Кратко опишите суть субъектного подхода к собственной карьере

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Философский смысл принципа развития в психологии

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

Субъектный подход в психологии развития

Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания. Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик — как целостный, многоуровневый, полидетерминированный, изменяющийся при определенных обстоятельствах. Подобные определения в науке являются общими для многих естественных объектов — природы, общества, человека. Но объект психологии особый, и его специфика должна быть отражена как в способах его определения, так и в методах познания.

Особенность объекта психологии, не выявляемая в общенаучных подходах, – совпадение объекта и субъекта познания. В психологическом познании субъект и объект исследования даны одновременно, они едины. В психологическом познании объект есть одновременно и субъект. Системный, процессуально-динамический, деятельностный и другие объектные подходы к человеку всегда будут ограниченными, так как не включают в познавательные средства активность самого субъекта. Поэтому для психологии развития актуальной является разработка особого общенаучного подхода — субъектного. Субъектный подход настаивает на равноправности субъекта и объекта познания — исследование есть форма диалога двух суверенных субъектов. Для антропологической парадигмы данное положение имеет принципиальное значение, ввиду того что в качестве объекта развития, а следовательно познания, здесь понимается диалогическая со-бытийная общность.

Основы субъектного подхода в психологии были заложены С. Л. Рубинштейном. Еще в 20-е гг. он подверг критике философско-методологические утверждения, согласно которым содержание знания либо объективно — и тогда оно существует вне познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно. Но в действительности знание не возникает помимо познавательной активности, и это обстоятельство не лишает его объективности. Вся психика и познание человека субъективны. Теоретическое понятие есть и конструкция мысли, и отражение бытия. Психическое объективно существует как субъективное.[51]

Для психологии развития субъектный подход имеет принципиальное значение. До сих пор большая часть теорий психического развития человека и в отечественной, и в зарубежной психологии тяготеет к объяснительным принципам либо биологической реальности, либо социальной. В лучшем случае отрабатывалась идеология двойной детерминации психического.

С позиций субъектного подхода биологические (физиологические, соматические) факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Но и социальная действительность, социокультурные факторы не переходят прямо в содержание субъектности, в способности субъекта. Человек как субъект не есть простая калька или слепок с общественных условий своего существования. Реально он всегда предстает как уникальность и неповторимость, и притом не только как природная, но и как психологическая и духовная уникальность.

Современность предъявляет к субъекту деятельности повышенные требования относительно наличия у него творческой активности, умения находить новые пути решения проблем, уметь по-новому подходить к ним, находить новые формы работы с персоналом, уметь влиять на людей. За последние годы в жизни страны произошли серьезные изменения, которые касаются моральных, этических, жизненных, профессиональных норм поведения и т. п. Все это требует новых подходов к исследованию психосоциальных процессов в обществе, и в первую очередь в изучении феномена профессиональной самореализации личности.

При изучении профессиональной самореализации следует обратить внимание на существенные моменты, которые смогут помочь определить сущность ее феномена.

Во-первых, профессиональная самореализация является чрезвычайно важной на пути профессионального становления личности, поскольку именно профессиональная деятельность служит основным критерием, который дает человеку возможность выяснить, удалась его жизнь или нет.

Относительно профессиональной составляющей жизненного пути личности приоритет в психологических исследованиях отдается выбору профессии. Однако вопрос последующего построения перспективы профессионального пути, психологические механизмы профессионального роста и успеваемости в профессии остаются вне поля зрения исследователей. Это предопределяет необходимость уточнения понятия профессиональной самореализации личности и исследования личностных детерминант этого процесса.

В-третьих, основу эффективной профессиональной деятельности личности составляет возможность реализовать себя в творческом труде. Но, к сожалению, мотивами трудовой деятельности человека часто является не стремление к самоактуализации через творческий труд, а стремление удовлетворить свои биогенные и социогенные потребности низшего порядка. Поэтому очень важно обнаружить психологические условия профессиональной самореализации личности, т. е. насколько человек видит личностный смысл в своей профессиональной деятельности.

В-четвертых, важность феномена профессиональной самореализации проявляется не только в процессе поступательного личностного и профессионального развития, самосовершенствования, достижения гармонии, но и играет важную роль во всех других формах реализации личности – социальной, личностной и пр.

В-пятых, профессиональная самореализация в любых формах позволяет задать конкретному человеку достаточно четкие пределы и ориентиры возможного и желаемого (его действий и поступков, деятельности и поведения, активности в целом). С помощью профессиональной самореализации практически задается социально-психологическое пространство пребывания (существование) субъекта в профессии, профессиональные смыслы и принципы, ценности и идеалы, нормы и правила.

Профессиональное будущее, которое человек представляет как потенциально возможное, выполняет функции субъектной регуляции и, будучи целью профессионального пути, влияет на жизненные выборы, поступки и деятельность субъекта, на вектор его профессионального развития и реализацию профессионального потенциала. Это позволяет охарактеризовать субъективную перспективу профессионального пути человека как необходимую предпосылку профессиональной самореализации личности и предопределяет потребность ее последующего изучения. В то же время, профессиональная составляющая жизненного пути личности и профессиональная самореализация личности выступают как наиболее возможное воплощение человеком его внутреннего бытийного потенциала в профессиональной деятельности.

В-шестых, сконструированное субъектом пространство включает наиболее значимые события и явления деятельности, которые являются выражением собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществлением (реализация своих потенций), самоутверждением, самостоятельностью (способность к планированию, регуляции целенаправленности собственной деятельности, к рефлексии и саморефлексии), творчеством (способность к автономному поведению, саморегуляции и межсубъектному взаимодействию), самообразованием, уверенностью в себе, последовательностью в достижении целей, умением отстаивать свои права и т. п. Высокий уровень самореализации является результатом становления осознанной субъектной позиции личности на пути выявления, раскрытия и опредмечивания ее сущностных сил.

Многие ученые рассматривают самореализацию как преимущественно сознательный, целенаправленный процесс раскрытия собственного потенциала и опредмечивания сущностных сил личности в ее разнообразной практической деятельности. Несмотря на существование представлений о самореализации как реализации человеком его потенциала, последняя непосредственно не изучалась, хотя определенное понимание этого феномена так или иначе в литературе встречается. К понятию потенциала личности обращались многие психологи [1; 6; 7; 9; 10], которые включали в него развитие человека как личности и как субъекта деятельности. Стремление к реализации своих возможностей заложено в каждом человеке и, по мнению представителей разных психологических школ, является ее важнейшим качеством, необходимым атрибутом жизнедеятельности здоровой, зрелой личности.

Изучая развитие представлений о самореализации личности, мы можем сделать вывод, что последняя чаще всего рассматривается в контексте философско-социологических и психологических подходов [13; 14; 15]. В рамках первого подхода ученых привлекает мировоззренческая природа самореализации, культурологические модели жизненного пути и жизненные перспективы личности. Основная часть вопросов, которые касаются самореализации в пределах второго подхода, может быть отнесена к смысложизненным и ценностным ориентациям, их динамике и развитию самосознания личности. Очевидно, что психологическое исследование профессиональной самореализации личности должно содержать в себе учет жизненных принципов и смыслов, жизненных ценностей, идеалов, возможностей, достижений личности, а также изучение разных компонентов структуры профессионального самосознания на основе психологической теории деятельности, которая допускает изучение таких компонентов системы деятельности, как мотивы, цели, профессионально важные качества и т. п. Наличие отдельных исследований в рамках отмеченных подходов требует сформировать целостное представление о феномене профессиональной самореализации, что невозможно без раскрытия ее смысловой и процессуальной составляющих, определение структуры и личностных детерминант профессиональной самореализации субъекта.

В соответствии с вышеупомянутым целью статьи является предложение нового взгляда на понимание профессиональной самореализации субъекта, обоснования ее структуры и личностных детерминант.

Основные характеристики профессиональной самореализации субъекта

Для раскрытия сущности профессиональной самореализации субъекта необходимо проанализировать ее содержание и основные характеристики. Базой для теоретического анализа и обоснования наличия разных уровней самореализации послужили теоретические разработки о регуляторном характере хода психических процессов, взаимосвязи психики с внешней средой (И. М. Сеченов, 1894); саморегуляции (П. К. Анохин, 1971), концепции индивидуальных отличий (А. Ф. Лазурский, 1916), динамическом подходе к изучению личности (Л. И. Анциферова, 2005; К. А. Абульханова, 1991), положении о системном подходе (Б. Ф. Ломов, 1984), психологии смысла и деятельности (Г. А. Балл, 2005; Д. А. Леонтьев, 2001), психологических детерминантах жизненного самоосуществления человека (С. Д. Максименко, 2006) и др.

Профессиональную самореализацию как способ функционирования и развития личности можно одновременно отнести к трем основным классам психических явлений, т. е. она может выступать как процесс, состояние (срез на определенном этапе) и свойство субъекта. Самореализация как процесс является ведущим классом психических явлений и позволяет комплексно и системно изучать жизнедеятельность человека. В соответствии с этим самореализация субъекта включает осознание, выбор и реализацию тех аспектов индивидуальности, которые способствуют его самовыражению, реализации потенций, формированию субъектом собственной системы смыслов, ценностей, мотивов, представлений о себе, постановке целей и определению способов их достижения.

Главным психологическим процессом самореализации является поиск субъектом своего способа жизнедеятельности. За изменчивостью личности стоит динамизм ее жизненных отношений, который наглядно проявляется в то время, когда личность трансформирует собственную идентичность, поднимая планку собственных достижений. И от того как интерпретируется этот феномен, в значительной мере будет зависеть понимание самореализации в целом. Под поиском мы будем понимать сложный комплекс действий, которые имеют место во внутреннем мире индивида, направленных на создание, формирование, конструирование и построение своего способа и пути собственной жизни.

Сопоставив с определенной мерой приближения известные иерархические модели отдельных психологических феноменов [3; 4; 5; 7], рассмотрим возможную структуру профессиональной самореализации. Для обеспечения корректности выделения уровней профессиональной самореализации следует сосредоточиться на сущностной природе самореализации, выделив, как минимум, две группы характеристик этого феномена: смысловые и формально динамические.

Сущность оценки формально динамических характеристик (осознанность, целостность, гетерогенность/гомогенность, система принципов, ценностей, идеалов, целей, мотивов, ожиданий; чувствительность к случайным внешним влияниям; характер динамики самореализации; успеваемость, эффективность, результативность, адекватность профессиональной самореализации и др.) заключается в ориентации на качественные изменения личности, которая является автором (инициатором) собственных изменений, превращений и форм развития. Развитие личности мы рассматриваем как последовательное развертывание собственных превращений, когда у человека становится больше интересов, а соответственно, и стимулов к жизни – смысловое наполнение жизни; возможности анализировать – отличать одно от другого; возможности синтезировать – видеть взаимосвязи событий и явлений; понимания людей; внутренней свободы и независимости; ответственности, взятой на себя добровольно; доверия к миру и к людям, в том числе и к себе.

Формально динамические характеристики самореализации являются чрезвычайно важными для проведения эмпирических исследований и определения результативных характеристик самореализации. При рассмотрении смысловой составляющей самореализации целесообразно выделить в ней интегральные и частичные характеристики. К интегральным, в свою очередь, следует отнести мировоззрение, образ мира и отношения к нему, представление о себе, самосознание, идентичность, направленность личности.

В основе самореализации лежит актуализация психических образований, которые обеспечивают осуществление потенций личности. Уровень самореализации в первую очередь предопределен степенью развития интегральных образований, сформированностью личностно-смысловых механизмов, что актуа­лизирует такие образования и используется субъективными стратегиями самореализации [5]. Близкую к отмеченной позиции выражает и К. А. Абульханова-Славская [1], которая определяет, что личность как субъект жизни постоянно направлен на самосовершенствование, достижение идеала. Такая активность дает возможность личности осознать себя как субъекта, относиться к себе как к источнику жизненных изменений, причине событий и поступков.

Частичными содержательными элементами выступают основные ценности субъекта, принципы, цели, мотивы, представления о жизненных перспективах и этапах жизни, оценка своих возможностей и способностей, ожидания субъекта, связанные со своей собственной активностью, и т. п. Перечисленные феномены в известной мере могут быть отнесены к результативным смысловым элементам самореализации [11].

Рассматривая самореализацию как процесс в ее содержании, можно выделить комплексные процессуальные элементы: стратегия жизни, стиль жизни, образ жизни, жизненные сценарии и др. Перечисленные комплексные феномены образуются более частными. К ним относятся: допустимые (недопустимые) способы достижения поставленных целей (связанные с направленностью личности, отношением к социальным и моральным нормам и др.); представления о правилах принятия решений; принципы сбора и анализа информации, отношение к разным ее источникам; представления о необходимых и предельно допустимых затратах времени, материальных и психологических ресурсах; представления о необходимых и предельно допустимых уровнях и циклах активности.

Следовательно, категория самореализации позволяет комплексно и системно изучать жизнедеятельность субъекта. Поскольку многие авторы связывают субъектность с высокими уровнями личностного развития, очевидно, что теоретическая и эмпирическая разработка этого вопроса требует разработки адекватных критериев самореализации. Исследуя самореализацию как процесс и результат в профессиональной сфере, мы можем сформулировать обобщенные показатели ее критериев:

организационный – характер целей, мотивов, ценностных ориентаций и условий развития карьерного роста, их осознанность, уровень достижений, отношение к избранной профессии, желание завладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками и пр.;

деятельностно-творческий – преобладающие средства и способы реализации профессиональной деятельности, профессиональная компетентность; профессиональная направленность, самоконтроль, степень выраженности профессиональной этики; характер творческой активности и умения творчески решать профессиональные задачи; степень реализации творческого потенциала личности;

субъектно-личностный – уровень сформированности субъектных качеств и личностно-профессионального развития;

результативно-профессиональный – уровень результативности профессиональной деятельности, в том числе реализации профессиональных знаний, умений, навыков и практических профессиональных действий.

Изучение проблемы самореализации предусматривает выделение возможных ее уровней. Уровень самореализации может быть непосредственно детерминирован развитием личности и выражать меру адекватности прикладыванию усилий по самому осуществлению в деятельности и творчестве [5]. Для решения жизненных задач субъект может изменять свою внутреннюю целостность на разных уровнях, начиная с психофизического и заканчивая ценностно-смысловым развитием. Как отмечает Л. И. Анциферова [2], в таких ситуациях происходит перестройка потребностно-мотивационных, функционально-энергетических, инструментально-операциональных, установочно-диспозиционных и прочих характеристик личности.

Профессиональная среда, к которой принадлежит личность, развивается не только за рамками универсальных, но и своих собственных законов. Какой способ жизнедеятельности выберет субъект деятельности в динамических условиях, будет зависеть от основного вектора развития самореализации – конкретной личности. В этом контексте структурные элементы самореализации субъекта также приобретают изменение на протяжении его жизни.

В дальнейшем важно определить, какие элементы изменяются больше всего, характер их изменений и взаимосвязь с особенностями функционирования и развития субъекта в целом, особенностями изменения среды. На эти и некоторые другие вопросы, по нашему мнению, может ответить предложенный ниже вариант структуры профессиональной самореализации.

Система уровней представляет собой иерархическую упорядоченную структуру, построенную на определенных теоретических принципах и экспериментальных данных. К таким принципам в первую очередь следует отнести разновидности механизмов самореализации, которые представлены в контексте теории мотиваций (А. Маслоу, 1999), смысла жизни (Д. А. Леонтьев, 1997), онтогенетического развития (С. Д. Максименко, 2006), жизненных переживаний (Ф. Е. Василюк, 1984; Ю. М. Швалб, 2010), стратегий жизни (К. А. Абульханова, 1991) и др. В соответствии с перечисленными возможными смысловыми элементами самореализации, которые отличаются между собой своей значимостью для жизнедеятельности субъекта, нами определено три уровня профессиональной самореализации: адаптационно-репродуктивный (воссоздание соответствующих образцов поведения), деятельностно-творческий (уровень выполнения социальных ролей) и субъектно-личностный (уровень смысложизненной и ценностной самореализации).

В такой структуре элементы самореализации, которые составляют ее психологическую основу, иерархически организованы и образуют соответствующие уровни. Деятельность являет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. С этой точки зрения самореализация может быть понята как динамическое развертывание личности, как особенный тип последовательности личностных превращений, как закономерное изменение ее функциональных состояний. Согласно закону трансформации этапов развития какого-либо явления в структурные уровни его организации можно прийти к выводу, что эти уровни воспроизводят также уровни профессионализма и профессиональной самореализации.

В соответствии с отмеченными уровнями самореализации мы можем утверждать, что существует совокупность личностных и субъектных свойств, которые определяют специфику самореализации личности. Большинство из них упорядочены, в то же время тесно взаимосвязанные свойства могут влиять на содержательные и формально динамические характеристики самореализации. Учитывая определенную стабильность личностных свойств, мы можем прогнозировать успешность самореализации, особенно в нестабильных условиях. Опираясь на полученные результаты теоретического исследования проблемы профессиональной самореализации, было бы уместно выстроить иерархическую структуру этих свойств и определить их связки с разными компонентами и характеристиками самореализации. Подобная структура личностных детерминант самореализации могла бы содействовать принципиальному развитию представлений о профессиональной самореализации субъекта.

Системно-структурный и процессуально-динамический подходы основной упор делают на специальном конструировании объекта познания. Как правило, такой объект выделяется с точки зрения его формальных характеристик – как целостный, многоуровневый, полидетерминированный, изменяющийся при определенных обстоятельствах. Подобные определения в науке являются общими для многих естественных объектов – природы, общества, человека. Но объект психологии особый, и его специфика должна быть отражена как в способах его определения, так и в методах познания.

Особенность объекта психологии, не выявляемая в общенаучных подходах, – совпадение объекта и субъекта познания . В психологическом познании субъект и объект исследования даны одновременно, они едины. В психологическом познании объект есть одновременно и субъект.Системный, процессуально-динамический, деятельностный и другие объектные подходы к человеку всегда будут ограниченными, так как не включают в познавательные средства активность самого субъекта . Поэтому для психологии развития актуальной является разработка особого общенаучного подхода – субъектного . Субъектный подход настаивает на равноправности субъекта и объекта познания – исследование есть форма диалога двух суверенных субъектов. Для антропологической парадигмы данное положение имеет принципиальное значение, ввиду того что в качестве объекта развития, а следовательно познания, здесь понимается диалогическая со-бытийная общность .

Основы субъектного подхода в психологии были заложены С. Л. Рубинштейном. Еще в 20-е гг. он подверг критике философско-методологические утверждения, согласно которым содержание знания либо объективно – и тогда оно существует вне познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности – и тогда оно только субъективно. Но в действительности знание не возникает помимо познавательной активности, и это обстоятельство не лишает его объективности. Вся психика и познание человека субъективны. Теоретическое понятие есть и конструкция мысли, и отражение бытия. Психическое объективно существует как субъективное.[51]




Для психологии развития субъектный подход имеет принципиальное значение. До сих пор большая часть теорий психического развития человека и в отечественной, и в зарубежной психологии тяготеет к объяснительным принципам либо биологической реальности, либо социальной. В лучшем случае отрабатывалась идеология двойной детерминации психического.

С позиций субъектного подхода биологические (физиологические, соматические) факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Но и социальная действительность, социокультурные факторы не переходят прямо в содержание субъектности, в способности субъекта. Человек как субъект не есть простая калька или слепок с общественных условий своего существования. Реально он всегда предстает как уникальность и неповторимость, и притом не только как природная, но и как психологическая и духовная уникальность.

Генетическая логика – логика психологии развития

Содержание принципа развития в психологии

1. Развитие – это объективный факт, реальный процесс в ряду других жизненных процессов. Развитие в этом смысле предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности.

2. Развитие – это объяснительный принцип многих явлений объективной реальности, в том числе – человеческой. Категория развития используется для объяснения кардинальных сдвигов, происходящих в человеческом мире.

3. Развитие – это цель и ценность европейской культуры, которые с разной степенью отчетливости вошли в категориальный строй наук о человеке. В современном человекознании утвердилось положение, что развиваться – это хорошо.

Именно эту тройственную интерпретацию категории развития необходимо удерживать при построении и анализе психологии развития человека . Каждый из выделенных смыслов понятия развития подчеркивает его специфическую функцию в жизнедеятельности человека. В данном разделе речь идет преимущественно об объяснительных возможностях принципа развития в психологии: зафиксируем его основные положения.

Необходимо различать также процессы функционирования и развития. Функционирование есть пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (или типа), связанное лишь с текущим изменением элементов, функций и связей в какой-либо функционирующей системе. Простое функционирование осуществляется как перераспределение элементов, их связей, не приводящее к преобразованию системы и появлению ее нового качества. Развитие же означает возникновение принципиально новых образований и переход системы на новый уровень функционирования.

Всякое развитие всегда связано с изменениями во времени. Однако время не является главным критерием развития . Во времени существуют и процессы функционирования, и процессы совершенствования, и процессы деградации некой реальности. Развитие представляет собой вид необратимых измененийобъекта, в то время как функционирование характеризуется обратимостью процессов изменения и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.

Развитие описывает процесс возникновения нового качественного состояния объекта, которое выступает как тотальное изменение его структуры и механизмов функционирования . Хорошая метафора для так понятого развития – это превращение гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Здесь есть процессы созревания, роста, изменения; однако шаг (акт) развития совершается в точке сдвига, превращения, метаморфозы .

Точка перелома, превращения одного в другое и есть ситуация развития . Психологию развития можно понять как психологию описания ситуаций развития человека на всем протяжении его жизни, выявления условий, приводящих к таким ситуациям. Это также исследование линии функционирования, процесса накопления количественных изменений, их критической массы, за которыми следует шаг развития.

Из приведенных различений понятий следует фундаментальный вывод о специфике принципа развития в психологии.Важнейшей особенностью логики развития является то, что многообразие свойств, структура, способ функционирования какого-либо ставшего (существующего) психологического образования, которые мы выявляем в исследовании, еще не есть характеристика изменений именно этого образования, а есть результат развития некоторого другого образования. Конечные характеристики результата развития не совпадают ни с начальными характеристиками того, что развивается, ни с содержанием самого хода его развития. При генетическом изучении начало и конец развития некоторого явления не совпадают. Они не совпадают ни по материалу, ни по устройству, ни по способу функционирования.

Представлений о развитии как процессе и как деятельности почти достаточно для описания всего континуума исторических изменений человеческой реальности в рамках социально определенных ценностных оснований, целевых ориентиров и временных интервалов. Совокупность данных представлений позволяет не только в общем виде говорить о культурно-исторической обусловленности развития субъективности, внутреннего мира человека, а прямо теоретически и практически учитывать социально-исторический контекст процессов развития, раскрывать их содержание и способы организации в терминах данного контекста.

Понимание развития как реального процесса в психологии имеет свою специфику. Природа психического как развивающегося процесса, основной способ существования психического в качестве процесса требуют использования понятий, которые могли бы отобразить развертывающуюся во времени организацию психического, выявить ее структуру, смену стадий и фаз процесса, взаимосвязь стадий и уровней развития.

Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. В онтогенезе, даже в пределах только сферы психического, существует значительная вариативность направлений развития и характера изменений. В одном и том же периоде развития некоторые системы и структуры совершенствуются, а другие регрессируют по уровню своего функционирования. Общее психическое развитие обнаруживает большую индивидуальную пластичность и может – в зависимости от условий жизни человека, от доминирующего типа развития – принимать разные формы. Выделяется два типа качественного преобразования объекта в процессе развития – прогресси регресс .

При анализе этой проблемы следует выделять образующие и составляющие линии развития. Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими, пока осуществляется развитие. Образующие – это все то, что продолжает становиться и развиваться , не имеет окончательного завершения, находится в абсолютном движении становления; меняется лишь их доминация в ходе развития. Составляющие – это все то, что имеет относительно завершенный характер, функционирует как некая способность , обладающая возможностью к совершенствованию и оптимизации; они специфичны в пределах определенного этапа онтогенеза. Образующие всегда являются основой, базой, на которой возникают, развиваются и формируются (оформляются), а затем обслуживают некоторый уровень жизнедеятельности многообразные способности как составляющие.

Подводя итоги анализа особенностей реализации принципа развития в психологии, можно отметить следующее. Развивающийся объект рассматривается , во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, как органическая совокупность структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое , как система; во-вторых, с точки зрения процесса, как закономерное следование друг за другом во времени совокупности изменений его внутренних состояний ; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом ; в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного состояния к другому.

В настоящее время намечается поворот экспериментальной психологии к исследованию внутренней, духовной организации личности. Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности "изнутри", со стороны субъекта. Личность здесь выступает "не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов" (Петренко В.Ф.,1988). Реализация субъектного подхода в изучении личности выдвигается в качестве одной из актуальных и насущных задач развития психологической теории (Чудновский В.Э.,1991). "При субъектном подходе, пишет Чудновский В.Э., - в характеристике личности, в поведении человека подчеркивается роль активного, творческого начала. Это означает, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано, и это позволяет ему стать хозяином судьбы". Ориентация на парадигму субъективного подхода представлена в работах таких психологов как Абульханова -Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С. ,Петренко В.Ф. ,Петровский В.А. и др. Однако в адрес отечественной психологии личности представляется справедливым замечание высказанное Анциферовой Л.И.: "В нашей психологии я не видела реальную личность. живого человека. Я видела некоторые разрозненные функции человека, отдельные процессы, но не было целостной личности - как она реально живет, строит свой жизненный путь, как ей трудно, какими способами она преодолевает трудности, как ей можно помочь в этом, каков вообще ее внутренней мир". (Анцифирова Л.И.,1981). С точки зрения Анцифировой Л.И., фундаментальные теоретико-эмперические исследования должны строиться "на изучении всей полноты реальной жизни личности, тех жизненных отношений человека, которые образуют ткань его целостного жизненного пути", а "задача исследователя" - вытащить" основные составляющие механизмы работы внутреннего мира человека, которые реально обеспечивают ему благополучие, комфортное существование или деформируют его жизненный путь, но он сам этого не осознает". Отмечая тенденцию перехода от структурно- агрегатного описания к анализу функционирования личности как постоянно преобразующейся и развивающейся целостной системы, Анциферова указывает на то, что все еще в психологических работах "недостаточно раскрывается динамика психической жизни личности, а шире - стоящий за изменяемостью личности динамизм ее жизненных отношений ( АнцифироавЛ.И.,1990)

Одним из наиболее продуктивных экспериментальных направлений в изучении личности является писхосемантический подход (Артемьева В.Ю 1977, 1980,1986; Петренко В.Ф., 1983, 1988;ШмелевА.Г., 1983). Психосемантика позволяет преодолеть противостояние объектного и субъектного подходов к изучению личности, поскольку суть психосемантического подхода - экспериментальное изучение личности через исследование категориальной структуры индивидуального сознания. Методологическим основанием такого подхода, является положение Леонтьева о пристрастности психического отражения и индивидуального сознания (Петренко В.Ф., 1988 ).

Основным отличаем психосемантических методов является отсутствие жестких инструкций и определенных стимулов. Наблюдение в таких условиях могут помочь выявить устройство субъективной картины мира, отражающей в себе личностно- манипулятивные особенности. Прямая констатация актуальных свойств, которыми наделяется являющийся объект, может дать сведения о когнитивных структурах. Весьма существенным для описываемых структур является их в отношениях субъекта с миром.

Так в исследовании проведенном на группе российских и британских бизнесменов с помощью комплекса психосемантических методик в рамках парадигмы субъектного подхода, нами было изучено глубинное отношение испытуемых к самим себе, своей личной жизни, работе и бизнесу в целом. Так же в данном семантические методы использовались с целью выявления депрессивных тенденций среди успешных бизнесменов, выяснению причин их возникновения через анализ семантико-перцептивных универсалий, накопленных в процессе занятия бизнесом, и оценке субъективной семантики отношений субъекта с миром в целом, и занятию бизнесом в частности. В дальнейшем комплекс психосемантических методик был апробирован на представителях другой профессиональной группы: летчики- испытатели, а так же на студентах факультетов менеджмента и экономики, планирующих в дальнейшем заниматься бизнесом. В этом же исследовании была рассмотрена проблема самореализации и ее влияния на возникновение депрессивных тенденций, что дает новые возможности для изучения соотношения проблемы самореализации и возникновения депрессии в психологии с помощью психосемантических методов.

Использование психосемантических методов для изучения группы лиц одной профессии имеет свою специфику. Семантико - перцептивные универсалии формируются в процессе накопления субъективного опыта, делая восприятие более экономным. Их содержание и особенности связанные с характером личного опыта, условиями жизни и деятельности индивида, поэтому они схожи у определенных групп испытуемых.

Все выше сказанное дает основание утверждать о все большей перспективности субъектного подхода в изучении личности, который позволит нам глубже проникнуть в тайны ее внутреннего мира, подчас неразгаданные ей самой.

Читайте также: