Крестьяне история 7 класс кратко
Обновлено: 30.06.2024
Изучающие историю обычно делают упор на правителях. В самом деле, это они проводят реформы, объявляют войну и заключают мир. Но не стоит забывать и про обычный народ. В России крестьяне составляли более 90% населения! Благодаря крестьянам мы знаем сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через сотни поколений они проносили удивительные традиции.
Эта статья описывает историю крестьянства в России (882-1917): обычаи, проблемы и быт народа разных времён.
Крестьяне в Киевской Руси
В Киевской Руси крестьяне делились на общинников (лично свободных) и несвободных крестьян (смерды, закупы и челядь). Второе название общинников: "люди", отсюда и пошло понятие "простолюдин". Закупами становились разорившиеся простолюдины. Им выдавали землю и обязывали отрабатывать полученное налогами. Как и смерды, были чем-то промежуточным между людьми с правами и рабами: платили штрафы, имели некоторые возможности. Однако они не могли покидать территорию своего князя. Рабами были холопы и челядь: не имели ни имущества, ни прав.
Крестьяне были гостеприимными и милосердными. Существовал обычай приглашать любого проезжающего мимо человека в свой дом, угощая его. Как в классической семье древних времён, члены семьи беспрекословно подчинялись старшему мужчине. Он был обязан "получать", то есть бить жену и детей. После смерти мужа власть в семье переходила к вдове. Крещение 988 года принесло правила и законы, которые регулировали браки; устанавливался минимальный возраст (12 лет для девушек и 14 мужчин) для венчания; запрещались многожёнство и браки с представителями других религий; наказывались женщины, изменившие мужу и т.д.
Повседневная одежда крестьян состояла из рубахи, портов и пояса. Вероятно, "рубаха" происходит от слова "руб", что означает "грубый". На праздники надевалась одежда ярких цветов. Чем богаче был человек, тем многослойнее был его наряд. На ноги надевались онучи, а на них — лапти. Замужние женщины обязаны были носить платок (повойник), если их видели с непокрытой головой, считалось, что женщина "опростоволосилась" — тогда это было сильным позором. Девушки обычно заплетали косы. Узоры одежды носили символический характер и предохраняли от сглаза.
Дома крестьян представляли из себя деревянные срубы с русской печкой, лавками, полатями, столами, скамьями и сундуками.
Пища была простой: щи, каша, лук, чеснок и кисель. Основными напитками были крепкий мёд и квас.
Крестьяне во времена феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига
Феодальная раздробленность началась в XII веке, а закончилась только в конце XV. Враждующие между собой княжества стали отличной мишенью для врагов. Этим воспользовались татаро-монголы. Из-за нелёгкого периода в истории государства крестьянам стало тяжелее жить.
Из-за многочисленных сражений и разорений татаро-монголами разделённых княжеств росли налоги; правовое положение крестьян стало ещё печальнее: нужно было удерживать население, которое могло в любой момент поднять бунт и обострить ситуацию; вклад внесли и татаро-монголы: обкладывали крестьян дополнительными налогами, разоряли их дворы.
Тем не менее, в период феодальной раздробленности произошли серьёзные изменения. Крестьяне стали использовать водяные мельницы. Распространялась трёхпольная система земледелия. Осваивались новые земли. Улучшались знания и навыки для ведения хозяйства. В некоторых княжествах холопы смогли передавать своё имущество по наследству.
Крестьяне XVI — XVII веков
В этот период происходило дальнейшее закрепощение крестьян. До 1497 года они могли свободно переходить от одного феодала к другому. В новом "Судебнике" же строго обозначалось, что крестьянин имеет право уйти от своего владельца только на неделе до Юрьева дня (26 ноября) и на неделе после него, то есть окончив полевые работы.
В этот период крестьяне делились на частновладельческих, которые жили на территории феодалов, и черносошных, которые трудились на монастырских и государственных землях.
В 1593 году Борис Годунов лишил крестьян и Юрьева дня. Именно тогда возникло выражение: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Крестьянам приходилось бежать от гнёта в Сибирь или другие пограничные земли. Если в течение пяти лет их не находили, крестьянин считался пропавшим, и поиски его прекращались.
Крестьяне в период абсолютной монархии
Абсолютная монархия в России — период с конца XVII по 1917 год (начало XX века). В это время происходило окончательное закрепощение крестьян. Соборное уложение (1649 год) сделало бесконечным срок розыска беглых крестьян. Они подразделялись на 4 категории: частновладельческие, дворцовые, государственные и экономические.
Первая группа была самой многочисленной и бесправной. Частновладельческие крестьяне были как вещи. Государственные, напротив, располагали правами: имели своё имущество и земли, могли даже менять принадлежность к сословию. Экономические крестьяне возникли в результате секуляризации церковных земель и по правам были приближены к государственным. Дворцовые крестьяне принадлежали монарху и его семье.
Наконец, в 1861 году произошла отмена крепостного права. Крестьяне получили личную свободу. Они могли переходить в другие сословия, располагать своим имуществом и даже открывать собственные предприятия.
Авторы: И. Л. Маяк (Крестьянство в античном мире), А. В. Стрелков (Крестьянство в античном мире), Г. Г. Литаврин (Крестьянство в Византии), И. С. Филиппов (Крестьянство в Западной Европе в средние века и раннее Новое время), В. С. Бондарчук (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время), Г. Ф. Матвеев (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время), Н. К. (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время, Крестьянство на Востоке в Новейшее время), В. Д. Назаров (Крестьянство в России: до кон. 17 в.), В. А. Фёдоров (Крестьянство в России: 18 – сер. 19 вв.), В. Г. Тюкавкин (Крестьянство в России: 1861–1917), Д. В. Ковалёв (Крестьянство в России: 1917–2008) Авторы: И. Л. Маяк (Крестьянство в античном мире), А. В. Стрелков (Крестьянство в античном мире), Г. Г. Литаврин (Крестьянство в Византии), И. С. Филиппов (Крестьянство в Западной Европе в средние века и раннее Новое время); >>
Бытовые условия проживания
Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).
ВАЖНО: Дело в том, что в отдаленных краях населения было мало. Государство, а в допетровские времена, в основном, оно считалось собственником крестьян, больше ценило доставшийся ему люд (закупов, холопов и смердов). Власти старались не провоцировать побеги (в последующие годы государственные крестьяне оставались в привилегированном положении).
Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.
Домашняя утварь
Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.
В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.
У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.
Типичный распорядок дня
У зависимых россиян был насыщенный график. Летом в 6 утра (зимой в 8) они уже на ногах. В теплое время шли в поле, в холодное – кормить скотину. Трудиться приходилось сразу и на себя, и на хозяина, чтобы выплатить ему положенную часть урожая – оброк. Позже помимо него ввели еще и барщину. Это повинность непосредственно на сельских угодьях (а в морозный сезон на подворье) владельца селения. Лишь с заходом солнца мужчины возвращались в собственный дом. Распорядок облегчался в лютый мороз. Государственным крестьянам было проще – работа четко нормировалась и регламентировалась.
Женщины ухаживали за детьми – нормальным считалось иметь не меньше 10 потомков.
Рацион крестьян на Руси
Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:
репу (распространенная пища);
хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);
кашу из овса, ячменя и проса;
квас (чаще свекольный, чем хлебный);
щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);
щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);
ягоды, рыбу, грибы.
Во что одевались крестьяне?
Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.
Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.
1.1. Характер сельского хозяйства. Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского населения. (К середине XVI в. из примерно 6 млн жителей городское население составляло не более 5 %). Главным занятием оставалось земледелие.
• Все более распространялась трехпольная система, постепенно вытеснявшая подсеку на север. Главным орудием труда крестьян, как и раньше, была соха, которая несколько усовершенствовалась (так называемая соха-косуля) и по своим пахотным возможностям приближалась к плугу. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры.
• В силу низкого плодородия почв и неблагоприятного климата (короткий сельскохозяйственный сезон, составлявший 5,5 месяцев) урожайность оставалась крайне невысокой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, в Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах.
Сложным природным условиям крестьяне противопоставляли вековой опыт, умение приспосабливаться и объединение усилий в рамках больших патриархальных семей, которые, в свою очередь, сплачивались в общины.
В это время сохранялись еще традиционные ставки налогов и сборов, которые не были очень обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30 % всего производимого продукта, что не сдерживало хозяйственную инициативу. Таким образом, государство и служилое сословие, с одной стороны, обеспечивали внешнюю безопасность и внутреннюю политическую стабильность для экономической деятельности крестьянства, а с другой – не настолько еще окрепли, чтобы изымать значительную долю произведенного продукта и тем самым лишать производителей материальной заинтересованности в результатах своего труда.
Крестьянин являлся субъектом права – он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, по
1.5. Сельские общины. Крестьяне объединялись в общину, нормы и традиции которой регулировали их хозяйственную и духовную жизнь. Она воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношениях крестьян со своим феодалом и государством. В целом община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия жизнедеятельности своих членов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство В сельском хозяйстве мобилизационная модель особенно вредна и опасна. Эффективное сельское хозяйство требует полностью противоположных моделей: собственника земли, связанного с территорией и экономически, и психологически, самостоятельность,
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Судьба колхозов представляла собой наиболее важную и крайне противоречивую проблему[282]. Учитывая прямое отождествление колхозной системы с самой сущностью советского режима – о чем официальная пропаганда твердила на протяжении многих лет – и
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство В условиях аграрной страны эти процессы наиболее рельефно проявлялись в сельскохозяйственной сфере. Для феодализма в целом характерна феодальная собственность на землю (помещика или феодального государства) при наличии мелкого крестьянского
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Сельское хозяйство в Риме издавна было основным занятием населения. Такое положение существовало на всем протяжении раннего периода римской истории. В Лации и в других местах Италии, занятых римскими поселенцами, возделывали зерновые культуры,
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Мы видели, что к началу III в. аграрный вопрос, остро стоявший в период борьбы патрициев и плебеев, был в значительной степени смягчен благодаря завоеванию Италии и систематически проводившейся политике колонизации. Но в III в. он снова начинает
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Много изделий из меди и бронзы обнаружено при раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь): домашняя утварь и жертвенные сосуды, оружие, представленное мечами, секирами, алебардами, наконечниками стрел и копий. Найдены бронзовые
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В Галлии сельское хозяйство представляется довольно парадоксальной вещью. Вероятно, оно использовало достижения более развитой и более богатой сельскохозяйственной области Средиземноморья. В течение пяти веков галлы свое сельское хозяйство
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Деревни, о которых мы говорим, были поселениями зажиточных крестьян, и уместно закончить эту главу рассмотрением имеющихся данных о ведении сельского хозяйства. Каким бы кратким ни был рассказ о сельском хозяйстве древних германцев, мы не можем
2.2. Сельское хозяйство
2.2. Сельское хозяйство В сельском хозяйстве симптомы кризиса не проявились столь впечатляюще. Посевные площади снизились по сравнению с 1913 г. примерно на 7 %, а по производству хлеба показатели 1916 и 1917 гг. почти совпали. Понизились урожаи технических культур, что в
2.2. Сельское хозяйство
2.2. Сельское хозяйство В годы войны в сельском хозяйстве, как и в промышленности, произошли заметные изменения. Резко возросли объем и значимость продукции восточных районов страны. Туда перегонялись колхозные стада, переводилась сельхозтехника, там осваивались новые
2.2. Сельское хозяйство
2.2. Сельское хозяйство
2.2. Сельское хозяйство Сельскому хозяйству, особенно в 1970-х гг., предоставлялись огромные средства, но эффективность их использования была невысокой.Таблица 45Среднегодовые темпы прироста основных показателей развития сельского хозяйства СССР (%) Сказались здесь и
2.2. Сельское хозяйство
2.2. Сельское хозяйство Наилучшим для сельского хозяйства был 1986 г. — индекс прироста продукции составил тогда 105,3 % по сравнению с предыдущим годом. Позднее он неуклонно сокращался и составил в 1990 г. 97,1 % от уровня 1989 г., а в 1991 г. (без учета продукции Грузии и Прибалтики) —
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Основу экономической жизни гомеровского эпоса, как и в более ранние периоды, составило скотоводство и земледелие. Многие из греческих областей (Беотия, Лаконика, Арголида) были известны как земледельческие, так же как и Иония с Эолидой, по крайней мере
2. Сельское хозяйство
2. Сельское хозяйство 2.1. Экономическое развитие сельского хозяйства ускорилось после аграрной реформы.• Количественный рост. В 60—90-е гг. XIX в. увеличилось производство всех видов сельхозпродукции. Сбор зерновых возрос в 1,7 раза; картофеля – в 2,5 раза, сахарной свеклы –
2.1. Сельское хозяйство
2.1. Сельское хозяйство Экономическое положение Словакии в Венгрии было отмечено множеством противоречий. Что касается сельского хозяйства, которое было ключевой отраслью общегосударственной экономики, то в Словакии существовали области, в общегосударственном
Читайте также: