Этнос и язык кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные положения неогумбольдтианства как изучения взаимоотношений языка и этноса

Изучение взаимоотношений языка и этноса, разработка соответствующей проблемы во многом обусловлены философско-антропологическими идеями немецкого языковеда и философа Вильгельма фон Гумбольдта, которые стали в настоящее время основой такого лингвистического направления, как неогумбольдтианство.

Неогумбольдтианство – это совокупность концепций и школ, источником которых является предположение В. фон Гумбольдта, что язык обладает созидающей силой, создающей особый мир языковых содержаний (значений) благодаря своей структурирующей и классифицирующей роли.

Неогумбольдтианство как особый раздел в языкознании обладает определённым набором специфических теоретических положений (выступающих в качестве аксиом), благодаря которым можно выделить его среди других лингвистических направлений:

Наиболее значительный вклад в развитие неогумбольдтианства принадлежит таким лингвистам, как Эрнст Кассириер, Лео Вайсгербер По данной теме мы уже выполнили реферат Leo Weisgerber (Лео Вайсгербер) подробнее , Ханс Глинц, Йост Трир, Харольд Хольц, Петер Хартман, Гюнтер Испен, Хельмут Гиппер, Йоханнес Эрбен, Эдвард Сепир, Бенджамин Ли Уорф.

Готовые работы на аналогичную тему

Первоначально неогумбольдтианство развивалось в Германии и немецкоязычных странах. Там оно характеризовалось своей неоромантической окраской и преимущественным вниманием к семантическому аспекту языка, к изучению взаимосвязей языка с культурой, с мышлением, с познанием мира.

Неогумбольдтианство имело не только сторонников, но и противников, которые прежде всего критиковали преувеличение у языка познавательной роли в ущерб его коммуникативной функции. Кроме того, отмечалось то, что роль самого говорящего недооценивалась неогумбольдтианцами.

Обзор этнолингвистических исследований

Американский вариант социологического направления в языкознании был оформлен в этнолингвистику (также называемую антрополингвистикой, лингвистической антропологией, этносемантикой). По своей идейной направленности этнолингвистика достаточно близка к европейскому неогумбольдтианству. Этнолингвистика рассматривает язык в качестве исторического наследия коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры, а впоследствии продолжило взаимодействовать с ней.

Проблемное поле этнолингвистики охватывает взаимоотношения языка с культурой и воздействия на эволюцию и функционирование языка языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов.

Этнолингвистика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в первой четверти XX века. Значительную роль в формировании этнолингвистики сыграли работы американского лингвиста Франца Боаса и его первых учеников.

Интересные с этнолингвистической точки зрения были получены результаты от использования различных подходов к исследованию (сравнительно-исторического, глоттохронологического, историко-типологического и ареального), а также после изучения европейских языков, контактирующих с языками индейцев.

Стоит заметить, что в этнолингвистике была высказана гипотеза языковой относительности. Согласно её положениям, только определённое сходство языковых систем может способствовать созданию у людей сходных картин мира.

Несмотря на то, что семантика первоначально была исключена из этнолингвистических исследований, она стала одной из основных сторон исследования в гипотезе языковой относительности.

В этнолингвистике для доказательства определяющей роли языка в формировании культуры широко применялась методика контрастивной лингвистики, которая заключается в сопоставлении далёких языков (например, европейских и американских индейцев).

Во второй половине XX века для исследований в области этнолингвистики были характерны следующие черты:

  • активно использовались методы экспериментальной психологии;
  • сопоставлялись друг с другом семантические модели разных языков;
  • изучению подвергались проблемы народной таксономии;
  • проводились паралингвистические исследования;
  • на основе данных языка осуществлялась реконструкция духовной этнической культуры;
  • было обращено внимание к проблемам фольклористики;
  • произошло сближение этнолингвистики с рядом других научных дисциплин (психолингвистикой, социолингвистикой, этнографией, этнической историей, анализом дискурса, конверсационным анализом).

В начале 1960-х годов была предложена этнография речи, под которой понимали теорию и метод анализа языкового употребления в социокультурном контексте. Она предполагала возможным понимание роли речи как источника этнографического течения в анализе дискурса.

Читайте также: