Раскройте сущность каждого механизма кратко

Обновлено: 28.06.2024

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция и рефлексия.

Идентификация — простой способ понимания другого человека, уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия- способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Рефлексия- логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе.

2. Джон, каким он сам себя видит.

3. Джон, каким его видит Генри.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции.

Если человек (А) имеет неверное представление о себе(А), о слушателях(Б) и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Только не надо путать рефлексию с таким личностным качеством как мнительность.

Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки.

Аттракция значима в деловых отношениях. Необходимо людям, работающим с людьми, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции– тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение другого человека и переоценивать влияние характерных особенностей человека и его установок. Свое собственное поведение люди часто объясняют, ссылаясь на внешние обстоятельства, а других людей полностью считают ответственными за свои поступки.

Идентификация -это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении крута переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и 218чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Аттракцияпредставляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия -это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого 'поведения:

· 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

· 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

· 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

12.Какие виды атрибуций вам известны? Приведите собственный пример.

Виды атрибуции

– межличностная атрибуцияКаузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причиндействий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий [1] .

ситуативная атрибуциячастный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужогоповедения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку).

При ситуационной атрибуции наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях других людей и пр. Заметим особо, что ситуационность фактора не всегда означает его внешнего по отношению к субъекту характера: атрибуция причин поведения в таких, несомненно, внутренних факторах, как утомление или плохое самочувствие, представляет собой ситуационная атрибуция.

Идентификация -это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении крута переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и 218чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Аттракцияпредставляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

Рефлексия -это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция - стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого 'поведения:

· 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

· 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

· 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

12.Какие виды атрибуций вам известны? Приведите собственный пример.

Виды атрибуции

– межличностная атрибуцияКаузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причиндействий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий [1] .

ситуативная атрибуциячастный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужогоповедения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку).

При ситуационной атрибуции наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях других людей и пр. Заметим особо, что ситуационность фактора не всегда означает его внешнего по отношению к субъекту характера: атрибуция причин поведения в таких, несомненно, внутренних факторах, как утомление или плохое самочувствие, представляет собой ситуационная атрибуция.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКЦИЯ 2. Психологические механизмы восприятия. (2 часа).

План лекции:

Общение как восприятие.

Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм. В-третьих, — цвет одежды. Необходимо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматические цвета, т. е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти признаки важны во взаимодействии, их не следует рассматривать в отдельности.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов показали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение к нам со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке.

Эффект ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается выше не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные — не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсникам, коллегам по работе, друзьям. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, доброжелательные люди, замечательно ладящие между собой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.

Понимание в процессе общения

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т.п. ( внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (внешняя атрибуция).

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Вопросы для повторения:

1. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?

2. Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?

3. Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?

4. Какие психологические механизмы восприятия вам известны?

5. Раскройте сущность каждого механизма.

Дружба

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

    – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды; – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях. – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Читайте также: