Крестьяне хозяйственная жизнь крестьянская община кратко

Обновлено: 02.07.2024

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.

Мужчины и женщины носили:

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы.

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.

Главные плюсы и минусы крестьянской общины

В советское время деревенские жители работали в колхозах. У каждой здешней семьи был свой огород. Крестьянская община — это тот же колхоз, в которой раньше жила вся страна.

Крестьянская община (сельское общество, обчество, мир) — это такой вид организации на Руси, в котором крестьяне вместе работали и платили налоги. Община получалась из одного большого или нескольких маленьких селений. Из нескольких крестьянских общин получалась волость.

Из чего состоит крестьянская община:

  1. Сельский сход — собрание всей общины. Туда приходили мужчины от каждой семьи, где решали проблемы обчества. Кроме этого на сходах проходили споры или суды. Собрание выбирало старосту.
  2. Староста — глава сельского обчества. Он отправлялся на собрания нескольких общин, собирал внутренние сходы, следил за уплатой налогов и состоянием земли, задерживал преступников. К нему прислушивались жители всей деревни.

Крестьяне

Как появилась

Крестьянская община появилась тогда, когда восточные славяне стали селиться группами. Они вместе строили сёла, вспахивали поля, собирали урожай, платили оброки. Оброки — это налоги, которые платили либо деньгами, либо зерном или пушниной. Если люди селились по одиночке, то им нечем было себя кормить, потому что вся добыча уходила на уплату налогов. Каждый князь сам выбирал его размер.

В 1497 году вышел судебник Ивана Третьего. В нём описали размеры всех оброков и правила переселения крестьян на новое место. Они могли это сделать один раз в год 26 ноября на Юрьев день.

Сельское общество стало административной единицей в России только в 1834 году. Его узаконили казённой реформой графа Киселёва. Реформа распространялась только на государственных крестьян, а крепостные подчинялись своему помещику, который платил за них налоги.

По сути, теперь община могла участвовать в управлении страной. Но в действительности крестьянам нельзя было влиять на правительство. Казённые крестьяне остались для государства предметом для сбора налогов. А община только упрощала сбор и распределяла землю.

Столыпинская реформа

После революции 1905 года правительство под руководством Петра Столыпина издало аграрную реформу. Проект разделял всю землю на общинную и землю самоуправления. Каждый человек мог уйти из общины или выкупить у них участок, построить хутор и самостоятельно выращивать урожай.

  1. Рост производительности сельского хозяйства падал, годовой урожай с каждого мира становился всё меньше.
  2. Темп развития промышленности замедлялся из-за того, что крестьянам было сложно уйти из общины. Тогда в деревнях жили 74% населения страны, от которых половина не могла переселиться в город.
  3. Обчествами легко управляли революционеры. Это было угрозой для правительства.

Столыпинская реформа сделала ставку на сильных земледельцах, которым невыгодно находиться в мире и делиться урожаем. После реформы ушли 12 тысяч человек, большинство которых вернулись обратно. Для этого у них было 2 причины:

  1. Общинники сжигали им хутор.
  2. Многих государство переселяло в Сибирь и обещало поддерживать ссудами. Но помощь получили только четверть переселенцев.

Оставшаяся часть зажиточных крестьян давала половину урожая всей страны. Это связано с тем, что община не удобряла землю и меняла её хозяев каждые 10 лет. Кулаки, наоборот, развивали свои технологии и повышали урожай.

Первая Мировая война и революция 1917 года провалили аграрную реформу. В неурожайный год государство повышало налоги в несколько раз. Реформа Столыпина не продержалась достаточно времени, чтобы безболезненно убрать крестьянскую общину.

Главные плюсы крестьянской общины

Община крестьян

Главные минусы крестьянской общины

  • Слабые ущемляют сильных. Вернёмся к примеру с зерном: один собирает 70 килограмм, а другой 30. Получают они ровно пополам из общего урожая. Для второго крестьянина это хорошо, потому что он забрал на 20 килограмм больше, чем добыл. Но тогда первый отдавал эти 20 килограмм. Получается, что работящие крестьяне содержали слабых. Но чаще всего они были просто тунеядцами. Тогда такая поддержка была незаслуженной. Ведь эти 20 килограмм муки он мог не отдавать, а продать или отложить себе про запас.
  • Общиной легче управлять революционерам. В каждом обчестве был староста, которого все слушались. Этим пользовались революционеры. Они убеждали или подкупали старосту, чтобы община устраивала бунты или сжигала хозяйство помещика. Столыпинская реформа решала бы эту проблему, если ей удалось сбыться. Общиной легче управлять, чем каждым крестьянином по одиночке.
  • Мешает развитию промышленности. В 1905 году 74% населения России жили в деревнях. Переселиться в город им было сложно, потому что старосты часто не отпускали людей. Поэтому на заводах не хватало людей, чтобы развиваться как надо. С 1890 года сельское хозяйство росло на 2% в год, а промышленность на 6%. В 1905 году сельское хозяйство за год развивалось на 1,5%, а промышленность на те же самые 6%.
  • Сложно уйти. Если крестьянин захотел переселиться в город или стать самостоятельным, ему надо уйти из общины. Но сделать это можно было только после согласия старосты. Когда человек выходил, у него забирали землю. В обчествах не любили, когда из неё кто-то выходит. Поэтому, многих просто не отпускали. Если крестьянину удавалось уйти и построить хутор, то его могли сжечь вместе с урожаем, а скот зарезать. И тогда кулаку оставалось только возвращаться или уходить в новый мир.

Крестьяне на руси

Заключение

Крестьянская община давала пищу всем её членам, даже если некоторые из них работали меньше, чем надо. Её порядки спасали во времена ига, войн и голода. Но она мешала развитию страны.

В начале 20 века обчество исчерпало себя как порядок жизни людей. Когда мира не стало, крестьянам пришлось привыкать к новым правилам жизни, что породило новые революции.

Вся жизнь крестьянина была связана с сельскохозяйственным циклом и повторялась из года в год. Земледельцам нужно было пахать землю, сеять, ухаживать за посевами, собирать и закладывать на хранение урожай. Требовалось постоянно ухаживать за животными — коровами, свиньями, козами и домашней птицей.

Также необходимо было заготавливать на зиму сено, дрова, муку, сушить овощи и коренья, вялить мясо, заготавливать виноградное вино. А сколько работы по дому: готовить, стирать, шить одежду, чинить инвентарь и многое другое!

В Средние века в земледелии на смену двуполью пришло трёхпо́лье — система, при которой земля делилась на три части, и на ней происходила смена сельскохозяйственных культур.

Трехполье.jpg

Сеяли по очереди яровы́е культуры (сеют весной, собирают осенью), ози́мые (сеют осенью, собирают летом) и оставляли пары́ (не засеивали поле, чтобы земля отдохнула). Это позволило добиться более высоких урожаев, но даже в лучшие годы один мешок семян давал всего четыре-пять мешков продукции.

Из этого количества нужно было часть отдать в качестве оброка, часть заложить на семена. Много ли оставалось на еду? В деревнях регулярно случались неурожаи, когда целые семьи вымирали от голода. Поэтому любое увечье или рождение больного ребёнка становилось серьёзным испытанием для семьи — на счету были и каждый работник, и каждый рот.

Ты помнишь, что крестьяне должны были отрабатывать барщину , поэтому все работы проводились в первую очередь на господском поле, и только потом — на крестьянском. Работали всей семьёй от зари до зари. Крестьяне очень рано начинали привлекать к труду детей. Так уже в \(5\) лет их отправляли убирать с пашни камни, пасти гусей, полоть огород, собирать ягоды. С \(10\)–\(12\) лет дети трудились наравне со взрослыми.

Русская крестьянская община, которую мы потеряли…

В глазах русского крестьянина наилучшей была та форма поземельной собственности, при которой интересы народного благосостояния превыше всего и каждый земледелец является и землевладельцем. Частная собственность далека от этих условий. При ней земля распределяется так, что большинство сельского населения или вовсе исключается из участия в поземельном владении, или получает на свою долю ничтожные, гомеопатические клочки, владельцы которых не обеспечены их возделыванием необходимым для существования. Поэтому общинное владение, обеспечивавшее каждому земледельцу обладание землёй, гораздо лучше частной собственности укрепляло национальное благосостояние.

В своей повседневной деятельности крестьянские общины решали и вопросы, связанные с охраной здоровья общинников. Например, большое значение в Поволжском регионе имела проблема обеспечения сёл и деревень качественной питьевой водой. Крестьянские общины принимали активное участие в совместном строительстве гидротехнических сооружений, в частности мостов.

В крестьянском обществе знали друг о друге всё. Община осуществляла строжайший социальный контроль, цензуру нравственности, поощряя тех своих членов, которые выделялись трудовыми успехами, нравственными качествами, и, напротив, осуждала нерадивых, пьяниц, нарушителей норм поведения.

Одним из вопросов, наиболее часто разрешаемым общиной, был вопрос об опеке над осиротевшими детьми, больными крестьянами, расточителями и т.д. После реформы 1861 г. опека сельской общиной стала осуществляться на более определённой правовой основе, закреплённой в ст. 78. Общего положения18, различных циркулярах и распоряжениях местных властей. Кроме того, в период с 1872 по 1910 гг. было принято 35 указов и решений Сената по вопросам опеки среди крестьян. Деятельность органов крестьянского самоуправления в вопросах опеки находилась под постоянным контролем крестьянских начальников и земства.

Осуществляя опекунские функции, община стремилась сократить рост обездоленных в деревне. Тем не менее полностью призреть всех нуждающихся сельские общества, без серьёзной государственной поддержки, были не в состоянии.

Будучи элементом традиционного общества, крестьянский социум отличался известной автономностью, которая позволяла ему поддерживать относительную независимость от исторической и социальной среды. Представители других социальных групп в крестьянской среде воспринимались недоверчиво, подозрительно или с насмешкой. Государственная власть воспринималась крестьянином как природный катаклизм, грозный, но редкий, к которому можно было приспособиться.

Центром притяжения русского крестьянина была община: та земля, на которой он работал и жил, церковь, где крестился, школа, где учился, его семья и все остальные односельчане. Выше взор крестьянина поднимался крайне редко. В этом просто не было духовной потребности. Мир, общество вмещали в себя для него всё: исправник олицетворял Царя-батюшку, который в свою очередь символизировал отеческую власть. Церковь представляла духовный авторитет, сельский учитель – знание, и, что, пожалуй, самое главное, существовал механизм здорового общественного мнения, которое освобождало крестьянский мир от нежелательных элементов и сохраняло душевное равновесие крестьянина. Жизнь миром, коллективом, по обычному праву – таковы черты русского крестьянского быта, определяющие характер и идеалы русской культуры.

По мнению великого русского учёного Д.И. Менделеева, общинные крестьянские хозяйства могли представить незаменимые выгоды при коренных улучшениях нашего крестьянского хозяйства, потому что при нем могут вводиться улучшения на сравнительно больших площадях, тогда как на малых сделать этого невозможно без коренного улучшения, вроде травосеяния, разведения корнеплодов, глубокой вспашки.

Следовательно, в общине не могли быть не признаны и узаконены такие слишком важные показатели социальной значимости, как Богатство, Дело, Собственность, Мастерство. Только все эти ценностные принципы окружала атмосфера почитания идеалов добра, правды, устойчивости и преобладания духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда.

Читайте также: