Кратко о науке в южной корее

Обновлено: 05.07.2024

Первые научные достижения Кореи известны с глубокой древности. Во время палеолита люди освоили большое количество растений, которые в дальнейшем стали использоваться для лечения. Это были первые шаги в медицине. Долгое время люди зависели от охоты, рыболовства и собирательства. Позже стало распространяться культивирование растений. Появился многопольный посев, который обеспечивал несколько урожаев за год. Заливные поля, которые позволяли выращивать рис, стали использовать ещё до нашей эры.

Дальнейшие успехи в науке в Корее связаны со способом отопления домов. Изначально люди использовали очаги, которые вырывали в земле дома. Позже на их месте появились устройства, напоминающие мангалы. Важная веха – попадание на Корейский полуостров бронзовых предметов, а через сотню лет – производство изделий из железа. Такой инвентарь стали использовать в сельском хозяйстве, которое интенсивно развивалось.

В период Трёх Королевств стали производить керамогранитную посуду, делать керамику и черепицу в промышленных масштабах. Начала работать Чхомсонда – башня, которая использовалась для наблюдения за звездами. Это одна из самых древних обсерваторий на планете.

Развитие наук в эпоху Корё (X-XIV вв.)

Главное достижение эпохи Корё – книгопечатание. Печатание с досок применяли уже в VIII столетии, но во времена Корё оно достигло расцвета. Издали буддийские писания, для которых использовали сотню деревянных досок. Из них получили 6 тысяч экземпляров. Для каждого издания приходилось изготавливать отдельные доски, поэтому процесс оказывался длительный и дорогой. На Дальнем Востоке придумали подвижной шрифт, и корейцы переняли этот опыт.

К достижениям науки в Корее относят и керамику селадон, которая отличается особым цветом и напоминает оттенок нефрита. Получило развитие производство оружия. Пушки стреляли каменными зарядами, арбалеты удивляли дальностью. Кораблестроение тоже не стояло на месте. Судна были большими, до 30 метров. Устанавливали специальный рог, чтобы таранить корабли врагов. Считается, что в Японию на таких судах добирались за сутки, до Китая – за трое. Корейцы продолжали делать успехи в астрономии, медицине, географии.

Водяные часы и другие изобретения (XV-XVI ст.)

Во времена Седжона Великого произошёл всплеск научных достижений. Новая политика дала свободу людям низшего класса, которые готовы были поделиться с миром своими изобретениями. Один из них, Чан Ён, построил различные конструкции для облегчения труда рабочих (акведук, каналы и прочие).

Вклад этого человека оценили – ему позволили жить в королевском дворце и дали в подчинение группу ученых, которые работали над развитием корейской науки. Чан Ён придумал водяные часы. Среди его изобретений также – осадкомер и водометр. История науки в Корее этого периода затрагивает медицину и астрономию. На основе изучения ранних китайских карт создали шёлковую карту Старого света.

Западное влияние (XVII-XVIII ст.)

Наука Южной Кореи этого периода была ориентирована на национальные ценности. Одновременно знакомство с Западом повлияло на достижения.

  • Знания о форме планеты.
  • Новые устройства для астрономии.
  • Оформление карт с использованием масштаба.
  • Знакомство с картой мира (созданной в Италии).
  • Труды по медицине.
  • Применение подъемного крана.

Все это изменило видение себя и мира. В это время перешли и к новой агротехнике, которая повысила урожайность культур. Благодаря этому, лишь за XVII столетие население увеличилось в 6 раз.

Развитие науки в Корее в XIX-XX веке

В XIX столетии и в первой половине XX века развитие науки в Южной Корее приостановилось. Всплеск произошёл в 60-х годах во время правления Пак Чон Хи. Наука и техника должны были содействовать индустриализации. Стратегии направили на повышение научно-технической подготовки, содействие импорту. Появилось:

  • Министерство науки и техники.
  • Научно-исследовательский институт (КИНТ).
  • Приняли специальные законы.

В 70-е годы усилия направили на исследования в отраслях, важных для промышленности. В 80-е внимание уделяли машиностроению и электронике, привлекали высококвалифицированных учёных. Например, предлагали обучение за рубежом и старались мотивировать к возвращению домой специалистов, работающих за границей. Стали содействовать исследованиям вместе с иностранными учёными. В 90-е заключили 25 соглашений о научно-техническом сотрудничестве, оказали финансовую поддержку почти сотне международным научным проектам.

Корея и основные науки: вектор развития

Астрономия

Корейские династии придавали большое значение движению небесных тел и поощряли развитие астрологической науки. Это не был праздный интерес – со знаниями связывали безопасность страны и государя. Это поспособствовало развитию астрономии и метеорологии. Изначально астрономия развивалась как часть китайской, ориентируясь на составление и изучение календарей. Но многие научные методы были разработаны корейцами.

Об уровне развития свидетельствует обсерватория Чхомсондэ – башня, которую использовали для наблюдения за небесными светилами. Она сохранилась до сих пор. В период Силла Чхомсондэ являлась центром наблюдений. Эта наука Южной Кореи получила развитие в эпоху Корё – появились ведомства, которые занимались данным направлением. У исследователей были три задачи:

Уже предсказывали затмения, обнаруживали солнечные пятна. В XIV ст. выпустили сочинение по определению дат календаря (автор Кан Бо), которое сохранилось. В XV столетии проводились вычисления на основе движения пяти видимых планет, Луны и Солнца. В XVII стало распространяться знание о круглой форме планеты и вращении вокруг своей оси, а через Китай стали проникать астрономические приборы с Запада.

Медицина

История науки в Корее в области медицины развивалась издавна. Всё начиналось с изучения свойств лекарственных растений. Этой сфере уделялось внимание во времена Корё – появились ведомства, которые исследовали и применяли разные способы лечения. Правда, низшему сословию такая помощь была недоступна.

В I веке издали указ, согласно которому медики должны были сдавать экзамен. Одновременно гражданских чиновников обязали лечиться при необходимости. Местные мудрецы прославились в области медицины – корёские лекарства знали за пределами страны. Основная часть создавалась на основе лекарственных трав.

География

Во времена Трёх Государств уже использовались самые разные карты. Они оказались настолько точными, что были актуальны до XV века. Затем местные учёные изучили ранние китайские карты, и на их основе создали большую шёлковую карту Старого света. Знакомство с западной географией побудило к оформлению карт с масштабом, начертанием квадратов.

Агротехника

Развитие науки в Южной Корее было бы невозможно без улучшения знаний о сельском хозяйстве. Например, использование железного инвентаря позволило решить вопрос с питанием. Появились заливные поля для выращивания риса. Важный этап – переход к новой агротехнике в XVII-XVIII столетиях. Рис перестали высевать семенами, а садили рассадой. Это повысило урожайность.

В XVII веке стали выращивать новые виды сельскохозяйственных культур, которые попали в страну через Китай или Японию. Батат, картофель, перец, тыква – все это было еще диковинкой. Корейцы радовались, ведь новые растения оказались способны выживать на склонах холмах и гор. Результатом стало увеличение численности населения и повышение его благосостояния.

Наука и технологии в Южной Корее продвинулась на протяжении десятилетий. Развитие науки и технологий стало неотъемлемой частью экономическое планирование в Южная Корея. [1] Быстрорастущие отрасли создают огромный спрос на новые и более совершенные технологии. [1] Кроме того, корейские ученые предлагают развивать науку и технологии в партнерстве с Северная Корея может способствовать мирному воссоединению Северная Корея и Южная Корея. [2]

В погоне за продвижением, Южная Корея применяет централизованный подход. [1]

Содержание

Корейская федерация научно-технических обществ (KOFST)

В Корейская федерация научно-технических обществ была основана в 1966 году и по состоянию на 2012 год насчитывает 780 организаций. [2] Цели KOFST - упростить обмен технологиями и данными исследований между этими обществами, а также поощрять и облегчать сотрудничество Тихоокеанский рубеж страны. [2]

Аэрокосмическая техника


Южная Корея отправила 10 спутников с 1992 года, все с использованием иностранных ракет и зарубежных стартовых площадок, в частности Ариран-1 в 1999 г. и Ариран-2 в 2006 году в рамках космического партнерства с Россией. [3] Ариранг-1 был потерян в космосе в 2008 году после девяти лет службы. [4]

В апреле 2008 г. Йи Со Ён стал первым корейцем, совершившим полет в космос на борту российского Союз ТМА-12. [5] [6]

В июне 2009 г. состоялся первый космодром Южной Кореи, Космический центр Наро, завершено в Goheung, Чолла-Намдо. [7] Запуск Наро-1 в августе 2009 г. закончился провалом. [8] Вторая попытка в июне 2010 года также оказалась неудачной. [9] Однако третий запуск Naro 1 в январе 2013 года прошел успешно. [10] Правительство планирует развивать Наро-2 к 2018 году. [11]

Компании, работающие на аэрокосмическом и оборонном рынках Южной Кореи, в основном являются крупными транснациональными компаниями. [12] Эти крупные компании получили дальнейшее развитие благодаря стремлению к консолидации на рынке. [12] Это затрудняет выход новых компаний на южнокорейский аэрокосмический рынок. [12]

Оборонные технологии

Из-за растущей угрозы Северная КореяЮжная Корея увеличивает расходы на оборону. [12] Ожидается, что в 2019 году Южная Корея увеличит расходы на максимальную сумму за 11 лет. [12]

Hanwha Techwin - ведущая южнокорейская компания, производящая оборонную продукцию, устройства безопасности, двигатели, цифровые решения и интегрированные системы управления в Южной Корее. [12] Hanwha Techwin производит видеомагнитофоны, программное обеспечение для наблюдения, продукты для контроля доступа, а также интеллектуальное оборудование и решения. [12]

Биотехнологии

С 1980-х годов правительство Южной Кореи инвестировало в развитие внутреннего биотехнология промышленность, и ожидается, что сектор вырастет до 6.5 миллиардов долларов к 2010 г. [13] На медицинский сектор приходится большая часть производства, в том числе производство вакцины против гепатита и антибиотики.

В последнее время исследования и разработки в генетика и клонирование привлек все большее внимание, с первым успешным клонированием собаки, Snuppy (в 2005 г.), а также клонирование двух самок исчезающего вида волков Сеульский национальный университет в 2007. [14]

Быстрый рост отрасли привел к значительным пробелам в регулировании этики, как было подчеркнуто нарушение научной дисциплины дело с участием Хван У-Сок. [15]

Робототехника

Робототехника с 2003 года входит в список основных национальных научно-исследовательских проектов в Южной Корее. [16] В 2009 году правительство объявило о планах построить тематические парки в Инчхон и Масан с сочетанием государственного и частного финансирования. [17]

В 2005 году, Корейский передовой институт науки и технологий (KAIST) разработала вторую в мире ходьбу человекоподобный робот, HUBO. Группа из Корейского института промышленных технологий разработала первый южнокорейский андроид, EveR-1 в мае 2006 г. [18] На смену EveR-1 пришли более сложные модели с улучшенным движением и зрением. [19] [20]

В феврале 2010 года было объявлено о планах создания роботов-помощников для обучения английскому языку, чтобы компенсировать нехватку учителей, а к 2013 году роботы будут развернуты в большинстве дошкольных учреждений и детских садов. [21] Робототехника также используется в сфере развлечений; то Корейский фестиваль игр с роботами проводится ежегодно с 2004 года с целью популяризации науки и робототехники. [22]

Южная Корея, сумевшая в рекордные сроки стать мировым технологическим лидером, теперь всеми силами стремится добиться успеха в науке.

Сама новейшая история Кореи схожа с историей её островного соперника: разрушительная война, унесшая около 2 миллионов жизней, иностранная помощь, бурный рост экспорта, который обеспечили разветвлённые бизнес-конгломераты, тесно связанные с правящими кругами. Даже термины, обозначающие такие конгломераты, в обоих языках пишутся одинаковыми китайскими иероглифами. Однако в 1980–2000-е годы корейские чеболи стали стремительно обгонять японские кейрэцу в ключевых областях, принесших славу Японии. Это прежде всего судостроение и электроника.

В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, в прошлом году ставший глобальным IT-лидером, обогнав HP, IBM, Nokia и Microsoft. Больше того, из всей IT top-10 лишь Samsung Electronics в 2009 году увеличил выручку, доведя её до 117 миллиардов долларов.

Общая выручка Samsung Group гораздо больше – предприятия конгломерата активны в десятке других областей, от страхования до того же судостроения. Строительное подразделение Samsung построило все три высочайших здания планеты – Petronas Towers, Taipei 101 и грандиозный Burj Khalifa.

Всё это только часть корейских достижений, ещё есть пятый в мире автопроизводитель Hyundai-Kia, второй в мире по выручке сталелитейный гигант POSCO, огромный бизнес LG, простирающийся от химии до телекома, мощное производство вооружений и военной техники.

Сейчас, однако, Корея во многих сферах испытывает все возрастающее давление со стороны китайских соперников. Так, несколько лет назад КНР обогнала Японию в судостроении, выйдя на второе место, и ныне быстро сокращает отрыв от Кореи. Китайские власти поставили задачу к 2015 году сделать страну лидером отрасли, и у них есть козырь в виде дешёвой рабочей силы. Корея вынуждена всё больше переключаться на сверхтехнологичные проекты, недоступные нынешнему Китаю. Успех в других областях точно так же зависит теперь не только от дешевизны экспорта, а от инновационности продукции. Всё это требует опережающего развития науки и образования. Достигнутое в этой области впечатляет, но для поддержания темпов роста в новых условиях сектору нужно перестраиваться.

Нынешние расходы на науку в Корее – одни из самых высоких и быстрорастущих в мире. В абсолютном выражении в 2000–2008 годы они увеличились в 2,5 раза, достигнув цифры в 27,5 миллиарда долларов. По паритету покупательной способности расходы Кореи отстают лишь от США, Японии и Германии. Доля ВВП на науку выросла в 2000–2008 годах с 2,3 процента до 3,37 процента. По этому показателю Корея уступает только Финляндии, Швеции, Израилю и Японии (в России на R&D направляется около 1,1 процента ВВП).

Более 2\3 средств на науку приходится на предпринимательский сектор. Конгломераты-чеболи имеют множество исследовательских подразделений и лабораторий. У одной только Hyundai Heavy Industries есть четыре НИИ, работающих над технологиями судостроения. Вдобавок чеболи активно заказывают R&D за рубежом, открывают там центры разработок и рекрутируют талантливых студентов. Естественно, их результаты в первую очередь лежат в прикладной плоскости. По данным Патентного бюро США, число выданных американских патентов для корейских авторов выросло в 2000–2008 годы с 5700 до 23500 – больше только у Японии и Германии.

Однако с фундаментальной наукой в Корее дела обстоят заметно хуже. По числу публикаций в международных базах страна находится на почётном 12 месте, но по среднему количеству ссылок на них – в два раза ниже, заметно отставая от США, Японии и всех развитых европейских стран. Нобелевские лауреаты у Кореи отсутствуют, есть лишь премия мира. Ни один корейский университет не входит в первую мировую сотню по авторитетному рейтингу Шанхайского университета.

Правительство страны всё больше заботит такое положение дел, и оно не прекращает принимать меры по исправлению ситуации. Но прежде чем рассказать о них, вкратце опишем ключевые R&D-центры страны. Институты

СНУ служит образцом для пары десятков других крупных вузов, главные из которых – частные – Корейский университет и университет Ёнсе, оба крупнее СНУ. Три этих университета являются самыми престижными в стране и принимают лишь 5–7 процентов подавших заявления абитуриентов.

В 2004–2006 годах KAIST возглавлял нобелевский лауреат Роберт Лафлин, который оставил интереснейший дневник этого периода своей жизни, полный удивительных документов о подковёрной борьбе, недоверии и пренебрежении корейцев к иностранцам, даже столь высокопоставленным, как Лафлин.

В 2006 году нобелевский лауреат был смещён, а вместо него назначили бывшего декана MIT Nam Pyo Suh. Он сумел продавить полный переход к преподаванию на английском и, главное, к западной системе найма профессоров на постоянные позиции исключительно по их научным заслугам. После переаттестации 25 процентов профессоров были уволены, а новых набирают всё больше среди нестарых иностранцев.

Большинство реформ нового главы трудно назвать популярными. Так, он ввёл правило, по которому студенты-бюджетники должны платить за плохие отметки. Тем не менее в этом июле Nam Pyo Suh был с трудом, но переизбран на второй срок – впервые в истории университета. А его инициативы начинают воспроизводить другие ведущие вузы.

Например, основной соперник KAIST, Пхоханьский университет науки и технологий (POSTECH), также полностью перешёл на английский. Этот частный вуз был основан в 1987 году и тесно связан с металлургической корпорацией POSCO. В отличие от KAIST, он сам обеспечивает себе большую часть бюджета за счёт грантов и заказов на R&D. Как и в прочих корейских вузах, огромное внимание в последние годы уделяется рейтингам и научным публикациям. Профессора POSTECH в год публикуют в среднем более 6 статей. По этому показателю университет немного отстаёт лишь от маленького государственного исследовательского вуза Gwangju Institute of Science and Technology, основанного в 1993 году. Есть и другие примечательные технические вузы – UST и UNIST. UST, как и KAIST, славен своими андроидами, которые уже умеют играть в театре.

Исследовательские институты Кореи генерируют заметно меньше научных публикаций, чем вузы. Главный из НИИ – Корейский институт атомной энергии, центр военной и мирной корейских атомных программ. Корея производит около трети электроэнергии на своих атомных станциях, а в этом году выиграла первый зарубежный контракт на строительство четырёх реакторов в ОАЭ. Кроме того, корейцы уже построили свой крупный токамак. Кроме КИАЭ заметны Институт химической технологии и Институт космических исследований. В космосе успехов меньше, чем в атомной энергетике: оба запуска корейской ракеты-носителя, построенной при участии ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, оказались неудачными. Программы

Система поддержки науки в Корее многообразная и запутанная. Как и в России с её ФЦП, она строится по программному принципу. Программы со звучными названиями постепенно сменяют одна другую. Перечислим самые основные:

21st Century Frontier R&D (1999–2009), общий бюджет 3,5 миллиарда долларов. Поддержка около 25 крупных междисциплинарных проектов по ключевым технологическим областям. Каждый проект реализует специальный исследовательский консорциум, имеющий полную свободу в распоряжении полученными деньгами. Ответственность за успех целиком несёт глава консорциума. Вот, например, сайт проекта по водородной энергетике.

The Creative Research Initiative (1997– ), программа грантов для ведущих научных групп (500 тысяч долларов на проект в год, 50–60 проектов).

The National Research Laboratory (1999– ), похожая программа, но с более широким охватом и меньшими суммами грантов (450 проектов, по 200–300 тысяч долларов на пять лет каждый).

Наиболее интересна инициатива World Class Universities (2008–2012, pdf). Она имеет те же цели, что и программа мегагрантов команды Андрея Фурсенко, но достигает их немного иными путями. WCU направлена на решение главной проблемы корейской науки – недостаточной привлекательности корейских вузов и институтов для иностранных мэтров науки и молодых талантов. Несмотря на растущее число иностранцев в ведущих вузах, их всё равно мало, обычно 1–2 профессора на факультет. В средних вузах иностранцев почти нет. В то же время всё больше молодых корейцев после получения PhD в Америке или Европе не возвращается на родину. Проблем добавляет корейская ментальность с её особым отношением к иностранцам и стремлением местных профессоров к сохранению статуса-кво.

В этих условиях правительство приняло решение привлечь в страну достаточное количество ведущих учёных из-за рубежа, чтобы они преобразили облик исследовательских вузов и повысили их международную конкурентоспособность. Программа предусматривает три типа поддержки.

Для первых двух типов грантов предполагается выплата зарплаты ведущему учёному в размере 300 тысяч долларов в год плюс до 100 тысяч долларов на каждого члена его команды, будь то приезжий или житель Кореи. На научные расходы дополнительно выделяется до 200 тысяч долларов в год на каждого иностранца. Таким образом, команда из 5 иностранцев и 5 корейцев, решившая основать новое подразделение, может претендовать на 3,6 миллиона долларов в год.

Для третьего типа приглашённых исследователей предлагается зарплата до 100 тысяч долларов в год плюс ещё столько же на научные расходы. Общий размер фонда грантов для самых-самых не должен превышать 20 миллионов долларов, чтобы не было перекосов. Всего на программу выделяется 835 миллионов долларов.

Отбор проводится в три этапа: сначала проекты оценивает группа корейских экспертов по данной дисциплине из 10 человек, затем проводится международное дистанционное peer review публикаций учёного и его заявки, а напоследок оценку проводит управляющий комитет программы. Проекты третьего типа оценивает только группа экспертов.

Все вышеупомянутые программы, а также многие другие администрирует государственный грантовый фонд KOSEF. Он же выделяет стандартные индивидуальные гранты отдельным учёным.

Со своей стороны минобрнауки Кореи проводит среди вузов постоянный конкурс, отдалённо напоминающий российскую программу национальных исследовательских университетов.

Министерство оценивает вузы по набору формальных критериев и выделяет им дополнительные средства (порядка 240 миллионов долларов в 2009 году). Критерии шире применяемых в РФ и включают долю иностранных студентов и иностранных преподавателей, расходы на одного учащегося, долю full-time преподавателей, а главное, уровень трудоустройства выпускников по специальности. Другое принципиальное отличие: гранты можно тратить на любые цели, способствующие повышению качества образования. Наконец, третье преимущество корейской системы поощрения состоит в требовании открытой публикации всех индикаторов всех вузов на открытом сайте.

Будут ли описанные меры успешными и станет ли Корея ведущей научной державой? С одной стороны, страна вступила на путь построения самой эффективной на сегодня модели науки – университетской системы американского образца. С другой, как показывает пример Лафлина и рассказы уже работающих в Корее иностранцев, полноценного равноправия пока не получается, а подлинно интернациональных факультетов и подразделений в корейских вузах практически нет.

Статуя ученого XV в. Чана Ёнсиля (Jang Yeong-sil) перед зданием Корейского ведущего научно-технического института (KAIST)


Обучение, естественно, шло в одном пакете с христианством, что имело разнообразные позитивные последствия для судьбы корейского христианства. 30% населения Южной Кореи – это христиане. Это не просто массовая религия, это религия элиты. Чем выше человек находится на социальной или образовательной лестнице, тем выше шансы, что он будет христианином. И восходит это именно к концу XIX века, когда создавалась современная образовательная система – почти исключительно американскими миссионерами.

Потом приходят японцы.Формально – с 1910 года, а фактически – с 1905, Корея – японская колония.

Японцы переносят туда, естественно, свои стандарты, которые тогда были скопированы, в основном, с немецких. Отсюда интересная особенность – корейская и русская средние школы достаточно похожи друг на друга. У них один источник. Японцы копировали прусскую гимназию, а корейцы – японцев, хотя они этого никогда не признают в силу иногда искусственно поддерживаемого, а иногда реального антагонизма между этими двумя странами. Советская же система копировала русскую гимназию, которая копировала ту же самую прусскую гимназию середины и конца XIX века.

Чему учит корейская школа?

Период японского влияния более всего ощущается в школе. Потому что японцы в Корее не сильно вкладывались в высшее образование, они его фактически тормозили. А вот для развития среднего и начального образования сделали очень много – им нужен был квалифицированный рабочий и техник. Корейцы не любят это признавать, но это факт.

Немецкая или прусская школа, она же современная корейская и современная русская, нацелена, в первую очередь, на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Изначально эта система создавалась как система подготовки будущего члена элиты. Его учили брать интегралы, читать по-латыни и по-гречески, прилично говорить на каком-нибудь из живых языков, читать учебник Иловайского или его прусский или японский варианты, которые по уровню наполненности фактами – не анализом, а фактами – соответствовал нынешним вузовским учебникам истории.

В идеале русская, она же корейская, по истокам прусская, гимназия остается инструментом элитарного высокоуровневого образования.

Потом человека, который почти всегда был выходцем из элиты или очень одаренным выходцем из низов, преодолевшим сословные и имущественные ограничения, отправляли в высшее учебное заведение - и он был готов. То есть это было изначально учебное заведение для детей богачей, сынков купцов или дворян. Это не советская пропаганда, это статистический факт.

Русская, она же корейская, по истокам прусская, гимназия остается инструментом элитарного высокоуровневого образования. Но это в идеале, а на практике это не срабатывает.

Пропуск в беловоротничковую касту

Ситуация с высшими учебными заведениями совершенно иная. Она характеризуется очень небольшой гибкостью программы. Есть большое количество учебных часов, но студенты имеют очень мало выбора. В западной (американской) системе, а отчасти и в корейской системе, все студенты учатся по индивидуальному плану.

Т.е. человек поступает в вуз, и его задача – набрать определённое количество очков. При этом у него есть некая специальность, и к этой специальности прилагается список предметов. Каждому предмету из списка придается определенное количество очков – и человек выбирает. Условно говоря, если хочешь стать историком – можешь взять историю Ренессанса, проблемы социально-экономической истории раннего Китая, экономическую историю Африки и ещё что-то. Главная задача – чтобы было набрано определенное количество очков.

В разных вузах число необходимых очков разное. При этом количество аудиторных часов существенно ниже, чем в российских вузах. Просто потому, что плотно сбить расписание при таком подходе невозможно. Если делать очень большую плотность, начинаются постоянные проблемы и несовпадение по времени.

Ко многим предметам, особенно в точных науках, есть пререквизиты, то есть предварительные условия. Например, ты не можешь слушать курс по теоретической физике, пока не прослушал такого-то набора курсов по высшей математике и каким-то другим основам наук. Нельзя прийти сразу на третий курс и заниматься китайским, если не прослушал первого и второго. Хотя, опять же, бывают ситуации, когда по решению заведующего кафедрой или декана дается допуск. Допустим, человек всю жизнь жил в Китае, поэтому нет никаких проблем с современным, а древнекитайский в китайской школе поучил немного – значит, сразу можно идти на второй год.

Причем человек может идти по пути наименьшего сопротивления, выбирать предметы, которые считаются лёгкими. Это твои проблемы, ты сам будешь разбираться с этим, как начнешь работать. Но в условиях реально массового высшего образования на Западе, когда значительная часть населения, а в некоторых странах – большинство и даже подавляющее большинство населения идет в вузы в той или иной форме, университетский диплом является не более чем пропуском на право занимать беловоротничковую должность. Ты идешь заниматься историей, получаешь диплом бакалавра по истории, а после этого спокойно работаешь в кофейне или торгуешь автомобилями.

Корейское правительство под давлением мощного юридического лобби следит, чтобы юристы не плодились в излишних количествах.

Интересный факт. В Корее, которая равняется на Америку, юридическое образование очень элитарное. Юристы жестко ограждают свою корпорацию, правительство под давлением мощного юридического лобби следит, чтобы юристы не плодились в излишних количествах, потому что экологическая система много подобных специалистов не выдержит. А раньше было, как в России, – с первого курса учили законодательным вещам. Сейчас юридическое образование всегда является вторым. Это так называемая Юридическая школа. Человек сначала получает звание бакалавра, а потом уже идет изучать юриспруденцию.

Корейская наука

Есть легенда про то, как строилась корейская наука: что, мол, она шла от производственной прагматики. Отчасти это так. Но это касается естественных наук, особенно полуприкладных исследований в технических областях. Стремление народа к образованию периодически пугало корейское правительство. Особенно в 1960-е годы корейское правительство изо всех сил стремилось ограничить поступление в вузы, запрещало создание новых вузов и расширение существующих.


Они считали примерно так: зачем нам такое количество инженеров, сопроматчиков и историков? Они бунтарями станут, ну не нужно это нам! Пусть они чему-то практическому учатся. Велосипеды, например, ремонтировать. Т.е., с одной стороны, шла линия роста образования вообще, образования и в качестве карьерного пропуска, и в качестве просто самоценности – это образование могло быть абсолютно абстрактным, очень часто оно было гуманитарным.

Параллельно, с конца 1960-70х гг., когда корейская экономика прошла стадию пошива дешевых сорочек и изготовления плюшевых мишек, с которой она начинала, и перешла к тому, когда там появились относительно сложные технологии: автомобилестроение, судостроение, требующие качественных специалистов, тогда пошёл второй поток, производству начали требоваться специалисты, которые знали, как варить сталь и как надо штамповать детали автомобилей. Но к тому времени эта система, движимая общим рвением к образованию, уже работала на полную катушку.

Корейская наука чрезвычайно интегрирована в мировую науку. Достаточно сказать навскидку, что в лучших корейских университетах более половины – это выпускники западных аспирантур. Т.е. стандартная карьерная траектория для корейца, который решил заниматься наукой такая: он кончает университет, обычно, у себя, после чего он едет учиться за границу, по возможности, в Америку, допустимы и другие варианты – развитая Европа или Австралия с Канадой. После этого он со степенью из хорошего западного университета возвращается к себе домой и устраивается на работу.

Кроме того, в последние 15-20 лет один из способов решения проблем – а в корейской науке немало проблем – это поддерживаемая правительством линия на максимальную интеграцию в мировую науку. Поэтому в Корее один из важнейших критериев, по которому человеку дают повышение к зарплате, к должности – это количество публикаций в западных журналах, входящих в официальные списки цитирования. Человек публикуется в этих журналах – и он на коне, у него зарплата повышается, его начальство любит, всё у него хорошо. Т.е. главный фактор оценки – это стремление максимально интернационализировать науку.

Система образования в Южной Корее

Образование в Южной Корее с каждым годом становится всё популярнее для иностранных студентов. В университеты страны стремятся поступить не только граждане Китая, Японии и Вьетнама, но также европейских государств, Канады и США. Много в корейских вузах и российских студентов.

Чем же так привлекает образование в Корее? Высоким качеством знаний, карьерными перспективами и сравнительно низкими ценами. А как выглядит система обучения в Южной Корее, как поступить в корейский вуз и можно ли найти обучение в Корее для русских бесплатно? На все эти вопросы постараемся ответить в статье.

Хотите получать ещё больше полезного материала из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте о втором ресурсе — на нём доступны самые актуальные акции и скидки компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Образование в Южной Корее: интересные факты

Система образования в Южной Корее имеет свои особенности и отличия от европейских и российских подходов к обучению. Но прежде, чем мы подробнее расскажем о системе дошкольного, начального, среднего и высшего образования в азиатской республике, давайте познакомимся с необычными фактами:

  1. Обязательный период образования в Корее длится девять лет. В него входит начальная и средняя школа (с 6 до 15 лет). Однако практически все школьники идут обучаться дальше, ведь от образования зависит их будущее.
  2. Период обучения в Корее отличается от европейского. Здесь образовательный год начинается в марте и длится по февраль.
  3. В Южной Корее отсутствует бесплатное образование. Родители платят даже за дошкольное образование.
  4. Стоимость обучения в Южной Корее на порядок ниже, чем в европейских и американских университетах.
  5. Сколько стоит обучение в Корее для иностранцев? Благодаря закону, который приняло корейское правительство, иностранные студенты за обучение платят столько же, сколько и граждане страны.
  6. Образование в Корее сочетает высокие технологии и традиции восточного мышления. Так, здесь очень большое внимание уделяют соблюдению правил и порядку.
  7. В корейских школах и вузах действует принцип равенства. Поэтому чтобы решить, кто пойдёт к доске, учитель бросает жребий, а не выбирает ученика самостоятельно. Такая же система действует и для перемещения педагогов по образовательным учреждениям страны.
  8. В Южной Кореи школьникам и студентам запрещено пользоваться мобильными телефонами во время учёбы. Все гаджеты они оставляют в специальных отсеках перед занятиями.
  9. С детства корейских школьников учат соблюдать чистоту и убирать за собой. Так, у каждого учащегося есть свой мусорный пакет, который он прикрепляет к парте.
  10. В корейских учебных заведениях преобладают лекционные, а не практические занятия. Ученики должны самостоятельно изучать большой объём информации, что приводит к зубрёжке, а не пониманию материала.
  11. К образованию в Южной Корее относятся очень серьёзно. Поэтому даже у самых младших учеников практически нет свободного времени, они постоянно обучаются и страдают от высокого уровня стресса. Это объясняет, почему в Корее высокий уровень самоубийств.

Cистема образования в Южной Корее: кратко

Образование Южной Корее состоит из нескольких уровней. Давайте кратко рассмотрим, через какие этапы проходят корейские учащиеся и какие варианты обучения у них есть:

ясли (нарибан) — от 3 дней до 3 лет.

начальная школа — от 6 до 12 лет:

государственные школы (чходын хаке);

частные школы (хагвон).

бакалавр (4 года);

медицинский бакалавр (6 лет).

магистратура (2-4 года).

докторантура (4 года).

Дошкольное образование в Южной Корее

Дошкольное образование в Корее необязательное, но большинство родителей предпочитают отдавать малышей в ясли и детские садики. Причин несколько:

  • желание, чтобы ребёнок развивался с малых лет;
  • высокая загруженность самих родителей.

Начальное дошкольное образование в Южной Корее состоит из трёх этапов:

  • ясли: отдавать детей можно на третий день от рождения (!) и до 3 лет;
  • средняя группа: с 3 до 5 лет;
  • старшая группа: с 5 до 6 лет — здесь активно готовят детей к школе.

В садиках основной упор делают на получении детьми базовых знаний. Их учат разговаривать и читать, дают основы математики, знакомят с английским, проводят уроки музыки и физкультуры.


Урок физкультуры в корейской школе

Школьное образование в Южной Корее

Школьное образование в Южной Корее — это три образовательные ступени:

  • начальная школа (обязательное образование): с 6 до 12 лет;
  • средняя школа (обязательное образование): с 12 до 15 лет;
  • старшая школа (необязательное образование): с 15 до 18 лет.

Начальная школа в Южной Корее

В корейских школах не задают домашние задания. Там учитель может дать дополнительные упражнения, которые ребёнок может решить, если захочет. Основной акцент делают на развитии следующих предметов:

  • корейский язык;
  • английский язык;
  • математика;
  • общественные науки;
  • музыка;
  • рисование.

Средняя школа в Южной Корее

В средней школе увеличивается нагрузка и требования к учащимся. Все ученики обязательно носят школьную форму, запрещено пользоваться косметикой. Из новых образовательных предметов корейские школьники осваивают:

  • введение в искусствоведение;
  • историю;
  • иероглифы Китая;
  • экономику;
  • этику;
  • информатику.

Старшая школа в Южной Корее

Большинство корейских школьников предпочитают продолжить обучение в старшей школе, хотя это необязательная ступень. Здесь очень сложно учиться: в день может быть до 11 разных предметов, после учёбы дополнительные занятия на курсах и в секциях. Старшеклассники часто возвращаются домой очень поздно и редко могут полноценно отдохнуть.

Уже на этом этапе школьники могут выбрать направление для дальнейшего профессионального развития:

  • научные дисциплины;
  • лингвистику;
  • искусство.


Корейские школьники обязаны носить форму с логотипом школы

Среднее образование в Южной Корее

Многие называют колледжи и профессиональные училища альтернативой высшему образованию в Корее. Однако чаще их используют как трамплин для поступления в университет.

Среднее образование в Корее не является обязательным и представлено двумя формами:

Колледжи в Южной Корее

Колледжи Кореи сами по себе дают хорошую профессиональную подготовку. Однако стать учеником такого учебного заведения не так-то просто. Для этого необходимо сдать очень сложный экзамен — сунын, который проверяет знания по математике, корейскому и английскому языку. Его можно сравнить с российским ЕГЭ. К данному экзамену корейцы готовятся с первого класса начальной школы.

Само обучение в колледже обычно длится два года. Для образовательных программ по искусствоведению, судоходству и земледелию срок выше — он может доходить до 4 лет.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Профессиональные училища в Корее

Те, кто не хочет идти по университетской программе, выбирают профучилища. Здесь за два-три года можно получить отличную подготовку по разным ремёслам, а также стать специалистом по таким направлениям:

  • дошкольное образование;
  • домоводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыболовство;
  • сестринское дело и другие.

В образовательную программу входят профильные (70%) и общеобразовательные (до 30%) предметы. Наибольший акцент делают на стажировках и приобретении практических умений.


Дворец Кёнбоккун с цветущей вишней весной

Высшее образование в Южной Корее

Высшее образование в университетах Кореи практически соответствует Болонской системе и состоит из трёх уровней:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Лучшие университеты Южной Кореи

Одним из традиционных принципов корейского общества является строгая иерархия. Это отражается и на образовании. Так, стоит учитывать, что в Южной Корее провинциальные вузы изначально считаются менее престижными, чем столичные. А тройка лучших университетов называется SKY и выглядит следующим образом:

  1. Сеульский национальный университет.
  2. Университет Корё.
  3. Университет Ёнсе.

Все они находятся в Сеуле, столице Южной Кореи, занимают высокие места в международных университетских рейтингах и дают своим выпускникам хорошие карьерные перспективы.

Сеульский национальный университет

Это ведущий государственный вуз, который считается одним из самых инновационных в стране. Он основан в 1895 году, но официально день рождения университета отмечают 22 августа 1946 года. Тогда произошло объединение 10 разных учебных заведений в один вуз.

Сеульский национальный университет даёт отличную подготовку по техническим, гуманитарным и научным специализациям, являясь вузом общего профиля.


Сеульский национальный университет. Вид сверху

Университет Корё

Университет Корё — это частный корейский вуз, в стенах которого проводят исследовательские работы. Его основали как колледж в 1905 году, а потом присвоили статус университета. Сильные направления вуза: гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Отличительная черта университета — активное участие в международных университетских ассоциациях. Например, в W100 Reputation Network. Это группа университетов, которая проводит исследования в области маркетинга и экономики.

Университет Ёнсе

Университет Ёнсе (или Йонсей) — один из крупнейших и самых старых университетов Кореи. Это первый медицинский вуз страны, который был основан в 1885 году. Помимо медицины также сильными направлениями считаются искусство, гуманитарные науки, социальные науки и менеджмент.

В стенах университета совершили много научных открытий: разработали сыворотку от свиного гриппа, придумали новый способ охлаждения воздуха и раствор, латающий трещины на дорогах под влиянием солнечных лучей. Также там активно занимаются поиском лекарства от рака.


Высшее образование в Южной Корее для русских

Обучение в Корее для русских — уже не мечта, а реально достижимая цель. Какие есть варианты для поступления и сколько стоит образование в Корее, мы сейчас расскажем.

Южная Корея: обучение для иностранцев

У иностранных студентов есть два пути поступления в корейские вузы:

  • приехать учиться по обмену;
  • поступить самостоятельно.

Большой плюс корейского образования — наличие англоязычных программ. Их около 30%. Однако если вы мечтаете не просто обучаться в Корее, а остаться там жить, лучше потратить время на изучение корейского языка и выбрать соответствующий курс.

Для успешного обучения в Южной Корее русским абитуриентам необходимо пройти языковой тест TOPIK (Test of Proficiency in Korean). Это международный экзамен на знание корейского языка, записаться и пройти который можно на официальном сайте теста, который доступен в 82 странах мира.

Обучение по обмену в Южной Корее

Университеты Южной Кореи сотрудничают с вузами других стран. Если у вашего высшего учебного заведения есть подобный договор с корейскими университетами, вы можете претендовать на участие в программе обмена. Но стоит помнить, что они открыты только для самых успешных студентов, которые учатся на высокие баллы, активно участвуют в университетской жизни и проявляют инициативу. Такое обучение в Корее, как правило, является бесплатным для студента.

Как поступить в корейский вуз самостоятельно

Поступать в корейские вузы, чтобы получить высшее образовать, можно и самостоятельно. В Корее такая возможность для русских граждан доступна после 11 класса или подготовительных языковых курсов, которые организовывают корейские университеты. Для поступления необходимо подать следующий перечень документов:

  • заявление о зачислении в выбранный вуз;
  • подробная автобиография;
  • нотариально заверенная копия школьного аттестата или выписка из ведомости об обучении в российском вузе;
  • справка о прохождении подготовительного курса;
  • сертификаты, подтверждающие отличное знание корейского (TOPIK) и английского (IELTS, TOEFL) языков;
  • мотивационное письмо;
  • нотариально заверенная копия загранпаспорта;
  • обязательное согласие на обработку личных данных.


Учёба в корейском вузе станет отличным стартом во взрослую жизнь

Некоторые корейские университеты могут дополнять список необходимых документов, а также проводить собеседования и вступительные экзамены. Поэтому всю информацию о подготовке и условиях, а также о том, сколько стоит обучение в Южной Корее, проверяйте на сайте выбранного вуза.

Обучение в Корее после 9 класса недоступно для русских студентов. Это связано с разными системами образования. В Корее обязательное школьное образование длится 12 лет, поэтому иностранные учащиеся обязаны приобрести недостающие знания на подготовительных курсах, прежде чем поступать в корейские университеты.

Сколько стоит обучение в Корее

Сколько стоит обучение в Корее для русских? Всё зависит от формы выбранного университета и специализации. Так, государственные вузы предлагают более низкую стоимость обучения, чем частные. А по специальностям цены распределяются следующим образом:

  • гуманитарные направления — от 95 000 до 460 000 рублей;
  • естественно-научные — от 115 000 до 550 000 рублей;
  • технические — от 115 000 до 530 000 рублей;
  • культурологические — от 110 000 до 540 000 рублей;
  • медицинские — от 270 000 до 680 000 рублей.

Гранты и стипендии на обучение в Южной Корее

Как получить грант на обучение в Корее? Обратить внимание, изучить условия и участвовать в стипендиарных программах правительства и самих университетов.

Правительственная программа

Наиболее популярной и серьёзной является правительственная грантовая программа — the Global Korea Scholarship (GKS).

  • покрывает все расходы на обучение;
  • также покрывает перелёт, проживание, страховку;
  • даёт возможность бесплатно пройти языковые курсы перед стартом самой программы.

Корейское правительство ежегодно раздаёт такие гранты на обучение иностранным студентам. 170 стипендий предлагают лучшим студентам, которые учатся на бакалавра. А 700 стипендий предоставляют магистрантам и аспирантам.

Если не удалось получить грант на обучение в Южной Корее, студенты всегда могут устроиться на работу. Вакансий в стране хватает, в том числе и для иностранцев. Однако есть ограничения — работать можно не более 20 часов во время обучения в университете.


В Южной Корее можно не только учиться и работать, но и путешествовать

Университетские стипендии

Гранты на обучение в Корее для русских предоставляет не только правительство, но и сами университеты. Так, можно претендовать на стипендиальную программу поддержки, которая покрывает от 30 до 100% расходов. Для того, чтобы получить стипендию, необходимо:

  • проучиться в корейском вузе не менее двух месяцев;
  • показать высокий уровень успеваемости;
  • доказать высокий уровень владения корейским языком.

Теперь вы знаете, что нужно для поступления в университеты Южной Кореи, сколько стоит высшее образование и как получить скидку на обучение. А чтобы мечта стала реальностью, учитесь на отлично и выполняйте все письменные задания. И если понадобится помощь, смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

Читайте также: