Критерии эффективности наказания кратко

Обновлено: 02.07.2024

В теории права под эффективностью правового регулирования общественных отношений понимается действенность достижения тех целей, которые ставил перед собой законодатель, принимая те или иные правовые нормы, реальное их осуществление, т.е. результат функционирования этих норм. Эффективность деятельности мест лишения свободы и иных органов исполнения наказания определяется успешностью этой деятельности в исполнении приговоров и достижения целей наказания. Легче всего поддается учету и оценке деятельность по исполнению приговоров, критериями которой являются своевременность и точность исполнения приговоров, отсутствие побегов или других уклонений от отбывания наказания.
В основу всех критериев эффективности исполнения наказания положено определенное поведение лиц, отбывающих или отбывших наказание. Например, исполнение лишения свободы характеризует целая группа показателей: преступность среди осужденных и отбывших наказания, результаты производственной деятельности предприятий исправительных учреждений, организация профессионального и общеобразовательного обучения осужденных, условное, условно-досрочное освобождение от наказания, перевод осужденных в колонии-поселении, тюрьмы и т.д.
Важнейшим критерием, характеризующим эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы, является уровень рецидивной преступности среди освобожденных, отбывших наказание. Этот уровень определяется отношением количества вновь совершивших преступления к общему количеству освобожденных за определенный период (год, два, три и т.д.). Чем больший срок берется для учета, тем точнее будет оценка эффективности. В отношении отдельного осужденного таким юридическим значимым сроком будет срок погашения судимо­сти. Уровень преступности среди осужденных в период отбывания наказания определяется отношением количества вновь совершивших преступление за определенный период к среднесписочному количеству осужденных, отбывавших наказания за этот же период. Чем меньше в обоих случаях коэффициент рецидивной преступности, тем успешнее выполняются задачи по исполнению наказания, в том числе задача специального предупреждения. Однако при оценке деятельности исправительных учреждений и других органов исполнения наказания по уровню рецидивной преступности, необходимо иметь в виду, что поведение отбывших наказание зависит не только от результатов применения к ним этого наказания. Совершение ими последующих преступлений может быть вызвано недостатками в работе иных органов и учреждений по трудовому и бытовому устройству освобожденных, отсутствием необходимого надзора и контроля за их поведением, в особенности - в первые месяцы жизни на свободе. Результаты общепредупредительной деятельности органов исполнения наказания почти не поддаются точному учету, ибо осуществление задачи предупреждения преступлений входит в обязанность многих государственных органов и организаций и прежде всего правоохранительных. Общим показателем оценки такой работы может служить уровень первичной преступности в том или ином регионе, городе, поселке и т.д. Т.о. эффективность исполнения наказания означает способность реально при наилучшем использовании средств, с наименьшими издержками содействовать достижению целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

Контроль органов государственной власти и местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Ведомственный контроль.

Контроль. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль осуществляют исключительно федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями контроля не обладают.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Здесь пойдет речь о контроле со стороны исполнительной и законодательной властей.
В ст. 11 Конституции РФ указано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.2. Полномочия Президента РФ определены в ст. 80 Конституции РФ. В частности, в ней говорится и о том, что Президент определяет основные направления внутренней политики государства, к которой относится и уголовно-исполнительная политика. Кроме того, Президент обеспечивает, в том числе и путем контроля, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, к которым относятся и органы, осуществляющие управление учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания. И наконец, Президент вправе поручить соответствующим органам и должностным лицам провести проверку деятельности учреждений и органов в сфере исполнения наказаний. Именно по этим направлениям осуществляется реализация полномочий Президента по контролю деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. 3. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные функции указанные палаты осуществляют путем проведения парламентских расследований. Для этого формируются временные парламентские комиссии, которые после завершения расследования распускаются. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают достаточно широкими полномочиями, позволяющими им осуществлять действенный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в том числе и за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Среди прав, предоставленных указанным лицам Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", можно выделить внесение парламентского запроса, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, обращение с вопросам к членам Правительства и др. Запрашиваемая членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в пределах их компетенции информация должна быть предоставлена в обязательном ᴨᴏҏядке. 4. С позиции осуществления контроля органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, важную роль следует отвести Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Права, предоставляемые Законом Уполномоченному по правам человека, позволяют ему достаточно эффективно осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, способствовать защите прав и законных интересов, осужденных, отбывающих наказание, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. 5. Осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет место и со стороны Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В рамках этой функции реализуются и полномочия контроля в сфере исполнения наказаний. По вопросам, связанным с исполнением наказаний, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Ведомственный контроль за деят-тью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами в следующих формах: а) плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки; б) проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и иных лиц; в) ознакомление с работой аппарата управления при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, руководителями вышестоящих органов управления и прием представителей персонала и осужденных по личным ?ам и др.

16. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Каждая семья вопрос наказания ребенка и воздействия на поведение любимого чада решает по-cвоему. А нужно ли наказывать и если да, то каким образом и в каких ситуациях? Даниэль возит машинки по полу, ставит в ряд или выстраивает в очередь. Тут

Зачем наказывать ребенка?

То, что физические наказания совершенно недопустимы, к счастью, бесспорный факт для большинства современных семей. Хотя некоторые считают, что вполне можно обойтись совсем без наказаний, ведь с ребенком всегда можно договориться мирным путем. Намерение похвальное, но иногда ребенок заводит в тупик своим упрямством, так что даже убежденные противники всяческих наказаний понимают необходимость пресечь поведение ребенка, которое может нанести вред ему самому или окружающим.

Однако, прежде, чем наказывать, нужно обязательно убедиться в справедливости наказания. Ребенок может также капризничать, потому что голоден, устал, хочет спать или заболел. У него могут также быть и другие причины упираться и вести себя вопреки установленным вами правилам. Если вы выяснили причину и сочли ее уважительной, согласитесь с ребенком, и проблема решится сама.

Если коса нашла на камень, погодите объявлять войну. Попробуйте сперва объяснить ребенку, что его поступки и поведение расстраивают вас и близких ему людей. Часто это помогает лучше, чем строгие меры. Поинтересуйтесь у ребенка, считает ли он сам, что заслуживает наказания за свое поведение? И что бы он сделал на вашем месте?

Если вы недовольны поведением ребенка и хотите его пресечь, то помимо запретов выдвигайте также конструктивные предложения. Объясните, что рисовать нужно не на обоях, а карандашами и красками в альбоме, или специальными красками на кафеле в ванной во время купания. Вручите малышу все необходимое, и он с радостью займется делом.

Ребенок сердится, кричит на вас, стучит ногами, кусается и со злостью разбрасывает игрушки. Научите его, как можно по-другому выразить свои негативные чувства: попинать подушку, порвать старые газеты.
Старайтесь не ставить ребенка перед фактом, давайте ему право выбора. Если есть возможность, уступите ребенку. О том, что с детской площадки нужно будет скоро уйти, предупреждайте заранее, а не говорите в последнюю минуту. Иногда мы, взрослые, позволяем ребенку верить в то, что на самом деле ребенка не ждет. Например, пообещали ему новую игрушку только лишь для того, чтобы малыш успокоился и стал хорошо себя вести, и тут же забыли о своем обещании, добившись результата. Вы-то забыли, а ребенок нет, он ждет и верит вашим словам. Если вы нарушите обещание однажды, в другой раз не ожидайте, что малыш вам поверит. Старайтесь всегда выполнять обещания, данные ребенку.

Но предположим, вы считаете, что ребенок действительно заслужил наказание. Как правильно наказать ребенка, чтобы наказание было эффективным и стало для малыша хорошим уроком?

Одна семья – одна тактика

На семейном совете обсудите, какое поведение ребенка должно быть наказуемым, а когда нужно просто провести разъяснительную беседу. Все члены семьи должны последовательно придерживаться единой тактики. Если мама кричит, папа ставит в угол, а бабушка лишь улыбается в ответ на детскую шалость, но плодов такая тактика не принесет, а лишь вынудит ребенка вести себя по-разному с каждым членом семьи, заранее предвидя реакцию каждого.

Чаще всего родители прибегают к следующим способам наказания:

Крик. Наиболее частая и природная реакция человека сильно рассерженного или напуганного. Крик наиболее частая реакция рассерженной мамы или доведенной до крайности учительницы. Если в семье крик – это способ наказания, то скорее всего ребенок в возрасте 3 лет привык к этому методу наказания настолько, что даже уже не реагирует на него. Взрослые голос срывают, а ребенок даже ушами не пошевелит. Приберегите окрик для особо опасных моментов, когда нужно, чтобы малыш немедленно прекратил опасное поведение или действие. С более взрослыми детьми нужно действовать по-другому: покажите ребенку, что вы воспринимаете и разговариваете с ним на равных, объясните доступно, почему опасно\плохо\некрасиво вести себя подобным образом, апеллируя к его сознательности.

Как правильно наказывать ребенка, чтобы наказание было эффективным?

2. Наказание должно быть недолгим по времени. Если вы запретите неделю смотреть мультфильмы, то уже на следующий день малыш не будет связывать ваш запрет с собственным плохим поведением или проступком.

3. Наказание должно быть связанным с самим проступком. Если малыш ударил кого-то на детской площадке, правильно будет в качестве наказания увести его домой сразу же, а не отменять обещанный поход в зоопарк, например.

5. Ребенок не должен хотеть повторения наказания. Если в качестве наказания вы отправили его на тайм-аут в детскую с кучей игрушек, то малыш и не воспримет ваши действия как наказание. Более того, будет совершенно не против повторить такое наказание еще разок.

6. Наказание должно быть соразмерно проступку. Если наказание будет слишком мягким, то ребенок просто не обратит на него внимания, а если слишком жестоким, то может привести к психологической травме, страхам или комплексам в дальнейшем.

10 правил для родителей

1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.

2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.

3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые овершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.

4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.

5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.

6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.

7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.

8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.

9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.

10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

11. Способы конструктивного и лояльного наказания

1. Лишение приятного.Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.

4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения. Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.

5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать. В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку.

6. Проверка на собственном опыте.Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте. Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.

8. Сказка вместо наказания.Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы. Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя.

Читайте также: