Креативность и ее диагностика кратко

Обновлено: 18.05.2024

Творческие способности — важнейший резерв человеческой цивилизации, реализация которого может значительно повысить качество любой социальной деятельности. Сегодня не вызывает сомнения, что творчество является ведущей силой общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заложены творческие основы науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность выступает как неотъемлемая часть духовности человека, как условие его личной свободы, как социальный механизм, противостоящий регрессивным тенденциям в развитии общества. Поэтому приоритетной задачей психолого-педагогических отраслей науки является выявление и формирование социально зрелых молодых людей с высокой степенью креативности, способных достигать профессиональных высот, используя творческий подход в преодолении постоянно меняющихся проблемных ситуаций, характеризующихся высокой степенью неопределенности.

Поиск талантов и создание наиболее благоприятных условий для их развития становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Творчеству можно научиться и развить, повышая естественную способность человека к творчеству и созданию новых вещей — и, соответственно, приводя к большей продуктивности и успеху.

Креативность — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как независимый фактор в структуре таланта, а также способность решать проблемы, возникающие в рамках статичных систем. По мнению А. Маслоу, это творческая ориентация, которая является врожденной у всех людей, но утрачивается большинством под влиянием окружающей среды.

На бытовом уровне творчество проявляется как проницательность, способность добиваться цели, находить выход из, казалось бы, безнадежной ситуации, использовать окружающую среду, предметы и обстоятельства необычным образом. В более широком смысле — это нетривиальное и гениальное решение проблемы. И, как правило, используя скудные и неспециализированные инструменты или ресурсы, когда потребность в них материальна. И смелый, нестандартный, нештампованный подход, так сказать, к решению проблемы или удовлетворению потребности, которая находится на неосязаемом уровне.

Психологические особенности креативности личности - Понятие диагностика составляющие креативности

Понятие диагностика составляющие креативности

Креативность (от латинского Creation) — это творческая способность индивида, характеризующаяся готовностью генерировать принципиально новые, необычные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, и как самостоятельный фактор в структуре одаренности, а также способность к решению проблемных ситуаций.
Творческие способности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс ее формирования.

По мнению ряда ученых, креативность предполагает повышенную чувствительность к проблемам, дефициту знаний или несоответствиям, действия по выявлению этих проблем, поиск их решений на основе гипотез, проверку и модификацию гипотез, формулирование результата решения.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что творческие способности человека не очень высоки, но их можно развить. Например, если все сотрудники вовлечены в постоянное совершенствование организации (метод кайдзен), креативность организации значительно возрастает.

Дж. Гилфорд разработал основные компоненты творчества:

  1. беглость мысли — количество идей, генерируемых за определенную единицу времени.
  2. гибкость мышления — способность переключаться с одной идеи на другую.
  3. оригинальность — способность вырабатывать идеи, которые отличаются от общепринятых.
  4. любознательность — восприимчивость к проблемам, к окружающим ситуациям.
  5. способность разрабатывать гипотезу. Гипотеза — это смелая идея, которая затем должна быть тщательно проверена эмпирическим путем.
  6. иррелевантность — т.е. логическая независимость реакций от стимулов.

Или, другими словами:

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — для вербальной креативности, 4 — для невербальной).

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники и анализ производительности. Учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, можно использовать для развития творческого мышления, побуждая участников формулировать множество вопросов.

Существуют психологические инструменты для измерения креативного (творческого) мышления; наиболее известным в мировой психологической практике является тест П. Торренса.

Этот тест позволяет оценить

  • вербальное творчество;
  • образное творчество;
  • отдельные творческие способности.

Гипотезы возникновения креативных способностей у человека

Традиционно считалось, что творчество возникает постепенно, в течение длительного периода времени, и является следствием культурных и демографических изменений, особенно роста населения.

Согласно второй гипотезе, предложенной антропологом Стэнфордского университета Ричардом Клейном в 2002 году, творчество возникло в результате внезапной генетической мутации в человеческом мозге около 50 000 лет назад.

С одной стороны, креативность, как мы будем ее рассматривать, является одной из основных функций психики, с другой — это способность центральной нервной системы создавать (творить, делать) субъективную модель мира с помощью сенсорной, мнемонической, когнитивной и аффективной систем, чтобы максимально гибко адаптировать индивида к окружающей среде.

Большинство работ, посвященных творчеству, содержат ссылки на особенности творческой психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенность функционирования личности, связанную со способностью мыслить глубже, проникать, искать, действовать более гибко.

Особенности креативной личности

Для дифференциации в изучении личностных черт творческих личностей опять же можно выделить несколько подходов.

Некоторые авторы утверждают, что креативность — это скорее общая черта личности, чем когнитивная способность. С другой стороны, креативность — это общая черта личности, а не набор связанных между собой личностных качеств.

Однако большинство авторов склонны выделять набор личностных качеств, присущих творческим людям.

Существует мнение, что творческие личности содержат в себе одновременно, на первый взгляд, взаимоисключающие черты:

  1. творческие личности обладают большим количеством физической энергии, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и расслабленности.
  2. в одно и то же время они строги и наивны.
  3. в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность.
  4. творческие личности имеют разрозненные восприятия, фантазии, чувство реальности.
  5. творческие люди обладают характеристиками как экстравертов, так и интровертов.
  6. творческие люди скромны и горды одновременно.
  7. они избегают стереотипных гендерных ролей.
  8. Они проявляют как бунтарский дух, так и консерватизм.
    9.Многие творческие люди проявляют страсть к своей работе. Они также могут быть очень объективными в оценке своей работы.
  9. открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к тому, что они испытывают страдания и боль. Однако они также стремятся к удовольствиям.
    Существует несколько иной список характеристик творческих личностей.

Их характеристики включают: Самодисциплина на работе, способность откладывать удовольствия, настойчивость в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономии, отсутствие гендерных стереотипов, внутренний локус контроля, склонность к риску, высокая степень инициативы, стремление выполнять задачи в меру своих возможностей.

По мнению Дж. Кеттела, наиболее проверенными чертами личности творческих людей в науке и искусстве являются шизотипия, радикальность, интроверсия и доминантность.

Другие авторы отмечают связь между уровнем креативности и различными чертами личности. Например, было установлено, что высококреативные архитекторы характеризуются плохой социализацией, разнообразием психологических черт, сложностью и независимостью. Архитекторы со средним уровнем креативности показали высокий уровень невротизма. Наименее творческие архитекторы показали более низкий уровень невротизма, чем другие подгруппы архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы были хорошо адаптированы к нормам общества и профессии и были хорошо социализированы. Также было установлено, что креативные дизайнеры и рекламисты характеризовались большим невротизмом, чем профессионалы в тех же областях, которых явно нельзя отнести к творческим личностям.

Особенность мотивации творческих людей определяется широким кругом их интересов. Они открыты для нового опыта и предпочитают новизну. Внутриличностная мотивация преобладает над внеличностной. Более того, творческие люди демонстрируют способность к широкой и идиосинкразической категоризации.

Некоторые авторы пытаются создать типологии творческих личностей. Например, выделяется особый тип Т-личности. Его определяют как искателя острых ощущений. Люди с этим типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже преступное поведение.

Несмотря на обширные исследования самости (эго), с одной стороны, и креативности, с другой, существует очень мало работ, в которых рассматривается природа их взаимосвязи. Однако следует отметить, что все они единодушно указывают на один и тот же вывод: Творческие люди обладают высоким самомнением.

Также отмечается высокая власть эго у творческих личностей в науке и искусстве.

Г. Айзенк показал, что высокая самокомпульсия коррелирует с высоким уровнем психопатологии, а высокая самоактуализация, напротив, связана с низким уровнем психопатологии. Люди с низким уровнем самообладания и низким уровнем психопатологии нетворческие.

Существуют также доказательства взаимосвязи с креативностью, самоэффективностью и уверенностью в себе.

В западной литературе проводится различие между так называемым крупным творчеством и мелким творчеством.

Малое или личное творчество относится к повседневной жизни и обыденным ситуациям, например, использование монеты для резки сыра, когда под рукой нет ножа.

Большая, или историческая, креативность, имеет дело с достижениями, которые оказали влияние на культуру и общество, например творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.

Креативность в русле самоактуализации

Творчество в смысле самоактуализации (последнее отождествляется не только с достижениями гуманистической психологии) следует понимать как малое, или личное, творчество. Творчество здесь — это естественная тенденция к личному равновесию, психическому здоровью и самореализации.

Адлер видел творческий потенциал самости в свободе выбора между альтернативными стилями жизни и конечными целями. Хотя цели могут быть инициированы наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает благодаря творческой силе индивидуальности. В этом проявляется самоопределение и неповторимость индивидуальности. Люди обычно не до конца осознают свои цели. Через анализ семейной ситуации, моделей преодоления трудностей и воспоминаний раннего детства психотерапевт может помочь человеку определить свою цель в качестве рабочей гипотезы. Это может значительно ослабить ограничения образа жизни, открывая человеку путь к полноценной и творческой жизни.

По мнению А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интеграцию и преодолевает разделение. В ходе эпизодов самоактуализации личность становится более открытой для опыта, совершенной и спонтанной, юмористической, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Через эпизоды самореализации человек раскрывает свои способности, которые близки к сути его существа. Творчество — одно из важных качеств самореализации.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х гг. выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью(от лат. сгеаНо - создание, сотворение). Тесты креативные- тесты по диагностике творческих способностей человека. Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

Было признано, что последняя (креативность) зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта - как способность, отражающую свойство инди­вида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существен­ным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи,

отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием "дивергентность мышления", которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от "конвергентного мышления", ориентирующегося на известное или "подходящее" решение проблемы).

Исследуя различного рода способности, представляющие интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и креативность, на осно­вании этих результатов дать невозможно.

Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ оценки креативности - по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, то получали однозначные результаты, свидетельствующие о разделении креативности и интеллекта. Некоторые ученые рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традицион­ными интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований, показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.

Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой.

Исследования свидетельствуют о большой роли личностных особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных индивидов от некреативных. По мнению некоторых психологов, это гово­рит о существовании общего типа креативйой личности в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные

на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высоко креативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам.

Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных детей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается психологами. Признается связь креативности с творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в 50-е гг. Эти методики, известные как Южнокалифорнийские тесты, измеряли особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Было разработано 14 тестов. В первых 10-ти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4-х составить ответ на основе изобразительного содержания.

Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов. Их стандартизация проводилась на небольших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удовлетворительными. По мнению психологов, причинами малой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и не учет личностных характеристик.

В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты креативности Е.П.Торренса. Несмотря, на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, в действительности его тесты (особенно вербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики (надежность, валидность) немного лучше, чем у Гилфорда, но все же недостаточны.

Торренс разработал три типа методик для диагностики креативности. Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для детей, начиная с 5 лет и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б. Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий.

Этот тест переведен на русский язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вербальный тест Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.

Фигурный тест Торренса также появился в 1966 г. Его перевод, адаптация и рестандартизация на отечественных испытуемых были выполнены Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой и Н.П.Щерба. Он предназначен для испытуемых с 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Еще один, наиболее поздний по времени создания, тест креативности, проявляемой в действии и движении, для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Регистрируются те же 4 показателя креативности, что и в других тестах Торренса.

Несмотря на стремление психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тесты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием. Исследователи считают, что основной их недостаток - отсутствие учета мотивации и других личностных характеристик индивидов, качеств, являющихся существенными аспектами творческих способностей. Многие психологи считают, что измерить креативность с помощью тестов невозможно. Творческие достижения в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности требуют сложного сочетания разнообразных способностей (в том числе интеллектуальных и специальных) и свойств личности. В имеющихся в настоящее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого недостаточно для прогноза творческих достижений. Некоторые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается

диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Есть лишь исследование, проведенное Д.Б.Богоявленской (1983).

Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную "интеллектуальной инициативой". Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в "продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком". В соответствии с гипотезой Д.Б.Богоявленская предложила метод креативного поля, позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая успешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков.

Поэтому естественен интерес психологов к изучению творческих способностей человека и стремление психодиагностов научиться их измерять (оценивать). Исследования творчества стимулируются привлекающими общественное внимание работами о творческих достижениях ученых, изобретателей, руководителей высшего звена.

Однако на пути диагностики креативности возникают трудности, связанные с тем, что объективная оценка творческих способностей только по достижению (продукту) в диагностической ситуации невозможна (о чем будет сказано в части II, гл. 3), а процесс творчества отличается спонтанностью и непредсказуемостью момента возникновения. Этим объясняются неоднозначные и критические высказывания в адрес тестов креативности, а также особенности интерпретации их результатов. Анализу подходов и методик диагностики креативности, а также критике этих подходов и методик посвящена данная глава.

Диагностика творческих способностей

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

Основные принципы диагностики творческих способностей:

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Опросник определения уровня креативности

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Читайте также: