Критика массовой культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология мас­совой культуры. В некоторых концепциях массовая куль­тура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни.

Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приоб­щении миллионов людей к ценностям высокой и народ­ной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные мат­чи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качествен­ное изменение культурной ситуации в мире, случившее­ся благодаря внедрению технических достижений.[16]

Существенной особенностью массовой культуры стало широ­кое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огром­ное число научно-популярных журналов дополняется постоян­ными радио- и телепередачами образовательного характера. Пуб­личные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небы­вало обширные аудитории и способствуют приобщению широ­ких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различ­ного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающая­ся в массовой культуре.

Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.

Заключение

Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренче­ских клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура создает современную мифологию, кон­струируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, со­циальной и национальной групп), что определяет выбор со­ответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура тради­ционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продук­ты, требующие для своего восприятия определенных интел­лектуальных усилий и исходного культурного багажа.

Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основ­ных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представля­ет собой естественное порождение современной цивилизации.

Список использованной литературы

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.

8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.

9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.

[1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73.

[2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313.

[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406.

[4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.

[5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300.

[6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43.

[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409.

[8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.

[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410.

[11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134.

[12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119.

[13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148.

[14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141.

[15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339.

[16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314.

[17] Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн., 1998. – С. 93.

[18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416.

[19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445.

[20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317.

[22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.

Читайте также: