Критический реализм в искусстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.


Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.).Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

Смотреть что такое КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ в других словарях:

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 — пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием незав. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

1) Термин, применяемый бурж. философами для противопоставления своих теорий "наивному реализму", т.е. стихийному материализму. 2) Одна из школ совр. бурж. философии. Ведет происхождение от т.н. "критической философии" Канта; нем. идеалисты Вундт, Кюльпе, Мессер и др. обозначали этим термином всякую философию, делающую различие между объектом и представлением субъекта об этом объекте. Во 2-й пол. 19 в. К. р. был распространен в Германии (А. Риль), Англии (А. Сет, А. Прингл-Пэттисон, Д. Хикс). Критич. реалистами именовали себя нек-рые из рус. махистов (Юшкевич). Как самостоят. школа возникает в США в 1916–20. Его основатели: Дрейк, Лавджой, Дж. Б. Пратт, Роджерс, Дж. Сантаяна, Селлерс и Ч. О. Стронг, изложившие свои общие взгляды в сб. "Очерки критического реализма" ("Essays in critical realism", 1920). В предисловии к нему авторы признали, что их согласие касается только "эпистемологической проблемы" (теории познания), и выражали уверенность, что можно сохранить единство в теории познания, придерживаясь различных взглядов в онтологии. Все же они приняли ряд общих онтологич. положений: а) признание реального существования объектов познания, независимых от познающего субъекта и находящихся в причинном отношении к нему; б) признание того, что человеч. познание как-то сообразуется с объектами; в) признание того, что в процессе познания человек может делать истинные заключения об объектах. Однако в вопросе о том, чем являются объекты познания, критич. реалисты не были едины: одни (Стронг, Дрейк и др.) рассматривали их как идеальные, другие (Селлерс) как материальные. В теории познания критические реалисты противопоставили свои взгляды неореализму, утверждавшему, что в процессе познания объекты включаются в сознание, становясь его "содержаниями" ("эпистемологический монизм"). К. р. утверждает, что человек познает объекты не непосредственно, а при помощи "данных" ("data") или "сущностей" ("essences"). Субъект непосредственно познает "данное", служащее посредником между субъектом и объектом. "Данное" связано с объектом, "соответствует" ему, но вместе с тем отлично от объекта. "Данное" – не отражение, не образ, а знак, символ, указывающий на присутствие объекта. Это сближает К. р. с агностицизмом кантианского толка или "иероглифизмом" (см. "Иероглифов теория"). Достоверность познания объективной реальности нек-рые представители К. р. основывают на "животной вере". Критикуя неореалистов за отождествление объекта и "данного", т.е. психического, критич. реалисты впадают в др. крайность и метафизически разрывают объект и его образ, абсолютизируя момент их различия. В вопросах онтологии критич. реалисты обнаруживают значит. разногласия; "эссенциалистское крыло" (Сантаяна, Дрейк, Роджерс, Стронг) рассматривали "данные" как логич. "сущности", вечные и неизменные, приходя к объективному идеализму платоновского толка (учение Сантаяны о "царствах бытия") или к субъективному идеализму, провозглашающему бытие физическим по форме и психическим по субстанции (D. Drake, What is a Mind?, "Mind", 1926, v. 35, No 138); др. группа (Селлерс, Пратт, Лавджой) считала "данные" психич. образованиями, возникающими в результате мозговой деятельности. Но и между ними не было единства: Пратт эволюционизировал в сторону персонализма; Лавджой – создал теорию "темпоралистического реализма", лежащую, по его словам, "между идеализмом и неореализмом". Селлерс в процессе своей филос. эволюции шел к материализму. В обращении к онтологии рушилось и без того призрачное единство критич. реалистов. В 30-х гг. XX в. это течение как таковое прекращает свое существование, хотя его приверженцы продолжают, каждый в соответствии со спецификой своей философии, развивать его принципы. Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.–Л., 1936; Коэн М. Р., Амер. мысль., пер. с англ., М., 1958; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Юлина Н. С., Концепция реальности в амер. "критич. реализме", "Филос. науки" (Научн. докл. высшей школы), 1958, [No ] 2; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., [М. ], 1962; Бичко И., На философському раздорiжжi, К., 1962; Pratt J. В., Matter and spirit, N. Y., 1922; Santayana G., Scepticism and animal faith. N. Y., [1929 ]; Sellars R. W., The philosophy of physical realism, N. Y., 1932; его же, Critical realism and modern materialism, в кн.: Philosophic thought in France and the United States, N. Y., 1950; Lovejоу А. О., The revolt against dualism, 2 ed., La Salle (Illinois), 1960. И. Бычко. Киев. . смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

1) Направление в буржуазной философии США 20—30-х гг. 20 в. (Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Сантаяна, Р. В. Селларс и др.). Возник как реакция на неореализм. Тезису неореалистов об “имманентности” объекта сознанию, о непосредственном “вхождении” объекта в сознание К. р. противопоставил свое учение о структуре познавательного акта. Последний сводится к трем элементам: субъекту, объекту и “данному”, или “сущности”. Эта “сущность”, с т. зр. К. р., и составляет содержание нашего сознания. “Сущности”, согласно учению К. р., в отличие от объекта даны нам с непосредственной достоверностью, в них объединены все продукты нашего сознания. К. р. пытается представить эти сущности как нечто объективно существующее, наподобие универсалий средневекового реализма. “Сущность” имеет особую, отличную от физической, реальность, к ней неприменима пространственно-временная характеристика. Согласно К. р., “сущности” ни в коем случае не являются образами или копиями вещей. К. р., как и неореализм, т. обр., направлен против материалистической теории отражения. К. р. признает существование реального мира; это признание основано, согласно К. р., на инстинкте и “животной вере” (Сантаяна) в реальный мир. Гносеологический источник этого варианта “реализма” заключается в ложном истолковании им факта различия материального и идеального, объективного и субъективного, в метафизическом противопоставлении сознания объективному миру. 2) “К. р.” также называют течение, возникшее в Германии в конце 19 в. (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на идеалистической интерпретации совр. естествознания. Понятие “К. р.” употребляется в буржуазной философии и для обозначения всякого философствования, так или иначе противостоящего т. наз. наивному реализму. . смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма — изображение . смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

- термин, утвердившийся в сов. лит-ведении для обозначения реалистич. лит-ры от 1840-х гг. до 1917. Его истоком можно считать цикл ст. Н Чернышевского "Очерки гоголевского периода русской литературы" (1855-56), согл. к-рому лит-ра 1840-50-х гг. явилась наследницей гоголевского "отрицат." (т. е. критич. по отношению к действительности) периода рус. лит-ры. Критич. пафос рус. лит-ры 2-й пол. 19 - нач. 20 в. и признавался за гл. основание ее прогрессивности. Выражение "К. Р." было введено в лит. обиход М. Горьким. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, в философии - течение в американской философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители - Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован "данным", напр. "сущностью", которая лишь условно представляет свойства вещей.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - в философии - течение в американской философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители - Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован "данным", напр. "сущностью", которая лишь условно представляет свойства вещей.
. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , в философии - течение в американской философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители - Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован "данным", напр. "сущностью", которая лишь условно представляет свойства вещей. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, в философии - течение в американской философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители - Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован "данным", напр. "сущностью", которая лишь условно представляет свойства вещей. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ Реализм - условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм.
. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

см. в ст. реализм.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

- условное обозначение в советском литературоведении(сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв.,в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности;введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм. смотреть

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, направление в реалистической литературе и искусстве XIX—XX вв. (в ст. Реализм).

художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.


Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

Полезное

Смотреть что такое "критический реализм" в других словарях:

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р … Философская энциклопедия

Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература) направление в литературе Критический реализм (философия) направление в философии … Википедия

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… … Большой Энциклопедический словарь

критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… … Энциклопедический словарь

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… … Большой Энциклопедический словарь

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами. Рубрика:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

критический реализм — см. в ст. реализм. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 … Литературная энциклопедия

критический реализм — см. реализм … Словарь многих выражений

Критический реализм — направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

отдельно читайте статьи:

Критический реализм - Женщина с хлебом, Робер Делоне

Реализм

Краткое содержание

Реализм, хотя и не имел внутренних противоречий, признан первым современным движением в искусстве, которое отвергло традиционные формы искусства, литературы и социальной организации как устаревшие после Просвещения и Промышленной революции. Начиная с Франции в 1840-х годов, реализм полностью изменил живопись, расширив представления о том, чем является искусство. Работая в хаотичную эпоху, отмеченную революцией и широкомасштабными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные фантазии традиционного искусства реальными событиями, придав нормам общества такой же вес, как и великим историческим картинам и аллегориям. Выбор привнести повседневную жизнь в полотна был ранним проявлением авангардного стремления объединить искусство с жизнью, а отказ от методов живописи, таких как перспектива, предвосхитил многие определения и переопределения модернизма XX века.

Основные идеи:

Истоки

До реализма: Историческая живопись и Академия

Основанная в 1648 году Людовиком XIV, Академия Royale de Peinture et the Sculpture или Королевская академия живописи и скульптуры руководила созданием искусства во Франции в течение почти двух столетий. Учитывая доминирующее положение Франции в европейской культуре за это время, Академия установила стандарты для искусства на всём континенте, предоставляя молодым талантам обучение в мастерских и признавая художественные достижения на своих полурегулярных выставках Салона.

Революция, отказ от традиции и важность фотографии

Хотя романтизм, возможно, отверг некоторые принципы неоклассицизма, он не существенно изменил структуру искусства и общества XVII и XVIII века. Непрерывное состояние революции во Франции в XIX веке стало стимулом для принятия более радикальных изменений. После первоначальной революции 1789 года Франция прошла через Первую республику, Первую империю под управлением Наполеона Бонапарта, восстановление монархии Бурбонов, Революцию 1830 года, июльскую монархию, революцию 1848 года, Вторую республику, Вторую империю, Франко-прусскую войну и создание Парижской коммуны 1871 года, а также Третьей республики.

В 1830-х годах этот толчок к научному позитивизму проявился в появлении фотографии. Луи Жак Манде Дагер публично продемонстрировал дагерротип в 1839 году, механически фиксируя изображение с натуры на металлическую основу с помощью камеры. Одновременно в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот сделал то же самое с калотипом, который зафиксировал изображение на бумаге, покрытой йодистым серебром. В свою очередь, фотография подпитывала реализм. В то время как художники-реалисты редко писали с фотографий (только некоторые), самой большой концептуальной силой была её претензия на правдивость. Если право на власть традиционно поддерживалось искусством, которое идеализировало могущество, фотография предполагала возможность буквально показать настоящие недостатки правителей. В разгар революционного века художники-реалисты стремились адаптировать ценность истины фотографии к своему искусству.

Оноре Домье и искусство социальной критики

Вагон третьего класса, картина Оноре Домье

Гюстав Курбе, Революции 1848 года и Происхождение социализма

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Концепции и стили

Меняющиеся нормы и скандал с куртизанкой: Курбе и Мане

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

Картина "Интерьер", Эдгар Дега

Визуальная революция реализма

В то время как манипулирование художниками-реалистами спорами по их сюжету является очевидным проявлением их антиавторитарных целей, их технические нововведения могут быть менее очевидными для глаз, что обусловлено 150-летием современного искусства. В то время, однако, художественная дистанция между холстами Курбе и традиционной исторической живописью была очевидной и конфронтационной.

Облагороженный крестьянин: Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр и Жюль Бретон

Реализм за пределами Франции

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

Джеймс Уистлер — Симфония в белом № 1: девушка в белом

Реализм - лучшие картины художников в этом стиле

10 самых известных картин в направлении реализм

Французское название: Le marché aux chevaux

Художник: Роза Бонёр

Год: 1853

Ярмарка лошадей роза боннар, Реализм - лучшие картины в этом стиле

Художник: Илья Ефимович Репин

Год: 1873

Художник: Томас Икинс

Год: 1875

Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: L'Angelus

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1859

Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: L'Origine du monde

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1866

Гюстав Курбе был бесспорным лидером французского реализма и ключевой фигурой, ответственной за рост движения. В то время, когда он создал эту работу, эротизм и нагота в искусстве были приемлемы только в мифологических и сказочных картинах. Реализм Курбе раздвинул пределы того, что считалось презентабельным. Крупный план гениталий и живота обнажённой женщины, лежащей на кровати с расдвинутыми ногами; L'Origine du monde всё ещё имеет силу шокировать зрителя и, несмотря на ослабление моральных стандартов, которое произошло в течение полутора веков с момента её создания, картине по-прежнему удаётся неоднократно создавать споры, ведущие к её цензуре.

Художник: Эндрю Уайет

Год: 1948

Французское название: Des glaneuses

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1857

Сборщицы колосьев, Реализм - лучшие картины в этом стиле

Французское название: Un enterrement à Ornans

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1850

Похороны в Орнане, Курбе - Реализм - лучшие картины в этом стиле

2. Полуночники

Художник: Эдвард Хоппер

Год: 1942

Художник: Эдуард Мане

Год: 1863

Олимпия - Реализм - лучшие картины в этом стиле

КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.

Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

Читайте также: