Али гаджи из инхо биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

На малой родине классика дагестанской литературы, основоположника аварской литературы, ученого-арабиста, философа, сатирика Али-Гаджи из Инхо в Верхнем Инхо прошли торжественные мероприятия в честь его 170-летия.

Перед многотысячными участниками торжества также выступили: первый заместитель муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев, председатель Совета имамов Гумбетовского района Абдулагаджи Закарикаев и другие.

Затем состоялось театрализованное представление с участием всадников в национальной форме, произведения поэта читали профессиональные артисты, религиозные деятели и молодые дарования — учащиеся сельских школ Гумбетовского района.

Выступающие говорили и о тарикатском шейхе Абдулхамиде-афанди, который также является выходцем из этого села. Участники и гости мероприятия совершили зиярат на могилу досточтимого шейха.

На тожественном открытии мемориальной доски выступил глава Гумбетовского района Магомедали Магомедалиев, поблагодаривший инховцев за сохранение памяти о великом земляке. Потомок Али-Гаджи, главный врач Республиканского центра инфекционных болезней Муртазали Магомедов выразил благодарность всем, кто участвовал в юбилейных торжествах.

Необходимо отметить, что юбилейные мероприятия прошли на высоком уровне, везде царила атмосфера дружбы, братства, патриотизма.

Прямой потомок мыслителя Алигаджи Абасов, проживающий в Хасавюрте, пожелал передать слова благодарности как руководству Гумбетовского района, так и Союзу писателей Дагестана, Духовному управлению мусульман. Он отметил большую роль республиканских газет, журналов, издательств, телерадиокомпаний в популяризации произведений их знаменитого предка. Поблагодарил также бывшего главу Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова, решением которого в городе одна из самых протяженных улиц названа именем Али-Гаджи из Инхо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инхоса Г1алих1ажияв

(1846 - 1892)

Г1алих1ажияв гьавуна 1846 соналъ гьанжесеб Гумбет районалъул Т1адинхо росулъ Гъазимух1амад абулев мискинав векьарухъанасул хъизаналъе.

Анкьго сон барав Г1алих1ажияв инсуца ц1ализе кьола Казбек районалъул Миякьо росулъ бук1араб рух1анияб мактабалде. Гьенив гьев ц1алана 12 соналъ. Мактаб лъуг1ун хадув, гьев к1иго сонги бащадалъ дибирлъун х1алт1ана Г1орот1а росулъ. Даг1ба-къецалъе гьес ахир лъолаан, халкъги гьесда божулеблъун лъугьана. Гьебмехалъ Г1алих1ажияв машгьурлъана коч1охъан х1исабалдаги.

Рак1бац1ц1адго дибирлъи гьабулев чи вук1инги лъан, гьев жидехъего т1алаб гьавуна Казбек районалъул Буртунай росдал жамаг1аталъ. Гьенив х1алт1ана дагьабго заманалъ.

Г1алих1ажиясул рит1ухълъиги раг1ун, гьев жидехъего т1алаб гьавуна Индиралъул (Эндирай росдал) жамаг1аталъ.

Г1алих1ажияс какулеб бук1ана г1адамал гукки, гьезухъа мухь боси, садакъа х1алае ккун, жидеего жо бак1ари ва гь. ц.

Гьев хвана 1892 с. Индиралда (Эндирай росулъ) ва гьесул хобги гьениб буго.

«Боц1и ц1ик1к1ун, мехтарав вигьинего к1оларо,

щивав чи живдир заманалда халкъалъе г1емераб лъик1лъиги

гьабун, хъах1аб рас баккиялдаса нечолареб куцалда вук1ине ккей.

Г1алих1ажияс росдал бут1руллъун рук1унел рук1арал бегавулзабазул, ч1ух1бузул, диванбегзабазул мекъал ишал

какун, чанги куч1дул гьарун руго. Гьелъ бицуна гьесул асаразулъ пасих1аб, бег1ераб сатирияб хасият бук1инги.

Живго г1араб мац1 лъалев чи вук1иналъ, жиндирго коч1олъ г1емер х1алт1изарун руго г1араб раг1аби.

Цо чанго асар гурони гьесул къват1ибе биччан бук1инч1о.

1972 с. басмаялда бахъана нусгоялде г1агарун кеч1ниги, назмуниги, кици-абиялниги.

Али-Гаджи из Инхо — один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов второй половины XIX в.

Так же как даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабо-язычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в Темир-Хан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912). Причем наряду с религиозными наставлениями в эти сборники были включены и стихи светского характера — "Седой волос", "Как голодные волки", "О невежестве", а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухамед Тахиром ал-Карахи и др.

Однако большой и признанный мастер художественного слова, оставивший значительное по объему и тематическому диапазону, разнообразное по стилю и жанрам наследие, Али-Гаджи не так-то легко был принят новой властью, установившейся после революции 1917 г. В этом смысле Али-Гаджи повезло даже меньше, чем его собратьям по перу, ибо признание художника идеологизированной наукой в не меньшей, если не в большей степени, чем его талантом и самим творчеством, стало определяться такими атрибутами, как крестьянское происхождение, отсутствие привычного для того времени арабисткого образования, неграмотность, страдальческая судьба, загубленная феодалами жизнь.

Относительно крестьянского происхождения следует сказать, что все творцы, все классики дагестанской национальной литературы были выходцами из крестьян, мы не знаем ни одного поэта и даже ученого-арабиста из ханской среды, из рода шамхалов. Овладение арабистским образованием, по свидетельствам исследователей

, было тяжким трудом, требовавшим большой самоотверженности и самоотречения. Знать в лучшем случае предпочитала службу в царской администрации, офицерские чины. Так куда легче, "без пота", как говорил Али-Гаджи, можно было обеспечить себе и деньги, и почет. Ученые-арабисты, они же и поэты, в большинстве своем даже занимая должности богословов, вынуждены были, чтобы прокормиться, работать на земле. Потому им были понятны и близки тяготы и заботы бедного люда, потому в их творчестве так четкое прослеживается разделение общества на бедных и богатых на власть имущих и обездоленных.

Новой власти и ее идеологам недосуг было разбираться во всех этих "тонкостях". Отсюда — все, что имело отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Ученый-арабист, служитель культа, многие годы проповедовавший идеи и постулаты исламского благочестия, Али-Гаджи не укладывался в эти готовые оценочные стандарты. В результате — значительная часть творчества, так называемая духовная поэзия, отклонена как реакционная, а к остальной — подход с большой осторожностью. Однако, несмотря на все препоны и препятствия, интерес к Али-Гаджи не угасал, творчество поэта неудержимо притягивало к себе внимание ученых — и не только филологов, но и историков, и философов. Порой сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи тем не менее не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи, держали ее постоянно "на виду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Али-Гаджи из Инхо - один из ярких представителей блистательной плеяды дагестанских поэтов второй половины X|X века. Наряду с даргинцем Омарла Батыраем, кумыком Ирчи Казаком, лезгином Етим Эмином, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив традиции арабоязычной литературы на художественные традиции своего народа и положив начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала ему признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. Чтобы не быть голословными,мы считаем важным подчеркнуть следующий факт: когда в Темир-Хан-Шуре была создана типография, издававшая труды известных деятелей науки и культуры Дагестана, в горах были широко известны талантливые поэты Чанка из Батлаича и Махмуд из Кахаб-росо, жившие в тот период, но их произведения не издавались, в то время как произведения Али-Гаджи печатались систематически.

Читайте также: