Крестьянское самоуправление это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сельское общество имело довольно значительную власть над своими членами; прежде всего, они не могли покинуть общество (уволиться) без его согласия с целью поступления в другое сословие, обучения, поступления на государственную и военную службу. Также крестьяне не могли и получить без согласия общества паспорт (дававший право на постоянное проживание за пределами того уезда, к которому принадлежала волость), если за ними имелась задолженность по налогам. В то же время, занятие любого рода торгово-промышленной деятельностью было доступным для крестьян без согласия и уведомления своего общества.

Существующий порядок консервировал сословную изолированность крестьян: если крестьянин приобретал какие-либо иные сословные права (получал классный чин, записывался в купеческую гильдию и т. д.), он исключался из крестьянского общества без компенсации стоимости земли.

Выше земского начальника существовали ещё две инстанции, представлявшие собой периодически собиравшиеся межведомственные комиссии: уездный съезд и губернское присутствие.

Вся эта административная система осуществляла весьма внимательный и мелочный контроль за исполнением сельскими обществами и волостями обязанностей перед государством, правомочностью решений самоуправления, благоустройством и правопорядком в сельской местности, конфликтами при землевладении; в то же время, учреждения по крестьянским делам не вмешивались в хозяйственную жизнь крестьян, в том числе и в переделы земли [18] .

Основные статьи: Сельское общество, Волость, Земский начальник, Уездный съезд




Сельское общество имело довольно значительную власть над своими членами; прежде всего, они не могли покинуть общество (уволиться) без его согласия с целью поступления в другое сословие, обучения, поступления на государственную и военную службу. Также крестьяне не могли и получить без согласия общества паспорт (дававший право на постоянное проживание за пределами того уезда, к которому принадлежала волость), если за ними имелась задолженность по налогам. В то же время, занятие любого рода торгово-промышленной деятельностью было доступным для крестьян без согласия и уведомления своего общества.

Существующий порядок консервировал сословную изолированность крестьян: если крестьянин приобретал какие-либо иные сословные права (получал классный чин, записывался в купеческую гильдию и т. д.), он исключался из крестьянского общества без компенсации стоимости земли.

Выше земского начальника существовали ещё две инстанции, представлявшие собой периодически собиравшиеся межведомственные комиссии: уездный съезд и губернское присутствие.

Вся эта административная система осуществляла весьма внимательный и мелочный контроль за исполнением сельскими обществами и волостями обязанностей перед государством, правомочностью решений самоуправления, благоустройством и правопорядком в сельской местности, конфликтами при землевладении; в то же время, учреждения по крестьянским делам не вмешивались в хозяйственную жизнь крестьян, в том числе и в переделы земли [18] .

Крестьянское самоуправление — система крестьянских органов самоуправления.

Самоуправление в Русском царстве

Общинное самоуправление у крестьян появилось вместе с соседской общиной. Регуляция норм зависела от обычного права. На государственном уровне регламентация прошла вместе с земской реформой 1555-1556 годов. Она ввела земское управление в черносошных землях.

Органом распорядительной власти в общине стал сход. Он состоял из домохозяев — глав семей. Они регулировали:

  • земельное верстание;
  • размер тягла;
  • мирские расходы;
  • распоряжение оброчными статьями;
  • очередность рекрутских повинностей.

Помимо этого, сход выбирал старосту, сотских, десятских, сборщиков налогов, рекрутских отдатчиков и целовальников.

Судебными функциями на селе занимался суд стариков. Он рассматривал мелкие дела и внутриобщинные вопросы. Проверкой старост занимались счетчики, а распределением повинностей — окладчики.

Как правило, все эти виды работ не оплачивались. Потому люди занимали их временно. Не более одного-двух лет. Самой развитой системой крестьянского самоуправления обладал Русский Север.

Крестьянское самоуправление в Российской империи

В 1797 году появилось крестьянское самоуправление среди удельных и казенных крестьян. На волостной сход прибывали представители от волостей, которые населялись государственными крестьянами. Они занимались общими вопросами и избрали волостного голову и волостного писаря. Последние, в свою очередь, вместе со старостой составляли волостное управление.

Голова и приказной выборный являлись высшими должностями лицами волостного значения. Они отвечали за:

  • сбор налогов в срок;
  • информирование крестьян о законах;
  • разбор мелких правонарушений;
  • контроль за деятельностью других должностных лиц.

На деле большее значение мог иметь писарь, который знал законодательство и порядок делопроизводства.

В 1808 году в каждом удельном селении появилось двое судей. Они избирались местным населением каждый год и отвечали за разбор крестьянских тяжб по нормам обычного права. В основном они старались привести стороны к примирению. С 1827 года добросовестных судей избирали без срока, и они формировали приказную судебную инстанцию.

В ходе киселевской реформы 1837-1841 годов у государственных крестьян появились аналогичные выборные суды — сельские и волостные расправы. Работа же общинных и волостных органов крестьянского самоуправления жестко регулировалась помещиком.

Самоуправлении после отмены крепостного права

Должностные лица избирались раз в три года, сборщики налогов и судьи — раз в год. С 1889 года судей стал назначать земский начальник на срок в три года из кандидатов, представленных крестьянами. Эти люди не могли отказаться от назначения. Размер жалования зависел от схода.

С 1861 года крестьянское самоуправление контролировалось мировыми посредниками, с 1874 года — присутствием по делам крестьянства, в 1889-1917 годы — земским начальником. Помимо этого, выбранные крестьянами лица подчинялись полиции и местной администрации. Таким образом, самоуправление вошло в общую государственную систему. Со временем расширялся спектр полномочий. С 1864 года крестьянское самоуправление работало параллельно с всесословным уездным и губернским самоуправлением.

Самоуправление после 1917 года

После Февральской революции появились волостные земства. Крестьянское самоуправление распустили. Однако его реформировали уже после Октябрьской революции 1917 года. Оно просуществовало с некоторыми изменениями вплоть до 20-х годов, когда произошло укрупнение волостей.

При советской власти стали создаваться сельские советы крестьянских депутатов. Однако на практике власть на местах по-прежнему принадлежала традиционному самоуправлению. Сельсоветы выступали как органы исполнительной власти, которые выполняли решения сельских сходов и выбирались ими же.

Система традиционного сельского самоуправления прекратила существование вместе с уничтожением общины во время политики коллективизации.

Крестьянское самоуправление — совокупность выборных местных органов, занимавшихся делами крестьянского сословия.

Картофельные бунты — массовые выступления удельных (1834) и государственных (1840-1844) крестьян в России. Количество участников только в губерниях Севера, Приуралья и Поволжья превысило 500 тысяч человек. Бунты были вызваны насильственным введением посадки картофеля по инициативе министра П. Д. Киселева.

Кодификация законов — упорядочение законодательства, систематизация законов государства.

СЕИВК — Собственная Его Императорского Величества Канцелярия — особый орган управления страной, через который осуществлялся контроль над действиями министерств и ведомств. Создан в 1826 г.

КРЕСТЬЯНСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, совокупность выборных местных органов, занимавшихся делами крестьянского сословия . К. с. вводилось с кон . 18 в. поэтапно для удельных, гос. , а после крестьянской реформы 1861 - для всех категорий крестьян (на основании "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости " 1861). Крестьяне организовывались в сел. об-ва (адм. -хоз . единицы ) и вол. (адм. -терр . единицы ). Создание сел. обществ и волостей завершилось в Твер. у. в мае, в Новоторжском, Корчевском и Осташковском - в июне, в В. Волоцком, Кашинском, Бежецком, Калязинском, Весьегонском, Старицком, Ржевском, Зубцовском - в июле 1861. Всего в губ . было организовано 3350 сел. обществ и 230 волостей . Низшие органы К. с. : сел. сход, избиравший сел. старосту, в волостях - волостной сход, избиравший волостное правление во гл . с волостным старшиной . Сел. сход - распорядит. орган, состоявший из крестьян - домохозяев, решал вопросы землепользования, приема и увольнения из об -ва, распоряжался обществ . собственностью . Сел. староста охранял правопорядок, проводил дознание, расходовал обществ . средства, собирал налоги и местные сборы . Волостной сход - распорядит. орган. Волостное правление состояло из волостного старшины и сел . старост . Волостной старшина организовывал работу волостного правления, контролировал деятельность сел. старост . Срок полномочий сел. старосты и волостного старшины - 3 года; они имели должностные знаки в виде округлой бронзовой бляхи с изображением герба Твер. губ . Эконом . основу деятельности сел . самоуправления составляла обществ . собственность . В собственности сел . обществ и волостей находились земли, леса, кредитные учреждения (банки и вспомогат . кассы ), обществ . здания, больницы, школы, финанс. средства . Сел. об-ва получали в Крест . банке ссуды на приобретение земли (только в 1912 на сумму в 44920 руб .). После Февральской рев -ции 1917 волостные сословные органы К. с. были заменены всесословными собраниями и исполнит. комитетами, а затем - советами крест . депутатов .

Читайте также: