Критика массовой культуры кратко
Обновлено: 05.07.2024
Распространение массовой культуры породило научные исследования этого явления. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры. В некоторых концепциях массовая культура рассматривается как положительное явление, отражающее рост жизненного уровня и образования и к тому же являющееся фактором демократизации общественной жизни.
Массовая культура, по оценке некоторых отечественных культурологов, выполняет ряд позитивных функций. Одна из них состоит в приобщении миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры Начиная с 1920 года в США выпущено 80 млн. грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфонических оркестров, в 10 раз чаще люди посещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн. экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений.[16]
Существенной особенностью массовой культуры стало широкое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Огромное число научно-популярных журналов дополняется постоянными радио- и телепередачами образовательного характера. Публичные чтения, семинары, сессии, летние лагеря собирают небывало обширные аудитории и способствуют приобщению широких масс населения к научным знаниям. Но конечно, наряду с собственно научными, хотя бы и популярными знаниями немалое распространение получают и оккультные знания, а также различного рода манипулятивная психотехника, хорошо приживающаяся в массовой культуре.
Массовая культура – сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. И как сложный социально-культурный феномен, он не может оцениваться однозначно.
Заключение
Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.
Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.
Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.
Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа.
Динамика массовой культуры способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации.
Список использованной литературы
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.
2. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 736 с.
8. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446с.
9. Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.
10. Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1.
[1] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 73.
[2] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 313.
[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 406.
[4] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? – М., 1992. – С. 160-180.
[5] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 300.
[6] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. №4. С. 37-43.
[7] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 409.
[8] Ламонд И. Массовая культура и средства массовой информации // Культуры – диалог народов мира. 1983. № 4. С.37-43.
[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 410.
[11] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 134.
[12] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 119.
[13] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. №6. 146-148.
[14] Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. – М., 1990. – Вып. 1. – С. 141.
[15] Культурология. XX век. Энциклопедия. T.I. – СПб.,1998. – С. 339.
[16] Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000. – С. 314.
[17] Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн., 1998. – С. 93.
[18] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 415-416.
[19] Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн., 1999. – С. 445.
[20] Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 317.
[22] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социс. – 1990. – № 8. – С. 106.
Читайте также: