Крестьяне при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России прове­дена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревиз­скими сказками. В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло госу­дарству обеспечить систему контроля над подданными и ограни­чить возможности передвижения по стране.

Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев ману­фактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди. Они таким образом уходи­ли от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они ни­где не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жи­ли в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет го­сударственная проверка количества работающих.

Государственные крестьяне

При Петре Великом изменился состав государственных крестьян. К ним относились, как и прежде, черносошные крестьяне русского Севера; местное население и русские переселенцы в Сибири; народы Поволжья. Одна­ко на положение государственных крестьян, которые платили по­душную подать, перешла и часть бывших служилых людей по при­бору. Таким образом, при Петре были соединены в единое сословие все сельские жители, которые не принадлежали светским и церков­ным владельцам. Государственные крестьяне несли тягло. Они счи­тались свободными подданными государства.

Крепостные крестьяне

Частновладельческие крестьяне (вотчинные, монастырские, па­триаршие и т. д.) стали единой группой крепостных. Было ликвиди­ровано холопство как сословие. Холопы слились с крепостными крестьянами. Страна стала почти целиком крепостнической.

Особую роль в этом сыграл указ Петра I от 7 апреля 1690 г., разрешивший куплю-продажу поместных крестьян. Ранее была разрешена только купля-продажа вотчинных крестьян (поместья считались государственной собственностью и их было в несколько раз больше чем вотчин - Блюм, pp. 177-178). После этого указа Петра I объемы торговли крепостными крестьянами уже в 1690-е гг. выросли в 10-20 раз; до этого были единичные сделки с беглыми и вотчинными крестьянами .

Кроме этого: - хозяевам фабрик и мануфактур было разрешено покупать крестьян для работы на фабрике;

- было разрешено покупать крестьян – рекрутов для зачисления в армию;

2)Лишение крестьян свободы передвижения

Для многих крестьян не существовало даже физической возможности получить паспорт – чиновник, выдававший паспорта, нередко находился от них на расстоянии 100-200 верст, а человека уже за 30 верст от дома могли схватить как беглого.

3)Ужесточение законов о беглых

Беглым теперь считался любой, кого поймали за 30 верст от дома, и его ждало жестокое наказание. Штраф за сокрытие беглого увеличен в 10 раз; грандиозный сыск беглых по всей стране. В 1704 г. введена смертная казнь за укрывательство беглых

4) Дарение крестьян

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам, что автоматически превращало их в крепостных. Только за 11 лет (1700-1711 гг.) он подарил, в основном своим фаворитам и вельможам, 340 тысяч десятин пахотных земель и 27,5 тысяч крестьянских дворов.

Указ 7 апреля 1690 г. о разрешении купли-продажи поместных крестьян (с которого началась массовая торговля крестьянами) шел «навстречу стремлениям помещиков.

2.Реформы Петра I в отношении дворян.

Образование «двух наций.

Возведение барьера между сословиями

До Петра I служилое сословие не было отгорожено непреодолимым барьером от крестьян и горожан, из числа которых и вербовались служилые; при Петре же такой барьер был возведен – между дворянством и остальным населением.

(В частности, в конце царствования Петра недворянам было запрещено занимать сколько-либо значимые чиновничьи посты Такую же роль, как эти запреты, сыграла подушная подать, которую дворяне не уплачивали:

Именно эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от остального населения.

Миф о том, что благодаря Петру дворяне стали служить государству

Раньше дворяне (служилые), не проявлявшие рвения на службе, могли лишиться своих поместий с крепостными, что являлось залогом их честного служения государству. Как писал Ключевский о переписи 1678 г., "Значительно больше половины всего тяглого населения отдано было служилым людям за их обязанность оборонять страну от внешних врагов"Указа о единонаследии 1714 г. все государственные поместья с крестьянами были бесплатно дарованы в собственность дворянам – приравнены к боярским вотчинам.

)Бездумное насаждение иностранной культуры среди дворян в противовес другим сословиям

Ношение иностранной одежды дворянами стало обязательным, равно как и бритье бороды и усов; ни то, ни другое не было обязательным для крестьян и большинства горожан.

Насаждение в среде дворянства использования иностранных слов (при Петре в русский язык внедрено 4,5 тыс. иностранных слов), массовая отправка дворянских детей на обучение за границу.

Табель о рангах.

Правление Петра I внесло существенные коррективы в систему устройства и традиционного порядка жизни России. Его реформы оказали влияние на социальную, экономическую и политическую структуру общества, при нем был принят новый курс государственной политики, изменениям подверглась традиционная культура. Россия вступила на активный путь европеизации, получив новый ориентир на долгое время. Самое сильное влияние петровские реформы оказали на положении высших слоев общества; уклад жизни крестьян же мало поменялся. По-прежнему крестьянство составляло 90 % населения страны, то есть было абсолютным большинством, но при этом испытывало усиление нищеты, бесправия и крепостнический гнет. Образ же жизни крестьян был максимально традиционен и не менялся столетиями, сохраняя обычаи предков.

Крестьянин мог заниматься:

  • земледелием;
  • скотоводством:
  • промыслами: борничество, охота;
  • ремеслами: металлургическое, столярное дело и пр.

Главным занятием крестьянина во все времена было земледелие. Земледельческие работы велись с апреля по октябрь. Способы обработки земли, приемы выращивания урожая, типы сельскохозяйственного инвентаря, формируясь в течение долгого времени, передавались из поколения в поколение. Естественно, что в каждой области имелись отличия, которые зависели от климатических условий, однако, в целом технология оставалась одинаковой.

Главными сельскохозяйственными культурами были зерновые – просо, рожь, гречиха, пшеница, овес сажались во всех регионах. Горох, вика, клевер выращивались для откармливая скота, а конопля лен служили хозяйственным и техническим нуждам. В XVIII в. появились новые культуры, принесенные в Россию Петром I – это картофель, кукуруза, табак и подсолнечник. Несмотря на то, что поначалу они были деликатесами, через некоторое время крестьяне привыкли к обработке картофеля и сейчас нам он кажется исконно русской едой.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме земледелия занимались скотоводством, так как от наличия и состояния скота во многом зависело состояние крестьянского быта и хозяйства. Главными животными были корова и лошадь. Животные в деревне выполняли такие функции как:

  • снабжение продовольствием;
  • средство передвижения;
  • снабжение другими материалами (кожа, шерсть).

На скотном дворе среднего крестьянина могли находиться коровы, куры, козы, овцы, гуси, свиньи. Коровы и козы давали молоко, куры – яйца, с остальных можно было получать мясо. Овец вычесывали и получали шерсть, из которой потом делалась ткань на одежду. Для изготовления костюма могли использовать и кожу животных. Лошадь имела громадное значение для крестьян, так как ее использовали и как транспорт (верхом либо запрягая в телегу), и как средство для обработки земли (чтобы тянуть сельхозорудия). В хозяйстве крестьян среднего достатка могло быть одна-две лошади.

Жилище

Центром избы была печь, которую топили для поддержания тепла. Сложить печь было непростым делом, для которого приглашали печника. Печи делались такими большими, что могли занимать почти четверть избы. Хозяйка вставала рано утром, чтобы протопить печь с утра. Топили печи по-черному, то есть трубы не было, а дым из дымохода расстилался под потолком, из-за чего дышать было трудно, потолок и стены коптились, но взамен этого дольше сохранялось тепло и экономились дрова. Печь топилась круглый год, порой даже и летом для приготовления хлеба на неделю и просушки ягод и грибов.

Печь была многофункциональна: на ней можно было и приготовить еду, и испечь хлеб, и просушить одежду, и поспать. На печи обычно спали самые слабые члены семьи – дети и старики.

Устье печки располагалось напротив прикрытого занавеской угла, где готовилась еда. Здесь находились ручные жернова, миски, ложки, ковши, ступки, ковши и горшки – предметы, которые использовались в процессе приготовления пищи.

Кроме избы на крестьянском дворе находились и другие постройки. Зачастую дворовая постройка могла быть в два этажа: внизу находился скот, а наверху – сеновал. Иногда эту постройку одной стеной ставили к дому, чтобы скотине было теплее. В отдельной стоящем сарае хранился сельскохозяйственный инвентарь, сани, телеги и пр.

Еще одной значимой частью двора была баня, который имелась даже у самых бедных крестьян. Устройство бани строилось по тем же принципам, что и сейчас, кроме того, что топилась она по-черному.

Одежда

Одежда крестьян на протяжении долгого времени также не подвергалась изменениям. Крой почти во всех областях был один, менялись лишь декор и некоторые детали в зависимости от региона. Мужчины носили кафтаны из толстого сукна в холодное время года, а в теплое – ситцевые рубахи и холщовые штаны. Самым универсальным видом обуви были лапти, а по праздникам надевали сапоги.

Женщины носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты. Одежда шилась из домашних тканей, украшалась вышивкой, бисером, шнурками и поясами.

Неотъемлемой частью крестьянского быта были праздники и гуляния. В почете были и православные, и некоторые языческие праздники – например, Масленица. В праздничные дни не работали, а катались с гор, на качелях и каруселях, водили хороводы, пели песни; устраивались ярмарки, где были сконцентрированы все развлечения.

Таким был быт русского крестьянина эпохи Петра I, сохранивший в основе своей традиционность и приверженность старым обычаям.

К концу 17 века большое количество владельческих крестьян стало зависимо от землевладельцев. Различия между холопами и крестьянами было практически неотличимо. Это было связано из-за того что крестьяне брали в долг у землевладельца еду, орудия труда, деньги, а выплатить этот долг не могли. По законам того времени должник, который не может вернуть долг автоматически становится холопом того, у кого он занимал. В 1965 году Петр 1 издает указ, по которому холопы, обрабатывающие земли, должны были платить подать. Если крепостного крестьянина в холопы гнала жизнь (невозвратные долги), то холопов приравнивало к крестьянам государство. В те времена была частой практика продажи крестьян без земли, тем самым стирались отличия между крепостными крестьянами и холопами.

Подушная перепись населения

крестьянка

Перепись 1718 года привела к тому, что крепостные крестьяне и холопы смешались в один разряд и холопы перестали существовать, превратившись в крепостных крестьян. Указом 1719 года в списки заносились только крестьяне и холопы, обрабатывавшие земли. Но уже в 1723 года в податные списки стали заноситься все дворовые люди, даже те, которые просто служили господину и не обрабатывали земли. Если же во время переписи находились люди, которые не знали кому они принадлежат или дети, то они автоматически отдавались тому помещику на чьей земле они находились в тот момент. Позже в подушные списки попали отставные военные – солдаты, матросы, пушкари, стрельцы.

До 1722 года вольные и гулящие люди, а в этот разряд входили – вольноотпущенные холопы, кабальные холопы, обретшие свободу по случаю смерти хозяина, и все другие люди, чья судьба выкинула их из его разряда, не вносились в подушную перепись. Но Петру 1 это не нравилось и он решил извлечь выгоду из этих людей. Теперь всему этому разряду людей должно было найти себе помещика или пойти на службу. Если на службу он не годился, а помещик его брать не хотел, то его ссылали на галеры.

Крестьяне с тех времен стали делиться на: крепостных крестьян, монастырских крестьян и государственных крестьян.

Положение крепостных крестьян

Положение государственных крестьян

Государственные или казенные крестьяне – группа свободных крестьян, появившихся в результате податной реформы 1723 года. По данным переписи 1724 года казенные крестьяне составляли около 19 процентов от населения страны. Кроме подушной подати, государственные крестьяне обязаны были выплачивать оброк стране. Государственные крестьяне могли выступить в суде, владеть собственностью, заключать сделки, крепостные крестьяне этого права не имели. Земля, на которой трудился казенный крестьянин, принадлежала государству, но крестьянин мог ей пользоваться и совершать сделки как владелец земли. Но имея все эти привилегии государственный крестьянин принадлежал общине и мог быть отдан помещику в качестве крепостного, но это случалось крайне редко.

Результаты сословной политики Петра 1 для крестьян

Самым главным результатом сословной политики Петра 1 стало объединение землевладельческого класса. Теперь крепостные крестьяне разделялись на – принадлежавших своих помещиков и принадлежавших государству. Обе группы крестьян записаны в ревизские списки и платят подушную подать. Если ранее до правления Петра 1 подать брали с территории обрабатываемой земли, то крестьяне старались уменьшить количество обрабатываемой земли, чтобы платить меньшую подать. Позже, ввелась подать с двора, и крестьяне стали объединяться на небольшой территории, чтобы опять же снизить размер подати. Введенная Петром 1 подушная подать позволила крестьянам возделывать большую территорию, что благоприятно сказывалось на земледельческой отрасли в России.

Но с другой стороны ухудшилось положение крестьян в сторону большей зависимости от помещиков. По указу Петра крепостными становились все те, кто находился во время переписи на территории помещика. Выхода из крепостных не было. При Петре 1 исчезли холопы, гулящие люди, задворные – все они по результатам ревизии становились крепостными того, на чьей земле они находились во время той самой ревизии.

Время Петра Великого — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства своего быта, но ряд отдельных мер, вызванных военными или финансовыми нуждами, продолжал укреплять те начала, которые создались и утвердились в жизни. Основная задача государственной жизни времён Петра оставалась та же, следовательно, и с этой стороны не могло проявиться ничего, что могло бы существенно изменить состояние классов русского общества.

Содержание

Слияние холопства и владельческих крестьян

Положение, в котором очутилась к концу XVII века масса владельческих крестьян, характеризуется полной зависимостью крестьян от землевладельцев. Надо очень и очень зорко присмотреться, чтобы в тогдашнем законе найти черты, действительно отличающие владельческих крестьян от холопов. Особенно после того, как владельческие крестьяне, потеряв право уходить с земель, где их застали писцовые книги царя Михаила, по-прежнему должали неоплатно землевладельцам, беря у них взаймы деньги, хлеб, сельскохозяйственные орудия. Неоплатный должник по закону того времени должен был становиться холопом своего кредитора. Не удивительно поэтому, что в жизни между помещиками и крестьянами устанавливались отношения, как между господами и холопами. А так как, с другой стороны, в быте холопов имелось много житейски-общего с устройством крестьянской жизни, то общая зависимость их землевладельцев неминуемо должна была вести к слиянию этих двух групп населения.

Однако уже в 1695 году указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим. Если жизнь заставляла крепостных крестьян становиться в холопье положение, то закон поставил холопов в положение крепостных. Установившаяся с XVII века практика продажи крестьян без земли также стирает грань между крестьянами и холопами. Даже Пётр чувствовал себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одном указе 1721 года продажу крестьян, Пётр сомневается в возможности прекратить её.

Указом 1705 года на холопов распространяется рекрутская повинность. В жизни холопство до такой степени полно проникло в крестьянство, и, наоборот, крестьянство так сблизилось с холопством, что разграничить их становится чрезвычайно трудно. Дальнейшая жизнь быстро стёрла и последние различия, какие ещё можно было улавливать в этих двух, по существу столь различных состояниях. Слияние холопства и владельческого крестьянства в один разряд и по закону произошло в эпоху переписей и ревизий, сопровождавших введение подушной подати.

Подушная перепись

По указу 22 января 1719 года в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В последующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в свои списки или сказки холопов всех наименований. В 1723 году в перепись занесли и всех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личном услужении у господ. По указу 1723 года малолетние, «не помнящие, „чьи они прежде были“, отдавались „в вечное владение“, тем помещикам, на земле которых застала их перепись. В 1722 году, после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских и городских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки за владельцами, на землях которых они жили. В подушные списки попали также отставные солдаты, матросы, „прежних служб служилые люди“ — пушкари, затинщики, стрельцы. В качестве плательщиков подушной подати они становились в один разряд с крестьянами и потому в случае пожалования земель, на которых они жили, дворянину — делались крепостными.

Важнейшим следствием переписи, начавшейся в 1718 году, было то, что крепостные крестьяне и холопы оказались смешанными в один разряд. С этих пор исчезло на Руси холопство, слившись с владельческим крестьянством в один разряд крепостных людей, подневольных господам.

В 1722 году нашло свой предел и существование вольных и гулящих людей. Деятельному, всегда поглощённому работой царю этот разряд московских людей давно уже казалось необходимым пристроить к государеву делу. Ещё в начале своего царствования он отозвался о них, как о „таковых, кои шатаются без службы; государственной пользы надеяться от них не можно, только умножают воровство“. Вольные или гулящие люди были действительно изрядный сброд, очень изменчивый по своему составу, бездельный и беспокойный. Вольным, гулящим человеком считал себя вольноотпущенный и холоп, кабальный холоп, вышедший на волю по смерти господина, и всякого другого чина человек, которого судьба или несчастье выкидывала из прирождённого ему разряда людей. Теперь всем этим гулящим людям приказывалось или зачисляться на военную службу, или отыскивать себе господ, которые согласились бы принять их к себе „во двор“. Те вольные люди, которые оказывались негодными к службе и не находили себе господ, ссылались на галеры.

Положение крепостных крестьян

Крестьяне с этого времени стали разделяться на крестьян крепостных, монастырских и государственных. Все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены одним налогом.

Законодательство Петра пробовало сделать кое-какие смягчения крепостного состояния, создавая даже возможность выхода из него. Так, было дозволено дворовым людям поступать в солдаты и без согласия господина. Крестьянам, которые вели торговлю в крупных размерах, было разрешено приписываться к городам даже вопреки желанию помещика, и помещик не мог при этом брать с них оброка больше, чем с остальных (указ 7 сентября 1723 г.). В целях развития кораблестроения в Петербурге, всем плотникам "которые бывали у судовых работ. чьи б оные не были" была предоставлена возможность записатся в ряды "вольных плотников" (эти плотники должны были селится в Петербурге на Охте, где для них были выстроены избы). При этом плотники и их семьи автоматически освобождались из крепостного состояния [1] . . Был издан указ, что если помещик относился к числу „беспутных мотов и разорителей“, то его имения следовало отбирать и отдавать близким родственникам. Было уничтожено право помещиков, при взыскании с них долгов, ставить за себя на правёж своих крепостных. Петр I также поручил Сенату, при подготовке нового Уложения (которое должно было заменить „Соборное уложение“) принять меры против безобразных форм торговли крестьянами — „Обычай есть в России, что крестьян и деловых и дворовых людей мелкое шляхетство продает врознь, как скотов — кто похочет купить, чего во всем свете не водится… И Его Величество указал оную продажу людей пресечь, а ежели невозможно будет вовсе пресечь, то хотя бы по нужде и продавали целыми фамилиями, или семьями, а не порознь“. Но данное указание осталось пустым звуком, так как новое Уложение не было составлено (медленно шедшее составление законов прекратилось после смерти Петра).

Государственные крестьяне

Категория государственных, или казенных крестьян появилась в итоге осуществления податной реформы 1723 г. в результате объединения разных групп лично свободного крестьянства (черносошных, ясачных и т. д.). Предположительно, образцом для юридического определения данной группы послужили коронные крестьяне в Швеции. На момент переписи 1724 г. государственные крестьяне составляли 19 % населения (в дальнейшем их доля в населении увеличивалась — в 1858 г. государственные кр. составляли 45 % населения на территории охваченой первой ревизией). Юридически государственные крестьяне рассматривались как „свободные сельские обыватели“. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили денежный оброк государству. Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как юридические лица — они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Земля на которой работали такие крестьяне считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли [2] . Но при этом государственные крестьяне были прикреплены к общине, и могли быть пожалованы частным лицам в качестве крепостных. Практику раздачи государственных крестьян в частные руки уничтожил Александр I в 1800 г., однако и ранее, пожалования русских государственных крестьян частным лицам случались редко (а на Севере и в Сибири — никогда). Как правило дворянам раздавали дворцовых крестьян (то есть личных крепостных царя) и крестьян с завоеванных земель. Сословная политика Петра I (запрет на владение крепостными для недворян) предотвратила введение крепостного права на русском Севере [3] .

Однодворцы

Обычно однодворцев включают в состав государственных крестьян, однако их положение было особым. Однодворцами назывались прямые потомки мелких служилых людей, поселённых правительством каждый на отдельном участке по всей военной границе Московского государства. В середине XVII века этих поселенцев сменяют на продвинувшейся дальше в степь границе малороссийские полки и с 1713 года — учреждённая Петром ландмилиция, набиравшаяся и из однодворцев. Военная служба людей, поселённых между Тульской и Белгородской оборонительными линиями, перестала быть нужной на месте, так как опасность отодвинулась далеко на юг. Тогда Петр указом записал этих старых служилых людей в подушный оклад и превратил их, таким образом, в особый разряд крестьян. Однодворцы платили подушную подать и денежный оброк государству, но в остальном имели практически такие же права как дворяне (в частности могли иметь крепостных). У однодворцев отсутствовала община, и они не были связаны круговой порукой (частичное введение общины у однодворцев произошло лишь в XIX веке) [4] В случае военной угрозы однодворцы должны были формировать ландмилицию.

Община

Ужесточение фискальной политики при Петре I привело к усилению позиций общины, как административной единицы. Крестьяне в общине ещё с XVI века были связаны круговой порукой (они должны были выплачивать сумму налогов за тех односельчан, которые по каким то причинам не платили подати). Ужесточение контроля за поступлением налогов со стороны государства, способствовало возрастанию власти общины на местах. В царствование Петра продолжилось распространение возникшей в XVII веке передельной общины. Этот процесс был связан с увеличением плотности крестьянского населения [5] , [6] . Распространенный взгляд о влияние на формирование передельной общины введения подушной подати по видимому не вполне обоснован [7] .

Результаты сословной политики Петра для крестьян

Следствием реформ Петра, коснувшихся как прямо, так и косвенно землевладельческого населения России, было прежде всего объединение класса землевладельцев. Теперь он распадается только на две больших группы — крестьян, крепостных своим владельцам, и крестьян, крепостных государству. Те и другие записаны в общие ревизские сказки и все платят подушную подать. До Петра, когда подать была поземельной и размер её определялся размером пашни, крестьяне старались уменьшать запашку, чтобы меньше платить. Когда в XVII веке подать стали брать со двора, крестьяне расширили дворы, скучиваясь на одном, чтобы достичь таким путём уменьшения казённой подати. Перенос подати со двора на самого работника дал возможность крестьянам пахать больше земли и освободил их от необходимости сокращать собственную предприимчивость, прячась от подати во дворе. До Петра и до введения подушной подати при нём у крестьян считалось недосягаемым благом иметь возможность разрабатывать надел в шесть десятин. К концу XVIII века обычным явлением в русском крестьянстве являются наделы в десять десятин. В этом обстоятельстве можно видеть положительное значение земледельческих и податных реформ Петра.

С другой стороны, реформы Петра ухудшили положение владельческих крестьян в смысле большей зависимости их от помещиков. Прежде всего, было расширено крепостное право. По указу о ревизии, в зависимость от землевладельца, крепкими ему, стали все жившие и работавшие на его земле, все те, кого он заносил в ревизские сказки: кто раз попадал в эти списки, тому уже не было выхода из крепостного состояния, особенно, когда были запрещены впоследствии самые жалобы на такие, даже неправильные внесения. Со времён Петра нет больше ни холопов, ни задворных людей, ни гулящих, — все они, наряду с владельческими крестьянами, крепостные того господина, на земле которого застала их ревизия, своей записью принёсшая им состояние крепостной зависимости.

При Петре создалась новая разновидность зависимых земледельцев — крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам [8] . Купленные к мануфактуре с деревней крестьяне считались не собственностью владельцев фабрики, а как бы живым инвентарём, живой рабочей силой самих фабрик, прикреплялись к этим фабрикам и заводам, так что владелец мануфактуры не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от фабрики.

Меры по развитию сельского хозяйства

Читайте также: