Кратко опишите духовную сферу византийской цивилизации

Обновлено: 05.07.2024

Ведущая организация – Ростовский Государственный строительный институт.

Защита состоится 3 декабря 1998 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д. 063.52.10 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК при РГУ, аудитория 52.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на-дону, ул.Пушкинская, 148).

Автореферат разослан 1998 года.

кандидат философских наук,

доцент О.М. Штомпель

Общая характеристика работы

Закон: признак самобытного культурно-исторического типа – его отдельный язык. С большим сомнением таковым можно признать греческий, так как на нём говорило меньшинство населения империи и не во все периоды истории этот язык значился как официальный. 3 Византийская культура формировалась как культура многоязыковая и свободная от доминирования одного языка.

Закон: наличие политической независимости. В условиях фактического раздела империи на Западно-римскую и Восточно-римскую это условие приобретает абсурдный характер.

Закон: залог богатства (во всех смыслах этого слова) цивилизации – в пестроте её этнического элемента. Это, пожалуй, единственный закон, которому полностью соответствует, в данном случае, византийская цивилизация.

Закон: цивилизация (как этап цветения) раз и навсегда истощает жизненные силы, породившего её ландшафта. Сам факт появления византийского общества в обширном пространстве эллинского, египетского, сирийского и малоазиатского ландшафта, опровергает это положение.

По мнению автора, исследования византийской цивилизации русскими философами 19 века носят на самостоятельный и самоценный характер, а подчинены поиску и лигитимации основных цивилизационных принципов для обоснования панславянской идеи.

На протяжении всего 19 века как на Западе, так и в нашей стране феномен византийской цивилизации так и не стал объектом философского изучения и осмысления. Конец 19 – первая половина 20 века были ознаменованы появлением новой волны живого интереса к культурному наследию византийской цивилизации, во Франции, Германии, Италии, России и Австрии формируются византиноведческие школы, исследования которых стали сегодня классикой. Тем не менее в философской среде (в отличии от исторической и филологической) не было подобного явления о чём может свидетельствовать тот объём внимания, что был уделён нашей теме в произведениях известных тогда авторов.

Таким образом, философское осмысление культурного мира Византии не имеет твёрдо устоявшейся традиции и существует как в отечественной, так и в западной философии как явление частное и несамостоятельное. Подчинённое решению других проблем.

Экономическая проблема: вопрос о собственности на землю, т.е. противоречивый характер имеющейся информации о типах владения (свободные общины, государственные хозяйства, имперские угодья, храмовая и монастырская собственность, владения магнатов и так далее).

Политическая проблема: вопрос о нетипичности властных институтов (в первую очередь фигура императора) и полномочий общественных органов.

Реконструкция центральных образов и метеобразов в субъективной картине мира представителя византийской цивилизации;

Изучение процесса самоидентификации личности в византийской цивилизации;

Анализ византийского философского дискурса на основе реконструкции византийской интеллектуальной истории;

Исследование стереотипа интеграции культурного мира Византии в общеисторическое мировое пространство.

Восстановление социокультурного контекста Византии и поиск адекватной для неё цивилизационной характеристики происходит на основе первоисточников и дополняется анализом и сопоставлением существующих в мировой литературе интерпретаций.

Положения, выносимые на защиту:

Византия представляет собой независимый, оригинальный тип цивилизации с собственным механизмом конструирования социокультурной реальности, реализуемым в особой стратегии структурирования индивидуального и коллективного опыта.

Научная новизна исследования

В данном диссертационном исследовании:

исследован феномен нестабильности, как один из основных факторов существования культурного мира Византии;

вскрыты типология и механизм поведенческой модели личности в условиях фактора нестабильности византийской цивилизации;

Исследован процесс самоидентификации личности в византийской культуре;

охарактеризованы константы мировоззренческих ориентаций в византийской культуре;

Реконструированы основные типы структурирования византийской социокультурной реальности;

На основе анализа философско-исторических образов осуществлена цивилизационная характеристика Византии;

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на аспирантском методологическом семинаре в РГУ, в ноябре 1997г. На основе материала диссертации автором читается элективный курс на историческом факультете РГУ.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 161 наименование.

Основное содержание диссертации

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень её разработанности, определяется цель и задачи диссертационного исследования, его научная новизна, определяются теоретические методологические основы авторского анализа. Излагаются основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы, её апробация.

Метакультурная дискуссия между христианскими адептами и языческой интеллигенцией (3–6 вв.).

Полемика ортодоксов с несторианами, монофизитами и монофилитами (5–7 вв.)

Процесс борьбы между иконопочитателями и иконобоцами (8–9 вв).

Противостояние ортодоксов и павликиан (8–10 вв.)

Полемика между исихиастами (паламитами) и гуманистами (антипаламитами) (12–15 вв.).

Каждый учёный должен быть в состоянии публично изложить сформулированную им позицию;

Истинный учёный никогда не откажет в ответе на вопрос;

Спор не должен быть самоцелью, а лишь средством;

Ситуационная самостоятельность человека (постулирование известной степени свободы человеческой воли, видение мира как поля индивидуального выбора);

Для византийского агиографического нарратива характерна поведенческая модель личности, в которой преобладают следующие элементы:

Стремление пересмотреть установленный догмат о воплощении бога-Слова;

Отрицание догмата о воскрешении душ после смерти;

Отрицание чудес исходящих от богородицы и святых;

В данном случае, для нас представляет особый интерес интеллектуальная тенденция, которая представлена в позиции Иоанна Итала. Обострённый интерес к эллинскому философскому наследию, нарочитая обращённость к прошлому – вот что занимает ум знаменитого византийского философа. Здесь как ни где проявляется одна из основных черт византийского мировоззрения: принципиальная открытость прошлого для настоящего, его актульность и кардинальная значимость для современности. С другой стороны, здесь в очередной раз постулируется положение, характерное для культурного мира Византии о континуальной завершённости мира, многократной реализованности философской истины, выражающейся в тезисе: всё уже было, всё ещё будет.

В среде выходцев из константинопольского университета вырабатывается новая идеология, направленная на формирование свободного интеллектуала, умеющего отстоять собственную точку зрения. Таких людей называли полигисторами, они отходят от целого ряда культурных стереотипов, в том числе от латинофобии, ставшей уже неотъемлемой частью византийского менталитета, благодаря их переводческой деятельности Византия заново открывает для себя латинскую античность – Овидия,Цицерона, Катона Старшего и др., помимо этого полинисторы активно занимались переводами известных христианских авторов, таких как Аврелий Августин, Фома Аквинский и т.д.

Такой итог философии в Византии был неслучаен, так как в это же время на уровне государственной идеологии в империи господствовала мистическая теория исихазма, черпающая свои теоретические положения из новозаветного интуитивизма.

Оборотной стороной византизма, как явления целостного и сугубо столичного, в византийской культуре выступает провинзиальный регионализм (египетский, балканский, сирийский, палестинский и так далее). Берущий своё начало с геополитической периферии империи, он направлен не во вне, а в самый центр государства, на её столицу. Мощное культурное давление, которое оказывали регионы на имперский центр – вот один из ключевых факторов дробящих культурный мир Византии на богатую и многоцветную мозаику. Византийская история Александрии, Антиохии, Афин и Фессалоники – пример жестокой и бескомпромиссной борьбы за свою культурную автономию, за альтернативность религиозной ориентации и национальной идентичности.

Анализ культурной жизни сквозь призму субъективного актуален в сфере современного гуманитарного исследования (новая интеллектуальная история, новая культурная история, микроистория, история ментальностей). Данный подход позволяет не только вскрыть и описать механизмы воспроизводства цивилизации в пространстве Большого исторического времени, но и выявить специфические для культурного мира стратегии структурирования коллективного и индивидуального опыта, формы миропонимания, уникальный стиль интеллектуальной, политической, религиозной жизни.

Полученная нами цивилизационная характеристика поражает своей динамичностью и диалектичностью. Её использование позволяет объяснить почему Византийской цивилизации удалось просуществовать более тысячи лет, оставаясь, на первый взгляд, неизменной, в то время как внутренне она переживала постоянные перемены.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Кириллов А.А. Центральные образы и метаобразы пространственно-временной структуры культурного мира Византии // Рубикон. Ростов-на-Дону 1997г.

Кириллов А.А. Полемичность как основная черта интеллектуальной сферы Византии //Тезисы докладов аспирантов РГУ (весна 1998) (в печати).

Кириллов А.А. Византия: проблема цивилизационной характеристики //Ростов-на-Дону 1998г.

Духовное наследие, оставленное Византией, и поныне поражает своим богатством. В средние века Византия была своего рода наставницей славянского мира: южные и восточные славяне унаследовали от нее письменность, политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров они учились строить храмы и писать иконы. Пользовалась плодами византийской культуры и Западная Европа, правда, в меньшей степени.
Еще в 313 г. христианство было признано одной из официальных религий Римской империи. Но вплоть до начала VI в. Византия во многом оставалась полуязыческой страной. Отправление языческих культов на бытовом уровне не было запрещено. А в 361-363 гг. император Юлиан Отступник даже восстановил язычество, но его преемники вернулись к христианству.
Распространение новой религии сопровождалось жесткими мерами в отношении язычества. В 415 г. в Александрии был разрушен Сералеум - центр языческого культа, фанатичная толпа сожгла знаменитую библиотеку и растерзала женщину-философа Ипатию. Языческие храмы не только закрывались, но нередко и уничтожались, а их имущество отбиралось в пользу казны. Впрочем, процесс отмирания языческого сознания носил объективный характер, а гонения и запреты только ускоряли его.
Но победа христианства не означала разрыва с наследием, оставленным античной культурой. В Византии высоко ценили знания, включая античную философию, литературу, естественные науки. Идея преемственности, прямой связи Византии с греко-римским миром не была поколеблена торжеством христианства. Даже представители византийской церкви относились к античным философам и писателям довольно мягко, правда, истолковывали их идеи в духе христианства.
Важно и то, что школа в Византии в отличие от западной не была подчинена церкви. В ней изучались отдельные церковные дисциплины, но в целом она оставалась светской, а сама система образования была довольно близка к античной. Поэтому постепенное исчезновение языческих верований не привело к гибели традиций античной литературы и философии. Пройдя сквозь века, эти традиции дошли и до нашего времени.
В Византии, как и в Западной Европе, церковь вела борьбу с еретиками, которые отстаивали право на свое, особое понимание христианства. Превыше всего и христианские богословы и еретики почитали Священное Писание, но трактовали его по-своему. В средние века люди нередко готовы были отдать жизнь, защищая свою трактовку той или иной фразы (порой даже слова!) из Библии. Особые споры были связаны с вопросом о природе Иисуса Христа: кем же он был - Богом или человеком?
Людям нашего времени, особенно атеистам, трудно понять, почему это так волновало византийцев, казалось бы, отягощенных множеством более насущных проблем. Дело в том, что Христос для ромеев был не только Спасителем человечества, но и посредником, связующим звеном между небесным и земным миром. Христианская церковь утверждала, что Христос совмещает в себе Божественную и человеческую сущность. Христиане видели в этой идее надежду на грядущее спасение человечества: ведь Христос, оставаясь человеком, способным испытывать страдания, одновременно был и Богом. Поэтому спор о сущности Христа был не просто богословской дискуссией, а проблемой, касающейся каждого средневекового человека, жаждущего открыть в себе Божественное начало.
Человек средневековья тонко чувствовал красоту мира, умел восхищаться ею, но земная красота была для него лишь ступенью на пути к высшей, небесной красоте. Христианство разрушило привычный идеал гармонической личности, сочетавший в себе внешнюю (физическую) и духовную красоту. Оказалось, что внутренняя красота может таиться под внешним безобразием, и наоборот. Христианские святые нередко были уродливы внешне, и авторы житий (биографий духовных и светских лиц, канонизированных церковью) ярко и натуралистично описывали тела аскетов, покрытые язвами и ранами или иссохшие от поста. Видимо, нарочитость такой антиэстетичности облика была связана с желанием подчеркнуть красоту духовную, которая становилась все более ценной в глазах человека средневековья. В те времена плотское и вообще земное, как правило, ассоциировалось с греховным, со всем, что отделяет человека от небесной благодати. Впрочем, христианство отнюдь не отвергало полностью все материальное, физическое, стараясь сгладить противоречия между ним и духовным.
Еретики же, считая землю обителью зла, отвергали плоть и материю, а также не признавали "греховную", по их мнению, церковь посредницей между Богом и людьми. Они призывали к отказу от всего земного, от собственности, проповедуя святую бедность, аскетизм, т.е. фактически отрицали ценность земного мира. Преследования и жестокие расправы не могли остановить распространение ересей, ибо страдания, лишения и даже насильственная смерть не страшили еретиков. Их идеи оказали заметное влияние на религиозную жизнь не только Византии, но и Западной Европы.
Уже в IV-V вв. возникли расхождения между Западной (католической) и Восточной (православной) церквами. Одновременно обострялась борьба за политическое и религиозное первенство, за сферы влияния между папой римским и константинопольским патриархом. Формально же споры шли вокруг точности трактовки ряда христианских догматов. Каждая из двух церквей считала единственно верной собственную позицию (в самом термине "православие" звучит заявка на монопольное право толковать Божественные истины).
В результате в 1054 г. произошел раскол (схизма) христианской церкви на католическую и православную. Раскол на долгие века предопределил отъединенность от западного христианства вначале Византии, а затем и ее духовной преемницы - России. Суть раскола была значительно глубже расхождений в трактовке тех или иных догматов. В культурно-религиозной жизни Византии и Западной Европы существовали значительные различия, касавшиеся прежде всего системы ценностей, утвердившейся в каждом из регионов. Католическая церковь обладала абсолютным авторитетом во всем, что касалось посмертной судьбы человека, своей властью решая вопрос о его спасении. Именно церковь давала отпущение грехов, оценивала добродетели и недостатки, наставляла на путь истинный и отвращала от грехов. Этические нормы, разработанные католической церковью, охватывали буквально все стороны жизни человека. А это, в свою очередь, формировало у людей внутреннюю и внешнюю дисциплину, ответственность перед Богом и церковью за поступки и даже помыслы.
В принципе такую ответственность и дисциплину подразумевало и православие, однако оно допускало и иной путь к Богу и спасению - без посреднического участия церкви. Это был индивидуальный, личностный путь, который обычно осуществлялся через особый тип молитвы, приводившей к мистическому слиянию с Богом. И если в Византии это мистическое направление было официально признано церковью, то на Западе оно не слишком поощрялось (правда, и не запрещалось прямо).
Признавая право человека на личностный путь. Восточная церковь предоставляла ему довольно большую внутреннюю свободу: личное спасение, таким образом, зависело от самого человека, от его способности к нравственному очищению и преодолению низменных инстинктов. Поэтому в Византии формировался совершенно особый, отличный от западноевропейского идеал личности и ее поведения.

Другие записи

Датой рождения византийской цивилизации принято считать дату основания ее главного города, Константинополя, - 324 год. После падения Римской империи (476) Византия стала преемницей Рима.Название "Византия"…

В начале своей истории Византия оставалась рабовладельческой страной. Но в дальнейшем в ней, как и в Западной Европе, победили феодальные отношения. Правда, своеобразие византийской цивилизации обусловило…

Даже у представителей византийской церкви отношение к античным философам и писателям было достаточно мягким. Чтение их произведений не было запрещено; напротив, выдающийся богослов IV в. Василий Великий призывал юношество изучать языческих авторов, хотя и с осторожностью, стараясь толковать их мысли в духе христианства. В те времена были распространены аллегорические толкования, с помощью которых можно было доказать, что язычники предчувствовали некоторые истины христианства или даже предрекали его победу. Но, несмотря на такую одностороннюю, заранее заданную трактовку, культурные ценности языческой античности оставались в сознании людей.
Важнейшим источником знаний об античности была византийская школа, которая в отличие от западной не была подчинена церкви. Со временем в ней появились некоторые церковные дисциплины, но в целом школа оставалась светской, и сама система образования была близка античной, особенно в начальной школе, где обучали чтению, грамматике и умению считать. Ученики читали, комментировали, переписывали и учили наизусть отрывки из Псалтири, но также из поэм Гомера, трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, из философских произведений Платона и Аристотеля. Знакомясь с богатством античной мысли в лучших ее образцах, школьники проникали и в систему языческого восприятия мира. Богословие, как и философия, специально изучались лишь на более высокой ступени образования, доступной немногим.
Языческие верования исчезали, но традиции античной литературы и философии продолжали жить на протяжении многих веков. Философия Платона и его последователей оказала большое воздействие на византийское богословие, на основе античной литературы в Византии создавались светские произведения (например, романы).

Гуманистические идеи византийских философов, эти предвестники нового времени, проникнув в Италию, нашли отклик в Европе и оказали значительное влияние на западных мыслителей. В самой же Византии вместе с исихазмом вновь утвердились традиционная система ценностей и традиционное восприятие мира и человека.

На бывшей территории Древнего Рима появились разные государства, в том числе Византия, которая смогла просуществовать 10 столетий, став одной из самых значимых стран того времени. Располагалась она в Турции, Греции и на Балканах. Столицей государства был Константинополь (современный Стамбул). Особого внимания заслуживает культура Византии, поскольку она оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию.

  • Основные периоды
  • Формирование основы культуры
  • Развитие музыки
  • Древняя архитектура
  • Особенности живописи
  • Влияние Византии на Древнюю Русь

Достижения культуры Византии

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

Борьба христианского богословия с античным наследием

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византийская мозаика

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Развитие музыки в Византии

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Живопись в Византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

Читайте также: