополнение казны за счет налогов, в первую очередь для поддержания армии. Законы того времени предусматривали что халифату доставались земли вельможи. Только повиновение и желание халифата решало, может ли прямой наследник вельможи наедятся на малую часть его наследства.

Чиновники строго следили и за уплатой налогов. На то время существовало три основных налога:

-налог с немусульман - подушный

Для немусульман налогообложение было более чем высокое.

Вместе с несправедливым налогообложением, они не имели прав, им было запрещено носить одежды не отличавшиеся от арабских. Также на их плечи ложилось бремя обеспечения армии. Запрещено носить оружие, нельзя было свидетельствовать в суде против мусульман.

Для подавления бунта, халифы набрали войска, впоследствии ставшие гвардией, из пленников – тюрок. Но военачальники гвардии вскоре, получили более могущественную власть, нежели сами халифы. Они имели право свергнуть халифов.

Наместники областей, в то время, крупные феодалы усилились на своих местах, они имели в своем подчинении военную силу, несметное количество рабов и крепостных. Наместники противились подчиняться халифу, становясь, таким образом, независимыми правителями. Свои должности они передавали по наследству, вместе с ними передавались и провинции, бывшие в их управлении.

Постоянные волнения сектантов отнимали и без того пошатнувшуюся власть правителей. В то время как наместники только укреплялись на местах. В халифате появилось множество самостоятельных государств.

Развитие и расцвет халифата, который принадлежал всецело науке и искусству, а также торговле, повлекло ослабевание армии. Халифат стал уязвим, постоянно подвергался вторжениям. Самый сильный удар был нанесен ордами Монголов.

В 9 веке были отделены и провинции Ирана, Афганистана, Северной Африки, а также Египет. Огромную часть владений Ближнего Востока завоевали турецкие сельджуки в 11 веке. Именно в 1055 году был захвачен Багдад, покорившийся туркам-сельджукам. Сам халиф воздвиг на трон султана правителя турок, короновав его и присвоив ему этот титул.

Таким образом, ввиду усиления феодалов – наместников, силовое объединение народов, имевших разнообразную культуру и быт, историю и вероисповедание, а также постоянная борьба за свою свободу покоренных народов за свою территорию и независимость привело к тому, что Арабский халифат распался. Погрязшие в роскоши халифы, передававшие свою власть потомкам, только расшатывали и ослабляли власть и могущество.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Кризис в халифате и первая гражданская война

общества, сделало имя Али, считавшегося противником аристократического курса, очень популярным.

Три вооруженные группы недовольных — из Куфы, Басры и Египта — под видом паломников подошли к Медине и потребовали от Османа смены назначенных им наместников. Халиф обещал удовлетворить их желание. Но в то же время Омейяд Мерван ибн ал-Хакам, родич Османа, его главный советник и вдохновитель аристократической политики, втайне послал наместнику Египта письмо от имени халифа с приказом схватить зачинщиков мятежа, когда они вернутся, и отрубить им руки и ноги. Письмо было перехвачено восставшими. Они осадили дом Османа и убили его (июнь 656 г.).

Четвертым халифом по требованию восставших был избран Али. Но аристократическая Еерхушка не признала его. Наместник Сирии Омейяд Муавийя ибн Аби Суфйан, вокруг которого собрались сторонники проомейядской группировки, отказался признать Али имамом-халифом, обвинив его в сообщничестве с убийцами Османа, хотя Али и отрицал это обвинение.

Началась гражданская война (656—661 гг.). Али был активно поддержан низами арабского народа, но действовал нерешительно и хотя имел успех в битве при Сиффине, близ Ракки на Евфрате (июль 657 г.), но все-таки под давлением своих советников согласился на переговоры со сторонниками Муавийи. Нерешительность Али вызвала недовольство и раскол в лагере его сторонников. Разочаровавшись в нем как вожде, 12 тыс. воинов покинули его, создали свой лагерь и выбрали там халифом рядового воина.

Предложение проомейядской группировки начать переговоры было только уловкой, рассчитанной на то, чтобы выиграть время. Переговоры ни к чему не привели; война возобновилась с перевесом на стороне Муавийи. Али, разгромивший хариджитов, был убит одним из них в мечети в Куфе (январь 661 г.). Знатная верхушка арабов, поселившихся в Сирии и Египте, провозгласила Муавийю халифом (661—680). Переход власти к династии Омейядов (661—750) означал победу арабской знати над народными низами.


Самым крупным государством на планете на рубеже VII-VIII веков был Халифат Омейядов. Он охватывал огромную территорию, от реки Инд на востоке до Иберийского полуострова на западе. Он распался в 750 года. Этот процесс постиг все крупные государства древности и Средних Веков.

Предыстория

Создание халифата связано с появлением новой монотеистической религии – ислама. Она возникла в арабском мире в первой половине VII века.


Рис. 1. Арабский халифат.

Период его существования с 661 по 750 год получил название “золотого века ислама”. С ним связано множество достижений в науке, философии и литературе. Столица государства почти все годы его существования находилась в Дамаске и с 744 по 750 год в городе Харране на современной сирийско-турецкой границе. При халифе Хишам ибн Абдул-Малике период арабской экспансии подошел к концу. В 732 году мусульманская армия потерпела поражение при Пуатье на территории Франции и вскоре отступила в Пиренеи. В 739 году произошло берберское восстание на территории современного Марокко. Таким образом, появилось первое независимое государство за пределами халифата. С этими событиями совпали поражения мусульман на востоке в сражениях с индийской династией Чалукья.

В 744 году на трон вступил четырнадцатый халиф Марван II ибн Мухаммад. В годы его правления началась различные мятежи и восстания. В результате, они вылились в гражданскую войну – Третью фитну. К 750 году войско под командованием Марвана II проиграло битву Абу Муслиму, который командовал шиитами, в битве на реке Большой Заб на территории современного Ирака. В этом сражении погибли почти все Омейяды.

Площадь халифата составляла 11 млн кв.км. Его населяло от 33 до 62 миллионов человек. Из них больше всего было персов (20 млн) и коптов из Египта (7 млн). Среди других крупных народов стоит назвать арабов, сирийцев, индийцев, армян, евреев, берберов и испанцев.

Арабский халифат распад

Рис. 2. Арабский халифат распад.

Причины распада

Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.

Аббасидский халифат

Рис. 3. Аббасидский халифат.

Что мы узнали?

Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.

Распад Арабского халифата

Нельзя сказать, что распад Арабского халифата был быстрым процессом. У него нет какой-то конкретной даты, так как он растянулся на столетия, начавшись вскоре после арабского завоевания Иберийского полуострова. Многие историки определяют годы распада Арабского халифата, как 755 – 1258.

Арабская культура и цивилизация

Возникновение Арабского халифата

До возникновения Арабского халифата всё арабское население Аравийского полуострова представляло собой отдельные племена. В них существовал устойчивый родоплеменной строй, близкий к полувоенному раннему феодализму. Эти племена часто враждовали между собой, так как их ничего не объединяло, кроме языка. Всё изменилось в начале 7-го века, когда начала распространяться новая религия – ислам. Именно ислам стал тем стержнем, вокруг которого начали объединяться разрозненные племена, и в 632 году новое государство оформилось. Годом позднее, в 633 году, арабы начали завоевание соседнего Ирана, быстро покорив его.

Причины распада Арабского халифата

Одной из причин распада Арабского халифата стало укрепления положения завоёванных ими тюрок в государства, именно из тюрок арабы формировали свою гвардию

После этого Арабский халифат продолжал стремительно расширяться на протяжении нескольких сотен лет, захватив обширные территории в Юго-Западной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. На покорённых землях арабы устанавливали свои порядки, стремясь не разграбить и опустошить их, а подчинить себе и включить в свою империю. Они даже завоевали часть Европы – Иберийский полуостров, где ныне располагаются Испания и Португалия. Но дальнейшее завоевание застопорилось – европейцы дали захватчикам отпор, после чего началась растянувшаяся на сотни лет Реконкиста , то есть отвоевание Иберийского полуострова обратно. Вскоре после арабских завоеваний в Европе появились первые признаки распада Арабского халифата.

Западно-Сибирское восстание

Западно-Сибирское восстание. Причины, ход событий, итоги.

Реформы Александра 1 и Сперанского

Реформы Александра I и Сперанского

Распад Арабского халифата кратко

В 755 году на территории современной Испании возник независимый Кордовский эмират, который в 929 году стал официально именоваться халифатом. В Арабском халифате в этом время наступила эпохи правления династии Аббасидов, которая стала периодом дальнейшей цивилизации и ослабления центральной власти. После Кордовского эмирата от него отделились Тунис, Марокко и другие части огромной империи. Окончательно халифат прекратил своё существование в 1258 году, когда в результате нашествия армии Чингисхана были уничтожены последние его остатки. При этом независимость халифат потерял ещё раньше, в 1055 году, после захвата Багдада турками-сельджуками.

Распад Арабского халифата кратко

Распад Арабского халифата кратко

Читайте также: