Критический реализм в английской литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как ведущее направление реализм утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX в. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В 30-40-е годы выступают такие замечательные романисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси.

В истории Англии 30-40-е годы XIX в. - это период напряженной социальной и идеологической борьбы.

Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т. е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов. Стихи поэтов-чартистов звали к классовой борьбе, к международной солидарности рабочих; они отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. Новаторство чартистской поэзии проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы.

Широко раздвинулись социальные и вместе с тем географические рамки романа: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры; за пределы Англии переносит действие своих романов Теккерей.

Формы английского реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа. После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из его ведущих жанров - романа. В 50-60-е годы, последовавшие за революционным подъемом и подавлением европейских революций 1848 г., Англия вступает в новую фазу развития. Одержав победу над рабочим движением, буржуазия укрепила свои позиции. Англия завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле.




Английский роман второй половины XIX в. приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев, к их психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве Джордж Элиот, а позднее - в романах Мередита и Батлера.

Как ведущее направление реализм утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX в. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В 30-40-е годы выступают такие замечательные романисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси.

В истории Англии 30-40-е годы XIX в. - это период напряженной социальной и идеологической борьбы.

Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг., т. е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов. Стихи поэтов-чартистов звали к классовой борьбе, к международной солидарности рабочих; они отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. Новаторство чартистской поэзии проявилось в создании образа пролетария-борца, сознающего свои классовые интересы.

Широко раздвинулись социальные и вместе с тем географические рамки романа: трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры; за пределы Англии переносит действие своих романов Теккерей.

Формы английского реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа. После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из его ведущих жанров - романа. В 50-60-е годы, последовавшие за революционным подъемом и подавлением европейских революций 1848 г., Англия вступает в новую фазу развития. Одержав победу над рабочим движением, буржуазия укрепила свои позиции. Англия завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле.

Английский роман второй половины XIX в. приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев, к их психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве Джордж Элиот, а позднее - в романах Мередита и Батлера.

Расцвет английского критического реализма относится к 30—40-м годам XIX века. В этот период выступают такие замечательные писатели-реалисты, как Диккенс и Теккерей, Бронте и Гаскелл, поэты-чартисты Джонс и Линтон. 30—40-е годы в истории Англии — это период напряженной социальной и идеологической борьбы, период выступления на историческую арену чартистов.

Вместе с тем Англия XIX века представляла собой классическую страну капитализма. Уже в начале 30-х годов она вступает в новый этап своего исторического развития, ознаменовавшийся обострением противоречий между буржуазией и пролетариатом. Буржуазные реформы (закон о бедных — в 1834 году, от-¦ мена хлебных законов — в 1849 году) способствовали развитию английской промышленности. В этот период Англия занимает прочное положение на международной арене. Расширяются ее колонии и рынки сбыта. Однако колониально-национальные противоречия обостряются в не меньшей степени, чем классовые.

В период 30—50-х годов обостряется и идеологическая борьба в Англии. Буржуазные идеологи — Бентам, Мальтус и другие — выступили на защиту буржуазного строя. Буржуазные теоретики, историки (Милль, Маколей) восхваляли капиталистическую цивилизацию и стремились доказать незыблемость существующих порядков. Охранительные тенденции получили яркое выражение и в творчестве буржуазных писателей (романы Бульвера и Дизраэли, несколько позднее — произведения Рида и Коллинза).

Характерную особенность английских реалистов составляет присущее им мастерство сатирического обличения. Сатира, со всем богатством и разнообразием ее оттенков, является острейшим оружием Диккенса и Теккерея. И это вполне понятно. Сатирические приемы обличения помогают писателям с наибольшей очевидностью и убедительностью раскрыть несоответствие между внешней стороной того или иного явления и его подлинной сущностью.




Своекорыстию буржуазных дельцов писатели-реалисты противопоставляли нравственную чистоту, трудолюбие, бескорыстие и стойкость простых людей. В описании людей из народа особенно сильно чувствуется гуманизм английских писателей, и прежде всего Диккенса. В творчестве Диккенса с наибольшей силой проявился и присущий английским реалистам демократизм. Свой положительный идеал писатель видит в бескорыстных и честных тружениках. Только в среде простых людей, утверждает Диккенс, возможно счастье, ибо только здесь могут во всей их красоте раскрываться подлинно человеческие чувства.

Однако английские критические реалисты были далеки от понимания закономерностей исторического развития. Они не были непосредственно связаны с происходившим в стране рабочим движением. Отражая в своих произведениях стремление народных масс к лучшей жизни, писатели-реалисты не могли ни предложить какой-либо определенной программы изменения существующих порядков, ни указать правильных путей борьбы. В их произведениях непомерно большая роль отводится моральному фактору. Проповедь классового мира, морального усовершенствования людей, апелляция к совести власть имущих, примирительные тенденции — все это имеет место во многих произведениях критических реалистов. Очень часто даже лучшие произведения Диккенса и других писателей-реалистов завершаются компромиссными решениями поставленных в них больших проблем социального характера. Однако благополучные концовки, стремление доказать закономерность победы добра над злом приходят в столкновение с правдой жизни, с логикой самой действительности, реалистически изображенной в произведениях. Утопические идеалы английских критических реалистов порождают элементы романтики в их творчестве.

Во второй половине XIX века в Англии не затихает классовая борьба, продолжаются выступления рабочих, однако по своей силе и массовости они значительно уступают рабочему движению предшествующих лет. В рабочем движении усиливается оппортунизм. На многих явлениях общественной жизни Англии сказалось влияние буржуазной идеологии. Во многом оно определило и характер развития литературы тех лет.

Известная идейная ограниченность, свойственная взглядам английских реалистов XIX века и проявившаяся прежде всего в утверждении возможности и даже необходимости классового мира, связанная с боязнью революционного выступления масс, давала себя знать в 50—60-е годы с новой силой.

Большие полотна, отражавшие общественно-политическую и частную жизнь всех классов и социальных слоев английского общества, сменяются романами, более камерного характера, произведениями, в которых делается малоубедительная попытка объяснить зло жизни отдельными, частными пороками капиталистического общества. Что же касается Диккенса, то он в это время был наиболее стойким и последовательным могиканом критического реализма в английской литературе.

На тех же позициях стоял и Э. Троллоп — писатель, сделавший целью своего творчества воспевание всего обыденного, мирных будней буржуазного благополучия.

Однако даже в этих сложных условиях лучшие традиции и принципы искусства критического реализма продолжают развиваться в творчестве крупнейшего английского писателя Чарлза Диккенса.

Примечания.

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23, стр. 17.

2. New-York Daily Tribune. August I, 1854. p. 4. Цит. по книге "История английской литературы". М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 23.

Чартистская поэзия

Движение чартистов. В 30-х годах XIX века Англия вступает в новую эпоху исторического развития, характеризующуюся тем, что противоречия английского буржуазного общества достигают своей зрелости.

Своеобразие и значение поэзии чартистов.Чартисты разделяли мнение революционных романтиков о могущественном воздействии художественного слова на массы, поэтому они привлекли к сотрудничеству в своих газетах множество поэтов из рабочей среды, и это была подлинная поэзия масс. Вожди чартизма Джонс, О'Коннор и Гарни тоже были литераторами. Джонс был даровитым поэтом, критиком и публицистом, Гарни и О'Коннор были талантливыми публицистами и выдающимися ораторами. Поэзия чартистов оказала необычайно сильное влияние на дальнейшее развитие всей демократической культуры Англии.

Великие английские критические реалисты XIX века многим обязаны чартистам, которые определенным образом влияли на их творчество, содействуя его антибуржуазной направленности.

Однако принципиальное своеобразие чартистской поэзии заключается не в критике капитализма, которая была довольно сильно представлена еще в произведениях романтиков в самом начале XIX века. Описывая лишения и нищету рабочего класса, поэты левого крыла чартизма видели выход в революционной борьбе и в победе над капиталистическим строем; они отвергали всякую возможность классового мира, соглашения с буржуазией. Они создают образ нового героя — пролетария, борющегося за обновление мира. Реалистическое отображение героической борьбы пролетариата было важнейшей заслугой чартистской литературы.

Чартистскую поэзию по степени зрелости принято условно делить на три периода, что совпадает с тремя периодами в развитии движения: зарождением (1835—1842), подъемом (1842—1848) и упадком (1848—1854) чартизма.

Но чартистской литературе, так же как и чартистскому движению в целом, не суждено было соединиться с научным социализмом, поэтому наряду со значительными идейными достижениями чартистской поэзии она в целом неоднородна и отражает многие иллюзии и заблуждения пролетариата той эпохи; даже в творчестве поэтов, писавших в моменты наибольшего подъема этого первого массового движения рабочего класса, есть немало наивного и утопического.

Этим объясняется сравнительно небольшая идейно-художественная ценность произведений поэтов-чартистов, из среды которых выдвинулись только три значительных поэта: Джонс, Линтон и Масси. Произведения этих писателей не потеряли интереса и в наше время.

Ранние проявления поэзии чартистов. Первый период чартизма характеризуется некоторой стихийностью. Пролетариат все еще смутно представлял себе свое место в классовой борьбе, хотя и был настроен антибуржуазно. Наряду с рабочими-поэтами чартизму сочувствуют и мелкобуржуазные поэты, проповедовавшие филантропизм, взывавшие к милосердию правящих классов.

Самым талантливым среди поэтов-попутчиков был Томас Худ (1790—1845). Он был сыном бедного книготорговца и рано стал зарабатывать на жизнь тяжелым литературным трудом.

Работай! Работай! Работай,

Пока не сожмет головы, как в тисках!

Работай! Работай! Работай,

Пока не померкнет в глазах!

Строчку - ластовку - ворот.

Ворот - ластовку - строчку.

Повалит ли сон над шитьем - и во сне

Строчишь все да рубишь сорочку.

О братья любимых сестер!

Опора любимых супруг, матерей!

Не холст на рубашках вы носите — нет!

А жизнь безотрадную швей.

В грязи, в нищете, голодна.

О боже, зачем это дорог так хлеб,

Так дешевы тело и кровь.

Работай! Работай! Работай!

От боя до боя часов!

Работай! Работай! Работай!

Как каторжник в тьме рудников.

Стихотворение заканчивается обращением к богачам; автор стремится разжалобить и устыдить их, что совершенно сводит на нет суровые обличения первых строк.

Тем не менее превосходные художественные качества поэзии Т. Худа были по достоинству оценены передовыми современниками. В России он пользовался в XIX веке самой широкой известностью.

Черный страх бежит, как тень,

От лучей, несущих день;

Свет, тепло и аромат

Быстро гонят тьму и хлад,

Запах тленья все слабей,

Запах розы все слышней.

По ухабам и рытвинам грязной дороги

Едут к кладбищу печальные дроги,

Их с грохотом тощая кляча везет,

И мрачный возница угрюмо поет:

«Стучат по каменьям бедняцкие кости,

Не идут позади ни родные, ни дети,

Знать, никто бедняка не вспомянет на свете.

. мне горько и жалко,

Что везут, торопясь, как скотину на свалку,—

Даже доброго слова не скажут, спеша,—

Того, в ком жила человечья душа.

Отсутствие последовательного пролетарского мировоззрения мешало чартистским поэтам 30-х годов понять, что одного протеста недостаточно. Впрочем, это чувствовали даже тогда наиболее одаренные поэты. Стремясь пробудить, всколыхнуть массы, сплотить их, такие поэты пробовали воспользоваться традициями прошлого. Большинство обращалось к приемам агитации Шелли, старалось подражать Байрону и Томасу Муру — певцу свободной Ирландии.

Тебе, народ мой, слава и хвала,

Но ты — рабочая пчела.

Англичане, вы — рабы,

Нет для вас иной судьбы,

Как работа, пот и раны,

А плоды пожнут тираны!

Я верю, что когда-то

Наступит этот час,

Все будут равноправны и богаты,

Свобода станет светочем для нас.

Уйдут в века лишенья и невзгоды,

Ил сменит радость и гармония природы.

Везде защиту слабые найдут,

И станет справедливым суд.

Всех будет охранять закон —

Великий мудрый судия,

Ведь честен, неподкупен он,

Вот — высшая мечта моя!

Никто вам не поможет,

Спасенье в вас самих — вперед!

Великая правда нам стала ясна,

Что франкам, британцам, тевтонам не нужно

Кровавой борьбы, что цель их одна!

Так пусть остается тиранам война,

А нации жить будут дружно!

После окончательного поражения чартизма, начиная примерно с 1855 года, творчество Джонса вступает в полосу кризиса; у него появляются мотивы пессимизма и неоромантизма. В 1869 году Джонс умер.

Долгие годы буржуазная наука замалчивала его творчество, и только коммунистическая английская критика и советские исследователи в наши дни восстановили в правах этого замечательного пролетарского художника и вождя трудовых масс.

Вильям Джеймс Линтон (1812—1897).Вторым по значению чартистским поэтом был Линтон. Его творчество никогда не достигало таких идейных и художественных высот, как творчество Эрнеста Джонса, но он тем не менее тоже был одним из видных поэтов-чартистов; его знали и любили широкие массы народа.

В его творчестве вначале преобладает разоблачительная тенденция:

Лендлорд получает доход-

Государству нужен доход.

Закону нужен доход.

Эта тенденция сочетается с антивоенной темой:

Мы мира жаждали — вы дали нам войну,

И тяжкий труд, и камни вместо хлеба.

Предатель без ума, без чести,

Палач по самое нутро,

Искариот и Каин вместе —

Лежит здесь Одиллон Барро.

Такова же эпитафия на смерть Тьера:

Рак языка прервал его житье,

И это вряд ли странным назовешь.

Типун венчает мелкое вранье,

А у него вся жизнь — сплошная ложь.

Одни за другими осенней порою слетают листы.

Одни за другими уходят герои,

И гибнут надежды одна за другою.

Смело шествуйте вперед!

В ногу, брат, иди со мною,

Я щитом тебя прикрою!

Твердый шаг нас в бой ведет;

Твердых духом слава ждет:

Дружно шествуйте вперед!

Подобно другим чартистским поэтам, Линтон во многих стихах рисует утопические картины светлого будущего человечества, когда оно сбросит классовый и национальный гнет.

Джеральд Масси (1828—1907).Уже в период упадка чартистского движения выдвинулся третий значительный рабочий-поэт — Джеральд Масси.

Масси был сыном бедняка. С восьми лет он должен был работать на фабрике. Всего три года посещал он школу для бедных, а в пятнадцать лет ушел в Лондон, где стал чернорабочим. Он начинает посещать собрания чартистов, много учится, изучает классиков английской литературы.

Мы не хотим пути иного,

Нам дорог стяг свободы,

И мы, Бойцы сорок восьмого,

Взрастили эти всходы.

Мы, как потомки Спартака,

Пьем за вперед идущего,

Привет вам, новые века,

Ура бойцам грядущего!

Это стихотворение написано в годы жестокой расправы с чартистами, в годы торжества всеевропейской реакции; оно прозвучало смелым вызовом буржуазии, смертельно напуганной призраком своего конца, призраком будущих побед пролетариата.

Подобно Джонсу и Линтону, Масси был критиком и пропагандистом лучших достижений мировой культуры. Его перу принадлежат статьи о Мильтоне, Петефи, Фрейлиграте, Беранже, Эдгаре По, Теннисоне, Вордсворте, Шелли, Джонсе и чартистах.

Масси развивал в своих статьях взгляды Джонса и Линтона, старался поставить лучшие достижения мировой культуры на службу рабочему движению. Остро полемический характер, призыв к борьбе, к объединению бедняков всех наций составляют неотъемлемый элемент его лучших критических работ.

Английская и американская рабочая поэзия наших дней с успехом использует боевые традиции чартистской поэзии в своей борьбе за мир и социализм.

Чарлз Диккенс (1812-1870)

Формирование писателя. Общий характер творчества.Творчество Чарлза Диккенса открывает блестящую страницу в истории критического реализма в Англии. С его именем связана целая эпоха в развитии английской литературы. Диккенс принадлежит к тем великим писателям, которые составляют гордость национальной английской культуры.

Мировоззрение и эстетические взгляды Диккенса формировались в 30-е годы. Это был бурный и напряженный период в истории Англии. Борьба за избирательную реформу (1832), выступления чартистов определяли собой накаленную атмосферу тех лет. Диккенс не был сторонником чартистского движения; он не разделял взглядов и программы его участников. Но ему были близки и понятны настроения трудовых масс; его возмущала существующая несправедливость и тяжелое положение народа. В творчестве Диккенса нашли выражение его демократические симпатии и протест против социальной несправедливости. Общественный подъем в стране, усиливающееся рабочее движение способствовали расцвету творчества писателя. Романы Диккенса служили делу борьбы, которую вел английский народ против порядков и законов буржуазного общества.

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики писателей-чартистов. Это были крупнейшие достижения английской демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере напряженнейшей социальной и идеологической борьбы эпохи чартизма. Однако многочисленные буржуазные историки литературы пытаются, вразрез с фактами, обойти противоречия тогдашней общественной жизни Англии, отразившиеся и в оживлении борьбы направлений в литературе того времени. Пользуясь общим понятием литературы так называемого "викторианского века", хронологически совпадающего с годами правления королевы Виктории (1837-1901), они создают, по сути, искаженную картину литературного процесса, прибегая при этом к помощи различных доводов.

Один из наиболее распространенных приемов сводится к попытке подвести творчество крупнейших представителей критического реализма - Диккенса, Теккерея, сестер Бронте, Гаскелл - под общий шаблон "респектабельной" и верноподданнической литературы, поставить их в один ряд с Бульвером, Маколеем, Троллопом, Ридом и Коллинзом. Гневные обличители мира "бессердечного чистогана" именуются беззлобными юмористами, умеренными викторианцами. Был создан настоящий культ Теннисона, Бульвера и других писателей того же направления, которых объявили "мэтрами" английской литературы. Некоторые рецензенты еще при жизни авторов "Оливера Твиста" и "Тяжелых времен", "Ярмарки тщеславия", "Джен Эйр" и "Холмов бурных ветров" усмотрели в их резкой критике современного общества явление, не типичное для английской литературы этого периода.

Против Диккенса ополчились ревнители "нравственности", обвиняя его в отсутствии вкуса, в вульгарности, мизантропизме, когда он осветил в "Очерках Боза" и "Оливере Твисте" теневые стороны жизни "процветающей" Англии; ему отказывали в праве называться художником, когда он выступил со своими зрелыми социальными романами 40-50-х годов. Выражая взгляды официальной Англии, Маколей, как известно, нападал на автора "Тяжелых времен" за отсутствие в романе будто бы чувства меры, за карикатурность в изображении обитателей Коктауна и мрачный пессимизм. "Холодный дом", "Крошка Доррит" Диккенса, "Ярмарка тщеславия" Теккерея, "Джен Эйр" Ш. Бронте, "Холмы бурных ветров" Э. Бронте и другие лучшие сочинения критических реалистов встречали неизменные нападки со стороны викторианской критики именно потому, что авторы этих произведений подходили к оценке современности с демократических позиций, срывали покров мнимой респектабельности, обличали эксплуататорскую сущность общественной жизни буржуазной Англии.

Представляя в неверном свете общую картину развития английской литературы, критика нередко прибегает и к приему умышленного умолчания. Так, на протяжении столетия буржуазное литературоведение пытается "убедить" читателей, что чартистская поэзия, публицистика, роман никакого значения для английской культуры не имеют, а если и можно говорить о творчестве таких писателей, как Э. Джонс или В. Линтон, то оно вряд ли представляет сколько-нибудь существенный интерес. Резко враждебно относясь к революционному движению рабочего класса, реакционная буржуазная критика пытается дискредитировать крупнейшие явления демократической культуры Англии.

Ярчайшим проявлением социальных противоречий между буржуазией и пролетариатом Великобритании был чартизм, составивший целый революционный период в истории английского рабочего класса XIX века.

1. ЧАРТИСТСКАЯ литература. Чартистское движение сыграло огромную роль в истории английской литературы. Оно выдвинуло ряд общественных проблем, которые, как и сама борьба пролетариата, нашли отражение в творчестве великих английских реалистов 30-х-50-х годов XIX века: Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте, Гаскелл.

Вместе с тем в чартистской печати, а также в устном песенном творчестве, развернулась многообразная литературная деятельность поэтов, публицистов, критиков, непосредственно связанных с чартистским движением. Их литературное наследие до сих пор еще мало изучено, но не подлежит сомнению, что во многих отношениях их творчество, в центре которого впервые встал революционный пролетариат, открыло новые горизонты английской литературе и представляет поныне живой общественный и эстетический интерес.

Острая классовая борьба, развернувшаяся в 30-е и 40-е годы XIX века, обусловила творчество многочисленных попутчиков чартизма, демократически настроенных поэтов, которые правдиво изображали страдания пролетариата, но не разделяли убеждений чартистов революционного крыла. Одни из них, подобно Т. Куперу, на короткое время примкнули к сторонникам "моральной силы", другие, как Э. Эллиот, сочувствуя страданиям народа, ратовали за отмену хлебных законов, видя в этом спасение от всех общественных зол; некоторые же (Т. Гуд) были сторонниками "филантропического" разрешения общественных конфликтов и в пору резко обострявшихся классовых противоречий искренне, но бесполезно пытались взывать к милосердию правящих верхов.

Из демократических поэтов 30-40-х годов наибольшей известностью пользовались Томас Гуд и Эбенезер Эллиот.

Томас Гуд (Thomas Hood, 1799-1845), сын книготорговца, начал писать в период, когда в английской литературе господствовали романтические направления; но, считая, что "полезней подметать сор в настоящем, чем стирать пыль с прошедшего", он сразу обратился к современной тематике, высмеивая (на первых порах еще в безобидной, шутливой форме) несовершенства английской жизни. Свои юмористические стихи Гуд иллюстрировал собственными карикатурами. Он был главным, а иногда единственным сотрудником в ряде журналов и альманахов, а под конец жизни (1844) издавал собственный "Журнал Гуда" (Hood's Magazine). Живя лишь на литературный заработок, он был настоящим интеллигентным пролетарием.

Среди юмористических произведений Гуда, заставлявших смеяться всю Англию, появлялись иногда и вещи серьезные, даже мрачные по тону, как, например, его широко популярный небольшой стихотворный рассказ "Сон Юджина Арама-убийцы", в котором автор дает образ учителя (героя нашумевшего процесса XVIII века), мучимого угрызениями совести.

С большим поэтическим чувством показывает Томас Гуд жажду жизни, мечты о солнце, траве и цветах. Но непомерный труд отнимает даже мечты и обещает только раннюю могилу:

О, боже! Зачем это дорог так хлеб,

Так дешевы тело и кровь?

Работай! Работай! Работай

От боя до боя часов!

Работай! Работай! Работай!

Как каторжник в тьме рудников!

(Перевод М. Михайлова).

"Песня о рубашке" была немедленно опубликована многими газетами и журналами, была даже отпечатана на носовых платках. Ее разучивали и пели работницы. Но сам Гуд адресовал эту песню высшим классам, надеясь пробудить их жалость. Стихотворение оканчивалось пожеланием, чтобы песня эта дошла до богача.

Эти филантропические мотивы звучат во многих произведениях Гуда. В стихотворении "Мост вздохов", говоря о девушке, которая утопилась, чтобы избежать нужды и позора, поэт призывает простить и пожалеть ее. В стихотворении "Сон лэди" богатая дама видит во сне всех тех, кто умер в непосильной работе на нее, всех, кому она не оказала в свое время помощи, и, проснувшись, заливается слезами раскаяния. Стихотворение заканчивается пожеланием:

Ах, если бы знатные дамы иные

Видали порой сновиденья такие!

(Перевод Ф. Миллера)

Как будто подобные сновидения могли облегчить жизнь рабочих.

Однако само изображение социальных контрастов составляет сильную сторону стихотворения. Бедствия народа Томас Гуд описывал во многих стихотворениях: "Капля джину", "Рождественская песнь бедняка", "Размышления о новогоднем празднике" и др. Но с наибольшей глубиной Гуд трактует эту тему в своих рабочих песнях. В песне "Фабричные часы" он описывает толпу изможденных лондонских тружеников, идущих на работу:

. Голодные люди устало бредут

Вдоль лавок мясных, где им в долг не дадут,

Идут с Корнхилла (*), о хлебе мечтая,

По Птичьему рынку, - вкус дичи не зная,

Измученный голодом труженик бедный

Чуть ноги волочит по улице Хлебной.

(* Буквально "Зерновой холм" (Cornhill).)

Так подчеркивается вопиющий контраст между общественным богатством, которое присваивают себе капиталисты, и обнищанием тех, кем оно создается.

Но быт тех, кто трудится, представляется "чистилищем" по сравнению с "адом" безработицы. Безработным приходится молить, как о милости, о том, что работающим кажется проклятием. Положению безработных посвящена "Песня работника". Она написана под впечатлением суда над безработным, приговоренным к пожизненной ссылке за то, что он требовал у фермеров работы, угрожая в случае отказа "сжечь их ночью в постели". Клевете буржуазной прессы, изображавшей отстаивающих свои права рабочих злостными головорезами и бандитами, Гуд противопоставляет образ человека, требующего, чтобы общество удовлетворило его законное право на мирный и честный труд.

"Мыслям моим никогда не представляются пылающие фермы или житницы, - восклицает безработный в стихотворении Гуда, - я мечтаю только о том огне, который я мог бы разложить и зажечь в моем домашнем очаге, у которого ежатся и жмутся мои голодные дети. ; румянец мне хочется увидеть на их бледных щеках, а не отсвет пожара. Ах, дайте мне только работу, и вам нечего будет бояться, что я поймаю в силки зайца его милости, или убью оленя его сиятельства, или вломлюсь в дом его светлости, чтобы украсть золотое блюдо. "

В отличие от большинства стихотворений Гуда здесь звучит уже не только стремление разжалобить высшие классы, но и некоторая угроза.

Именно стихотворения, посвященные социальной теме, доставили Гуду широкую популярность. На памятнике ему было выбито: "Он спел песню о рубашке". На одной стороне памятника была изображена девушка - утопленница из "Моста вздохов", на другой - учитель Юджин Арам среди учеников.

Эбенезер Эллиот (Ebenezer Elliott, 1781-1849) - сын кузнеца и сам кузнец, ближе, чем Гуд, стоял к рабочему движению. Он был связан с движением за отмену хлебных законов, весьма широким по своему социальному составу.

Хотя оно и возглавлялось в основном представителями манчестерской либеральной буржуазии, но все же к нему примыкали и демократические полупролетарские слои города и деревни; их иллюзии и надежды и отразились в стихах Эллиота. Одно время он даже входил в организацию чартистов.

В своих поэмах "Деревенский патриарх" (The Village Patriarch, 1829) и "Чудесная деревня" (The Splendid Village, 1833-1835) Эллиот продолжает линию Крабба, реалистически показывая, как гибнет патриархальная деревня под натиском капитализма. Но больше всего Эллиот известен своим сборником "Стихи против хлебных законов" (Corn Law Rhymes, 1831). Используя разнообразные популярные формы поэзии - от фольклорной песни до религиозного гимна (широко распространенного в то время в ремесленной и даже в чартистской среде), -

Эллиот выступает против хлебных законов, вымогающих последние деньги у бедняков.

Наибольшей известностью пользуется его "Песня". В ней Эллиот показывает распад и гибель рабочей семьи под влиянием безысходной нужды. Дочь уходит из дома, становится проституткой и погибает вдали от родных. Один сын умирает от голода, и его не на что похоронить; другого убивает сама мать, и за это ее казнят. Наконец, казнят и главу семьи. Каждый куплет, рисующий одно из звеньев этой распадающейся цепи, сопровождается ироническим припевом: "Ура, да здравствует Англия, да здравствует хлебный закон!". В отличие от Томаса Гуда, Эллиот, заканчивая это стихотворение, обращается к высшим классам не с мольбой о жалости, а со словами гнева и мести:

О богачи, за вас закон, Голодных вам не слышен стон!

Но неизбежен мести час, Рабочий проклинает вас.

И то проклятье не умрет, А перейдет из рода в род.

(Перевод К. Бальмонта)

Общий облик Эллиота как поэта сходен с тем образом "певца скорбей людских", который он сам создал в стихотворении "Надгробие поэта":

Ваш общий брат схоронен здесь;

Певец скорбей людских.

Поля и реки - небо - лес -

Он книг не знал иных.

Его скорбеть учило зло -

Тиранство - стон раба -

Столица - фабрика - село

Острог - дворцы - гроба.

Он славил тех, кто беднякам

Служил своим добром,

И слал проклятье богачам,

Все человечество любил

И, честным сердцем смел,

Врагов народа он клеймил

И громко Правду пел.

(Перевод М. Михайлова)

К чартизму одно время примыкал поэт Томас Купер (Thomas Cooper, 1815-1892), сын рабочего-красильщика, в молодости работавший сапожником. В чартистском движении Купер вначале шел за О'Коннором, которого воспел в стихотворении "Лев свободы". Но затем он перешел к сторонникам "моральной силы" и, наконец, к христианскому социализму.

В 1877 г. вышел сборник стихов Купера (Poetical Works). Наибольшей известностью пользуется поэма Купера "Чистилище самоубийц" (The Purgatory of Suicides, 1845), написанная во время двухлетнего тюремного заключения. Общий план поэмы, описывающей известных в истории самоубийц, создан под влиянием Данте, некоторые детали в изображении загробного мира заимствованы у Мильтона. Философско-исторический замысел позволил Куперу развить тираноборческие, демократические мысли. В жанре и языке поэмы заметно влияние революционного романтизма Байрона.

Чартистская литература чрезвычайно обширна и многообразна.

Многочисленные поэты и писатели, выдвинутые чартистским движением, использовали все жанры, существовавшие в английской литературе, от коротенькой стихотворной эпитафии до романа. Однако наибольшего расцвета достигла чартистская поэзия.

На протяжении полутора десятилетий своего существования поэзия чартистов претерпела ряд существенных изменений. Уже при своем рождении она была связана с двумя традициями: с традицией народной рабочей поэзии и с поэтической традицией революционного романтизма. Эта связь была обусловлена тем, что как народная рабочая поэзия, так и творчество революционных романтиков (особенно Шелли) воплотили в себе идеи, возникшие на основе первого, самого раннего этапа рабочего движения. Однако чартистское движение представляло собой новый, более зрелый этап рабочего движения, который выдвинул новые идеи, дал литературе новое общественное содержание.

Художественный метод чартистской поэзии, отразившей этот этап рабочего движения, естественно, не мог оставаться прежним. Реализм, ставший к началу 50-х годов ведущим методом в чартистской поэзии, имел свою специфику, отличавшую его от реализма Диккенса, Теккерея и других критических реалистов. Он сохранил боевую направленность творчества революционных романтиков. Чартистские поэты и писатели не ограничивались критическим изображением современного им буржуазного общества, но призывали пролетариат бороться за его переустройство. Это позволило им впервые в английской литературе создать образ пролетария - борца за социальную справедливость.

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 99821
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Критический реализм в Англии XIX века. Натурализм. Выполнил:учитель английск.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Критический реализм в Англии XIX века. Натурализм. Выполнил:учитель английск.

Критический реализм в Англии XIX века. Натурализм. Выполнил:учитель английского языка Демочко Маргарита Вячеславовна Школа: МБОУ СОШ №71 г.Новосибирск Аудитория слушателей: учащиеся 10-11 класса. 2020 г.

Содержание I. Критический реализм XIX в.: 1. Социально-политическая обстановк.

Содержание I. Критический реализм XIX в.: 1. Социально-политическая обстановка в Англии 19 в. 2. Творчество Джейн Остен. 3. Принципы критического реализма. 4. Творчество Ч. Диккенса. 5. Творчество У. Теккерея. 6. Феномен семьи Бронте. 7. Творчество Э. Гаскелл. II. Натурализм как реакция на критический реализм: 1. Социально-политическая обстановка в Англии второй половины 19 в. 2. Натурализм и его эстетика. 3. Жизнь и творчество Джордж Элиот. 4. Жизнь и творчество Томаса Гарди.

Социально-политическая обстановка в Англии 19 века. Это время обострения соц.

Социально-политическая обстановка в Англии 19 века. Это время обострения соц. конфликтов дальнейшего углубления противоречий буржуазного общества. В культурной жизни Англии происходит размежевание сил, следствием которого стало появление целого ряда нереалистических течений.

Творчество Джейн Остин Провозвестница реализма в британской литературе Джейн.

Принципы критического реализма Английские реалисты отразили все стороны жизни.

Принципы критического реализма Английские реалисты отразили все стороны жизни современного им общества, правдиво воспроизвели типические характеры в типических обстоятельствах. Писатели реалисты ставили проблемы большой социальной значимости и подводили читателя к мысли о несправедливости существующего общественного строя.

Творчество Ч.Диккенса В своих произведениях Диккенс (1812-1870) раскрыл проти.

Творчество У.Теккерея Теккерей (1811-1863г) обладатель реалистического талант.

Социально-политическая обстановка в Англии второй половины 19 века. Это время.

Социально-политическая обстановка в Англии второй половины 19 века. Это время обострения социальных конфликтов, дальнейшего углубления противоречий буржуазного общества. В культурной жизни Англии происходит размежевание сил, следствием которого стало появление целого ряда нереалистических течений. Натурализм и его эстетика. Натуралисты ввели в литературу новый материал, изобразили жизнь демократических слоев общества, жизнь рабочего класса. Английские натуралисты не создали идеальной теории натурализма. Находясь под влиянием французских натуралистов, их английские единомышленники преувеличивали роль среды и наследственности в своих произведениях.

Жизнь и творчество Томаса Гарди Творчество Т.Гарди (1840-1928г) стало своеобр.

Использованная литература Английская литература: Сидорова, И. Н. История лите.

Использованная литература Английская литература: Сидорова, И. Н. История литературы изучаемого языка.

Краткое описание документа:

Читайте также: