Кратко окружающий мир 1 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель курса: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и национального многообразия российского общества.

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего  ;

осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы ;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

изготавливать модели планет и созвездий;

использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

рассказывать об охране природы в своём крае;

различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

читать историческую карту;

перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

раскрывать связь современной России с её историей;

3. Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9ч.)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Элементарным приемам чтения плана и карты, узнавать материки и океаны, их названия, расположенные на глобусе и карте.

Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Описывать отдельные события из истории Отечества, использовать ленту времени.

Правилам поведения человека при охране памятников истории и культуры

Получит возможность научиться:

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Работать с готовыми моделями (глобусом и картой)

Создавать несложные модели планет и созвездий

Природа России (10ч.)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря.

Различать виды водоемов, их разнообразие, использование человеком.

Понимать общие условия необходимые для живых организмов, связь живой и неживой природы в различных природных зонах (арктических пустынь, тундры, лесов, степей, пустынь, у моря)

Понимать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Получит возможность научиться:

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса

Искать дополнительную информацию в различных источниках.

Анализировать ситуации с точки зрения экологии.

Родной край – часть большой страны (15ч.)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Презентация проектов.

Экскурсия: Природные сообщества родного края.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Определять особенности поверхности родного края, узнавать на рисунке, показывать на карте

Давать краткую характеристику водоемам родного края, называть их

Исследовать состав почвы, узнает ее значение для жизни человека

Различать природные ископаемые и понимать их использование человеком

Классифицировать природные сообщества (лес, луг, пресный водоем)

Выделять различные отрасли растениеводства и животноводства в родном крае

Определять роль растений и животных в жизни людей и бережное отношение к ним

Получит возможность научиться:

Выполнять опыты с природными объектами, простейшие измерения

Устанавливать взаимосвязи в природе, выполнять уход за культурными растениями, за домашними животными

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Использовать ленту времени

Определять различные эпохи: древний мир , средние века, новое время , новейшее время.

Определять к какой эпохе принадлежат те или иные выдающиеся люди, знать их имена.

Работать с географической картой

Получит возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Описывать отдельные события из истории Отечества

Показывать на карте границы России, некоторые города, описывать события происходившие в различные эпохи на Руси

Называть выдающихся людей и патриотов прошедших времен, города, места изученных сражений разных эпох

Участвовать в охране памятников истории и культуры

Получит возможность научиться:

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Современная Россия (9ч.)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов.

В результате изучения темы обучающийся научится:

Знаниям основного закона России и прав человека

Описывать государственные праздники, традиции, обычаи народов, населяющих Россию

Описывать историю создания гимна, герба, флага

Рассказывать о городах России, отдельных важных событиях общественной и культурной жизни страны

Получит возможность научиться:

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной Стране

1) С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника.

Лес является домом не только для растений, но и для многочисленных животных и птиц.

Лес защищает воздух, водоёмы и почву. Деревья поглощают огромное количество углекислого газа и выделяют кислород, поэтому леса называют лёгкими планеты. Листья деревьев задерживают пыль, и делают воздух чище. Корни деревьев задерживают воды, не дают ей уходить вглубь почвы, а потому реки в лесах не мелеют. Там, где растет лес, почва лучше защищается от эрозии.

Лес является местом отдыха для человека. Он дарит нам радость от общения с природой, общения с прекрасным.

Лес является источником ягод, грибов и лекарственных растений.

Лес служит источником древесины, которая используется для строительства, изготовления мебели, бумаги, лекарств.

2) Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Я знала, что костёр в лесу нельзя разводить без присмотра взрослых, нельзя разводить его просто так, ради баловства. Знала, что для костра следует выбирать специально подготовленное место, старое кострище, а если его нет, то дёрн следует аккуратно снять, а после того как костёр потушен также аккуратно уложить дёрн на место.

Я знаю и соблюдаю все указанные в памятке правила.

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради.

Условные знаки “Как разводить костёр” для 4 класса

Пример условных знаков Как разводить костер

Обсудим!

Здоровье леса также зависит от чистоты воздуха. В этом можно убедиться самим. В городах, возле промышленных предприятий деревья растут чахлыми, больными, слабыми. Воздух в этих местах сильно загрязнён вредными примесями, и они оказывают негативное влияние на здоровье леса.

2) Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Многие люди забывают выполнять правила поведения на природе. Происходит это от их легкомыслия и безответственности. Они думают, что лес будет вечно, и что его не нужно защищать. Чтобы все люди относились к лесу бережно, нужно повышать экологическую грамотность населения. Объяснять правила поведения на природе, проводить агитационные мероприятия, показывать правильное отношение к лесу на личном примере.

Проверь себя

1. Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

Леса играют важнейшую роль в природе и жизни людей. Для животных — лес родной дом, для людей источник кислорода, ягод и грибов, хорошего настроения, древесины.

2. Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Лес выделяет кислород, и задерживает пыль, тем самым очищая воздух. Корни деревьев в лесу задерживают воду на поверхности, тем самым не давая обмелеть рекам и озёрам. А также деревья защищают землю от выветривания.

3. Как правильно вести себя в лесу?

В лесу нельзя мусорить, нельзя ломать деревья, топтать траву, разорять гнёзда и норы, разрушать муравейники, шуметь, разводить костры без особой необходимости.

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 71).

Краткая характеристика зоны Тайга по плану для 4 класса

  • Природная зона: Тайга. Обозначается зелёным цветом.
  • Особенности природы: Образована хвойными лесами. В тайге теплее, чем в тундре, здесь часто идут дожди. Зимы суровые, лето жаркое. В тайге много деревьев и животных. Животные и птицы помогают распространяться деревьям на новые территории, поедая и запасая их семена.
  • Использование человеком: Тайга используется человеком как источник древесины, как место отдыха и охоты.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.
  • Краткая характеристика зоны Смешанных лесов по плану для 4 класса
  • Природная зона: Смешанных лесов. Обозначается светло-зелёным цветом.
  • Особенности природы: Образована как лиственными породами деревьев, так и деревьями хвойных пород. Находится южнее зоны тайги. Отличается более тёплым климатом. Животные используют леса как свой дом, и помогают деревьям расселяться на новых землях, перенося их семена.
  • Используется человеком как источник древесины, как место отдыха, сбора грибов и ягод, охоты.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.

Краткая характеристика зоны Широколиственных лесов по плану для 4 класса

  • Природная зона: Широколиственные леса. Обозначается ярко-зеленым цветом.
  • Особенности природы: Образовано теплолюбивыми широколиственными деревьями — дубами, ясенями, вязами, липами. Находится южнее зоны смешанных лесов. В этой зоне мягкие зимы и тёплое лето. Животные питаются плодами деревьев и помогают деревьям распространять семена.
  • Используется человеком для отдыха, сбора грибов и ягод, охоты. Реже как источник древесины.
  • Экологические проблемы — вырубка лесов, браконьерство. Охрана природы — создание заповедников и национальных парков, контроль за вырубкой лесов.

Задания для домашней работы

Эти рассказы учат нас правильно вести себя в лесу. Ведь лес — это наше сокровище, которое нужно беречь. Нельзя оставлять в лесу мусор, нельзя в лесу жечь костры, нарушая правила безопасности. Даже зимой, на прогулке или соревнованиях, следует выполнять правила поведения в лесу.

Я всегда стараюсь следовать этим правилам и никогда не бросаю в лесу мусор, и не развожу костры без взрослых.

Венерин башмачок — это травянистое многолетнее растение семейства орхидных, которое можно встретить в смешанных и широколиственных лесах, а также в кое-где в тайге.

Это невысокое растение, которое вырастает до 20 сантиметров в высоту, реже до полуметра. Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, богатые гумусом, а также места с умеренной освещённостью.

Венерин башмачок зацветает только на 15-17 год жизни, реже на 8 году. Цветок венериного башмачка по форме действительно напоминает старинный башмачок, из-за чего растение и получило своё название. Он окружён яркими, тёмно-коричневыми лепестками.

Из-за своих красивых цветков Венерин башмачок массово собирался человеком, что привело к сокращению численности растения. В настоящее время в большинстве мест Венерин башмачок очень редок и внесён в Красную книгу России.

Зубр является самым крупным и древним млекопитающим, которое встречается в лесах Европы. Это потом древнейших диких быков, стада которых бродили по Европе во времена последнего оледенения.

Долгое время человек бесконтрольно истреблял это могучее и красивое животное и к 20 веку численность зубров достигла критической отметки. Животное фактически оказалось на грани вымирания.

Создание заповедников помогло предотвратить вымирание зубров и сейчас численность этого животного постепенно восстанавливается. Зубры в дикой природе водятся в Беларуси, Московской и близлежащих областях, на Северном Кавказе.

Зубр — могучее животное весом до 1 тонны, и ростом в холке до 180 сантиметров. Обладает мощными рогами длиной до 60 сантиметров, питается травами.

Зубр стадное животное, но в стаде зубров собираются только самки и телята. Самцы зубров присоединяются к стаду только в брачный период.

Средняя продолжительность жизни зубров 20-25 лет.

Моё воображаемое путешествие в парк “Лосиный остров” для 4 класса

Национальный парк “Лосиный остров” является самым крупным национальным парком в Европе, который расположен в городской черте. Он представляет уникальную возможность для городских жителей пообщаться с дикой природой.

Моё путешествие в национальный парк “Лосиный остров” начинается с конной прогулки. Покатавшись на удивительно спокойных и красивых лошадях под сенью высоких деревьев, я отправляюсь на экскурсию по Торфопредприятию.

Оно расположено возле болота, в котором раньше добывали торф. Я осмотрела старинное здание торфопредприятия, а потом нас провели к местам обитания бобров, этих умнейших и трудолюбивых животных, которые занимались своими делами, совершенно не обращая внимание на человека.

После торфопредприятия, я отправилась на лосиную биостанцию, ведь остров не зря носит название Лосиный. На нём действительно водятся самые настоящие лоси — огромные рогатые лесные исполины, которых можно осторожно погладить и даже угостить морковкой.

В национальном парке “Лосиный остров” есть ещё много интересных мест для экотуризма — экологические тропы, дендрарий, экологический центр “Красная сосна” где можно узнать много интересного об этом удивительном месте.

Я провела в парке “Лосиный остров” целый день, но успела познакомиться лишь с малым количеством удивительных красот этого волшебного места.

На следующем уроке

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесными зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зоны степей находятся южнее лесных зон, а значит получают больше солнечного тепла, чем зоны лесов. Степь — это пространство, заросшее травой, в степи почти нет деревьев. Многие степи сейчас используются как сельскохозяйственные поля и под пастбища.


Человек живёт в окружающем его мире. Этот мир очень сложный и многообразный. Это мир живой природы (растения, животные, грибы и микроорганизмы), мир неживой природы, а также само человеческое общество и всё, что создано руками людей.

Что такое окружающий мир?

С самых ранних времён своего существования человек изучает мир, в котором живёт – окружающий мир.

В начале своего развития человечество делило окружающий мир на живую и неживую природу. Но знания были ограничены, поэтому часто человек приписывал к живым существам абсолютно неживые (например, считал, что Солнце есть некое живое божество и что нужно ему поклоняться).


Со временем знания человека об окружающем его мире совершенствовались, человек активно изучал мир, в котором живёт. Так современная человеческая цивилизация обрела большое количество наук, позволяющих исследовать окружающий мир.

И с позиции сегодняшних знаний можно определить окружающий мир как совокупность окружающих человека объектов живой и неживой природы, а также результатов деятельности самой человеческой цивилизации (всего того, что создано самим человеком в ходе развития человеческого общества).

На какие две части можно разделить все объекты природы?

Учёными было установлено, что планета Земля образовалась из солнечной туманности около 4,5 миллиарда лет назад. В начале своего существования Земля не имела обитающих на ней живых организмов, то есть вся природа Земли была неживой.

Около 4 миллиардов лет назад на Земле появилась жизнь – первые живые обитатели мирового океана. С этого времени природа нашей планеты дополнилась уникальной и неповторимой её частью – живой природой с удивительной флорой (растительным миром) и фауной (миром животных), а также грибами и микроорганизмами.


В ходе биологической эволюции (развития жизни) на Земле появился человек разумный (Homo Sapiens). Это произошло приблизительно 400–250 тысяч лет назад. Человек разумный отделился от мира человекообразных обезьян в ходе первоначального развития трудовой деятельности и речи.

Примеры живой природы: дерево, трава, человек, кошка, птица, муха, муравей и другие живые организмы.

Примеры неживой природы: горы, реки, моря, песок, камни, воздух, солнечный свет и т.п.

Основной задачей человека разумного была, есть и остаётся – познание окружающего мира.

Зачем мы познаём окружающий мир?

Каждое живое существо согласно учению Чарльза Дарвина ведёт борьбу за существование, и, прежде всего, это проявляется в борьбе за пищу и территорию обитания.

В мире животных эта борьба ведётся инстинктивно (неосознанно) с целью сохранения жизни отдельной особи и отдельного вида.

Человек разумный также относится к живым существам, и, соответственно, тоже ведёт борьбу за существование. И эта борьба за существование нередко приводила к войнам, в ходе которых завоеватели захватывали чужие территории и ресурсы, необходимые для жизни.

К большому сожалению, за всю историю существования человечество непрерывно вело войны, в ходе которых погибло бесчисленное количество людей. Войны продолжаются и до сегодняшнего дня.

Однако, человек наделён разумом, который позволяет ему (человеку) использовать природные ресурсы, выращивать зерно, добывать полезные ископаемые, создавать орудия труда и многое другое.


Именно разумное мышление даёт человеку возможность искать и находить способы выживания, способы продолжения развития цивилизации, не уничтожая себе подобных для захвата их территорий и ресурсов.

Мирное сосуществование всего человечества ставит перед ним важнейшую задачу исследования и изучения окружающего мира с целью сохранения и развития жизни на нашей планете.

Знания об окружающем мире позволяют людям добывать полезные ископаемые, выращивать урожай, строить города, создавать промышленные предприятия, осваивать космос и делать многое другое, что является при ответственном и правильном применении и использовании благом для человека и всей человеческой цивилизации.

Как мы познаём окружающий мир?

С первых этапов своего существования человек изучает окружающий его мир. Как биологические существа люди наделены органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

Получая информацию из окружающего мира посредством органов чувств, человек может её запоминать. Эти знания накапливаются в памяти человека, и таким образом человек приобретает опыт.

Важнейшую роль в развитии человека играет речь. В начале существовала только устная речь, но, тем не менее, люди могли с её помощью передавать знания и опыт об окружающем мире другим людям, а также получать от них новую информацию.

Изобретение письменности было важнейшим достижением человечества в ходе своего развития. Теперь знания и опыт могли быть записаны во всей их полноте и переданы следующим поколениям. Таким образом, опираясь на знания и опыт предыдущих поколений, новые поколения могли продолжать изучение окружающего мира.


За всё время своего существования люди накопили огромный запас знаний об окружающем мире. И со временем эти знания дифференцировались (разделились) по своим тематикам (направлениям). Так зародились науки история, астрономия, география, биология, физика, химия, математика, обществознание.

Каждая из этих наук даёт человеку большой арсенал способов познать и изучить окружающий мир. Эти базовые (основные) науки изучаются в школьной программе для того, чтобы человек смог получить самые важные знания об окружающем мире и в дальнейшем выбрать себе профессию, обучиться ей и трудиться, принося пользу обществу и, тем самым, непосредственно участвуя в сохранении, продолжении и развитии человеческой цивилизации.

Что изучает предмет окружающий мир?

Предмет окружающий мир изучает живую и неживую природу, а также человеческое общество и всё то, что им создано и создаётся.

Окружающий мир очень и очень разнообразен во всех его проявлениях. Знания о нём, которые человечество накопило за всю историю своего существования, со временем выделились в науки. Именно наука помогает человеку изучить всё, что окружает его.


Предмет окружающий мир обобщает научные знания и в доступной и понятной форме даёт их для начального изучения всего многообразия природы и общества.

Этот предмет знакомит со способами познания природы, способами исследования нового.

Предмет окружающий мир даёт начальные знания о законах развития общества, знакомит с возможностями, которыми обладает человек, чтобы изучить окружающий его мир.

Как человек должен воспринимать окружающий мир?

Человек живёт в неразрывной связи с природой. Природа представляет собой живой мир (мир растений и мир животных) и неживой мир (реки и озёра, моря и океаны, степи и горы).

Живые организмы могут существовать только при условии целостности и сохранности мира неживой природы.

Человек в процессе своей деятельности использует всё, что ему необходимо для жизни, из мира природы.


Поэтому, прежде всего, каждый индивидуум должен воспринимать окружающий мир как мир, в котором он живёт, как мир, который он должен беречь и о котором должен заботиться, чтобы и следующие поколения людей могли в нём жить.

Но окружающий человека мир – это ещё и само человеческое общество. Общество людей имеет свои законы и особенности жизни и развития. Человек должен воспринимать общество как неотъемлемую часть своего существования.

Таким образом, окружающий мир предстаёт перед человеком во всём многообразии мира природы и мира общества, тесно связанных друг с другом.

Вопрос – Ответ (FAQ)

Окружающий мир можно определить как совокупность окружающих человека объектов живой и неживой природы, а также результатов деятельности самой человеческой цивилизации (всего того, что создано самими людьми в ходе развития человеческого общества).

Нас окружает природа, которая НЕ создана человеком, а также рукотворный мир или все-то, что сделано людьми. К объектам природы относятся атмосферный ворздух, вода, солнечный свет, земля, растения и животные. Рукотворный мир влючает города, здания, транспорт, дороги, мосты, мебель и т.п.

Предмет окружающий мир изучает живую и неживую природу, а также человеческое общество и всё то, что им создано и создаётся.

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Общая характеристика курса

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы, имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место курса в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,

4) Осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

7) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;

8) знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

9) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

10) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия.

Читайте также: