Профессиональные библиотечные объединения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Конец 80-х—начало 90-х гг. XX в. стал важнейшей отправной точкой в формировании элементов демократического профессионального движе­ния российского библиотечного сообщества. Именно в эти годы началось осмысление идей и моделей самоуправления, была выдвинута концепция общественно-государственного управления библиотечным делом. Посте­пенно пришло понимание того, что формирование эффективной нацио­нальной библиотечной политики возможно только при условии, когда ее субъектами являются не только государственные органы, но и негосудар­ственные библиотечные организации.

В 1988 г. (еще во времена СССР) воссоздаются библиотечные общества в Эстонии, Литве и Латвии. Наиболее ярким примером демократических инициатив в России стало создание Ленинградского библиотечного обще­ства (1989) и Московской библиотечной ассоциации (1989). Вслед за ними в 1989-1991 гг. создаются региональные (областные и городские) библио­течные общества и ассоциации в Саратове, Самаре, Кургане, Твери, Омске, Барнауле, Рязани и ряде других регионов. В 1990 г. библиотечные обще­ства объединились в Российскую федерацию библиотечных обществ и ас­социаций РСФСР (РФБА). В 1992 г. в целях сохранения профессиональных связей на постсоветском пространстве создается Библиотечная ассамблея Евразии (БАЕ), учредителями которой стали национальные библиотеки стран СНГ: России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и Украины. В конце 1994 г. принимается решение о реорганиза­ции РФБА и создании на ее основе новой организации — Российской би­блиотечной ассоциации (РБА).

Все негосударственные организации можно разделить на два больших класса по типу задач, которые они ставят перед собой: одни из них соз­дают частные блага (только для своих членов), другие ориентированы на производство публичных благ, которые удовлетворяют определенные по­требности общества. В России такие организации (деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества) с 2010; г. законодательно получили статус социально ориенти­рованных некоммерческих организаций. Библиотечные общества и ассоци­ации подпадают под этот статус и вправе получать поддержку со стороны органов власти, так как берут на себя решение отдельных задач в сфере библиотечного дела.

Появились и специализированные библиотечные объединения библио­тек одного вида. Прежде всего, это БАЕ и Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Деятельность последней носит всероссийский харак­тер: РШБА выпускает журналы, проводит всероссийские форумы и съезды школьных библиотек, имеет свой сайт. На межрегиональном уровне за­метна деятельность Содружества павленковских библиотек.

Взаимодействие библиотек не на социальной, а преимущественно на ресурсно-технологической основе, приводит к созданию объединений функционально-технологического характера. Это могут быть методические объединения, имеющие традиционные корни, преследующие цель коор­динации, разделения и кооперации труда (например, межведомственные советы по комплектованию). Они действуют без образования юридическо­го лица, создаются преимущественно по инициативе библиотеки — мето­дического центра (на уровне отрасли, субъекта Федерации, муниципаль­ного образования).




сетевых функций библиотечного сообщества — все это объединяет в сети Интернет многих библиотечных специалистов на неформальной основе.

Наиболее работоспособной, влиятельной и авторитетной негосудар­ственной библиотечной организацией в новейшее время смогла стать Рос­сийская библиотечная ассоциация, созданная 23 мая 1995 г. в результате объединения нескольких десятков федеральных и региональных библио­тек, библиотечных обществ и ассоциаций. Штаб-квартирой РБА стала РНБ. Первым президентом РБА был директор РНБ В. Н. Зайцев (1994-2010). Органами управления РБА являются Конференция представителей членов РБА, Совет (Правление), включающий в себя Президента, вице-президента и членов Совета; Секретариат.

В соответствии с уставом, РБА является негосударственным некоммерче­ским добровольным объединением юридических лиц — библиотек, биб­лиотечных обществ и ассоциаций, иных организаций, содействующих библиотечно-информационному развитию России на основе общих целей и ценностей.

Анализ деятельности общественных структур в сфере культуры по­казывает, что РБА является одним из ведущих общественно-профессио­нальных объединений, имеющим значительный экспертный потенциал и авторитет в системе государственной власти. В настоящее время РБА объединяет около шестисот членов почти из всех субъектов Российской Федерации. Это не только библиотеки и библиотечные общества; среди членов РБА есть учебные заведения, а также коммерческие организации, связанные с библиотечным делом (издательства, книготорговые органи­зации, информационные центры). Все это дает РБА юридическое и мораль­ное право действовать от имени российского библиотечного сообщества в стране и на международной арене.

Главной целью РБА является объединение усилий, поддержка и коорди­нация действий библиотек, библиотечных ассоциаций и других ее членов в интересах сохранения и развития библиотечного дела в России; представи­тельство и защита интересов российского библиотечного сообщества, повы­шение престижа библиотек и социального статуса библиотечной профессии.

В настоящее время РБА:

• участвует в формировании и реализации национальной библиотечной политики и государственных программ, включая влияние на законода­тельство с целью создания условий, необходимых для реализации биб­лиотеками страны своих функций и социальной защиты библиотечных работников; развивает взаимодействие и сотрудничество с Федераль­ным Собранием Российской Федерации, Министерством культуры, ре­гиональными органами власти;

• разрабатывает и внедряет рекомендательные профессиональные нор­мативные акты (манифесты, руководства, положения, примерные нор­мы, стандарты и др.) в целях повышения эффективности управления библиотечным делом и совершенствования качества библиотечного обслуживания населения;

Основные задачи РБА и других общественно-профессиональных объ­единений могут быть эффективно реализованы преимущественно в сфе­ре организационно-управленческой деятельности, на основе партнерства с органами власти. Это наиболее проблемная область, так как предпола­гает необходимость передачи негосударственному сектору части управ­ленческих полномочий, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять.

В современных условиях РБА выдвигает перед собой новые перспектив­ные задачи:

• по делегированию РБА части управленческих полномочий (участие в ре­шении вопросов открытия, ликвидации, изменения правового статуса, оценки деятельности библиотек) в целях постепенного формирования в стране общественно-государственной системы управления библио­течным социальным институтом;

• по поддержке гражданских инициатив библиотек и библиотечных об­ществ (ассоциаций), участию библиотечных специалистов в работе вы­борных государственных и муниципальных органов;

• по разработке системы сертификации библиотек и отдельных видов библиотечной деятельности, добровольной общественно-профессио­нальной сертификации образовательных программ.

Ключевое значение в модернизации системы управления социально-культурной сферой приобретает принцип гражданского участия, который предполагает вовлечение негосударственных субъектов в управление государственными делами. Именно поэтому РБА добивается предостав­ления ей части управленческих полномочий, необходимых для форми­рования механизмов сорегулирования, внедрения различных форм пар­тнерства общественных объединений и государственных структур.

Опыт библиотечной общественной деятельности в условиях новой Рос­сии свидетельствует о том, что пока не удается создать достаточное коли­чество сильных и устойчивых гражданских организаций, способных вы­ражать и отстаивать права (на всех уровнях библиотечной системы) как самого профессионального сообщества, так и читателей библиотек перед обществом и государством.

Тем не менее прошедшие годы показали определенную зрелость реаль­но действующих библиотечных обществ и ассоциаций, возможность осу­ществления Ассоциацией не только рекомендательных, но и властных пол­номочий по отношению к библиотечному социальному институту страны.

Читайте также: