Критерии нервно эмоционального психического и психофизического утомления кратко

Обновлено: 05.07.2024

В зависимости от вида выполняемой работы выделяют умственное и физическое утомление, при котором учитывают отклонения энергетических показателей обмена, например изменение температуры тела, биоэлектрических потенциалов. В связи с тем, что обнаружилась принципиальная общность физического и умственного утомления, приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации утомления в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Таким образом, различают эффекторное и сенсорное утомление и его разновидности: перцептивное, информационное. Кроме того, выделяют как обобщённую форму общее утомление. Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и кончая корковым концом анализатора. Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования). Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды. Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт. При изменениях, появляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности, связанной лишь с обработкой получаемой информации по жёстким правилам (например, счёт, разнесение по рубрикам), а также продуктивной, включающей процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения и т.д., и эвристической, т.е. творческой, осуществляемой по индивидуальным, неявным алгоритмам, формируется умственное утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все выше перечисленные изменения, в организме возникает общее утомление, подчёркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе организма человека.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием работы и приводящий к снижению работоспособности.

Перенапряжение следует рассматривать как неблагоприятное функциональное состояние между нормой и патологией, обус­ловленное воздействием чрезмерно сильных раздражителей или хроническим воздействием стимулов, формирующееся при недо­статочном отдыхе и проявляющееся застойным процессом возбуж­дения физиологических функций. Исход этого состояния в различных условиях своего раз­вития неравнозначен: возврат к нормальному состоянию здоровья или переход с развитием нового качества - болезни. Дальнейшее продолжение деятельности без отдыха и активных мер профилак­тики приводит к тому, что восстановительные процессы запускают имеющиеся физиологические резервы. Исчерпав последние, в усло­виях продолжающихся нагрузок происходит развитие состояния переутомления, которое сопровождается резким падением произ­водительности и эффективности труда, а чаще - отказом от даль­нейшей работы. Сущность состояния переутомления заключается в проявлении различных предпатологических и патологических син­дромов, что сопровождается существенным нарушением ряда фун­кций, резким снижением эффективности, качества деятельности и нормализующееся только в результате лечения и реабилитации. В зависимости от вида трудовых нагрузок эти синдромы различны в своем проявлении. Так, физические перегрузки приводят к разви­тию ряда форм профессиональных заболеваний опорно-двигатель­ного аппарата и периферической нервно-мышечной системы (мио­зиты, нейромиофасциты, тендовагиниты и пр.). Не исключается, что интенсивные и продолжительные мышечные нагрузки влияют на развитие такой распространенный заболеваний дегенеративного характера, как деформирующий остеоартроз и остеохондроз. При интенсивном умственном труде, связанном с нервно-эмоциональ­ными перегрузками, это может проявиться некоторыми формами общесоматической патологии: невротические расстройства, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др. Особое значение при этом приобретают инди­видуальная чувствительность и диагностика ранних доклиничес­ких признаков заболевания.

Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здо­ровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.

Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и техноло­гии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологичес­ким особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на рабо­ты, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфо­раторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответс­твующей нормативно-технической документации.

Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.

Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.

Регламентированные перерывы следует заполнять производс­твенной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.

Для лиц физического труда, связанных с непрерывным произ­водственным процессом и имеющих сменный график работы, следу­ет предусматривать полноценный отдых между сменами.

В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профес­сии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложне­ний следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).

Утомление определяется не только физиологическими, но также психологи­ческими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1)со стороны субъективной -как психическое состояние;

2)со стороны физиологических механизмов;

3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно пере­живаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определён­ное нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются вос­приятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в орга­низме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К моциональному напряжению ведут и такие характеристики тру­довой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура меж­личностных отношений, психологический климат в коллективе. Длительное не­рвно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального со­стояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности моз­га, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение невро­зов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограни­ченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процес­са и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых" задач и про­фессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем ум­ственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспо­собности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

- от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

- от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

- от состояния предшествующей работоспособности;

- от состояния здоровья;

3. Особенности использования средств физической культуры для повышения работоспособности и профилактики утомления

Физическая культура - компонент человеческой культуры, включающий в себя не только развитие мускулатуры и занятия физическими упражнениями, но и уме­ние управлять своим самочувствием.

Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Устойчивость и активность показателей умственной деятель­ности (память, внимание, скорость передачи информации и др.) прямо пропор­циональны уровню физической подготовленности человека, а различные психи­ческие функции зависят от определённых физических свойств и качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, и их нужно постоянно тренировать.

Физические упражнения оказывают на работоспособность непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эф­фект, в котором проявляется суммарное влияние многократного их использова­ния (на протяжении нескольких недель или месяцев).

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целе­сообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках. Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повыше­ние умственной работоспособности оказывают упражнения динамического ха­рактера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в "группе здоровья" или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, необходимо использовать упражнения направленного (специ­фического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головно­го мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного ап­парата, для релаксации, закаливающие процедуры и т. д. Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с боль­шим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координа­цию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упраж­нения для профилактики утомления определяются в зависимости от сочетания четырёх основных признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сон­ливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых надо начи­нать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.

При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультмину­ток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выпол­нять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыха­тельной гимнастикой.

Недостаток физической двигательной активности в период экзаменационной сессии в течение трудового дня может быть реализован в виде выполнения комп­лексов упражнений:

1.Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.

2.Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.

3.Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозирован­ная ходьба - 6 км/ч.

4.Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.

5.Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

6.Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях: походы, спортивные

игры, соревнования и др. (продолжительностью до 2-4 ч. в свободное время).


Психилогическое состояние - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психологические состояния, возникающие как следствие особенностей условий труда, получили название праксических (от лат. praxis - труд) состояний. Состояния, возникающие у человека в процессе трудовой деятельности, подразделяются на следующие три группы:

1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.

2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Общие подходы к анализу и классификации состояний человека в труде

Поскольку рассматриваемые психологические (или - функциональные) состояния являются следствием профессиональной деятельности человека, то целесообразно исходить из сложившихся в психологии труда подходов к описанию деятельности с учетом условий труда. При психологическом анализе условий труда исходят из того, что любая деятельность характеризуется тремя основными элементами: осознанностью цели, наличием средств и получаемым результатом.

Преследуемая цель - получение некоторого продукта. При производстве вещественного продукта цель может быть описана в виде количественных требований, в форме чертежа или задана в виде примерного образца, перечня признаков и т.д. Можно указать некоторые психологические разновидности целей профессиональной деятельности (по Е.П. Климову [Климов, 1997]), которые, по сути, представляю собой разновидности профессиональных задач, определяемых ФГОС, в томчисле, для бакалавров и специалистов по электротехническому направлению:

а) распознать (разобрать, диагностировать, оценить и т.д.);

в) изыскать (в том числе найти что-то неизвестное, нетривиальное, дать новое решение производственной, организационной или др. задачи).

Используемые для достижения цели средства - это техника, энергия, информация. Основное требование к полученному результату: результат должен соответствовать цели.

В зависимости от соотношения трех указанных элементов деятельности у человека в процессе труда возникают различные состояния, которые будут рассмотрены ниже.

1) Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.).

3) Добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей деятельности (а в ряде случаев - даже о назначении своих действий).

В таблице 3.1 приводится анализ комбинаций возможных ситуаций в трудовой деятельности, продуцирующих соответствующие им праксические состояния. Знаком ( + ) обозначено наличие данной составляющей условий труда, знаком ( - ) - отсутствие ее.

Другим полюсом (относительно состояния функционального комфорта, - см. таблицу 3.1.), является так называемое индифферентное состояние. Индифферентное состояние возникает у человека, который совершенно не заинтересован в производственной ситуации: Работнику не известны ни цели организации, ни перечень необходимых средств, неизвестен получаемый результат.

Таблица 3.1 - Связь психологических состояний с условиями труда

Составляющие условий труда

Осознание цели

Достаточность средств

Очевидность результата

Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний. Ниже приводятся характеристики состояний, находящихся в диапазоне между рассмотренными выше двумя крайними позициями таблицы 3.1. При этом мы исходим из того, что психологические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.

Психическое утомление возникает тогда, когда получение желаемого результата требовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидание результата вызывает чувство утомления (по данным таблицы 3.1 цель - осознана, средств - достаточно, трудность - в достижении желаемого результата).

С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

а) со стороны субъективной - как психическое состояние;

б) со стороны физиологических механизмов;

в) со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослабление воли.

7. Сонливость - как выражение охранного торможения.

Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.

Психическая напряженность

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

Эмоциональная составляющая психической напряженности обусловлена степенью ответственности за принятые решения, дефицитом времени, дефицитом необходимой для принятия решения информации. Эмоции регулируют поток поступающей информации, участвуют в управлении поисковой деятельностью (т.е. с деятельностью, связанной с поиском необходимой для принятия решения информации). Существует общее правило оценки количества и знака эмоций в зависимости от объема информации, необходимой для решения поставленной задачи. П.В. Симонов выразил его в 1970 г. в виде формулы, Э = П*(Ир - Ин), связывающей следующие показатели:

Э - количество и качество эмоций;

П - уровень потребности;

Ин- необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;

Ир- реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.

Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

а) возбудимая, - характеризующаяся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.

Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.

Таким образом, безразличие к цели естественным путем ведет к снижению (а в пределе - отсутствию) мотивации и, в конечном счете, приводит к дезактивации психических процессов субъекта труда.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Однако следует иметь в виду, особенно при работе с подчиненными, что смыслообразующая функция - это одна из глубинных характеристик личности, ее трудно изменить за короткий промежуток времени. Поэтому если наблюдается снижение мотивации у ваших подчиненных, то вы, как инженер, организатор работы первичной производственной ячейки, должны привнести смысл в их деятельность, найти внутренние мотивы исполнителей, больше опираться на их личную заинтересованность. Простые призывы, принуждение и наказания неэффективны в борьбе с данным негативным состоянием. Оно развивается вследствие однообразной и неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий. Работник оказывается отделенным и от действительных целей своего труда, и от его результатов.

Стресс и стрессогенные факторы

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда (Таблица 3.1). Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях.

Понятие стресса (от англ. stress - давление, напряжение) ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Стресс - это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакции стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адаптацию к ним.

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Стрессоры - это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят сильные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфекции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасность, обидой. В трудовой деятельности, согласно данным, приводимым М.А. Котиком, наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения [Котик, 1981]. К психологическим стрессорам относятся также такие факторы, как неуважение к личности исполнителя, отсутствие возможности действовать в свойственном ему стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

Читайте также: