Критическая теория общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятия традиционной и критической теории общества в работе "Традиционная и критическая теория" Макса Хоркхаймера. Неомарксистская критическая теория общества. Наложение внешних и внутренних процессов как стимул развития критической социологии.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.03.2014
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кто: Макс Хоркхаймер(1895 - 1973), Теодор Адорно(1903 - 1969), Герберт Маркузе (1898 - 1979), Юрген Хабермас.

Когда: возникла в начале 30-х гг., центр с 1931-- Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в 1934--1939 - в Женеве и Париже, в 1939--1946 - в США, Колумбийский университет), существовала по 70-е, распалась из-за противоречий во втором поколении школы.

Предшественники: Маркс (капитализм как система подавления и эксплуатации), Вебер (рационализация как историческая судьба Запада), Фрейд (культура как инструмент подавления истинных человеческих влечений).

Основные работы:

Хоркхаймер и Адорно - Диалектика просвещения (1947 + 1969 переизд), Маркузе - Одномерный человек (1964)

Основные идеи:

Традиционная теория описывает существующее положение вещей, собирает из разрозненных фактов целостную картину, она консервативна, направлена на поддержание статус-кво современного общества. Критическая теория направлена вглубь, за поверхность фактов, не ориентирована на воссоздание существующего хода вещей.

Неомарксистская критическая теория общества - подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, все проникающего контроля.

классическом марксизме речь идёт о прямом принуждении и эксплуатации со стороны господствующего класса).

социология общество критический хоркхаймер

Стимулом к развитию критической социологии явилось наложение внешних и внутренних процессов развития социологии.

С одной стороны, студенческие волнения в ФРГ (зачинщики - студенты-социологи). Основная причина возникновения на сегодняшний день не ясна (причины перечисляются через запятую, главная - не выделена; так одна из - устарелость университетской системы).

С другой стороны, критика социологии самими же социологами, например, концепции Парсонса или тенденции к засилью эмпирии.

Новые левые: Д. Рисмен, Э. Гоулднер, Ч.Р. Миллс (1916-1962)

Удар критики не по самому обществу (критическая теория), а по социологии.

Социология - охранительная структура, одна из воспроизводящих статус кво современного общества: исследуют то, что дают исследовать. Вопрос к фигуре самого социолога: ты сам, что ты можешь сделать? Твоя работа - это работа на заказчика?

Требования новых левых:

1. Социология снова должна быть связанной с философией, поскольку именно философия даёт мировоззрение, свободу выбора позиций, а также с историей.

2. Отказ от веберовского требования свободы от ценностей, от равнодушия; необходима оценка заказа самим социологом - насколько он нужен.

3. Социолог должен быть просветителем и способствовать гуманизации общества и свободному развитию личности.

Подобные документы

Формирование франкфуртской школы как направления леворадикальной социально-философской мысли, периоды ее развития. Модель нетождественного мышления Т. Адорно. Концепция рациональности Г. Маркузе. Точка зрения Э. Фромма на эволюцию человека и общества.

реферат [32,0 K], добавлен 04.12.2012

Истоки социологического знания: от античности до эпохи просвещения. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения теоретической социологии. О. Конт как основоположник позитивной социологии. Г.Спенсер и органическая школа в социологии.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 07.03.2011

Социология О. Конта, Г. Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера, Парсона, Мертона, Дарендорфа. Критическая теория, постмарксизм, теория систем Н. Луман, символический интеракионизм. Ирвин Гофман, этнометодология, теория обмена, феминизма, позиций, структуры.

краткое изложение [186,4 K], добавлен 04.06.2008

Концептуальные основы неопозитивизма и структурного функционализма современной западной социологии. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке. Разработка теории постиндустриального общества. Макро- и микросоциологические теории общества.

реферат [27,5 K], добавлен 30.05.2015

Психологическая школа социологии - субъективно-идеалистическая концепция общества конца 19 века. Знакомство с французским социологом Г. Лебоном. Характеристика школ субъективной социологии. Социологические исследования П. Лаврова. Знание психологии масс.

ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ (КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА) - названия, к-рые дали своей версии неомарксизма идеологи школы франкфуртской (см.), но к-рые довольно часто используются для характеристики неомарксистской соц. философии и социологии вообще. Первый из вариантов названия (Т.к.) принадлежит М. Хоркхаймеру, он охарактеризовал основные черты Т.к., противопоставив ее всей Предшествующей науке и научности вообще. Второй вариант (К.т.о.) принадлежит Г. Маркузе. Сам термин "критика" рассчитан на то, чтобы вызвать ассоциацию с почти полуторавековой традицией нем. филос. культуры, нашедшую свое отражение в названии кантовских "критик", в "критической критике" младогегельянцев, в "Критике политич. экономии" К. Маркса (подзаголовок "Капитала"), в проекте "Критики историч. разума", к-рый пытался осуществить В. Дильтей, и т. д. В качестве представителей критикуемой "традиционной теории" фигурируют М.Вебер и К. Маннгейм. Т.к. осознавалась как "критика социологич. разума", хотя выводы распространялись на принцип научности как таковой. Основной упрек со стороны представителей Т.к. в адрес "традиционной теории", к-рый после Хоркхаймера выдвигали против социологии едва ли не все неомарксисты, заключается в том, что последняя ошибочно предполагает, будто может существовать такая познавательная ситуация, когда на одной стороне находится "мысленно сформулированное знание", а на др. - исследуемые "обстоятельства дела"; на одной - понятийная структура (набор теоретич. представлений), а на др. - "чистое восприятие" (ничем не замутненная констатация этих "обстоятельств"). Эта т. зр., базирующаяся на противопоставлении субъекта и объекта в процессе соц. познания (и получившая свое методологич. осмысление в неокантианстве), квалифицируется Хоркхаймером как совершенно "некритич.", поскольку в ней не учитывается, что об-во представляет собой тождество субъекта и объекта, а их разрыв - это исторически условное и преходящее выражение "капиталистич. отчуждения", к-рое "идеологизируется" в "традиционной теории" и "бурж." принципе научности. Требования Т.к., сформулированные Хорк-хаймером в противоположность "традиционной теории": а) осознавать ограниченность любой специализированной деятельности, в т. ч. (и особенно) познавательной, имея в виду, что любая такая деятельность лишь часть целостного историч. "праксиса", внутри него она возникает и в нем "снимается"; б) брать в качестве предмета соц. наук всю человеческую и внечеловеческую природу, всю систему взаимоотношений об-ва и природы - эта система, в сущности, и охватывается понятием "праксиса"; в) предполагать в качестве познающего субъекта не обособленного индивида, а "общественного человека"; г) исходить из того, что для так понятого субъекта познаваемый предмет уже не представляет собою нечто "внешнее", "объективное"; наоборот, последний предстает в своей истине как продукт его же, "обществ. субъекта", собственной деятельности. Независимо от того, к какому варианту "снятия" противоположности субъекта и объекта - "фрейдо-марксистскому" (Э. Фромм) или "хай-деггер-марксистскому" (Г. Маркузе) - тяготеет тот или иной теоретик Франкфуртской школы, этот комплекс исходных левонеогегельянских представлений сохраняется. Сначала Т.к. решительно противопоставляла себя как философии истории, так и социологии, однако постепенно ее ведущие представители начинают, с одной стороны, превращать Т.к. в своеобразную философию истории, а с др. - позволять себе экскурсы в область конкретных социологич. исследований. Эта тенденция облегчала сближение Т.к. с "традиционной" социологией, установление своеобразного "компромисса" между ними, следствием чего и было возникновение критич. социологии. По мере того как критич. социология ассимилировала постулаты Т.к., стремясь сохранить при этом статус социологич. науки, необходимость обособленного существования Т.к. постепенно отпадала. Нек-рые аргументы и мыслительные ходы Т.к., направленные против "овеществляющего объективизма" традиционных социологич. методов познания, в защиту тезиса о необходимости "преодоления отчуждения" субъекта социологич. познания от его объекта, воспроизводятся в фе-номенологич. и экзистенциалистской социологии, что дает основание для объединения их вместе с Т.к. в рамках одной и той же "гуманизирующей" социологич. ориентации (см. Направление в социологии гуманистическое). Лит.: Luckacs G. Geschichte und Klassenbewufitsein. В., 1923; Horkheimer M., Traditionelle und Kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozialforschung. 1937. Jg. 6, № 1; Marcus e G. Philosophie und kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozialforschung. 1937. Jg. 6, № 2; Horkheimer M., Adorno Th. W. Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente. Amsterdam, 1947; Markuse H. Eros and zivilisation. Boston, 1955. Ю.Н. Давыдов.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ (КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА)" в других словарях:

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА — англ. critical theory (of society); нем. kritische Theorie. Теория, разрабатывающаяся представителями Франкфуртской школы, сочетающая идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства. В основу К. т. положена критическая традиция европейской философии,… … Энциклопедия социологии

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (ОБЩЕСТВА) — англ. critical theory (of society); нем. kritische Theorie. Теория, разрабатывающаяся представителями Франкфуртской школы, сочетающая идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства. В основу К. т. положена критическая традиция европейской философии,… … Толковый словарь по социологии

ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — см. КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКАЯ — См. КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА … Толковый словарь по социологии

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (critical theory) Теория, способная дать аналитическое и этическое обоснование, необходимое для выявления структуры явлений, лежащих в основе общественной практики, и раскрыть воплощенную в них возможную деформацию социальной жизни (Шон… … Политология. Словарь.

критическая психология — направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60–70 х гг. ХХ в. Ведущие представители К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп Остеркамп, П. Кайлер, К. Х. Браун и др. Одним из основных психологических источников… … Большая психологическая энциклопедия

теория познания — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (CRITICAL THEORY) Эту форму социального анализа часто отождествляют с Франкфуртской школой критической социологии ХХ в., хотя очевидно, что понятие критики является более старым и более широким. Понятие критики означает вынесение отрицательного… … Социологический словарь

КРИТИЧЕСКАЯ — (радикальная) КРИМИНОЛОГИЯ течение в западной криминологии, сформировавшееся в начале 70 х гг.; подвергло критике традиционную криминологию. Проводит идеи наиболее кардинальных перестроек как теории, так и практики борьбы с преступностью. В ее… … Энциклопедия юриста

КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ — одна из влиятельных западных социальных теорий, разработанная Ю. Хабермасом в русле критической теории общества и направленная на интегративное понимание социальной реальности. К. д. т. обосновывает критическую теорию общества, исходя из анализа… … Современный философский словарь

Основное различие между Критической теорией и Конструктивизмом заключается в том, что Критическая теория — это теория, сосредоточенная на критике и изменении общества в целом, тогда как Конструктивизм — это теория, основанная на наблюдениях и научных исследованиях, о том, как люди учатся.

Критическая теория и конструктивизм — два ключевых понятия в социологии. Критическая теория фокусируется на критике общества, общественных структур и социальных норм с целью сохранения социальной справедливости, в то время как Конструктивизм фокусируется на собственном понимании и познание мира, переживании и размышлении над этим опытом.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Критическая теория
  3. Что такое Конструктивизм
  4. В чем разница между Критической теорией и Конструктивизмом
  5. Заключение

Что такое Критическая теория

Франкфуртская школа - Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно

Франкфуртская школа — Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно

Кроме того, ученые Энтони Гидденс и Юрген Хабермас оказали на Критическую теорию особое влияние. В то время как ранние исследования в этой теории фокусировались на классовом угнетении, в более поздних работах имеется фокусирование только на одной форме угнетения (класс против расы, пол и сексуальные предпочтения) и отрицает частые взаимосвязи, которые можно найти между ними.

Сущность Критической теории состоит в следующем:

Производится обращение к обществу в его исторической специфике (как оно сложилось в на тот момент времени)

Помогает улучшить понимание общества путем объединения всех основных социальных наук, таких как экономика, социология, география, история, антропология, политология и психология

Согласно Максу Хоркхаймеру, истинная критическая теория является объяснительной, практической и нормативной. Кроме того, она разъясняет существующие социальные проблемы и предлагает практические решения для которых необходимо соблюдать нормы критики, установленные теми, кто работает в этой области.

Что такое Конструктивизм

Конструктивизм — это теория, основанная на наблюдениях и научных исследованиях, о том, как люди учатся. Она говорит о том, что люди строят свое собственное понимание и познание мира, переживая над происходящим и размышляя над этим опытом.

Конструктивизм в русском искусстве

Конструктивизм в русском искусстве

Согласно этой концепции, реальность — это человеческая конструкция, таким образом, реальность всегда субъективна. Кроме того, конструктивизм связан с различными теориями, включая реализм и прагматизм. Кроме того, конструктивизм отвергает идею о том, что научные методы могут генерировать или проверять знания.

Существуют различные типы конструктивизма, включая когнитивный конструктивизм, биологический конструктивизм, радикальный конструктивизм и феноменологический конструктивизм. Термин конструктивизм фактически используется в различных дисциплинах для обозначения различных теорий. Например, в области образования конструктивизм относится к теории обучения, которая утверждает, что знание создается умом на основе умственной деятельности. Однако в области искусства конструктивизм — это движение в русском искусстве и архитектуре 20-го века. В математике конструктивизм — это точка зрения, которая допускает только конструктивное доказательство, а доказываемые им сущности являются действительными, подразумевая, что последние не имеют независимого существования.

В чем разница между Критической теорией и Конструктивизмом

Критическая теория — это социальная теория, которая описывает и анализирует общество и социальные нормы, как правило, с целью усиления свободы личности при сохранении социальной справедливости. Напротив, Конструктивизм — это теория, которая утверждает, что люди формируют свои знания с помощью своего интеллекта, опыта и взаимодействия с миром.

Критический реализм использует реалистическую онтологию (существует такая вещь, как внешняя реальность), в то время как Конструктивизм поддерживает индивидуальное формирование социальной реальности.

Основной целью Критической теории является социальная трансформация и эмансипация посредством критики, а основной целью Конструктивизма является исследование концепции реальности и знания.

Заключение — Критическая теория против Конструктивизма

Критическая теория — это социальная теория, которая описывает и анализирует общество и социальные нормы, как правило, с целью усиления свободы личности при сохранении социальной справедливости. Напротив, Конструктивизм — это теория, которая утверждает, что люди конструируют знания с помощью своего интеллекта, опыта и взаимодействия с миром.

"КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" ("критическая теория общества") - название, данное идеологами франкфуртской школы своей версии неомарксизма; используется для характеристики неомарксистской социальной философии и социологии вообще. Название "К. т. о." предложено Маркузе, а термин "К. т." введен Хоркхаймером, к-рый в статье "Традиционная и критическая теория" [2] охарактеризовал осн. ее черты, противопоставив "К. т." всей предшествующей науке. В кач-ве представителей критикуемой Хоркхаймером "традиционной теории" фигурирует М. Вебер и Маннгейм. Осн. упрек со стороны "К. т." в адрес "традиционной теории", выдвигаемый неомарксистами, заключается в том, что, по их мн., социология ошибочно предполагает существование познавательной ситуации, когда могут противопоставляться "мысленно сформулированное значение" и исследуемые "обстоятельства дела"; теоретические представления и "чистое" восприятие обстоятельств. Эта т. зр., базирующаяся на противопоставлении субъекта и объекта в процессе социального познания, квалифицируется Хоркхаймером как совершенно "некритическая", поскольку она не учитывает того, что об-во представляет собой тождество субъекта и объекта, а их разрыв - это исторически условное и преходящее выражение "капиталистического отчуждения", к-рое "идеологизируется" в "традиционной теории" и "буржуазном" принципе научности.

Требования К. т., сформулированные Хоркхаймером в противоположность "традиционной теории", сводятся к следующему: а) осознание ограниченности любой специализированной деятельности, в т. ч. познавательной, учитывая, что любая деятельность лишь часть целостного исторического "праксиса", внутри к-рого она возникает и в нем "снимается"; б) исследование в кач-ве предмета социальных наук всей системы взаимоотношений об-ва и природы, входящей в понятие "праксис"; в) рассмотрение в кач-ве познающего субъекта не обособленного индивида, а "обществ, человека"; признание того, что для "обществ, субъекта" познаваемый предмет уже не представляет собой нечто "внешнее", "объективное", а явл. продуктом его деятельности.

Согласно Хоркхаймеру, предмет может представать как нечто "объективное" лишь в рамках бурж. формы сознания, раздваивающей "тотальность праксиса" на обособленные друг от друга "субъект" и "объект". Независимо от того, к какому варианту "снятия" противоположности субъекта и объекта - "фрейдо-марксистскому" (Фромм) или "хайдеггер-марксистскому" (Маркузе) и т. д.- тяготеет тот или иной теоретик франкфуртской школы, этот комплекс исходных "лево"-неогегельянских представлений сохраняется. Первоначально представители "К. т." решительно противополагали ее как философии истории, так и социологии, однако позже предприняли ряд шагов, способствовавших превращению "К. т." в своеобразную философию истории [3, 5], стали более активно обращаться к данным конкретных социол. исследований [I]. Эта тенденция облегчила сближение "К. т." с "традиционной" социологией, установление компромисса между ними, следствием чего и было возникновение "критической социологии". По мере того как критическая социология вбирала в себя постулаты "К. т.", стремясь сохранить при этом статус социол. науки, необходимость обособленного существования "К. т." постепенно отпадала. Нек-рые аргументы "К. т.", направленные против "овеществляющего объективизма" традиционных социол. методов познания, в защиту тезиса о необходимости "преодоления отчуждения" субъекта социол. познания от его объекта, воспроизводятся в феноменологической и экзистенциалистской социологии, что дает основание для объединения их вместе с "К. т." в рамках одной и той же "гуманизирующей" социол. ориентации. Поскольку "К. т." оказалась связанной с судьбой критической леворадик. социологии, она начала утрачивать свое влияние во второй половине 70-х гг. (в первую очередь в США) по мере общего спада леворадик. тенденций в зап. социологии.

Лит.: 1) Luckacs G. Geschichte und Klassen-bewusstsein. В., 1923. 2) Horkheimer М. Traditio-nelle und Kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozial-forschung. 1937. Jg. VI N. 1. 3) Marcuse G. Philosophic und kritische Theorie//Zeitschrift fur Sozial-forschung. 1937. Jg. VI. N 2. 4) Horkheimer М., Adorno Th. V. Dialektik der Aufklarung. Philo-sophische Fragmente. Amsterdam, 1947. 5) Marcuse Н. Eros and civilisation. Boston, 1955.

Читайте также: