Кратко опишите своеобразие композиции изучаемой разновидности афоризмов

Обновлено: 04.07.2024

Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11 классов к написанию творческой работы.

Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций:

  • на первом этапе рассматриваются особенности афористики как науки, изучается тематика афоризмов, которая охватывает все сферы человеческого бытия, что сближает афоризмы не только с литературными произведениями, но и с публицистикой;
  • на втором этапе изучаются композиционные особенности афоризма как литературного произведения. Полученные сведения помогают отрабатывать практические навыки составления сочинения-рассуждения;
  • на третьем этапе вырабатываются и закрепляются навыки по определению художественно-стилистических особенностей афоризмов, что помогает и точнее разобраться с определением авторской позиции, и с выполнением заданий части В.

Методическая разработка направлена на овладение практическими навыками творческой работы с текстом, способствует формированию умений интерпретировать отрывок текста, которым является афоризм, строить речевое высказывание в письменной форме, позволяет развивать у учащихся навыки практического использования языковых средств, позволяет осуществлять компетентностный подход.

В настоящее время особым интересом отмечен герменевтический подход в работе над художественным текстом. Герменевтика - наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации. Герменевтика учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. В результате применения данной методики работы с афоризмами планируется приобретение обучающимися следующих умений и навыков:

  • уметь точно определять авторскую позицию;
  • аргументированно отстаивать собственную точку зрения;
  • строить речь в соответствии с языковыми нормами и коммуникативными качествами речи;
  • использовать различные источники информации для аргументирования собственной точки зрения;
  • привлекать лексические и стилистические средства языка при построении речи в целях максимально точного и полного изложения мысли;
  • грамотно и целесообразно строить высказывание.

Среди литературных жанров, наиболее четко отображающих авторскую точку зрения на актуальные проблемы человеческого общества и способствующих при работе с ними выработке навыков создания собственных творческих работ, можно выделить жанр афоризма.

Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму. С самых древних времен афоризмы, именуемые ранее изречениями, постоянно сопутствовали всем цивилизациям мира, они синтетически обобщали мудрость народа, отображали его интересы и чаяния, являясь своеобразными сгустками общественного мнения.

Афоризмы всегда привлекали внимание людей, но в настоящее время, в эпоху научно-технического прогресса, их значение особенно выросло: не случайно сейчас в ряде стран афористика получила высокое развитие, а кое-где достигла своего расцвета. Такой интерес к афористике возник потому, что в силу своей универсальности афоризмы соответствуют духу эпохи, они одинаково близки как к науке, так и к искусству, в них органично взаимодействуют принципы научного и художественного творчества. Афоризмы, конечно, нужно считать литературным жанром, но они близки науке, и это способствует их популярности в наше время, характерное расцветом науки.

Немаловажным является и тот факт, что в нашу динамическую эпоху с ее высоким жизненным темпом и огромным количеством литературной и информационной продукции, нарастающей лавинообразно, люди все менее располагают временем и поэтому охотнее обращаются к самому емкому жанру литературы – к афоризмам.

Афоризмы – литературного происхождения и имеют определенного автора, пословицы – продукт народнопоэтического творчества. Важным свойством пословиц является многозначность их применения. Афоризмы не обладают способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии, и для них не характерна массовая воспроизводимость; происхождение придает им сугубо личностный, индивидуальный характер.

На наш взгляд, работа над афоризмами в рамках подготовки учащихся к написанию варианта С на экзамене по русскому языку - это, в первую очередь, работа по развитию навыков написания сочинения-размышления, эссе.

Эссе – это размышления писателя по ряду проблем, не обязательно общеактуальных, а, главное, волнующих самого автора; мысли автора, а не отдельные факты и события, составляют ценность эссе. Этот жанр очень близок афористическому, поэтому мы уделили ему внимание.

Афористическая тематика

С течением времени афористическая тематика стала чрезвычайно широкой и разнообразной, в связи с чем классифицировать ее в данное время можно только в общих чертах. Можно различать афоризмы общественно-политические, этические, философские, педагогические, жизненно-бытовые, литературоведческие, изречения сатирического и юмористического содержания и другие. Каждое из этих направлений может распадаться на множество более конкретных тем. Современные сборники афоризмов, например В.В.Воронцова, С.Д.Игнатьева, содержат каждый до 80-ти тематических заголовков.

Композиционные особенности афоризмов

Художественно-стилистические особенности афоризмов

Для афоризмов не обязательна новизна мыслей, но очень важным является их словесное обличье, достигаемое умелым использованием стилистических и эмоциональных средств. Эти средства придают некогда или только что возникшим истинам своеобразие и оригинальность, которые усиливают их действенность.

Красота – важнейший признак афоризма, и достигается она применением таких художественных средств, как тропы и стилистические фигуры.

Рассмотрим художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые в настоящее время при создании афоризмов, а именно: определение, парадоксальность и некоторые стилистические фигуры.

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются антитеза, параллелизм и хиазм. Употребляются также эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и некоторые другие.

Использование художественно-стилистических средств в афоризмах предопределяет их неоспоримую принадлежность к художественной литературе.

Формы работы с афоризмами

В работе над афоризмами нами применялись как индивидуальные, так и коллективные формы работы учащихся. Итогом работы над каждой из предложенных форм является написание сочинения-размышления. Данные формы работы могут использоваться как на уроках русского языка по развитию речи, так и как отдельный этап урока при изучении литературы в 10 и 11 классах.

1. Работа над предложенным афоризмом.

Для работы предлагается афоризм выдающегося деятеля науки, искусства, литературы. Дается краткая характеристика заслуг автора афоризма перед обществом, его личных человеческих качеств. Определяется авторская позиция. Определяется степень актуальности афоризма. Определяются стилистические приемы, применяемые в данном произведении. Аргументировано доказывается собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью. Альберт Швейцер

Швейцер Альберт (1875 – 1965 гг.)

В феврале 1924 г. мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. К 1927 г. была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных.

  • Какую проблему поднимает в своем афоризме автор?
  • Определите, насколько точка зрения автора афоризма согласуется с фактами личной жизни А. Швейцера. Можно ли считать данный афоризм своеобразной жизненной программой?
  • Насколько актуальна, на ваш взгляд, проблема, поднятая в тексте?
  • Какие стилистические приемы применяются в данном афоризме?
  • Согласны ли вы с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ.

2. Выбор наиболее актуального, по мнению учащегося, для современного общества афоризма из нескольких, предложенных учителем.

Для анализа учителем предлагаются несколько афоризмов, разных по тематике. Учащимся предлагается выбрать из предложенных афоризмов наиболее актуальный, по их мнению, объяснить свою точку зрения, приводя аргументы из литературных произведений и на основе личного опыта.

Примерный вариант задания:

Газета – это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации. Бернард Шоу

Сильные имеют право быть оптимистами. Генрих Манн

  1. Определите, какие проблемы поднимаются в данных афоризмах.
  2. Насколько актуальны проблемы, поднимаемые в текстах?
  3. Выберите афоризм, наиболее актуальный в настоящее время.
  4. Согласны ли вы с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ примерами из литературных произведений и на основе личного опыта.

3. Самостоятельно подобранный афоризм.

Учащимся предлагается самостоятельно подобрать афоризм на одну из наиболее актуальных для современного общества тем, определив в работе авторскую позицию и обосновав выбор афоризма, используя аргументы из литературных произведений и личного опыта.

4. Сравнительный анализ двух предложенных афоризмов.

Для анализа учителем предлагаются два афоризма, схожих по тематике, но отражающих разные взгляды авторов на проблему. Определяется авторская позиция, степень актуальности афоризмов. Определяются стилистические приемы, применяемые в данных произведениях. Учащимся предлагается выбрать наиболее близкую для них точку зрения и аргументировано доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает. Василий Ключевский

Что касается всех вообще, не касается никого. Томас Маколей

  1. Какую проблему поднимают в своих афоризмах авторы?
  2. Определите, совпадают ли точки зрения авторов афоризмов.
  3. Какой из приведенных афоризмов наиболее актуален, на ваш взгляд?
  4. Какие стилистические приемы применяются в данных афоризмах?
  5. Выберите афоризм, отражающий наиболее близкую для вас точку зрения. В чем вы согласны с автором данного афоризма? Аргументируйте свой ответ, основываясь на литературном материале.

5. Подбор афоризма для доказательства авторской точки зрения.

Учителем для анализа предлагается текст публицистического характера. Учащимся дается задание определить авторскую позицию, определить степень актуальности поднятой в тексте проблемы и подобрать для доказательства собственной точки зрения афоризм или афоризмы. Афоризмы для аргументации могут быть предложены учителем или подобраны учащимися самостоятельно.

Примерный вариант задания:

Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства – души ваших детей. Имя ему – ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратиться к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что вы сами в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
В.А.Сухомлинский

  • Какую проблему поднимает в тексте автор? Какова его позиция?
  • Насколько проблема, поднятая автором, актуальна? Можно ли считать данный текст своеобразной жизненной программой?
  • Согласны ли вы с автором данного текста? Аргументируйте свой ответ, используя в качестве доказательств афоризмы, предложенные учителем, или подберите свой.

Афоризмы для аргументации:

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой

Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же. Людвиг Фейербах

6. Объяснение точки зрения автора литературного произведения с использованием афоризмов.

При изучении литературного произведения учащиеся определяют главные проблемы, поднятые в произведении. Для подтверждения авторской позиции учащимся предлагается найти в изучаемом произведении или подобрать из других источников афоризм или несколько афоризмов, определить степень актуальности данной проблемы в обществе. Назвать стилистические приемы, применяемые в подобранных афоризмах. Аргументированно доказать собственное отношение к поднятой проблеме.

Примерный вариант задания:

Самый великий человек в истории был самым бедным. Ралф Эмерсон

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. Л.Н.Толстой

Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели. Ф.Ницше

Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. Н.М.Карамзин

7. Афоризм месяца.

Афоризмами называют очень краткие, семантически емкие закон­ченные суждения, высказанные определенным автором, заключен­ные в точную, метафорическую форму и поэтому легко запоминаю­щиеся и воспроизводимые.

Можно выделить несколько особенностей жанра афоризма. Во-­первых, это глубина и емкость содержания при точности и краткости формы. Афоризм ---это не просто некоторые мысли по поводу опре­деленной темы, это итог размышлений, заключенный в единственно возможную, точную форму, без примесей случайного и несуществен­ного. И эта краткая форма как бы впитывает всю мощь предшеству­ющих размышлений автора по данной теме так, что за видимой крат­костью угадывается подлинная глубина содержания. В этом жанро­вая особенность взаимодействия формы и содержания в афоризме.




Широкое распространение афористики в значительной мере объяс­няется ее особой притягательностью для нравственного сознания людей, глубоко укорененного в непосредственной практической жизни. Это привлекает внимание к афоризму еще и писателей, таких как Б. Шоу, Л.Н. Толстой, А. Франс и многих других. В итоге афо­ризм становится и сугубо литературным жанром, изучением которо­го занимается литературоведение, и жанром, находящимся на стыке литературной словесности и философии, и собственно философской афористикой. Специфика всех этих разновидностей может быть вы­явлена при условии понимания авторской позиции, тематики, стили­стики и проблематики жанра.

Одно из последних изданий Сборника афоризмов по иностранным источникам насчитывает более 2000 авторов. В их число входят де­ятели литературы, искусства, художники, ученые всевозможных об­ластей, политики всех времен и народов и философы. "Гак как автор является для афоризма ключевой фигурой, то возникает вопрос: а каковы особенности авторства в жанре философской афористики? Когда и при каких условиях в недрах философии появляются авто­ры, создающие свои труды и афористической манере изложения?

Таким образом, тяготение к форме афоризма возникает у автора на изломе, когда необходимым: а в каких-то ситуациях и неизбежным, становится общекультурное, морально-этическое н даже психологическое освобождение (вольнодумство), что возможно только через личностную оценку пережитого, в форме убедительного, ярко­го слова, венчающего итог долгих и мучительных раздумий. Убеди­тельность афоризма, видимо, связана, прежде всего, с личностной убежденностью автора в истинности своих размышлений. И если афоризм удался и слово найдено) точно, то его убеждающая сила рас­пространяется и на читателя. В этом заключается подлинная магия афоризма.

Типологические характеристики жанра имеют тесную связь с те­матикой. Например, центральной темой романа всегда является ис­тория человека (людей). Можно сказать, что основной темой фило­софской афористики является морально-этическое отношение инди­вида к тому Миру, в котором он живет.

Выбор стиля, видимо, связан, во-первых, с настроением автора относительно самой темы и состояния общественного мнения по по­воду этой темы и, во-вторых, с силой личного переживания автора. Чем значительнее несоответствие собственного суждения и общепри­нятых взглядов, то есть чем сильнее автор неудовлетворён мнением общества по данному вопросу и чем глубже его переживание по дан­ной теме, тем резче его афористическая оценка, тем острее его стиль.

Подведем некоторый итог анализа афористики как особого жанра философствования. Возникновение философского афоризма обус­ловлено определенным изломом в развитии духовной культуры и находит свое выражение в личностно-экзистенциальном отношении автора к тому Миру, в котором он живет и от которого желает осво­бодиться через критическую оценку действительности. Афористическая форма создает наилучшую возможность дать такую первую, обновленную оценку не через логические умозаключения и отвле­ченные доказательства, а через яркое, точное, зачастую метафори­ческое и единственно возможное слово, которое венчает итог долгих переживаний и размышлений. Вот почему авторство в философской афористике всегда отмечено чертой маргинальности, когда автор намеренно занимает позицию на пересечении философии со всей иной гуманитарной и в особенности нравственной культурой. Такая пози­ция дает автору ту степень свободы, которая жизненно необходима ему как для воздействия на умы людей своей эпохи, так и для обнов­ления философской проблематики.

Что же касается силы воздействия философского афоризма на умы людей, то таковая зависит от целой совокупности условий - от ху­дожественности и остроты стиля самого афоризма, от силы личного переживания автора и от степени общественной актуальности темы.

Глава I

Афоризмами называют очень краткие, семантически емкие закон­ченные суждения, высказанные определенным автором, заключен­ные в точную, метафорическую форму и поэтому легко запоминаю­щиеся и воспроизводимые.

Можно выделить несколько особенностей жанра афоризма. Во-­первых, это глубина и емкость содержания при точности и краткости формы. Афоризм ---это не просто некоторые мысли по поводу опре­деленной темы, это итог размышлений, заключенный в единственно возможную, точную форму, без примесей случайного и несуществен­ного. И эта краткая форма как бы впитывает всю мощь предшеству­ющих размышлений автора по данной теме так, что за видимой крат­костью угадывается подлинная глубина содержания. В этом жанро­вая особенность взаимодействия формы и содержания в афоризме.

Широкое распространение афористики в значительной мере объяс­няется ее особой притягательностью для нравственного сознания людей, глубоко укорененного в непосредственной практической жизни. Это привлекает внимание к афоризму еще и писателей, таких как Б. Шоу, Л.Н. Толстой, А. Франс и многих других. В итоге афо­ризм становится и сугубо литературным жанром, изучением которо­го занимается литературоведение, и жанром, находящимся на стыке литературной словесности и философии, и собственно философской афористикой. Специфика всех этих разновидностей может быть вы­явлена при условии понимания авторской позиции, тематики, стили­стики и проблематики жанра.

Одно из последних изданий Сборника афоризмов по иностранным источникам насчитывает более 2000 авторов. В их число входят де­ятели литературы, искусства, художники, ученые всевозможных об­ластей, политики всех времен и народов и философы. "Гак как автор является для афоризма ключевой фигурой, то возникает вопрос: а каковы особенности авторства в жанре философской афористики? Когда и при каких условиях в недрах философии появляются авто­ры, создающие свои труды и афористической манере изложения?

Таким образом, тяготение к форме афоризма возникает у автора на изломе, когда необходимым: а в каких-то ситуациях и неизбежным, становится общекультурное, морально-этическое н даже психологическое освобождение (вольнодумство), что возможно только через личностную оценку пережитого, в форме убедительного, ярко­го слова, венчающего итог долгих и мучительных раздумий. Убеди­тельность афоризма, видимо, связана, прежде всего, с личностной убежденностью автора в истинности своих размышлений. И если афоризм удался и слово найдено) точно, то его убеждающая сила рас­пространяется и на читателя. В этом заключается подлинная магия афоризма.

Типологические характеристики жанра имеют тесную связь с те­матикой. Например, центральной темой романа всегда является ис­тория человека (людей). Можно сказать, что основной темой фило­софской афористики является морально-этическое отношение инди­вида к тому Миру, в котором он живет.

Выбор стиля, видимо, связан, во-первых, с настроением автора относительно самой темы и состояния общественного мнения по по­воду этой темы и, во-вторых, с силой личного переживания автора. Чем значительнее несоответствие собственного суждения и общепри­нятых взглядов, то есть чем сильнее автор неудовлетворён мнением общества по данному вопросу и чем глубже его переживание по дан­ной теме, тем резче его афористическая оценка, тем острее его стиль.

Подведем некоторый итог анализа афористики как особого жанра философствования. Возникновение философского афоризма обус­ловлено определенным изломом в развитии духовной культуры и находит свое выражение в личностно-экзистенциальном отношении автора к тому Миру, в котором он живет и от которого желает осво­бодиться через критическую оценку действительности. Афористическая форма создает наилучшую возможность дать такую первую, обновленную оценку не через логические умозаключения и отвле­ченные доказательства, а через яркое, точное, зачастую метафори­ческое и единственно возможное слово, которое венчает итог долгих переживаний и размышлений. Вот почему авторство в философской афористике всегда отмечено чертой маргинальности, когда автор намеренно занимает позицию на пересечении философии со всей иной гуманитарной и в особенности нравственной культурой. Такая пози­ция дает автору ту степень свободы, которая жизненно необходима ему как для воздействия на умы людей своей эпохи, так и для обнов­ления философской проблематики.

Что же касается силы воздействия философского афоризма на умы людей, то таковая зависит от целой совокупности условий - от ху­дожественности и остроты стиля самого афоризма, от силы личного переживания автора и от степени общественной актуальности темы.

Основное определение и классификация афоризма. Традиционность афористического жанра, его отношение к древнему живучему виду литературы и художественно-стилистическим особенностям. Характеристика анализа тематики античных кратких выразительных изречений.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.05.2016
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Язык представляет собой знаковую полифункциональную систему, связанную с созданием, передачей и хранением информации. Он реализуется в процессе конкретной речевой деятельности, конечным продуктом которой является текст. Продуцируемые человеком тексты разнообразны по объему, тематике, структуре и стилистике. Объектом данного исследования являются микротексты обобщающего характера - афоризмы. Афоризм обобщает и типизирует многообразные проявления личной и общественной жизни и бытует в общении как его органическая часть, как концентрированная и емкая форма художественного отражения действительности, как выражение отношения носителя языка к ней. В последние десятилетия наблюдается тенденция к активному использованию, варьированию и переосмыслению афоризмов в художественной и публицистической литературе, периодической печати и живой речи. Но, несмотря на широкое применение, феномен афоризма не изучен в должной степени.

Для исследователей афористики по-прежнему актуальны такие вопросы, как определение термина "афоризм"; выявление структурно-семантических моделей и композиционно-стилистических особенностей афоризмов, уяснение специфики функционирования афоризмов в современных текстах. Проблемы афористики рассматриваются на литературных конгрессах, им посвящаются многочисленные диссертации. Такой интерес к афористике возник потому, что в силу своей универсальности афоризмы соответствуют духу эпохи, они одинаково близки как к науке, так и к искусству, в них органично взаимодействуют принципы научного и художественного творчества. Закономерно поэтому то, что многие выдающиеся ученые являлись одновременно и творцами афоризмов.

Объектом исследования являются афоризмы английского поэта и художника конца XVIII - начала XIX веков Уильяма Блейка, предметом - многоаспектное описание афоризмов как лингвистического феномена.

Цель работы заключается в анализе особенностей перевода афоризмов У. Блейка.

Задачами данной работы являются:

1) Рассмотрение различных вариантов определения термина афоризм, выявление схожих черты этих определений и предложение на основании проведенного анализа своего определения афоризма.

2) Представление классификаций афоризмов.

3) Составление классификации афоризмов У. Блейка.

4) Анализ примененных при переводе афоризмов видов переводческих трансформаций.

5) Подсчет процентного соотношения примененных трансформаций.

Данная курсовая работа содержит 30 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении даётся обоснование актуальности исследования; определяются объект, предмет, цель, задачи исследования.

Первая глава посвящена анализу понятия афоризма.

Во второй главе исследуется перевода афоризмов У. Блейка.

В заключении подводятся основные итоги проделанной работы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ АФОРИЗМА

1.1 Определение афоризма

В науке существует большое количество определений термина "афоризм", они варьируются в зависимости от эпохи, страны, взглядов конкретного ученого. Изучение специфики функционирования афоризма и его видовых особенностей затрудняет тот факт, что до сих пор не имеется четкого, общепринятого определения жанровых границ афоризма, нет упорядоченной классификации различных его видов. По этой причине в справочной литературе встречаются противоречивые сведения. Наибольшие расхождения в определении афоризма касаются следующих его признаков:
· Наличие авторства. Такие исследователи, как, например В.М. Кожевников, Г.А. Николаев [1, 204] афоризмами считают все виды кратких обобщенных высказываний, в том числе пословицы и поговорки, другие (Т.Н. Федоренко, Л.И. Сокольская [3, 143]) относят к афоризмам только авторские изречения. Вот какое определение дает Т.Н. Федоренко в своей работе "Афористика" [3, 50] - "Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму".

Некоторые авторы (Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев [1, 23]) считают важнейшей особенностью афоризма парадоксальность содержащегося в нем суждения. "Краткий словарь литературоведческих терминов" под редакцией Л.И. Тимофеева дает следующее определение: "Афоризм - обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения" [2, 13]. Другие же относят этот признак к факультативным (Ю.Н. Караулов [3, 18]).

"Литературный энциклопедический словарь": ". суждение в афоризме отличается от логического силлогизма или научного тезиса, поскольку основано не на аналитической самоочевидности и не на систематических доказательствах, а на опыте, истина которого может быть только пережита, но не доказана". В противоположность этому Н.Т. Федоренко, Л.И. Сокольская отмечают, что "гармоническое сочетание художественной формы с логической доказательностью науки и есть отличительное свойство афоризмов" [3, 156].

Ряд исследователей (Кулишкина О.Н., Шестов Л.В. [4, 20]) утверждают, что афоризм является своеобразным "катализатором самостоятельного мышления". "Афоризм всегда содержит более того, что сказано непосредственно. Его истинный смысл раскрывается в результате размышления".

Следствием указанных разногласий становится отсутствие разработанной дефиниции жанра афоризма. В этой ситуации необходимо, по крайней мере, обозначить те черты, которые не вызывают расхождений у исследователей. Бесспорными и общепризнанными являются такие качества афоризма, как:

Приведем еще несколько определений афоризма.

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

Афоризм - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль ("Служить бы рад, прислуживаться тошно", А. С. Грибоедов).

Толковый словарь Ожегова

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Толковый словарь Даля

Афоризм (греч.) - короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и рассуждении; отрывочное, но полное по себе положение.

Афоризм (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения. К афоризмам часто относят пословицы; вместе с тем афоризмы имеет автора, в то время как пословицы - продукт народного творчества.

Все определения афоризма выделяют как его главные отличительные черты лаконичность и законченность высказанной мысли. Также на наш взгляд необходимо подчеркнуть наличие автора, чтобы провести четкое его разграничение с пословицами и поговорками; нестандартность, парадоксальность формы подачи провоцирует читателя на самостоятельное размышление. Таким образом, можно вывести следующее определение афоризма:

Афоризм - лаконично высказанная, завершенная мысль, имеющая автора и содержащая в себе философский подтекст, неоднократно воспроизводимая другими людьми.

1.2 История появления и существования афоризма

Впервые термин афоризм был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. С изобретением письменности и книгопечатания афоризмы оформляются в тематические и авторские сборники. Их выпуск становится традиционным с выхода в свет "Адажии" Эразма Роттердамского.

Слово "афоризм" происходит от греческого "афорисмос" (краткое изречение). История афористической мысли уходит в далекую древность. Уже тогда люди стремились кратко выражать свои мысли, формулируя самые значимые из них в форме изречений. Краткие высказывания встречаются на древнеегипетских папирусах и клинописных табличках Междуречья, затем, с течением времени, в Древней Греции и Риме афоризмы оформляются в особый жанр, который сохраняет свою актуальность до наших дней.

Тематика афористики весьма разнообразна, и на ней лежит отпечаток породившей ее эпохи, отражается характер исторических условий, в которых она возникает и развивается. Иногда она освещает философские вопросы, иногда имеет острополитическое содержание, часто трактует этические проблемы или касается жизненно бытовых ситуаций. Фактически она охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности.

Афористический жанр в значительной мере традиционен, он относится к древнему и весьма живучему виду литературы - к изречениям. Этот жанр интеллектуального искусства обеспечил себе поразительное долголетие и большую популярность в народе. Его очень ценили также многие известные люди всех эпох и времен. Афористика находится на месте "стыковки" науки и искусства, являясь как бы своеобразным звеном между ними. Выразительность и образность сближают афоризмы с художественной литературой, свойство синтеза мыслей, установление связи между явлениями, точность и лаконизм роднят их с наукой.

Афоризмы нужно считать литературным жанром, но они близки науке, и это способствует их популярности в наше время, характерное ее расцветом.

Вместе с этим следует оговорить, что, несмотря на значимость и древнее происхождение афористики, теоретические представления о ней весьма расплывчаты, не имеют ясных контуров.

Само слово "афоризм" определяется неоднозначно и понимается по-разному.

Так, в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона (1890-1907) афоризм определяется как мудрое изречение, и в числе примеров афоризмов приводятся изречения и пословицы Акира.

"Большая Советская Энциклопедия" [11, 25]: "Афоризм - глубокая мысль определенного автора", отличающаяся "явной неожиданностью суждения" и действующая на сознание "оригинальной формулировкой мысли". Примеры афоризмов даются только из новой литературы, а поскольку оговорено, что афоризм - мысль "определенного автopa", естественно следует, что пословицы и поговорки в это понятие входить не могут.

Принципиально иная характеристика дается афоризму в "Краткой Литературной Энциклопедии" [12, 32]. В ней не указывается на принадлежность афоризма определенному автору. Этот пропуск сделан не случайно, потому что далее следует добавление: "Афоризмами являются также, как правило, пословицы и поговорки".

1.3 Классификация афоризмов

Ниже приведена классификация афоризмов, составленная Н.Т. Федоренко, с сопроводительными примерами, взятыми из его книги "Афористика" [2, 157].

Различие афоризмов по тематике

Тематика античных изречений была довольно обширной:

В будние дни мы не очень удачно используем свою нравственность. К воскресенью она всегда требует ремонта. (Марк Твен)

В политике приходится делать много такого, чего не следует делать. (Теодор Рузвельт)

Голоса взвешивают, а не считают. (Марк Туллий Цицерон)

История - совокупность фактов, которые не должны были произойти. (С.Е. Лец) философские

Любоваться миром можно бесплатно. Платить приходится за комментарии. (С.Е. Лец) сатирические и юмористические

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше. (Франсуа Рабле)

Христианское учение постепенно свело тематику афоризма исключительно к:

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.( Григорий Богослов)

В жизни есть две трагедии. Одна - не добиться исполнения самого сокровенного желания. Вторая - добиться. (Джордж Бернард Шоу)

В эпоху Возрождения, а в России в XVIII в. переход изречений в афоризмы сопровождался расширением тематики и видоизменением стилистики изречений.

С течением времени афористическая тематика стала чрезвычайно широкой и разнообразной, в связи с чем классифицировать ее в данное время можно только в общих чертах. Можно различать афоризмы:

Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. (У. Шекспир)

Этика есть философия убеждения. (И. Кант)

Философы! Не открывайте философский камень. Его привяжут на шею. (С.Е. Лец)

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь! (А.С. Пушкин)

Нет лучшего учителя, чем несчастье. (Дизраэли Б.)

жизненно-бытовые и прочие

Жизнь - вредная штука. От нее все умирают. (С.Е. Лец)

Каждое из этих направлений может распадаться на множество более конкретных тем. Например:

эстетические афоризмы могут быть о:

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. (Л. да Винчи)

Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин. (Пабло Пикассо)

Красота выше гения, потому что не требует понимания. (Оскар Уайльд)

Писать картины - профессия, продавать их - искусство. (Анри Жоансон)

Архитектура - это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. (Фридрих Шеллинг)

Музыка облагораживает нравы. (Аристотель)

Тематика афоризмов, обычно направленная на "вечные вопросы", часто включает мысли, высказанные ранее писателями или мыслителями старого или даже сравнительно недавнего времени. В новой "одежде" они звучат по-другому и лучше запоминаются.

Поэтому-то для афоризмов не обязательна новизна мыслей, но очень важным является их словесное обличье, достигаемое умелым использованием стилистических и эмоциональных средств. Эти средства придают некогда или только что возникшим истинам своеобразие и оригинальность, которые усиливают их действенность.

Различие афоризмов по стилистике

Рассмотрим художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые в настоящее время при создании афоризмов, а именно:

некоторые стилистические фигуры.

Афоризм, построенный на определении, имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть:

"В верности истине - верность отечеству" (С. Цвейг);

"Война - преступление, которое не искупается победой" (А. Франс);

"Мир - это необходимая пища, это хлеб и воздух, мир - это жизнь" (Р. Роллан).

Во всех этих афоризмах четко выражены две части: "В верности истине (1 часть) - верность отечеству (2 часть)".

Нередко встречаются афоризмы, основанные на парадоксальности, которая придает им оригинальность и новизну и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям:

"Есть мертвые, которых надо убивать" (Л. Денуайе);

"Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание - запросто" (С. Лец);

"Прогресс празднует пиррову победу над природой" (К. Краус).

Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются нтитеза [3]:

Не нужно опасаться больших расходов, нужно опасаться маленьких доходов. Параллелизм:

Популярность - это когда много друзей, а слава - это когда много врагов. Хиазм:

Когда у тебя есть дети, ты живёшь, как собака, но умираешь, как человек. А когда нет детей, живёшь, как человек, но умираешь, как собака.

Употребляются также эллипсис, риторический вопрос, градация, анафора и некоторые другие.

Поскольку центральными категориями обобщения, характеризуемыми афоризмом, являются понятия "человек", "пространство", "время" и признаки этих реалий, афоризм обращается преимущественно к абстрактные понятиям. В его лексическом составе преобладает отвлечённая лексика.

Афоризмы неоднородны по стилистике: в них наблюдается как единство стиля, так и столкновение разных стилей в пределах высказывания. Столкновение создается за счет введения в состав высказывания компонентов с экспрессивно-стилистической маркировкой. В зависимости от стилистической маркировки входящих единиц формулы делятся на:

Для лошадей и влюбленных сено пахнет по-разному (С. Ежи Лец).

Тигры гнева мудрее, чем клячи наставления (У. Блейк).

Стилистически нейтральному слову лошадь противопоставлено стилистически маркированное слово кляча.

Афоризмы вводные и обособленные

Различают афоризмы вводные, т.е. входящие в любой текст произведения, и обособленные, или самостоятельные, входящие в произведения, состоящие из одних афоризмов (например, "Максимы и моральные размышления" Ф. Ларошфуко).

Подобные документы

Определение интертекста и интертекстуальности. Анализ маркеров интертекстуальности. Источники интертекстов и специфика их функционирования в художественных текстах. Виды языковой реализации в тексте. Применение аллюзии, цитации, афоризма и пародии.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 04.10.2013

Исследование метаязыковой сущности понятия "афоризм". Виды референтной интертекстуальности афористического текста. Мультипликационные крылатые выражения, средства выразительности, используемые при их создании. Примеры афоризмов в немецком, русском языке.

дипломная работа [84,4 K], добавлен 20.06.2013

Пословицы и афоризмы как универсальные высказывания с обобщающей семантикой, их эквивалентность и системное отношение. Типы моральных оценок в текстах пословиц и афоризмов. Соотношение текста и импликации (глубины смысла) в пословицах и афоризмах.

реферат [33,9 K], добавлен 22.08.2010

Особенности функциональных стилей речи. Характеристика публицистического и научного стиля. Выявление образно-выразительных средств в текстах массовой коммуникации. Использование образно-выразительных средств в текстах различных функциональных стилях.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 25.02.2011

Специфическое использование форм прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Процесс грамматического обособления кратких форм. Семантический и стилистический отрыв кратких форм от полных. Принципиальное отличие усеченных форм от кратких.

Афоризмы — это лако­нич­ные изре­че­ния, содер­жа­щие глу­бо­кую мысль, осно­ван­ную на житей­ском опыте.

Узнаем, что такое афо­риз­мы в речи, их виды и осо­бен­но­сти. Приведем при­ме­ры афоризмов.

Наша речь состо­ит не толь­ко из эпи­те­тов, мета­фор и оли­це­тво­ре­ний как худо­же­ствен­ных средств, слу­жа­щих для при­да­ния ей осо­бой выра­зи­тель­но­сти. В сво­ей речи мы опе­ри­ру­ем как отдель­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми в пред­ло­же­ние, так и гото­вы­ми язы­ко­вы­ми стро­е­вы­ми еди­ни­ца­ми — фра­зео­ло­гиз­ма­ми и язы­ко­вы­ми афоризмами.

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния язы­ко­вые афо­риз­мы делят­ся на посло­ви­цы и пого­вор­ки и на кры­ла­тые выра­же­ния. Рассмотрим виды афо­риз­мов в рус­ском язы­ке, выяс­ним их отли­чия друг от друга.

Афоризм это

Пословицы и поговорки — это языковые афоризмы

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся выра­же­ни­ем дли­тель­но­го обще­ствен­но­го опы­та людей. Они фор­ми­ро­ва­лись и шли­фо­ва­лись, как алма­зы, в тече­ние веков, акку­му­ли­ро­ва­ли кол­лек­тив­ный чело­ве­че­ский опыт, пере­да­ва­лись от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Эти язы­ко­вые еди­ни­цы слу­жат источ­ни­ком изу­че­ния исто­рии и куль­ту­ры носи­те­лей язы­ка. В крат­кой фор­ме в посло­ви­це или пого­вор­ке выра­жа­ет­ся веко­вая житей­ская муд­рость народа.

К при­ме­ру, при­ве­дем обще­из­вест­ную пословицу:

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Эта посло­ви­ца исполь­зу­ет­ся в виде жиз­нен­но­го сове­та: преду­смот­реть всё надо зара­нее, что будет необ­хо­ди­мо в будущем.

Пословица — это крат­кое народ­ное изре­че­ние, име­ю­щее одно­вре­мен­но пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние или толь­ко переносное.

Пословица пред­став­ля­ет собой не поня­тие, а связ­ное опре­де­лен­ное суж­де­ние. Как язы­ко­вой афо­ризм, она в лако­нич­ной фор­ме харак­те­ри­зу­ет явле­ния, кон­ста­ти­ру­ет свой­ства людей, даёт им оцен­ку или пред­пи­сы­ва­ет образ действия:

Старый конь бороз­ды не испортит.

Этим посло­ви­цам харак­тер­на своя син­так­си­че­ская фор­ма — повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние.

Другие посло­ви­цы име­ют вид сове­та, предо­сте­ре­же­ния, поэто­му они оформ­ле­ны как побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния:

На Бога надей­ся, а сам не плошай.

Поговорками явля­ют­ся язы­ко­вые афо­риз­мы, отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой крат­ко­стью и име­ю­щие толь­ко бук­валь­ное содержание.

Как уже выяс­не­но, у посло­виц и пого­во­рок нет кон­крет­но­го авто­ра. С этой точ­ки зре­ния посло­ви­цы и пого­вор­ки как фольк­лор­ное насле­дие отра­жа­ют бога­тую куль­тур­ную исто­рию наро­да. Известный фольк­ло­рист В. П. Аникин так пишет о позна­ва­тель­ной цен­но­сти посло­виц и поговорок:

Историк ищет в посло­ви­цах и пого­вор­ках сви­де­тельств о далё­кой ста­рине и памят­ных собы­ти­ях древ­но­сти. Юрист ценит посло­ви­цы и пого­вор­ки как непи­сан­ные зако­ны народ­ной жиз­ни. Этнограф усмат­ри­ва­ет в народ­ных изре­че­ни­ях и мет­ких образ­ных опре­де­ле­ни­ях и харак­те­ри­сти­ках отра­же­ние уже исчез­нув­ших обы­ча­ев и поряд­ков. Философ через посло­ви­цы и пого­вор­ки пыта­ет­ся понять строй народ­но­го мышления.

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся мас­со­вы­ми афо­риз­ма­ми в отли­чие от инди­ви­ду­аль­ных афо­риз­мов, кото­рые часто назы­ва­ют кры­ла­ты­ми выражениями.

Афоризмы — это крылатые выражения

Индивидуальные афо­риз­мы, или кры­ла­тые выра­же­ния, обя­за­тель­но име­ют сво­е­го авто­ра. Эта груп­па афо­риз­мов объ­еди­ня­ет кры­ла­тые выра­же­ния, вошед­шие в нашу речь из лите­ра­ту­ры, изре­че­ния исто­ри­че­ских лиц, крат­кие цита­ты, образ­ные выра­же­ния. Человечество на про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии отби­ра­ло, филь­тро­ва­ло и усва­и­ва­ло ори­ги­наль­ные мыс­ли луч­ших сво­их представителей.

Крылатые выра­же­ния широ­ко исполь­зу­ют­ся в речи, но в отли­чие от посло­виц и пого­во­рок у них обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет­ся или суще­ству­ет кон­крет­ный автор:

Итак, афо­ризм — это ори­ги­наль­ное автор­ское изре­че­ние в лако­нич­ной фор­ме, кото­рое запо­ми­на­ет­ся и вос­про­из­во­дит­ся дру­ги­ми людьми.

Афоризмы исполь­зу­ют­ся в речи для дости­же­ния эффек­та инфор­ма­тив­но­сти, точ­но­сти и образ­но­сти. Крылатые выра­же­ния вно­сят струю эмо­ци­о­наль­но­сти в любую речь, текст или выступ­ле­ние. А ещё афо­риз­мы под­креп­ля­ют мне­ние гово­ря­ще­го, исполь­зу­ют­ся для боль­шей убе­ди­тель­но­сти его слов.

Истина — это то, что выдер­жи­ва­ет про­вер­ку опы­том (А. Эйнштейн).

Человек есть не что иное, как ряд его поступ­ков (Г. Гегель).

Надежда живёт даже у самых могил (И. Гёте).

Примеры афоризмов

Опираясь на народ­ный опыт или фило­соф­скую мысль извест­но­го чело­ве­ка, ора­тор дости­га­ет наи­боль­шей убе­ди­тель­но­сти и выра­зи­тель­но­сти сво­ей речи. В каче­стве при­ме­ров при­ве­дем кры­ла­тые выра­же­ния вели­ких людей о смыс­ле жиз­ни и жиз­нен­ных ценностях.

Афоризмы о смысле жизни

Жить — это бороть­ся; бороть­ся — это жить (П. Бомарше).

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

Чтобы дой­ти до цели, надо преж­де все­го идти (О. Бальзак).

В жиз­ни нуж­но стре­мить­ся обго­нять не дру­гих, а само­го себя (М. Бабкок).

Кто хочет мно­го достиг­нуть, дол­жен ста­вить высо­кие тре­бо­ва­ния (И. Гёте).

Истинное назна­че­ние чело­ве­ка — жить, а не суще­ство­вать (Джек Лондон).

Человек живет на зем­ле не для того, что­бы стать бога­тым, но для того, что­бы стать счаст­ли­вым (Стендаль).

Никакая цель не высо­ка настоль­ко, что­бы оправ­ды­вать недо­стой­ные сред­ства для её дости­же­ния (А. Эйнштейн).

Читая кни­гу или ста­тью, мы раду­ем­ся вер­ной и глу­бо­кой мыс­ли, мет­ко­му выра­же­нию, умно­му и ярко­му срав­не­нию авто­ра, обле­чен­но­му в лако­нич­ную фор­му. Такие корот­кие фра­зы лег­ко усва­и­ва­ют­ся и запо­ми­на­ют­ся и впо­след­ствии поки­да­ют стра­ни­цы печат­но­го изда­ния и ста­но­вят­ся кры­ла­ты­ми выражениями.

Вспомним сло­ва Л. Н. Толстого, кото­рый считал:

Настоящая муд­рость немногословна.

Итак, афо­риз­мы — это муд­рость чело­ве­че­ства, про­се­ян­ная сквозь сито времени.

Особенно часто цити­ру­ет­ся Иван Андреевич Крылов, кото­рый в сво­их нра­во­учи­тель­ных бас­нях сочи­нил мно­же­ство выра­же­ний, полу­чив­ших вто­рую жизнь вне тек­ста его про­из­ве­де­ний и став­ших впо­след­ствии афоризмами.

Афоризмы И. А. Крылова

А вы, дру­зья, как ни сади­тесь, всё в музы­кан­ты не годитесь.

Беда, коль пиро­ги нач­нёт печи сапож­ник, а сапо­ги тачать пирожник.

Из даль­них стран­ствий возвратясь.

Кукушка хва­лит пету­ха за то, что хва­лит он Кукушку.

Наделала сини­ца сла­вы, а моря не зажгла.

От радо­сти в зобу дыха­ние спёрло.

Чем куму­шек счи­тать тру­дить­ся, не луч­ше ль на себя, кума, оборотиться?

Читайте также: