Кризис 1993 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кризис власти. После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным

Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)





Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и се субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Кризис власти. После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным

Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)


Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и се субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

В 1993 году в России произошел так называемый конституционный кризис. Существовало две стороны конфликта, с одной стороны - Ельцин, как президент, правительство и ряд региональных руководителей. С другой стороны был Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

Можно разделить и по другому принципу - одна сторона выступала за парламентскую республику, другая за президентскую республику.

Причины. Предыстория

Полномочия президента в соответствии с действующей на тот момент конституцией были не столь широки, основная власть принадлежала парламенту. В связи с этим, Ельцин заявляет о скором рассмотрении и дальнейшем принятии через референдум, новой конституции. Ельцин был намерен продолжать проводить либеральные экономические реформы, а новая конституция подразумевала сильное расширение полномочий президента, что могло бы помочь в проведении этих самых реформ.

Со временем Съезд народных депутатов просто перестал поддерживать законопроекты, которые вносил президент РСФРС Борис Ельцин. В ответ, Ельцин собирался расформировать как Съезд, так и Верховный Совет.

Первое решение по подготовке проекта новой конституции было принято еще до начала конституционного кризиса, на первом Съезде народных депутатов в 1990 году.

Съездом была созвана конституционная комиссия. Возглавил комиссию Ельцин, а его заместителем стал Хасбулатов, который в дальнейшем станет одним из главных соперников Ельцина.

Начало конфликта

VIII Съезд народных депутатов 10—13 марта 1993 принял решение привести все акты всех властей в соответствие с Конституцией, что означало сокращение полномочий президента и отменяло согласованный ранее референдум о доверии президенту и съезду.

20 марта 1993 года Ельцин выступает по телевидению и заявляет о том, что вся власть вплоть до референдума переходит к президенту и правительству. После выступления, в Москве начинаются митинги как сторонников Ельцина, так и сторонников Верховного Совета.

А конституционный суд заявляет о том, что ряд высказываний и предложений Ельцина являются антиконституционными, но процедуру импичмента не удалось начать, так как указ не поступил в официальные ведомства. Через 5 дней указ был опубликован, но из него были убраны антиконституционные положения.

26-29 марта 1993 года состоялся чрезвычайный IX Съезд народных депутатов, проходил он на фоне массовых протестов. На нем было принято решение о проведении референдума.

Референдум состоялся 25 апреля 1993 года, явка составила 64% избирателей. На референдуме было задано 4 вопроса. Итоги:

О доверии президенту заявили 58,67% избирателей

Одобрили социально-экономическую политику, проводимую президентом 53,05% избирателей

За проведение досрочных выборов президента и Съезда народных депутатов проголосовало 49,49% и 67,17% соответственно.

По третьему и четвертому вопросу количество голосов не хватило, в итоге государственные органы продолжали свою работу.

5 июня 1993 года был предоставлен очередной проект Конституции, но X Съезд выступил за уменьшение президентских полномочий.

Указ Ельцина. Штурм белого дома. Конституция

21 сентября 1993 года Ельциным был издан ключевой указ №1400, который подразумевал роспуск Съезда народных депутатов и его уничтожение как политического института. Также на 12 декабря 1993 года был назначен референдум по вопросу принятия новой конституции.

Референдум, усиление президентской власти, антиконституционные указы и действия. Что-то это напоминает. Не будем отвлекаться.

Верховный Совет отказался подчиняться указу президента, в связи с тем, что он противоречил действующей конституции и расценил действия Ельцина как государственный переворот. Верховный Совет заявил об отстранении от власти президента и назначению на этот пост вице-президента Руцкого. Конституционный суд подтвердил, что действия Ельцина являются антиконституционными.

3 октября начались массовые манифестации и митинги в поддержку Верховного Совета, все протестующие разгонялись внутренними войсками, с применением специальных средств.

Около 15:30 сторонниками Верховного Совета была захвачена мэрия, была попытка захватить БТР внутренних войск.

По воспоминаниям Хасбулатова в распоряжение Верховного Совета попали 4 БТР и 10-15 военных грузовиков и автобусов.

К в 18:00 к зданию телецентра пришло большое количество людей, здание было оцеплено большим количеством сотрудников милиции, ОМОНа, внутренних войск. Ближе к 19:00 произошел взрыв в телецентре, после которого военнослужащие и военная техника начали вести огонь по толпе. Погибли по меньшей мере 46 человек, из которых многие журналисты.

Вооруженные столкновения были прекращены к 20:00. Ближе к 21:00 у здания Верховного Совета был отключен свет.

Уже ночью 4 октября Ельциным было принято решение о штурме Дома Советов, был отдан приказ об использовании танков и бронетехники.

По официальным данным погибло от 124 до 187 человек. По неофициальным данным число погибших составляет до 5000 человек.

12 декабря 1993 состоялся референдум по принятию новой конституции. По итогам референдума новую конституцию поддержали 58,4% избирателей. Явка составила 54,8%.

Итоги

В связи с принятием в России новой конституции, окончательно были расформированы Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Российская Федерация стала президентской республикой.

По новой конституции президент теперь имеет достаточно широкие полномочии. Именно в этот момент, как мне кажется, в России появилась почва для зарождения авторитарного режима. В руках одного человека теперь была сконцентрирована огромная власть. Если она перейдет в плохие руки, то и последствия для государства будут плачевными.

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Стремясь остановить радикальные либеральные реформы, большинство депутатов перестало поддерживать президентские законопроекты. Ельцин в свою очередь решил ликвидировать Съезд народных депутатов и избранный им Верховный совет. Для этого требовалось изменить Конституцию, что было возможно только с согласия съезда. Возник К. к.

Решение о подготовке новой Конституции было принято I Съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Председателем Верховного совета РСФСР Б. Ельциным. Заместителем председателя комиссии стал первый заместитель Председателя Верховного совета Р. И. Хасбулатов, ответственным секретарем — депутат О. Г. Румянцев.

30 августа 1990 Ельцин обнародовал концепцию конституционной реформы. 12 ноября проект Конституции был опубликован в печати для обсуждения. Однако на II Съезде народных депутатов РСФСР (27 ноября — 15 декабря 1990) к проекту было выдвинуто слишком много поправок, и его пришлось дорабатывать. Этот процесс затянулся из-за распада СССР, поставившего Россию в совершенно новые правовые условия. К марту 1992 комиссия подготовила 2-й вариант проекта Конституции, который в основном был поддержан Съездом. Из-за обострившихся в 1992 политических разногласий договориться об основных принципах конституционного устройства не удалось. Сторонники Ельцина выступали за президентскую республику, а большинство противников — за парламентскую.

VIII Съезд народных депутатов 10—13 марта 1993 принял решение привести все акты всех властей в соответствие с Конституцией, что означало сокращение полномочий президента и отменяло согласованный ранее референдум о доверии президенту и съезду. 20 марта 1993 Ельцин выступил по телевидению и объявил о принятии Указа об особом порядке управления, который предполагал переход всей власти к президенту и правительству вплоть до референдума, который назначался на 25 апреля 1993. В Москве прошли митинги сторонников и противников президента. Было принято решение Конституционного суда о незаконности некоторых положений обращения Ельцина, что создавало возможность для отстранения президента от должности. Но указ как документ не поступил в другие органы власти официально, что затрудняло начало процедуры импичмента. 25 марта 1993 текст указа президента был опубликован со значительными изменениями, из него исчезли антиконституционные положения.

26—29 марта 1993 состоялся чрезвычайный IX Съезд народных депутатов, работа которого проходила на фоне массовых митингов сторонников и противников Ельцина в Москве. Попытка председателя Верховного совета Р. Хасбулатова выработать новое соглашение с Ельциным вызвало возмущение радикальных депутатов. Но голосование по вопросу об отрешении от должностей как Ельцина, так и Хасбулатова в обоих случаях дало отрицательный результат — на съезде преобладали центристы. 29 марта 1993 съезд одобрил проведение референдума.

Прошедший 25 апреля 1993 референдум дал следующие результаты: из 64 % избирателей, которые пришли голосовать, 58,7 % доверяли президенту; 53 % доверяли также социально-экономическому курсу; за перевыборы президента высказались 49,5 %, парламента — 67,2 %. Но для принятия конституционного решения требовалось большинство голосов избирателей, а не только пришедших голосовать. Так что и по последнему вопросу решение оказалось отрицательным, досрочные выборы представительного органа власти не были одобрены. Это значило, что обе ветви власти должны продолжать работу.

Для завершения подготовки проекта Конституции Президент созывал 5 июня 1993 Конституционное совещание, и оно выработало проект, который был направлен в субъекты РФ для обсуждения. Но К. к. не был преодолен. В соответствии с действующим законодательством и решением IX Съезда Конституцию должен был принять следующий X Съезд. Большинство депутатов выступили за меньшие полномочия президента, чем в проекте Конституционного совещания.

3 октября 1993 массовая демонстрация сторонников Верховного cовета прорвала блокаду Дома Советов. При этом против демонстрантов было применено огнестрельное оружие. Защитники Дома Советов захватили здание мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкино. 4 октября 1993 после танкового обстрела Дом Советов капитулировал, лидеры Верховного cовета были арестованы. В октябрьских столкновениях, по официальным данным, погибло не менее 149 человек.

12 декабря 1993 было проведено всенародное голосование по проекту Конституции. В нем приняли участие 54,8% избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 %, против — 41,6 %. Голосование не проводилось в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Таким образом была принята Конституция 1993, и К. к. был преодолен.

21 сентября 1993 года разразился новый политический кризис в рамках продолжавшегося конституционного.

Президент РФ Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, а также о проведении в декабре внеочередных выборов в новые органы государственной власти – Государственную Думу и Совет Федерации, составляющие отныне Федеральное Собрание.

Естественно, руководство Верховного Совета выступило против подобного решения, а большинство судей Конституционного суда признали действия Президента не соответствующими Конституции.

Созванный чрезвычайно Х Съезд народных депутатов поддерживает позицию Верховного Совета, и инициирует отрешение Президента от должности с передачей полномочий вице-президенту А. В. Руцкому.

Основанием для подобного решения выступает неконституционность действий Ельцина, и даже инкриминация ему попытки государственного переворота.

В это время Руцкой начинает формировать новое правительство.

Столкновения сил противников

После произошедшего ситуация еще более накалилась, что вылилось в массовые беспорядки, столкновения и кровопролития:

Захват мэрии и телецентра

Готовые работы на аналогичную тему

Объявление чрезвычайного положения

Следующим действием Президента Ельцина было введение в Москве чрезвычайного положения и мобилизация войск.

Так как оставшиеся в здании Верховного Совета не собирались его покидать, 4 октября начался обстрел Дома Правительства из танков и бронетранспортеров, что привело к пожару части здания.

Войскам удалось проникнуть в Белый дом, и арестовать руководителей сопротивления Руцкого, Хасбулатова и Макашова.

По официальным данным во время обстрела и штурма здания погибло 150 человек.

Итоги политического кризиса

События 1993 года по своему характеру напоминали начало гражданской войны.

Первый выстрел был за оппозицией, а регулярная армия, преодолев сомнения, выступила на стороне Президента. Неизвестно, какой исход был бы у кризиса без поддержки Ельцина войсками.

Одним из главных итогов подавления сопротивления оппозиции стало окончательное крушение советской власти.

Как ни странно, после таких волнительных событий достаточно быстро была стабилизирована политическая обстановка, и уже через 2 месяца состоялся референдум по вопросам проекта Конституции и выборов в Государственную Думу.

Одобренная большинством проголосовавших, новая Конституция закрепила четкое разделение властей и их компетенцию, а также даровала довольно широкие полномочия Президенту.

Впервые выборы в Государственную Думу проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам.

Их результаты были немного неожиданны, так как принесли победу неожиданным партиям (ЛДПР, аграриям, союзу женщин и т.д.).

Несмотря на отсутствие решения суда, Государственная Дума все же объявила амнистию всем участникам столкновений осени 1993 года 23 февраля 1994.

Читайте также: