Образ зилова в пьесе утиная охота кратко

Обновлено: 06.07.2024

После эпохи Великой Отечественной войны в изображе­нии героя времени произошел своего рода кризис. В послевоенной действительности не находилось типа под стать Тер­кину, и одно время делались попытки показать в качестве героя времени того же солдата-победителя, только в обста­новке мирной жизни. Попытки эти особого успеха не имели.

Вообще послевоенная литература до нашего времени вклю­чительно находится в поиске и еще, пожалуй, не создала та­кого типа, который более или менее полно воплощал бы в себе сущность эпохи, которую мы называем

нашей совре­менностью. В качестве героя времени в русской литературе 50-80-х годов выступал то рабочий (“Барбинские повести” С. Сартакова, романы Г. Николаевой, Г. Владимова и др.), то “деревенский житель” (В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин), то интеллигент (“Иду на грозу” и “Искатели” Д. Гранина). Все эти попытки были хотя и не совсем безуспешны, однако недостаточно убедительны.

Не получалось такого человека, который воплотил бы в себе сущность эпохи, стал бы ее сим­волом. И происходило это прежде всего из-за негласной, но самоочевидной установки на то, чтобы герой времени был, конечно, положительным

героем, а такую задачу выполнить было нелегко. И может быть, ближе всех подошли к реше­нию проблемы героя времени как раз те писатели, которые не стремились создать в своих произведениях образы людей, наделенных всеми возможными коммунистическими добро­детелями. Так, Вампилов в пьесе “Утиная охота” создал сильный и запоминающийся образ далеко не положительного героя Зилова, в котором легко узнаваем типичный для своего времени характер.

Зилов – циник, приспособившийся к жизни и приспосабливающий саму жизнь для удовлетворе­ния своих потребностей, он, на первый взгляд, человек во­обще без какой-либо системы ценностей, для него нет ничего святого, да и в нравственном отношении его не назовешь не то что идеальным, а хотя бы просто чистоплотным. Но та­лант драматурга заключается как раз в том, чтобы показать, как это издавна повелось в русской литературе, трагедию и несчастье даже такого человека, найти в нем человеческое, не поглумиться над ним, а посочувствовать ему. И мы видим, что Зилов, изолгавшийся демагог, во многом похож на нас самих, приученных социальными обстоятельствами идти на компромисс с совестью.

Но мы видим и то, что такая нравст­венная позиция не приносит счастья Зилову, как не приносит она счастья и нам. Зилов рвется из этой фальшивой жизни и не может вырваться. И конечно же, есть у него в душе (не может не быть!) что-то светлое, какая-то не захваченная ци­низмом и демагогией часть душевного пространства.

Такой отдушиной становится для Зилова утиная охота, где он ста­новится самим собой, где не надо лгать и рассчитывать, где можно просто полностью отдаться потоку жизни, единению с природой, самому процессу охоты – словом, чему-то на­стоящему, в отличие от той неподлинной жизни, которую ведет Зилов в повседневности. Образ Зилова, несомненно, типичен, ибо отразил характерное для эпохи конца 60-х го­дов эмоциональное состояние очень многих людей.

О героях

Виктор Зилов – главный герой повести. Мужчина, которому тридцать лет, имеет благородную внешность: крупные черты лица, высокий рост, крепкое сложение. Во всех манерах Зилова видно, насколько главный герой уверен в себе: это заметно по тому, как он разговаривает, по его жестам и даже походке. Зилов чувствует себя особенным, потому как отличается от своих друзей физическим превосходством. Несмотря на то, что Виктор Александрович не показывает своих внутренних переживаний, по его привычкам можно заметить скуку и грусть, которая остается незамеченной при первом знакомстве с героем.

Галина – супруга главного героя. Девушка чуть моложе своего мужа – ей двадцать шесть. Это хрупкая женщина, которая поражает каждого своей изящностью. Но природная женственность Галине присуща с рождения. После того как она полюбила Зилова и вышла за него замуж, все мечты, которые девушка хранила годами, были просто уничтожены бытовыми сложностями. Из-за незавидного финансового положения Галине приходится много работать, а трудности в личной жизни постоянно расстраивают женщину. На лице Галины давно пропало выражение счастья и беспечности – девушка всегда чем-то огорчена и озабочена.

Ирина – молодая студентка, которой удается заманить в любовные сети Зилова. Она влюбляет в себя женатого мужчину, который, в итоге, собирается на ней жениться, оставив Галину в одиночестве.

Кузаков – друг Виктора. Ему примерно около тридцати лет, неприметный молодой человек. По своему характеру Кузаков молчалив и задумчив. Он постоянно переживает из-за своих проблем, хотя своими чувствами не делится ни с кем из своих близких.

Саяпин – бывший одноклассник Виктора. Кроме этого, молодые люди в прошлом вместе проходили военную службу. На протяжении многих лет Зилов и Саяпин остаются друзьями.

Валерия – супруга Саяпина. Девушка моложе своего супруга. Она отличается особенной активностью, позитивным взглядом на жизнь и смешливостью, с которой воспринимает все жизненные трудности.

Вадим Кушак – начальник Саяпина и Зилова. Он серьезный мужчина, знающий себе цену. Важный, солидный, Кушак держит в страхе всех своих подчиненных. Несмотря на то, что в учреждении Вадим строг и деловит, за стенами рабочего места он слишком не уверен в себе, нерешителен и зачастую суетлив.

Вера – бывшая любовница Виктора. Она молода и красива, хорошо одевается и не жалеет времени и сил для того, чтобы прекрасно выглядеть. Девушка работает простой продавщицей в магазине.

Смерть отца героя и очевидность неверности Зилова

В кафе между супругами снова случается сцена: Галина говорит, что между ними все кончено и рассказывает о письмах давнего своего поклонника. Виктор свирепеет, хотя уже назначил свидание Ирине сегодня в этом заведении чуть позже. Потом они мирятся, затем Галина уходит. В кафе входит Ирина. Зилов сознается, что он женат и у него умер отец, поэтому ближайшую неделю они не увидятся. За этим объяснением молодых людей застает жена Зилова (она принесла мужу плащ и портфель в дорогу). Ни говоря не слова, супруга героя выходит из заведения.

Зилов решает ехать завтра. Воспоминание заканчивается. Зилов снова в своей квартире.

Сюжет

Начать стоит с того утра, когда Виктор Зилов просыпается и чувствует сильное похмелье. Виктора разбудил телефонный звонок. Он берет трубку, но звонящий не произносит ни слова. Уже через несколько минут все повторяется: телефонный звонок, тишина в трубке. Он пытается вспомнить то, что произошло прошлой ночью, но воспоминания не желают возвращаться. Тогда сам Зилов решает позвонить Диме, чтобы спросить, что произошло вчера вечером. Дима кратко рассказывает о том, что главный герой устроил дебош в баре. Кроме того, официант спрашивает, собирается ли Зилов на утиную охоту, о которой они договаривались уже давно. Удивленный вопросом, Виктор Александрович говорит, что предложение в силе и кладет трубку. Он начинает делать утреннюю зарядку, утоляя жажду холодным пивом.

Первое воспоминание

Новоселье

Второе воспоминание

В это же время главному герою приходит письмо от старого отца. Старик пишет о том, что он очень болен и хотел бы увидеть сына. Но Зилов не верит в то, что это правда. Он решает – отец просто разыгрывает его. Поэтому Виктор никуда не собирается, да и он очень занят, у него скоро отпуск, который он собирался провести на охоте, поэтому у него нет времени навещать отца.

Вариант 2

Описывая комнату Виктора, автор добавляет интересную деталь. Это большой плюшевый кот. Мягкая игрушка является символом нереализованных надежд на семейное счастье и налаженный быт. Его ничего не интересует. Даже предложение жены – завести ребенка, он принимает с откровенным равнодушием. У него есть жена Галина и любовница Вера. Он обманывает обеих, запутавшись во лжи сам. Пригласив своего начальника на новоселье, предлагает ему приударить за Верой.

В эпизоде новоселья автор применяет интересный прием. Все герои дарят хозяевам подарки. Это помогает понять читателю образ каждого. Галина, жена главного героя, дает понять, что совсем не любит его.

Всем становится понятно, что Виктор не любит ни жену, ни любовницу, ни работу. Саяпины подарили ему снаряжение для охоты. Это тоже образ. Утиная охота – единственное, что любит Зилов. Это что-то настоящее, что осталось у него в жизни.

В отношениях с родителями Зилов тоже оказывается никчемен. Получив письмо от отца с просьбой приехать, он игнорирует ее. Он считает, что отец шлет письма родне только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Виктор даже не помнит, сколько точно его отцу лет. Старик умирает, так не дождавшись своего сына.

Семья героя тоже рушится на глазах. Беременная жена устав от вранья мужа, избавляется от ребенка и уходит от него. На работе ему грозит увольнение за разгильдяйство.

Ему не удается построить отношения ни с новой девушкой Ириной, ни с другом Димой, который работает официантом и собирается с ним на охоту. Он оскорбляет Диму, называя его лакеем.

В итоге Зилов пытается покончить с собой, но опять неудачно. Его спасают друзья. В финальной сцене герой лежит на кровати и плачет. А возможно и смеется, отвернувшись к стене. Автор дает возможность зрителю и читателю домыслить самому эту сцену. Виктор приходит в себя и соглашается поехать на охоту. Что будет дальше, не ясно. Автор оставляет вопрос открытым.

Потеря духовных ценностей, вот о чем говорит автор. Отсутствие смысла жизни – типичная черта поколения семидесятых. В идею построения коммунизма, обещанного людям в программе партии, мало кто верил. Понимание собственной ненужности, осознание творческой импотенции подкосили не одну человеческую жизнь в тот период.

Третье воспоминание

Виктор возвращается домой рано утром. Супруга Галина еще не ложилась в постель. Она встречает мужа и жалуется ему на то, что у нее много работы, что она очень устала, что слишком расстроена такой внезапной командировкой любимого. Зилов понимает, что Галина начала подозревать его в измене, и отрицает все обвинения жены. Но девушка не сдается и говорит мужу о том, что соседка видела его с молодой красавицей. Разозлившись на Галину, главный герой говорит о том, что она сама виновата в таком положении дел, не обращая на него никакого внимания.

Галина сгоряча рассказывает Виктору о том, что на прошлой неделе сделала аборт. Совсем разгорячившийся Зилов начинает кричать, спрашивая Галину, почему она не посоветовалась с ним перед принятием такого важного решения, на что супруга ему ответила, что не была уверена в том, что Виктор действительно хочет общих детей. Мужчина пытается как-то смягчить то напряжение, которое возросло между ним и супругой. Он начинает вспоминать, как у них с Галиной начинались отношения. Сначала девушка пытается никак не реагировать на слова любимого мужчины, но вскоре сдается и начинает погружаться в прошлое. В итоге несчастная женщина садится на стул и начинает плакать.

Крушение брака

Галина сообщает Зилову, что уезжает в другой город к родственникам. Как только супруга уходит, главный герой звонит своей любовнице и зовёт её в гости. Тут неожиданно возвращается Галина, которая сообщает своему мужу, что уезжает навсегда. Виктор обескуражен, он просит прощения, пытается задержать жену, но она запирает его в квартире на ключ. Зилов через дверь пытается уговорить Галину остаться, он включает всё свое красноречие, рассказывает как она ему дорога. Однако всё это слышит не ушедшая супруга, а появившаяся Ирина, принявшая все слова главного героя на свой счёт.

Постепенно все гости разошлись, поэтому Виктор остался за столом в одиночестве. Он начинает цепляться к официанту, которого называет лакеем, после чего получает мощнейший удар по челюсти.

Случай на работе

Второе воспоминание Зилова — проблема на работе, когда он со своим коллегой Саяпиным должен был подготовить отчёт о модернизации производства и внедрении поточного метода. Два инженера решают дилемму: написать ли им правду, что они столкнулись с определенными сложностями при реализации своих планов, или же подготовить липу, утверждая, что ими улучшена деятельность фарфорового завода. Зилов хотел подготовить ложный доклад, но его коллега Саяпин утверждал, что их быстро разоблачат.


Зилов занимался на работе:

  • оптимизацией производства;
  • готовил различные отчеты;
  • составлял проектную документацию.

В этот момент на пороге появляется красивая девушка Ирина, которая спутала их кабинет с расположенной по соседству редакцией газеты. Зилов представился журналистом, пытаясь подшутить над незнакомкой. Его замысел раскрыл лишь вошедший начальник Кушак, но в последующем у инженера завязывается пылкий роман с Ириной.

Зилов, хоть и был женат, никогда не мог устоять перед искушением красивых женщин, они были его второй после охоты страстью.

Пятое воспоминание

Супруга Зилова собирается уезжать к своим родственникам. Как только Галина выходит из квартиры, Виктор звонит Ирине и просит ее приехать к нему. Внезапно жена возвращается в квартиру и говорит Зилову, что обратно она уже не вернется. Тот пытается остановить женщину, но она уходит и закрывает Зилова в квартире. Мужчина кричит, что любит ее, что она ему бесконечно дорога, он готов на все, лишь бы она не уходила. Но вместо Галины, которой предназначалась эта речь, все слова Виктора слышит Ирина, воспринимая все признания Зилова на свой счет.

Утиная охота краткое содержание

Пьеса Александра Вампилова "Утиная охота" написана в 1968 году, напечатана в 1970. Для русской литературы тема совести, измерение своих поступков и чувства долга перед людьми, перед самим собой была внутренней необходимостью. В советской литературе этот гуманистический мотив сохранен и усилен. Такова была идеология советского времени. И невольно вспоминаются слова критика В.Г.Белинского "вера в идею спасает, вера в факты губит". Вот уже 20 лет живем в государстве, где нет национальной идеи. А внутренняя потребность читать хорошую, умную, серьезную и интересную литературу не исчезла, а наоборот, усилилась.

Вся пьеса драматурга построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно, отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: "Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда". Напоминает Евгения Базарова - небрежность, скука, уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Образ Зилова, его характер, его душа раскрываются через воспоминание героя о прошлом, которое связывает с настоящим. В настоящем, в реальном мире Зилов ищет выход из тупиковой ситуации. Основным мотивом в прозе, в лирике, в драматургии 70-х годов являлось стремление человека к цельности, духовности, "нужности" обществу. Так и в пьесе "Утиная охота" наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: ":не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота - подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно - поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? "Знаешь, какая это тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет". Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.

Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. В классической литературе девятнадцатого века герой Пушкина, Онегин, вступает в конфликт с обществом и с самим собой, Лермонтов решает вопросы, только ли "пороки поколения" стали основой для создания характера Печорина. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Вампилов открывают "жизнь сердца" своих героев. Они обращаются к внутреннему миру человека, психологическому самоанализу героев. И Онегин, и Печорин, и герой Вампилова одиноки. Их объединяет разочарованность, честный суд над самим собой и жажда другой, высокой жизни. В героях есть сила и есть слабость. Авторы не дают конкретную, категорическую оценку их поступкам, мыслям.

": мы поднимаемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман - мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви: А ночь? Боже мой!" Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова - это своего рода протест. Друзей он просит: "Подарите мне остров. Ели вам не жалко". А охотничье снаряжение, которое ему дарят, - самое желанное. "Это - да, это - уважение:Утиная охота - это вещь". В.Г.Маранцман считает, что для Зилова утиная охота тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни. И не для того, чтобы дичь подстрелить. Зилову хочется избавиться от себя, от "тысячелетней "усталости, уйти от нелепой, суетной, пустой жизни.

Мы привыкли говорить "правда характера", имея ввиду, что писатель ни в чем не сфальшивил, ничего не утаил, показав определенный социальный тип, как он сложился в действительности. При чтении пьесы А.Вампилова "Утиная охота" возникает чувство жалости к хорошему человеку, но как-то его "правда" слишком беззащитна. Разговоры о нравственности , как правило , бывают скучны. Вампилов не умел быть скучным, все его пьесы, в том числе и "Утиная охота", отличаются напряженностью внутреннего мира героя. Прочитанное заставляет думать о жизни вообще, не только о литературе и искусстве. Автору важно было понять главные нравственные законы, которые называют правдой времени. Ведь ритм времени живет не вне нас, а внутри нас, поэтому закономерно появление "героев своего времени". "Художественная литература и потому считается художественной, - писал Чехов одной начинающей писательнице, - что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле".

Второе действие катастрофично для Зилова: смерть отца, уход жены, сомнение в своем чувстве к Ирине, угроза увольнения. В третьем действии герой поставлен в такие обстоятельства, где Зилов идет на сознательный бунт, мотивированной внутренней потребностью - разорвать привычный круг жизни. "В черном костюме, торжественный и возбужденный" Зилов собрал друзей, чтобы сказать им правду о них. Неприглядную. "Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия, Слышите? Ваши приличия мне опротивели:Убирайтесь, я вам говорю! Бунт - это своего рода прозрение, очищение. Вампилов отвечает на один из ключевых вопросов внутренней духовной жизни : зачем человеку совесть, правда? В этом состоит художественная индивидуальность драматурга.

Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья" присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих "спасателей". "Утиная охота" - одна из самых сложных пьес А.Вампилова. Парадокс Зилова состоит в том, что мы видим Зилова его глазами, и свою жизненную несостоятельность разоблачает сам. В.Г.Маранцман пишет:"В ожесточении этого бунта, этого мучительного разрыва и рождения правды Зилов не щадит никого: Конечно, Зилов пьян, но отчаяние его подлинное, и оскорбления не случайны".

"К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем" Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: "Да, хочу на охоту:выезжаешь. Прекрасно:Я готов: Да, сейчас выхожу".

Так психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Новоленинская СОШ

Разработала: Булкеева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Развивающая: развивать умения анализировать, развитие речи.

Воспитательная: воспитывать культуру чувств.

Форма урока: семинар

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки с заданиями

Орг. Момент. Приветствие. Оформление тетрадей.

Подготовка восприятия.

Трагедия Вампилова не только в том, что он нелепо и скоропостижно погиб, но и в том, что он погиб непонятым, непризнанным, невостребованным. Александр Вампилов трагически не дождался своего театрального времени.

И отсюда настроения в дневнике: "В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипаная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии,— он еще человек и его существование имеет смысл. А вот так. когда совсем пусто, совсем темно. "

Он и переделывал по 17 раз свои пьесы, потому что не видел их сценического воплощения. Постановка ведущими театрами страны, конечно же, дала бы мощный импульс для развития великолепного драматургического дарования Вампилова. С болью писал он: "Для меня жизнь моя черновик".

Вопросы для размышления: Можно ли назвать Вампилова лишним человеком? Почему? А что значит быть лишним в мире людей?

- отчуждение от родной среды

- чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней

- разлад слова и дела

Слово учителя: Докажем, что Зилов – образ лишнего человека. Вам предлагается разделиться на три творческие группы, которым предстоит доказать, что Зилов везде оказывается лишним.

Первая группа выясняет, каков Зилов в отношениях с друзьями. Оказывается ли он среди друзей лишним?

Вторая группа анализирует отношение Зилова к женщинам. Какие черты образа лишнего человека проявляются в Зилове?

В центре внимания третьей группы - отношения Зилова к семье, к отцу..

Каждая группа получает карточки с заданиями. Заполните карточки и сделайте вывод по своей теме.

Вопросы для анализа всего произведения:

В чем, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он стал лишним во всех сферах жизни?

Финал пьесы остается открытым.

Как вы думаете, способен ли Зилов к возрождению?

Оценки за урок

Читайте также: