Кризис 17 лет кратко

Обновлено: 29.06.2024

Юность – ещё один переходный период в развитии личности. Это время, когда юноши и девушки осознанно готовят себя к будущей взрослой жизни. Окончание школы, поступление в другие учебные заведения, получение профессии и поиски работы – основные задачи, которые требуется решать.

В юношеском возрастном этапе молодые люди уже ответственны за свою будущую судьбу и последующую жизнь, так как выбор необходимо принимать самостоятельно. Это окончательное самоопределение, начало взрослой жизни и утверждение себя в ней. К 17 годам в основном сформированы все психические функции и начинается стабилизация личности.

Кризис 17 лет

Кризис 17 лет протекает менее остро, чем пубертатный кризис. Дети более эмоционально стабильны, осознанно обсуждают с родителями выбор профессиональной деятельности, прислушиваются к их мнениям и советам. Но выбор будущей профессии и дальнейшая самостоятельная жизнь вызывает страхи перед будущим.

У юношей появляется страх перед вероятностью ухода в армию. Они боятся совершить ошибку при поступлении в ВУЗ, так как нарушатся выстроенные жизненные планы.

Сдача выпускных экзаменов и вступительных в другое учебное заведение – серьёзный стресс для молодого организма. Часто это заканчивается невротическими реакциями, обострением хронических заболеваний и общим ухудшением состояния здоровья. На детей ложится серьёзная эмоциональная нагрузка.

Если выпускники надеются на помощь родителей, и родители им помогают, то этот период проходит относительно спокойно. Те же, кто надеется только на себя, и родители по каким-то причинам не могут оказать помощи, несут большую нагрузку и более тревожны.

На психику детей накладывается и страх ответственности не только перед самим собой, но и перед родителями, они переживают, что не смогут оправдать их ожиданий. Кроме того, впереди новый образ жизни, новые знакомства, новые виды деятельности. Это период проб и ошибок, поиск собственного жизненного пути.

Добавить комментарий Отменить ответ

Авторские права

Блог создан в 2008 году. За время работы написано более 350 статей на психологическую таматику. Авторские права полностью защищены. Копирование и любое использование информации — только с согласия автора.

Разделы

Новостная рассылка

Уведомления о новых и популярных статьях месяца. Подборка будет приходить не чаще двух раз в месяц . Посмотреть пример письма можно по ссылке.

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Под персональными данными субъекта перональных данных понимается нижеуказанная общая информация: ФИО, адрес электронной почты и номер телефона.

Принимая настоящее Соглашение, я выражаю свою заинтересованность и полное согласие, что обработка персональных данных может включать в себя следующие действия: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение, осуществляемых как с использованием средств автоматизации (автоматизированная обработка), так и без использования таких средств (неавтоматизированная обработка).

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что предоставленная информация, является полной, точной и достоверной; при предоставлении информации не нарушается действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц; вся предоставленная информация заполнена мною в отношении себя лично; информация не относится к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информация не относится к информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, не относится к информации о состоянии здоровья и интимной жизни.

Я понимаю и соглашаюсь с тем, что Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых мной, и не имеет возможности оценивать мою дееспособность и исходит из того, что я предоставляю достоверные персональные данные и поддерживаю такие данные в актуальном состоянии.

Согласие действует по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно на­правленность личности в целом), и отчасти для подрост­ков с эгоистической направленностью. Из беседы с маль­чиком, заканчивающим 9-й класс и собирающимся ра­ботать:

« — . Что ты хочешь от жизни?

- Но деньги важны не сами по себе. Что они дают?

- Если деньги есть, живи как хочешь. В баре посидишь, би­льярд, хорошее вино. Водка меня не привлекает, от нее тошнит.

- Ты способный, мог бы хорошо учиться. Получить высшее образование.

- Ой, нет! Еще столько лет штаны протирать! Я окончатель­но решил: школу брошу. В вечерку пойду, наверное. Там если прогуливаешь, тройки ставят, а если сидишь, четверки и пя­терки.

Здесь надоело все. Скучно. Все одно и то же. Полдня в школе, потом домой придешь, тоже делать нечего.

А вообще, я на море хочу. Чтобы роскошный номер в гости­нице, и ты один. Окно открываешь — и ветер с моря. Чтобы денег много было. Ресторан, пляж. Так недели две. А потом все равно надоест. Ведь все приедается.

- Где же ты собираешься зарабатывать деньги?

- Не знаю. С этим сейчас проблема. Трудом много не зарабо­таешь. Там видно будет. До этого еще надо дожить. Устроюсь куда-нибудь. Хорошо бы в какую-нибудь фирму.

— А семья? Наверное, это будет главное в твоей жизни. Ког­да ты влюбишься.

Такие подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя свое жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда четко планируют будущее, и период юности для них будет, ско­рее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свой­ственны элементы той духовности, против которой они протестуют, — например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости и конфликтов в школе.

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечал Д.Б. Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.




Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.

В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно на­правленность личности в целом), и отчасти для подрост­ков с эгоистической направленностью. Из беседы с маль­чиком, заканчивающим 9-й класс и собирающимся ра­ботать:

« — . Что ты хочешь от жизни?

- Но деньги важны не сами по себе. Что они дают?

- Если деньги есть, живи как хочешь. В баре посидишь, би­льярд, хорошее вино. Водка меня не привлекает, от нее тошнит.

- Ты способный, мог бы хорошо учиться. Получить высшее образование.

- Ой, нет! Еще столько лет штаны протирать! Я окончатель­но решил: школу брошу. В вечерку пойду, наверное. Там если прогуливаешь, тройки ставят, а если сидишь, четверки и пя­терки.

Здесь надоело все. Скучно. Все одно и то же. Полдня в школе, потом домой придешь, тоже делать нечего.

А вообще, я на море хочу. Чтобы роскошный номер в гости­нице, и ты один. Окно открываешь — и ветер с моря. Чтобы денег много было. Ресторан, пляж. Так недели две. А потом все равно надоест. Ведь все приедается.

- Где же ты собираешься зарабатывать деньги?

- Не знаю. С этим сейчас проблема. Трудом много не зарабо­таешь. Там видно будет. До этого еще надо дожить. Устроюсь куда-нибудь. Хорошо бы в какую-нибудь фирму.

— А семья? Наверное, это будет главное в твоей жизни. Ког­да ты влюбишься.

Такие подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя свое жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда четко планируют будущее, и период юности для них будет, ско­рее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свой­ственны элементы той духовности, против которой они протестуют, — например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости и конфликтов в школе.

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечал Д.Б. Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.

Придя в первый класс, ребенок переживает кризис переориентации с родительской семьи на учебу и жизнь в социуме.

Окончание же школы также завершается кризисом, который можно сформулировать как рубеж привычной ученической и новой взрослой жизни. Почему, откуда он появляется и чему должен научить?

Юность – время выбора жизненного пути, когда строятся планы (реальные или не очень), ставятся цели и предпринимаются первые шаги для их достижения (поступление в вуз или на работу, а иногда даже со здание семьи).

Именно поэтому в 17–18 лет многие умудряются изрядно наломать дров и заварить такую кашу, которую приходится расхлебывать всю жизнь.

И, если по-хорошему, родителей должно заботить в первую очередь именно сохранение добрых, человеческих отношений со своими сыновьями и дочерьми, тогда и все остальное будет в порядке.

Впрочем, к счастью, большинство юношей и девушек все же не впадают в крайности и ведут себя вполне разумно. Вопрос в том, насколько верно они оценивают свои возможности и насколько настроены перекладывать проблемы со своих плеч на родительские.

Ребятам, тяжело переживающим кризис 17 лет, свойственны различные страхи.

Страхи тем сильней, чем более зависимы молодые люди от мнения своей референтной группы, то есть тех людей, мнение которых для них наиболее важно и значимо (семья, друзья).

Повышенная тревожность и страхи могут стать причиной соматических расстройств (ухудшения состояния здоровья), обострения хронических заболеваний или возникновения неврозов. Не у всех возникают настолько сильные переживания, однако даже если выпускник не слишком тревожен, тем не менее, резкая смена образа жизни, статуса и связанных с ними требований, круга общения и обязанностей вызывают значительную напряженность: новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Другим сценарием окончания обучения в школе является поступление на работу. Безусловно, сложностей у этого варианта достаточно. Это и высокая ответственность, и проблематичность найти интересную работу при отсутствии квалификации, и низкая (в сравнении с дипломированными специалистами) заработная плата. Но оно стоит того – таким образом юноши и девушки очень быстро приобретают статус взрослого человека, независимость от родителей и получают жизненный опыт, не сравнимый с опытом студентов, которые, так или иначе, но еще во многом остаются детьми.

Впрочем, в наше время даже студенты чаще всего совмещают учебу с довольно ранней (уже на 2–3 курсе) работой по специальности, которая дает практические навыки и связи, либо с работой не по профилю для финансовой самостоятельности.

Побег из реальности (в наркотическую, алкогольную или игровую зависимость, в религиозные секты) – еще один вариант жизненного сценария после окончания школы.

К сожалению, практически всегда это болото затягивает быстро и необратимо, работа и учеба забрасываются, родительская семья теряет свою значимость, полноценные дружеские связи обрываются.

Только мы, взрослые, своим отношением друг к другу сами толкаем детей в необратимое либо, напротив, оберегаем их от ошибок: дети пишут картину мира с нас самих.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Испытание отпуском

Кризис рождения как кризис семьи

Кризис рождения как кризис семьи Переживая кризис рождения, ребенок впервые в жизни делает свой личный шаг к автономизации, отделяясь от матери. Важно отметить, что, исходя из современных научных данных, не материнский организм, а организм ребенка на гормональном уровне

Юношеский кризис – кризис дебюта

Юношеский кризис – кризис дебюта Выходит, то, чего мы инстинктивно искали, когда ложные возможности выбора загоняли нас в тупик, все же существовало? Выходит, он был – третий вариант? Между черным и белым. Справедливостью и несправедливостью. Другом и врагом. Попросту

Совет девятнадцатый Чего ждать от логиков, а чего – от интуитов

Совет девятнадцатый Чего ждать от логиков, а чего – от интуитов У одних людей больше развито логическое мышление, у других преобладает интуиция. Научившись отличать логиков от интуитов, вы получите максимум пользы от общения с теми и другими.Жизнь логика обычно

Кризис языка — кризис душ и чувств.

Кризис языка — кризис душ и чувств. В том, что языки обмениваются друг с другом словами, есть, возможно, не только близкая польза, но и дальняя, послезавтрашняя закономерность. Может быть, именно через такой обмен и станет рождаться будущий всемирный язык — или, как ступень

ИСПЫТАНИЕ

ИСПЫТАНИЕ Так как же вы оцениваете мужчину и определяете, обладает ли он этими качествами? В главах, посвященных флирту и отбору претендентов, мы проведем вас через весь цикл испытания мужчин на присутствие качеств из вашего перечня. В последующих главах мы продолжим

Привыкание дается непросто

Проблемы как испытание

Проблемы как испытание [63]Позвольте мне предположить, что перед каждым из нас стоит одна и та же задача: в конечном счете мы стремимся к безусловной, совершенной, абсолютной целостности. Просветлению. Полному покою. Небесам. Нирване. Самадхи. Приближению к Богу.

Испытание временем

58 Нам дается та судьба, которую мы заслуживаем

58 Нам дается та судьба, которую мы заслуживаем Есть два вида людей: те, что живут своей жизнью, и те, которые только смотрят, как она идет.Многие жалуются и говорят, как бы они хотели жить, – но и пальцем не шевельнут, чтобы этого добиться. Они выбирают легкий путь:

Кому с трудом дается первый класс?

Возрастные кризисы - кризис 17 лет

Юность… Прекрасный возраст. Ощущение того, что вся жизнь впереди, столько открытых возможностей!

Характеризуется переходом от подросткового возраста к взрослой жизни.

Юношеский возраст охватывает временной период от 16 лет до 21 года.

кризис 17 лет

К этому возрасту завершается физическое развитие, а в психологическом плане формируется самосознание, решаются вопросы самоопределения, поиска дальнейших жизненных планов. Личность стабилизируется, молодой человек способен сам отвечать за свои решения.

Если подросток смотрит на жизнь с позиции настоящего, то юноша (девушка) смотрит на настоящее с позиции будущего. Человек оканчивает школу, и на пороге взрослой жизни он стоит перед выбором дальнейшего пути: кем быть, какую профессию выбрать, где продолжить обучение. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность.

Выбор пути

Необходимость выбора жизненного пути связана с возникновением очередного переломного момента в жизни человека, так называемого кризиса юношеского возраста или, условно говоря, кризиса 17 лет.

Выйдя из стен школы, юноша или девушка стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни. Столько дорог впереди, нужно решить, как дальше строить свою судьбу.

Многие испытывают страх перед неизвестностью: раньше все было просто и понятно – школьные годы, жизнь под крылом родителей, а теперь нужно определяться с тем, что делать дальше, естественно в такой ситуации юноша испытывает стресс.

Поэтому нелишней будет поддержка близких людей, возможно, мудрый совет поможет определиться с дальнейшими планами.

Выбор профессии

кризис 17 лет

Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения. Если молодой человек не смог поступить в учебное заведение, то кризис проявляется у него наиболее остро. Ему кажется, что произошла катастрофа, его планы рушатся на глазах. Это всё очень тяжело переживается.

Нужно вновь начинать работу по самоопределению. Опять жизнь ставит перед выбором: либо выбирать другое учебное заведение, например, менее престижное, где меньше конкурс, или же отложить поступление в выбранный ВУЗ на следующий год.

Некоторые идут работать.

Так или иначе, юношеский возраст предполагает большую или меньшую степень независимости от родителей.

Некоторые молодые люди в этом возрасте создают собственные семьи. Молодые супруги нередко сталкиваются с трудностями: они еще не вполне зрелые личности, часто влюблённость воспринимают как любовь. Вступая в брак, некоторые люди еще не до конца понимают степень ответственности, которая им предстоит, ведь с появлением семьи возрастает груз обязанностей. И часто происходит так что, молодая семья больше надеется на помощь родителей, чем на самих себя.

Всё это, конечно, может усугубить переживание кризиса.

Если молодой человек или девушка вынуждены начать работать, то впереди еще адаптация на новом рабочем месте. Приспособление к коллективу, к новому режиму дня, приобретение новых трудовых навыков вызывают трудности у юноши.

Еще один негативный момент, усугубляющий течение кризиса юности может вызвать необходимость службы в армии. Ни для кого не секрет, что в сегодняшнее время молодые люди испытывают страх перед армией. Большие физические нагрузки, психологические трудности – всё это сложно пережить молодому человеку.

кризис 17 лет

В юности человек начинает понимать, что он в ответе за свою дальнейшую жизнь. Это пора принятия ответственных решений, самоопределения.

Начинает формироваться свое мировоззрение.

Человек понимает, что только от него зависит то, каким будет его место в жизни, это касается выбора будущей профессии, спутника жизни. Множество различных вариантов выбора иногда страшит, ведь хочется правильно выбрать себе дальнейший путь, не ошибиться, чтобы не терять время. Юности всё еще присущ максимализм, когда хочется всё и сразу.

Как преодолеть кризис

Не бойтесь неудач – ведь юность – это время, когда впереди еще вся жизнь. В это время еще позволительно делать ошибки.

Это самое ценное, что есть у человека. Не торопите время, если вы выбрали ВУЗ – учитесь, студенческие годы замечательные и неповторимые.

кризис 17 лет

Если выбрали профессию – осваивайте её. Сейчас вы полны сил и находитесь в наиболее работоспособном возрасте. Сейчас происходит самое бурное развитие личности, самые творческие идеи и изобретения присущи юным людям. Помните, что юность – чудесная пора, время романтических свиданий, первой любви.

Наслаждайтесь жизнью и не торопите время, пусть всё идет своим чередом, и тогда кризис успешно минует, позволив вам вступить на новую ступень вашего развития.

Продолжение следует…
В следующей статье речь пойдет о молодости и зрелости, и о том, какие кризисные моменты возможны в этом возрасте.

Читайте также: