Крестьянская реформа в дагестане 1867 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проведение реформ 1860-70 годов на Юге России и на Северном Кавказе имело ряд особенностей, обусловленных наличием казачьих областей и национальных районов.

Крестьянская реформа (1861 г.) на Ставрополье проводилась по принципам, характерным для всей России. На Дону действовали "Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости", разработанные специально для Области Войска Донского. Практически земля закреплялась за казачьими общинами: станицами и хуторами. Каждый казак получал из общинной земли "пай", в среднем 30 десятин. Таким образом, казаки обладали монопольным правом на землю в казачьих областях: Донской, Кубанской, Терской. В национальных районах Северного Кавказа реформа проходила в два этапа:

  1. размежевание земель и определение их юридического статуса;
  2. освобождение крестьян от личной зависимости и ликвидация рабства.

Земская реформа также имела особенности. Положение о земствах не распространялось на казачьи области и национальные районы. Попытка введения земств была предпринята в 1876 г. в Области Войска Донского (ликвидированы в 1882 г.).

Судебная реформа проводилась с некоторым опозданием с 1868 по 1873 гг., постепенно заменяя старую судебную систему гласным, бессословным, независимым от администрации судом. Однако в национальных районах данная реформа имела свои особенности. Например, у калмыков, нагайцев и др. старые улусные суды остались без изменений. Не затронула реформа и горцев. Новые судебные уставы вступили в действие в Ставропольской губ. с 1868 г., на Кубани - с 1869 г., в Области Войска Донского - с 1871 г. В 1866 г. создаются горские окружные суды (председатель - окружной начальник, 3 выборных от сословий, 2 кадия). Затем в соответствии с "Положением о сельских обществах" (1868 г.) и "Временными правилами горских словесных судов" (1869 г.) создаются аульные и горские словесные суды. В Дагестане разбирательство велось на основе кодифицированных адатов и шариата.

В ходе военной реформы военным уставом 1874 г. устанавливалась всеобщая воинская повинность и 20-летний срок службы для казаков. Для горцев служба была необязательна и заменялась налогом.

Автор: Кавказский Узел

Вскоре после создания единой системы административного деления и управления в Дагестане была проведена реформа сельского управления.

Основная цель реформы заключалась в организации единой системы сельского управления для всего Дагестана. Реформа была проведена на основании “Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области”, утвержденного главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868 года.

Согласно этому “Положению” сельское общество состояло из крестьян селения, “имеющих в нем постоянную оседлость, за исключением беков и их прислуги”. В случае желания беки могли быть причислены к сельскому обществу с разрешения начальника отдела области. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), старшина, кадий и суд.

Сельский сход состоял из всех совершеннолетних домохозяев. Сход избирал сельских судей и сельского кадия с последующим утверждением их военной администрацией. Старшины и их помощники назначались военной администрацией на определенный срок. Старшина должен был следить за порядком в аулах, задерживать бродяг, беглых, доносить начальству о преступлениях, беспорядках и распространителях между жителями вредных для общественного спокойствия слухов, взыскивать штрафы за преступления и проступки, следить за отбиванием крестьянами казенных и общественных повинностей, объявлять распоряжения властей, исполнять все требования начальства, выдавать жителям разрешения для выезда за пределы аула и т. д. Старшине было предоставлено право подвергать виновных аресту, общественным работам до двух дней и штрафовать до 1 рубля.

Кадий участвовал в сходе и суде, вел письменные дела сельского общества, осуществлял надзор за примечетскими школами, вел книги о родившихся и умерших, о браках и т. д.

Сельский суд состоял из трех и более членов, избираемых сходом на три года. Им были подсудны дела по гражданским спорам, возникавшим между аульчанами, при иске не свыше 100 руб., а также дела по мелким преступлениям. Суд не имел права разбирать дела между беками и между ними и крестьянами, если беки не изъявляли согласия на это. Суду было предоставлено право приговаривать виновных к штрафу согласно адату. Если же по адату за отдельные проступки не полагался штраф, то суд мог приговорить виновных к общественным работам сроком на 6 дней или аресту до 7 дней. Эти меры суд не мог применять к бекам и проживать в их домах прислуге, а также к лицам, имеющим офицерские чины, знаки отличия и состоящим на государственной службе.

В отличие от России в Дагестане не были созданы такие ступени сельского управления, как волостной сход, волостной суд, волостной старшины, институт мировых посредников. Должностные лица сельского управления могли быть в любое время смещены военными властями. Начальникам округов было предоставлено право за маловажные проступки по должности подвергать сельских должностных лиц замечаниям, выговорам, денежным штрафам до 25 руб., аресту до двух недель, а важные преступления их могли судить административным судом.

Вновь созданное крестьянское общественное самоуправление функционировало под жестким контролем военных властей. В контакте с ними особенно действовали старосты и их помощники. С введением “Положения” сельские управления Дагестана впервые получили единое устройство и стали регулироваться адатными, шариатскими нормами и нормами общероссийского законодательства.

Крестьянская реформа в Дагестанебыла проведена под непосредственным влиянием отмены крепостного права в России и тех больших социально-экономических изменений, которые произошли в стране в пореформенный период.

Подготовка крестьянской реформы в Кумыкском округе продолжалась с 1860 по 1867 гг. Реформу подготовила специальная комиссия из чинов военно-колониальной администрации. Следует заметить, что сама постановка вопроса об освобождении крестьян была ранее невиданной в Дагестане. Подготовленная работа завершилась утверждением Александром II “Правил о разделе земли между князьями и крестьянами”. На основе “Правил” сословно-поземельная комиссия установила внешние границы Кумыкского округа, решила возникшие споры между князьями, крестьянами, составила проект раздела владельческих земель и приступила к межеванию земли между князьями и крестьянами, которое продолжалось до 1870 года. После реформы за 166 феодалами осталось 184396 десятин земли, в среднем на каждого по 1110 десятин. 6884 крестьянских двора получили 201174 десятин земли. Размежевание земель между аулами фактически не было проведено, князьям достались лучшие земли.

Подготовка крестьянской реформы в шамхальстве Тарковском, Мехтулинском ханстве и Присулакском наибстве началась в 1864 г. Временная комиссия, состоящей из армейских офицеров, приняла усилия для того, чтобы шамхал и хан написали письма начальнику Дагестанской области о своем “согласии освободить” крестьян от податей и повинностей. 1 августа 1867 года начальник области огласил эти письма на собрании представителей зависимых аулов в Темирхан-Шуре. В трех перечисленных владениях прекратились зависимые отношения 4967 дворов (25 тыс. человек).

Крестьянская реформа коснулась категории крестьян – чагаров. Все чагары Дагестана в количестве 2 тыс. душ были освобождены в 1867-68 гг. без выкупа по распоряжению наместника Кавказа. Чагары получило право ухода с занимаемых феодальных земель и приписки к другим аулам на общих основаниях.

Аграрно-крестьянские реформы в Дагестане имели ряд особенностей. Во-первых, реформа не базировалась на каком-то едином законодательном акте, действовали разные положения, инструкции и даже просто приказы. Во-вторых, они проводились поэтапно, с большей осторожностью. В-третьих, реформирование разнилось по отдельным округам, владениям и даже отдельным категориям крестьянства. В-четвертых, реформы затянулись во времени до начала первой мировой войны. В-пятых, они проводились русскими офицерами и чиновниками.

Военная администрация негативно относилась к рабству. В Дербенте и ауле Эндери были ликвидированы невольничьи рынки. Однако рабство продолжало существовать. Более решительные шаги по его ликвидации предприняли в 60-х годах века. В 1861 году владельцам запретили продажу рабов, разлучая детей с родителями, жен с мужьями. В 1865 г. военная администрация запретила продажу рабов в другие области с иным языком, обычаями, а в пределах области разрешалось только при условии регистрации в окружных управлениях. Официальные власти поощряли безвыкупное освобождение рабов. Активизировались и сами рабы, которые боролись за свое освобождение, как сказано в документе, “протестуя против существующего порядка вещей учащенными случаями неповиновения владельцам”.

В 1866 году в Тифлисе был создан особый комитет по освобождению зависимых сословий на Северном Кавказе. Окончательная ликвидация рабства в Дагестане произошла в 1868 г. на условиях, разработанных Тифлисским комитетом. Выкуп за раба составил в среднем 145 руб. за душу. Все рабы были снабжены свидетельствами об освобождении и приписании к аулам и в течение 8 лет освобождались от налогов.

Хотя реформы были непоследовательными, но они создали определенные предпосылки для развития в Дагестане капиталистических отношений. Там, где они были проведены в жизнь, в правовое положение крестьян были внесены заметные изменения. Впервые половина феодальной земли официально была закреплена за аулами на общинном праве. Как и в формах собственности на землю, в системе эксплуатации крестьян феодалами произошли сильные перемены.

Судебная реформа.

Во-первых, она должна была преодолеть судебно-административную раздробленность и создать единую централизованную организацию края. В ходе рефрмы были упразднены последние ханства, обладавшие собственной юрисдикцией, -Казикумухское (в 1858 г.), Аварское (в 1863 г.), Кюринское (в 1865 г.), владения Кайтага и Табасарана (в 1866 г.), шамхальство Тарковское и Мехтулинское ханство (в 1867 г.). Вместо них было создано 9 округов – Самурский и Даргинский (в 1854 г.); Андий­ский (в 1859 г.); Гунибский, Казикумухский и Кайтаго-табасаранс-кий (в 1860 г.); Аварский (в 1862 г.); Кюринский (в 1865 г.) и Темирханшуринский (в 1867 г.). Засулакская Кумыкия вошла в состав Хасавюртовского округа Терской области, а южный Лезгистан – Закатальского округа Бакинской губернии.

Округа делились на наибства и участки. Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало российское государство.

Низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения стали единые сельские словес­ные суды, заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступле­ния против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собствен­ности (обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превы­шала 50 руб. Им были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, наруше­ния единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб

В отличие от дореформенной эпохи решения словесных сельских судов не были окончательными.

Они могли быть обжалованы в месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках. Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения, убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные преступления против собственности (обман, утайка денег, воров­ство на сумму более 50 руб., случаи разбоя и грабежа).

В юрисдик­цию окружных судов также входили поземельные тяжбы за владе­ние и пользование по адату пастбищами, лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьез­ные гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превыша­ла 100 руб.

Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Даге­станский народный суд. Он был сформирован при генерал-губер­наторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре.

Уголовные и поземельные тяжбы меж­ду дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами реша­лись в Дагестанском областном суде, а с 1875 г. – в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах Дербенте и Темир-Хан-Шуре.

Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации, которая пользовалась бы дове­рием и авторитетом у местных жителей и была бы послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные участники движения Шамиля и восстания 1877 г. были лишены всех прав, казнены или высланы из Дагестана.

В то же время реформа ограничила судебную самостоятель­ность сельской общины. Прежде важнейшие постановления сельско­го суда выносились на обсуждение сельского схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины селения, начиная с 15 лет.

Вместо него пред­седателем словесного суда стал сельский староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные части, то вопрос решался так, как говорил бегавул. Сход без него не имел права собираться, а если и собрался, принятое решение не имело юридиче­ской силы.

После восстания 1877 г. начальник округа стал назначать бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом диби­ра и других членов суда (диванбеков).

Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослаб­ление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому россий­скому судопроизводству и уголовному законодательству. По форме суд остался простым.

Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголов­ных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сель­ский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства.

За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно. Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему раз­личали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.

Новым видом дел стал иск по доносу полиции. Доказательствами считались: 1) соб­ственное признание обвиняемого, 2) вещественные доказательства, 3) записи дореформенных адатов, 4) показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих род­ственников и односельчан.

Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т. н. кебинную присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой – закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети.

Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского об­щества (канлы), штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.

Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были предприняты попытки ограничить распространение ответственно­сти за уголовные преступления на ближайших родственников под­судимого, переложив ее на плечи одного подсудимого.

Адатный уголовный процесс и право, в деталях, которых до реформы царил полный разнобой, были несколько унифицированы.

Во всех округах Дагестанской области по делам о воров­стве, поджогах и потравах назначалось от 1 до 12 человек соприсягателей, по делам о прелюбодеянии – 15, по делам, влекущим кровоотмщение, – 12-60, по делам об убийстве и поранениях -6-30. Больше единообразия стало в размерах штрафов, которые чаще стали исчисляться в деньгах, а не в мерах зерна и быках, как в дореформенное время.

Дият также чаще стал определяться в российских деньгах – от 30 руб. в Казикумухском округе до 300 руб. в Самурском и Андий­ском округах. Новыми мерами наказания в пореформенном адате стали арест и принудительные общественные работы.

Вместе с тем российская администрация попыталась запре­тить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих российскому законодательству.

Вне закона было объявлен канлыят, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на месте преступления ворам и разврат­никам. Теперь оно было приравнено к обычному убийству.

Высыл­ка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) – самовольный захват имущества должника, отказывающегося уплатить долг.

Вместо ишкиля и кров­ной мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве (маслиат) сельских имамов и россий­ских офицеров, возглавлявших наибства и округа Дагестанской области.

Происходившие в связи с присоединением Дагестана к России изменения в социально-экономической жизни и политическом устройстве вызывали необходимость реорганизации существовавшей в крае правовой системы.

Царское правительство исходило из того, что запрет действия обычного права и форм обычного судопроизводства вызывает опасные политические осложнения. Серьезному сомнению подверглась и сама возможность достижения положительных практических результатов введения новых правовых принципов и понятий взамен привычных начал, глубоко укоренившихся у населения.

Сферой действия адата было преимущественно уголовное и поземельное право, тогда как шариат господствовал в гражданс­ком и семейном праве и только с конца XVIII в. стал применяться в ряде селений при решении уголовных дел.

Герб

Дагестанской области

Российской империи (описание)

Дагестанская область.

Утвержден 5 июля 1878 г.

"В золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами, сопровождаемая, во главе щита, червленою оторванною львиною головою с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".

Исторические параллели развития горного края, пересекаясь с современными реалиями, дают основания прослеживать динамику трансформации социально-экономических отношений на Северном Кавказе, характеризуя конец XIX - начало XX веков, как новый этап модернизации социальных отношений, отмену крепостного права и переход от феодального строя к капиталистическому развитию. Актуальная тема послужила поводом для научной конференции, организованной по инициативе Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и приуроченной к 100-летию крестьянской реформы 1913 года в Дагестане.

Давая оценку аграрной политике Российской империи в Дагестане, выступавшие на конференции ученые-историки отмечали, что Дагестан как составная часть Российского государства в этот исторический период был активно вовлечен в русло социально-экономических преобразований, решение аграрного вопроса. Тогда же основные векторы развития аграрных преобразований в Дагестанской области царизм обозначил в ходе проведения территориально-административной и судебной реформы, а в последующем и ликвидацией существовавших на территории Дагестана ханств, что было обусловлено тем, что Дагестанская область как часть Российской империи была вовлечена в систему развивавшихся капиталистических отношений, постепенно осваиваемой на российской окраине аграрной реформе.

После окончания Кавказской войны, отмечали выступавшие, горские народы стали испытывать потребность в точном определении сословно-поземельных прав и отношений. В то же время применять к горскому населению соответствующие законоположения империи не представлялось возможным, так как они значительно отличались от российских законодательных актов. К сожалению, аграрная реформа прижилась не во всех феодальных владениях и носила половинчатый характер, что привело к возникновению непредвиденных проблем. Дагестанские исследователи отмечали, что при проведении аграрной реформы феодалам было предоставлено право выбора лучших земель, что создало перекос в общественных отношениях. Крестьяне, которым достались хорошие земли, и те, кому были выделены худшие наделы, оказались в неравном положении. Более того, земля досталась не всем крестьянам, они так и не были освобождены от зависимых отношений. Из четырех феодальных владений наиболее завершенную форму земельная реформа обрела лишь в Кумыкском округе и Присулакском наибстве и то благодаря тому, что правительство смогло убедить князей уступить половину своих земель без выкупа освобожденным крестьянам, т.е. сельской общине, что все же ограничивало процесс купли-продажи земли.

В документах также отмечалось, что различные категории дагестанского крестьянства заявляли о своем безусловном праве на собственность на так называемые мульки, участки, расчищенные из-под леса или на плоскости и считавшиеся их неприкосновенной собственностью. Таким образом, вопрос о праве собственности крестьян на землю откладывался до окончательного определения поземельных прав населения. Проблема размежевания земель и ее необоснованное затягивание способствовали возникновению многочисленных поземельных споров между феодалами и крестьянами, а также между различными сельскими обществами.

Говоря об особенностях аграрной политики царизма в Дагестане, необходимо подчеркнуть, что в отличие от других северокавказских народов в Дагестане царизм не решался объявить земли собственностью казны, несмотря на то, что в данной сфере правительство придерживалось позиции сохранения земель за государством. Опасаясь негативной реакции местного населения, убежденного в неоспоримости и незыблемости своих прав на землю, Российское правительство тянуло с определением поземельного строя в Дагестане, хотя большой объем собранного сословно-поземельными комиссиями материала свидетельствовал, что крестьянские повинности бекам являются платой за управление, а не за пользование землей.

Административное устройство. Образование Дагестанской области.

Кавказ из космоса

В Дагестанскую область была, включена территория Прикаспийского края (без Кубинского уезда) и земли по левому берегу Андийского Койсу. Вновь образованная область была разделена на 4 «отдела: Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. В свою очередь каждый из этих отделов делился на округа и феодальные владения. В Северный отдел входили Присулакское наибство, шамхальство Тарковское, ханство Мехтулинское и Даргинский округ; в Южный Дагестан — Кайтаго-Табасаранский округ, ханство Кюринское и Самурский округ; в Средний Дагестан-Кази-Кумухский и Гунибский округа, ханство Аварское и союзы сельских общин Карата, Богулал, Цунта-Ахвах и Батлух, управление которыми было возложено также на хана Аварии; в Верхний Дагестан вошли Бежтинский и Закатальский округу. Кроме того, в области было отдельное гражданское управление — градоначальство Дербента и управление, город Порт-Петровска (ныне Махачкала). Начальник области сосредоточил в своих руках военную и гражданскую власть. Сохраняя право командира корпуса, он действовал и на правах генерал-губернатора. Начальники военных округов, как правило, назначались из русских офицеров. Владения Тарковское, Аварское, Мехтулинское и Кюринское управлялись шамхалом и ханами, а Присулакское наибство — наибами.

Ликвидация ханско-бекского управления

В 1863 году из Дагестана была выделена Закатальская область. В 1865 был упразднен Верхний Дагестан, а его территория присоединена к Андийскому и Гунибскому округам. В 1866 году на основании указа царского наместника на Кавказе были отстранены от власти правители Кайтага, Северного и Южного Табасарана. Указом самого императора 20 апреля 1867 года были также отстранены от власти шамхал Тарковский, хан Мехтулинский, правители Присулакских наибств. Из этих владений был образован Темир-Хан-Шуринский округ. В 1868 году в Дагестане было ликвидировано бекское управление:

После упразднения ханско-бекского управления в области осталось 9 округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Кази-Кумухский, Кайтаго-Табасаранский, Кюринский, Самурский, Темир-Хан-Шуринский, а также градоначальство Дербентское и особое управление Порт-Петровска. Ликвидация ханско-бекского управления не означала, что царизм изменил свое отношение к феодальной верхушке Дагестана. При ликвидации ханств отстраненным от управления владениями были выданы крупные денежные суммы, установлены пожизненные пенсии, отведены крупные земельные угодья. Кюринскому Юсуф-хану кроме жалования в 1618 рубей в год было назначено пожизненно (и детям после его смерти) 5 тысяч рублей, отведен vчасток земли в 4000 десятин. Ибрагим-хану Аварскому одновременно было выдано 30 тысяч рублей, установлена ежегодная пенсия в 4 тысяч рублей. Владетелю Кайтага, Северного и Южного Табасарана назначена пенсия в 500 рубей в год и участок земли в 1523 десятины в Кайтаго-Табасаранском округе, хану Мехтулинскому оставлена была установленная пенсия в 4 тысяч рублей и выдано единовременное пособие. Шамхал Тарковский произведен был в генерал-майоры, зачислен в свиту императора. Наряду с сохранением жалования в 7 тысяч рублей, ему была установлена пенсия в 5 тысяч рублей.

Судебная реформа

Махачкала, ночь

В 1875 году был упразднен областной суд и вместо него учреждены в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Порт-Петровске мировые отделы, которые были подчинены Тифлисской судебной палате и Бакинскому окружному суду. Мировые судьи назначались наместником Кавказа, при них имелись следователи по уголовным делам.

Реформа сельского управления

Вслед за ликвидацией ханско-бекского управления в конце 60-х годов в Дагестанской области проведена реформа сельского управления. Целью реформы было создать в области местную администрацию, соответствующую военно-народному управлению, которая, в конечном счете, позволяла держать народные массы в подчинении. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кади и сельский суд. На сельском сходе участвовав старший член семьи, здесь избирались должностные лица сельской администрации, которые утверждались администрацией округа. На сельском же сходе разбирались вопросы по использованию общинных земель, о выполнении общественной и государственной повинностей и внесении податей и многое другое. Старшина села созывал сход, претворял в жизнь решения схода и царской администрации, следил за сохранением общественного порядка, взимал штрафы за преступления и недозволенные поступки. За службу старшина получал зарплату от государства и пользовался различными привилегиями в землепользовании, водопользовании и так далее.

Сельский кади, избираемый на сходе, утверждался старшими властями. В его обязанность входило следить за деятельностью сельчан, за сохранностью мечети, он занимался разбором тяжб по шариату, дел, касающихся наследств, завещаний, опек. Сельский суд, состоящий из трех членов, избираемых на сходе джамаата, разбирал дела по гражданским спорам, мелким преступлениям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Крестьянская реформа в Дагестане в 1913 г. Разрушение крестьянской общины, др.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Крестьянская реформа в Дагестане в 1913 г. Разрушение крестьянской общины, др.

Крестьянская реформа в Дагестане в 1913 г. Разрушение крестьянской общины, дробление и обособление хозяйств. Отрубы. Хутора. Закон о прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и Закатальского округа.

Премьер министр России Петр Столыпин выдвинул концепцию, согласно которой для.

Премьер министр России Петр Столыпин выдвинул концепцию, согласно которой для модернизации страны требовалось осуществление трех условий: сделать крестьян полновластными собственниками; ввести всеобщее обучение в обязательной для всех четырехлетней начальной школе, что было необходимо для распространения сельско-хозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров; добиться роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

В этих целях власти приняли законы, способствовавшие разрушению крестьянской.

В этих целях власти приняли законы, способствовавшие разрушению крестьянской общины, дроблению и обособлению хозяйств. Хозяйство, оставшееся на территории села, получило название отруба, а находившееся вне его пределов – хутора, закрепленное за крестьянами постоянно, как собственность.

Государство помогло крестьянским семьям в приобретении земель через посредств.

Государство помогло крестьянским семьям в приобретении земель через посредство крестьянского банка. Эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им встать на ноги, но не могла решить аграрную проблему в целом. Крестьяне-бедняки не смогли воспользоваться реформами. Они были вынуждены наниматься батраками, переселяться в города, где работали подсобными рабочими, или уезжать в осваиваемые регионы страны.

На территории Дагестана закон о нарушении крестьянской общины особого распрос.

На территории Дагестана закон о нарушении крестьянской общины особого распространения не получил. Царское правительство, считая земли горцев казенными, переданными им лишь во временное пользование, вовсе не торопилось с реформой аграрных отношений. Если в 1905 г.в Дагестанской области было образовано 3 новых переселенческих поселка, то в 1905-1911 г – всего 2. К 1912 г. - 4 новых поселка (Романовка, Нечаевка, Владимировка, Дешлагар).

Вплоть до 1913 г. сохранилась при поддержке царских войск феодальная зависимо.

Вплоть до 1913 г. сохранилась при поддержке царских войск феодальная зависимость раят (земельный крестьянин, платящий подать или отбывающий какие-либо повинности) и части узденей. Феодальная собственность на землю была распространена неравномерно. Степень зависимости крестьян была различной. Одни находились на положении крепостных, а другие считались лично свободными, но платили подати и отбывали повинности феодалам.

3. Закон о прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и Зак.

3. Закон о прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в этих местностях установлений по крестьянским делам от 7 июля 1913 г. В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов обоих полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства на территории феодальных владений, поэтому к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство в Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались за выкуп (в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к крестьянским обществам. Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не затронули крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г. Только в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг. XIX в. крестьяне получили свободу.

К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство вернул.

Кешкель – 1. доля каждого дома в выплачиваемой повинности. 2. участок, обложе.

Кешкель – 1. доля каждого дома в выплачиваемой повинности. 2. участок, обложенный кешкельной данью. Уздень – лично свободный крестьянин. Некоторые уздени были экономически зависимы от феодала.

Читайте также: