Кратко охарактеризуйте типы межличностного общения по н и шевандрину посредством заполнения таблицы

Обновлено: 14.06.2024

В социальной психологии выделяет три типа межличностно­го общения:

императивное общение — это авторитарная, директивная фор­ма взаимодействия с партнером по общению с целью достиже­ния контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объ­ект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" сторо­ной. Особенность императива в том, что конечная цель обще­ния — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где доста­точно эффективно использование императивного общения. К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отно­шения "начальник — подчиненный" в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение импе­ратива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские от­ношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений;

манипулятивное общение — это форма межличностного обще­ния, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и им­ператив, манипуляция предполагает объективное восприятие парт­нера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корне- ги |см. 184] и его последователями. Широко распространен мани- пуляггивный стиль общения и в области пропаганды.

Следует отметить, что владение и использование средств ма- нипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких на­выков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на люб­ви, дружбе и взаимной привязанности.

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определен­ных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако чело­век, выбравший в качестве основного именно этот тип отноше­ния с другими, в итоге часто сам становится жертвой собствен­ных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, ру­ководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э.Шостром [243] — один из ведущих критиков "карнегианского" подхода в общении, мани­пулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апа­тия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, ци­низм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипу- лятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педаго­гов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения.

Фазы: направленность, отражение, информирование, взаимное исключение

Самый низкий уровень общения А. Добрович называет примитивным, а между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: манипулятивный и стандартизированный.

Манипулятивный уровень. Для манипулятора партнер - соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть.

Стандартизированный уровень общения характеризуется тем, что общение здесь происходит по определенным стандартам, а не по взаимному улавливанию партнерами актуальных ролей друг друга.

Конвенциональный уровень характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в нем возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к нему обратились, он побуждает себя переключиться на того, кто к нему обратился.

Деловой уровень общения предусматривает не обычные деловые контакты, а вид человеческих занятий. Поэтому реальные деловые контакты совсем не обязательно происходящие на этом уровне, они нередко имеют форму общения на манипулятивном или стандартизированном уровне.

Духовный уровень считается самым высоким уровнем человеческого общения, ведь на этом уровне партнер воспринимается как носитель духовного начала, которое пробуждает высокие чувства: от дружбы к возможности приблизиться к наивысших ценностям человечества. При этом духовность обеспечивается не подбором тем для разговора, а глубиной диалогического проникновения людей в помыслы друг друга, т.е. беседа на обыденную тему может быть более духовной, чем разговор о литературе.

Типы межличностного общения и их характеристика (по Н.И. Шевандрину)

Императивное общение – авторитарная, директивная форма с целью достижения контроля над поведением партнера.

Цель не завуалирована, средства – приказы, директивы предписания, инструкции и т.п.

Эффективно используется в уставных и административных сферах.

Неуместно в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Манипуляция – скрытая форма воздействия на партнера с целью управления его поведением в своих интересах.

Партнер активен, но обманут.

Эффективно работает в политике, бизнесе, сферах маркетингового менеджмента иpublic relation.

Неуместна в уставных и административных сферах, в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Диалогичное общение – равноправное взаимодействие, с целью взаимопознания, взаимопомощи, взаимопонимания и самопознания партнерами друг друга.

Цель диалога - общение

Эффективен в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Неуместен в политике.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Типы межличностного общения и их характеристика (по Н.И. Шевандрину)

Императив ное общение – авторитарная, директивная форма с целью достижения контроля над поведением партнера.

Цель не завуалирована, средства – приказы, директивы предписания, инструкции и т.п.

Эффективно используется в уставных и административных сферах.

Неуместно в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Манипуляция – скрытая форма воздействия на партнера с целью управления его поведением в своих интересах.

Партнер активен, но обманут.

Эффективно работает в политике, бизнесе, сферах маркетингового менеджмента и public relation.

Неуместна в уставных и административных сферах, в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Диалог ичное общение – равноправное взаимодействие, с целью взаимопознания, взаимопомощи, взаимопонимания и самопознания партнерами друг друга.

Цель диалога - общение

Эффективен в интимно-личностной сфере, семейных и детско-родительских отношениях.

Неуместен в политике.

Исходя из данных рисунка 1, мы можем выделить три динамических блока, демонстрирующих проблемные поля для большинства социальных исследований:

Интерактивное массовое общение

Противостояние в согласии

Модель коммуникативного пространства В.И Кабрина. в итоговой части исследования по толерантности (Л.В. Шабанов, П.Н. Савин, 2003).

1. открытое - закрытое общение;

2. монологическое — диалогическое;

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Стратегически мы получаем следующие описательные характеристики общения:

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формальное — ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

Тактика общения - реализация в конкретной коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие (см. таб. 3) :

1. доброжелательная позиция принятия собеседника; 2. нейтральная позиция;

Таблица 3

Сопоставления векторов по кругу Т. Лири и 6 индивидуальных стилей общения:

Межличностное общение — речевая форма коммуникации, которая выполняет несколько функций:

  • информационно-коммуникативную, то есть подразумевает наличие обмена данными между партнерами;
  • регулятивно-коммуникативную, поскольку происходит выработка правил и норм поведения;
  • аффективно-коммуникативную, поскольку оно способно создавать психологическую разрядку.

Выделяют следующие типы межличностного общения.

Во-вторых, примитивное межличностное общение. При таком типе оценка другого осуществляется с точки зрения нужности или ненужности. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно контактируют, в противном же случае — отталкивают или избегают.

В-четвертых, деловое общение подразумевает то, что необходимо учитывать особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Интересы бизнеса всегда будут выступать на первый план, на втором — возможные расхождения во взглядах и мнениях. Имеется цель, она направлена на то, чтобы достигнуть какой-либо предметной договоренности.

В-пятых, духовное межличностное общение. Данная коммуникация осуществляется между близкими людьми и предусматривает разговор на любые темы. Партнеры смогут понять друг друга по движениям, выражению лица и интонации. Такое межличностное общение возможно, если собеседники знают друг друга хорошо.

В-шестых, светский тип коммуникации должен отвечать принятым в данном обществе нормам. В процессе общения человек, как правило, будет говорить не то, что думает, а то, что необходимо в той или иной ситуации. Светский тип коммуникации отличается характером закрытости и наличием особого кодекса: такт, вежливость, согласие, одобрение, симпатия.

В-седьмых, манипулятивное межличностное общение направлено на то, чтобы получать выгоду от собеседника. Партнер, который имеет подобные цели, сможет использовать разнообразные приемы — лесть, демонстрация доброты, запугивание, шантаж, обман.

В социальной психологии выделяют следующие виды межличностного общения:

  • императив;
  • манипуляция;
  • диалог.

Императивное межличностное общение является авторитарной, директивной формой воздействия на своего партнера для того, чтобы контролировать его поведение и принуждать к конкретным действиям. Особенность коммуникации в том, что данная цель незавуалирована. Для ее достижения используют указания, приказ, требования и предписания.

Манипуляция представляет собой распространенную форму межличностного общения, которая предполагает воздействие на собеседника для достижения скрытого намерения и целей. Но от партнера они скрываются, либо же подменяются другими.

Диалоговое общение позволяет учитывать установки, а также мнение собеседника. Оно строится на основании определенных правил взаимодействия. Речь идет о психологическом настрое на коммуникацию; безоценочном восприятии партнера как равного, имеющего право на мнение и решение; наличие персонификации общения.

Виды межличностного общения

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений. Возможности применения императивного общения в педагогической практике крайне ограничены, причем не столько по чисто этическим мотивам, сколько по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правила и общественные предписания, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений, остаются внешним, наносным и поэтому легко исчезающим содержанием его сознания.

Манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Как уже отмечалась выше, манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети, педагоги и их воспитанники. В целом, профессию педагога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, доказать. Уместная в области предметного обучения, эта установка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя с другими людьми.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем

монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих неприложных правил взаимоотношений:

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Продемонстрируем различия монологического и диалогического общения на примере взаимоотношений учителя и учеников.

Современная школа (и это, кстати, относиться не только к отечественной практике) превратилась в своеобразный полигон для использования различных форм монологического взаимодействия. Причина, по мнению многих исследователей, кроется в том, как педагогами понимается основная цель и важнейшие средства образования и воспитания. На настоящий момент в качестве важнейшего средства поддержания хорошей успеваемости и мотивации учения детей используется принудительная дисциплина и усреднение учеников. Вспомним основные способы воздействия на возмутителей спокойствия в классе: пристальный взгляд, резкое замечание, наказание, угроза вызвать родителей или выгнать из школы, изоляция ребенка, вызов к директору, издевки и т. д. К сожалению, гораздо реже педагог подходит к проблеме мотивирования детей с точки зрения интереса. Учитель — манипулятор (или диктатор) считает, что мотивы учения у всех учеников совпадают и являются именно таковыми, каковые предписаны школой (заслужить похвалу, стать ценным для общества работником, много зарабатывать и др.). Считается, что интересы ребенка совпадают с предлагаемыми ему знаниями, а если нет — то они менее важны, менее значимы, чем материал учителя. Тем самым постепенно отбивается интерес ребенка не только к данному предмету, но и к школе вообще, так как для ребенка, как и для любого человека, его собственный интерес всегда важнее, даже если он не совпадает с интересом учителя и темой урока.

Э. Шостром предлагает несколько советов учителям, желающим уйти от монологической формы общения с детьми. Один из советов рекомендует очень уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям ученика, так как именно в них проявляется интерес ребенка и так как только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству на уроке. Как же надо реагировать на вопросы учеников?

Во-вторых, ответ должен быть всегда шире вопроса, позволять посмотреть на проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным.

Анализ общения показывает, насколько данный феномен сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. В целом, можно отметить, что разнообразие форм и видов общения связано с множественностью его функций, а многофункциональность общения в свою очередь обусловлена его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Читайте также: