Креативная экономика это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мы живем в необычное время. Кроме финансового и экономического спада мы переживаем энергетический, экологический и кризис доверия — кризис отношений между индивидами и индивидом и обществом. Я считаю, что нужно говорить о комплексе вопросов, связанных с тем, что люди чувствуют себя одинокими.

Нужно быть самостоятельными

Практически во всех странах экономический фокус смещается с производства на сферу услуг. Сегодня в Западной Европе и Америке 60% населения работает в сфере услуг. Управляющая компания MacKenzie за последние годы дважды проводила исследование, показавшее, что в США и Великобритании в 45% случаев определяющим качеством работника является его способность принимать самостоятельные решения и действовать соответственно. Для недавно созданных рабочих этот же показатель мест в 2007 году составил 70%. Успех зависит от того, как работник будет использовать свои таланты и воображение. Общая стоимость авторских прав, патентов и торговых марок превышает ВВП России. Такой переход отмечается по всему миру, кроме беднейших регионов Центральной Африки, а также стран Ближнего Востока.

История вопроса

Для начала хочу немного рассказать о креативности — отправной точке всего процесса. Креативность стала проявляться уже 30-40 тысяч лет назад, когда люди начали украшать себя и разрисовывать тело, одежду и предметы исключительно по эстетическим и ритуальным соображениям, без практической пользы. Движущая сила креативности заключается в том, как люди продвигают и развивают свои идеи.

Три принципа креативности

Я сформулировал три принципа креативности. Первый — принцип универсальности: каждый человек с рождения обладает творческими способностями. Человек наделен воображением и желанием использовать его так, чтобы мир становился все совершеннее — то есть сделать мир таким, чтобы человеку хотелось в нем жить. Это, конечно, имеет отношение к нейробиологии, философии и психологии.

Второй принцип — для самовыражения необходима свобода. Я говорю о свободе определять собственное отношение к идее. Это свобода следовать за своей мечтой, за своей фантазией, даже если ни вы, ни окружающие не понимаете, зачем вы это делаете. Этот принцип действует и в обратную сторону: нужно с пониманием относиться к другим людям, которые пытаются реализовать свою мечту, а вы не понимаете, что они делают.

Третий принцип — чтобы преобразовать свободу в экономическую деятельность, нужны рынки и связи. Это позволяет человеку или компании проводить экономические операции. Как вы видите, этот принцип связан с вашим внутренним миром, но он напрямую связан и с вашим успехом или неудачей на рынке. Еще одна важная область, которую охватывает третий принцип, — интеллектуальная собственность. Авторское право, копирайт, имеет огромное значение для креативной экономики, это ее валюта.

Четыре принципа развития творчества

Высокий уровень разнообразия напрямую связан с высоким уровнем креативности и инновационности. Это этнические, культурные, половые различия, это различия в стилях, в убеждениях. Второй фактор — изменчивость. У изменчивости четыре измерения. Мимикрия — это когда вы видите, как кто-то, кем вы восхищаетесь, что-то делает, и вы повторяете это за ним. Симбиоз — объединение людей в группы и следование групповым моделям поведения. Сотрудничество — мы часто сознательно идем на него, чтобы делать что-нибудь эффективнее или быстрее. Конкуренция — еще один способ научиться чему-то у других. Сотрудничество становится все популярнее — это наиболее распространенный способ придумывать новые идеи.

Обучение и образование

Образование — это то, что мы получаем от других людей, обучение — то, что мы получаем сами. И опять-таки есть взаимосвязь между творческими способностями человека и его способностью учиться. Творческие люди продолжают учиться всю жизнь. Самое замечательное в обучении то, что оно аналоговое, а не цифровое. Другими словами, мы можем усваивать те кусочки информации, которые хотим усвоить. Биологическая эволюция не оставляет нам выбора. При обучении выбор за нами. Нам нужно выработать сознание, способное выносить суждение и учиться, а значит, и эффективнее пользоваться воображением. Встает вопрос: как стимулировать развитие творческой среды, в которой признают принцип универсальности, где созданы хорошие условия для обучения и для того, чтобы люди могли менять свое поведение, применяя полученные знания? Все наши действия должны соотноситься с моими тремя принципами, они должны быть психологически убедительными.


Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:

  • высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека.
  • высокая степень неопределённости.
  • большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.

Кроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.

Сегодня лидером в креативной экономике признана Великобритания, которая разработала и продолжает разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие [2] .

Министерство по культуре, информации и спорту Великобритании отнесло [источник не указан 458 дней] к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно:

  • Реклама.
  • Архитектура.
  • Ремёсла.
  • Кинематография.
  • Дизайн.
  • Создание моделей одежды.
  • Интерактивные развлекательные программы.
  • Музыка.
  • Исполнительные искусства.
  • Пресса. и вычислительные системы.
  • Телевидение и радио.

Содержание

Основные цели и задачи

Креативная экономика призвана сформировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту социального согласия и развитию социальной сферы, модернизировать сферу образования и т. д. В рамках креативной экономики формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы

Сложности в определении отраслей креативной экономики

Тесная связь отраслей креативной экономики с другими индустриями часто затрудняет определение и выделение их в отдельный креативный блок. Стандартная классификация отраслей экономики не позволяет определять креативные отрасли

Исследования креативной экономики

Существует несколько исследований, посвященных креативной экономике как социально-экономического явлению.

Креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.

К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.

Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.

(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)

Нюансы

Практика

Цифры

Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.

Одной из главных форм социально-экономического развития является креативная экономика. Создание соответствующей интеллектуальной среды и системы социально-экономических отношений позволяет раскрывать творческие способности людей, придумывать идеи и успешно их реализовывать.

Сейчас креативную экономику нередко приравнивают к экономике знаний. В данном случае говорят об особом секторе экономики, который основан на различных видах интеллектуального труда.

Помимо этого основными признаками креативной экономики, которые имеют практическую направленность, являются: креативное мышление и креативное проектирование.

Понятие креативной экономики состоит из двух терминов: экономика и креативность. Последнее подразумевает творчество, хотя некоторые авторы разделяют эти два понятия. Креативность связана со способностью человека находить нестандартные, оригинальные и эксклюзивные подходы для решения проблем.

Выделяют следующие факторы, определяющие креативность: гибкость мышления; оригинальность; беглость; четкость; жизненный опыт; индивидуальные знания.

Поэтому креативная экономика связана с оригинальной специфической формой экономического мышления, которая отличается от традиционных логических типовых схем; способностями вносить что-то оригинальное и новое в практическую деятельность; постоянной готовностью решать нестандартные ситуации и вопросы.

Готовые работы на аналогичную тему

Потенциал развития креативной экономики огромен. Она является наиболее быстро растущим сектором мировой экономики с точки зрения получения прибыли, экспортных поступлений и создания рабочих мест. Ключевыми факторами развития многих отраслей считаются творчество и инновации. Большая часть мировых интеллектуальных и креативных ресурсов инвестируется в сферы экономики, для которых очень важны нематериальные результаты. Это дизайн, IT-технологии, литература, музыка, кинематография, искусство, средства массовой информации и рекламная индустрия.

Развитие креативной экономики в мире

Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на промышленный сектор экономики. Внедрение автоматизированных технологий постепенно освобождает человеческие ресурсы, которые и становятся стимулом для развития креативной экономики.

Основанная на умственном труде, креативная экономика является одним из видов социально-экономического развития стран. Именно она может способствовать переходу на возобновляемые топливные ресурсы, росту эффективности производства, а также качества жизни населения. Результатом креативной экономики должен стать уход от сырьевой зависимости.

Многие страны, в основном развитые, постепенно ориентируются на креативную экономику. Для этого правительства разрабатывают стратегию развития креативной экономики и необходимую для реализации креативную базу. Впоследствии данные государства создают все условия для развития креативности и привлекают креативный класс. Это позволяет в будущем стать лидерами по уровню развития экономики.

Выделяют несколько условий для развития креативной экономики, которых может придерживаться любая страна:

  1. генерация и материальных и нематериальных ценностей для устойчивого развития общества;
  2. культура – драйвер социально-экономических и экологических процессов развития;
  3. необходимость анализа и прогноза возможностей и оценки проблем локальной креативной экономики;
  4. доказательная база – основа инвестиций будущей политики развития креативной экономики;
  5. изучение связей между официальными и неофициальными секторами креативной экономики (это касается особенно развивающихся стран);
  6. оценка критических факторов успеха, которые оказывают воздействие на создание новых путей развития творческой экономики на местном уровне (инфраструктура, трудовые ресурсы, законодательная база по защите интеллектуальной собственности, доступ к глобальному рынку и т.д.);
  7. инвестирование всей цепочки креативного бизнеса (поддержка образования и инновационной деятельности);
  8. создание новых возможностей для культурных предпринимателей в области управления бизнесом социальным нетворкингом, привлечение к участию в маркетинговых мероприятиях и т.д.,
  9. участие в международном сотрудничестве, обмен опытом и информацией;
  10. разработка локальных программ социально-экономического развития.

Особенности и проблемы развития креативной экономики в России

В отличие от европейских стран Россия медленнее входит в зону постиндустриального развития. Российская экономика до сих пор строится на сырьевой основе, продукция секторов экономики B2B и B2C на мировом рынке не конкурентоспособна. Об этом говорит структура экспорта и импорта страны.

Экономика РФ развивается по двум прямо противоположным тенденциям. С одной стороны в стране закладываются основы креативной системы:

  • снижение процентных ставок по банковским кредитам;
  • предоставление грантам ученым и представителям бизнеса;
  • создание технопарков и свободных экономических зон;
  • формирование венчурных фондов и т.д.

Сдругой стороны, развитие сдерживается государственной системой, где отсутствует разделение властей, существует зависимость прессы и судебной системы от госвласти, что отрицательно влияет на эффективность реализуемых мероприятий.

Креативная экономика работает на условиях свободы творчества, заинтересованности и мотивированности людей. Пока эти возможности имеют место в других странах. Это говорит об отсталости России от мирового экономического развития.

Основные проблемы, с которыми сталкивается Россия при развитии креативной экономики:


1. Что такое креативная экономика?

Креативная экономика — особый сектор экономики, объединяющий виды деятельности, связанные с интеллектуальной работой, креативностью, творчеством.
Креативная экономика основана на интеллектуальном труде, приносящем доход не только от конечного созданного продукта, но и от торговли его результатами и правами на интеллектуальную собственность в противовес традиционным факторам производства.

2. Кто придумал креативную экономику

3.Что является продуктом креативной экономики?

Любой продукт, созданный в результате интеллектуальных усилий. Фильмы, мультипликация, IT-приложения, компьютерные игры, музыка, архитектура, реклама, книги — то есть все то, что находится на перекрестке искусств, культуры, бизнеса, технологий, в том числе цифровых. Отличительной особенностью многих из этих продуктов является высокая добавленная стоимость, зачастую во много раз превышающая их себестоимость. Например, на художник может потратить на холст и краски 5 тысяч рублей, а продать картину за 5 тысяч долларов.

4.Много ли можно заработать на интеллектуальной деятельности?

5.Какие сферы креативной индустрии самые популярные в Якутии?

В топ-5 сфер самых перспективных креативных сфер республики входит туризм, кинематограф, популяризация спорта, IT и фэшн-индустрия.
По России в креативной индустрии больше всего выгодна сфера информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг, на втором месте — реклама и маркетинг, а на третьем месте по доходности — издательская деятельность.

6.Как будет развиваться креативная экономика Якутии?

Глава Якутии Айсен Николаев в своем указе о стратегических направлениях социально-экономического развития республики поставил цель обеспечить темпы роста несырьевого экспортно ориентированного сектора экономики региона более чем на 10% ежегодно с 2019 года.

Telegram @ysiaru
Whatsapp @ysiaru

Директор Якутской кадетской школы: Исполнение гимна помогает идентифицировать себя с государством

Обзор ситуации на Украине. Хроника событий за день 5 марта

Новые мусорные контейнеры устанавливают в Якутске и Хангаласском улусе

Смена поколений. Не все лидеры смогли удержать звания чемпионов Якутии по мас-рестлингу

11 гимназий и лицеев Якутии получили сертификаты признания первого президента республики

Осталось 4500 км. Прошел ровно год с начала конного похода якутян до Москвы

Главный редактор: Никифоров А.В.
Адрес редакции: 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 31.

Читайте также: