Кратко межпредметные связи обществознание с другими предметами

Обновлено: 05.07.2024

Тема “Научное познание”, изучаемая в курсе обществознания в 10 классе, знакомит учащихся с этапами, методами и особенностями научного познания, раскрывает его прикладной характер. Учителю предоставляется великолепная возможность привлечь знания старшеклассников из других предметных областей – математики, физики, химии, биологии, географии, истории, политологии, литературы, этики.

Межпредметные связи, используемые при изучении темы “Научное познание”, выполняют несколько функций. Во-первых, они прекрасно иллюстрируют изучаемый теоретический материал. Во-вторых, они расширяют кругозор и эрудицию десятиклассников, а также усиливают мотивацию к изучению других предметов. В-третьих, межпредметные связи оказывают влияние на формирование мировоззрения старшеклассников, поскольку позволяют подвести ребят к пониманию универсальных научных принципов и к осознанию взаимосвязи различных наук.

  1. в виде конкретных примеров, которые могут быть использованы в качестве иллюстраций;
  2. в виде вопросов и заданий, опирающихся на личный жизненный опыт учащихся, их общую эрудицию и знания из других предметных областей;
  3. в виде высказываний ученых и государственных деятелей; эти высказывания целесообразно применять либо в качестве иллюстраций, либо конструировать на их основе вопросы и задания.

Подбор наглядных пособий для иллюстрации представленного материала зависит от возможностей и творческого подхода самого учителя. Проводя урок по этой теме, я использую модель молекулы ДНК, схемы “Структура белка” и “Структура кристалла”, сосновую шишку, кубик Рубика, морскую ракушку, кленовый лист, географическую карту, лист Мёбиуса, репродукции чертежей Леонардо да Винчи, изображения паутины, пчелиных сот, знака полярности (Инь – Ян) и стаи гусей.

Представляется возможным использовать данный материал и фрагментарно, и в другой последовательности, соответствующей логике изучения темы конкретным учителем. Разработка может оказаться полезной для учителей физики, химии, биологии и литературы.

Что такое наука

  • Изучая понятие “закон” (устойчивая, повторяющаяся связь между отдельными сторонами и свойствами явлений), целесообразно задать следующие вопросы:

- Приведите примеры повторяемости в природе (смена времен года, времени суток, приливы и отливы и т.д.).

- Какие другие значения слова “закон” вам известны? (Нормативный акт, правило).

Методы научного познания

  • Наблюдение (изучение объекта, накопление фактов):

- когда Томас Эдисон создавал свою знаменитую лампочку, он долго не мог найти материал для нити лампы. Ему пришлось провести сотни экспериментов с самыми различными веществами. С каждым из материалов он осуществлял по шесть опытов – по количеству измеряемых параметров. Проводя эксперименты, ученый исписал около 200 записных книжек;

- Леонардо да Винчи записывал все, что приходило ему в голову, делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия, оборонных механизмов, летательных аппаратов. Всего он сделал около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался. Также она делал вещи, немыслимые для своей эпохи – анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов;

- физик Генри Кавендиш оставил после совей смерти двадцать пачек рукописей, ведя исследования в самых разных областях физики;

- Кубик Рубика: для того, чтобы его собрать, требуется перебрать множество комбинаций;

  • Моделирование (исследование объектов познания при помощи моделей).

1) Образные модели, построенные по аналогии:

- открытие формулы бензола немецким химиком А.Кекуле: зайдя однажды в зоосад, он остановился у клетки с обезьянами, которые сцепились лапами в кольцо. Вернувшись домой, ученый записал “круглую” структурную формулу бензола;

- изобретение кассового аппарата: его изобретатель, американец Джеймс Ритти плыл на пароходе в Европу и случайно зашёл в машинное отделение, где обратил внимание на работу счетчика оборотов винта. Устройство счетчика подсказало идею создания кассы;

- изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта.

2) Знаковые (математические) модели:

- карты, схемы, чертежи, графики;

- формулы, уравнения, теоремы;

- языки (в том числе ноты, эсперанто, азбука Морзе, семафор, азбука Брайля, дактилология (язык для глухонемых), дорожные знаки, мнемотехника и т.д.);

- периодическая система химических элементов;

- лист Мёбиуса (где может использоваться односторонняя поверхность? – “бесконечная” магнитофонная лента, шлифовальная лента с двумя рабочими поверхностями, самоочищающийся транспортёр в картофелеуборочных комбайнах).

3) Физические модели:

- для изучения аэродинамики самолёта строят его модель и продувают в аэродинамической трубе;

  • Структурный анализ и теоретическое обоснование полученных результатовцелесообразно продемонстрировать на примере литературных произведений.

1) Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков). Характерные черты героев “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью и т.п.

2) Синтез (мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа). Через характерные черты героев создается “типичный образ”.

3) Сравнение (мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам). Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.

  • Проверка теоретических выводов на практике может быть показана на примере русских народных сказок.

1) Борьба Ивана-Царевича со Змеем Горынычем. Задача Ивана – победить Змея, а для этого надо отрубить ему голову. Герой проводит многочисленные эксперименты - зайдет то слева, то справа; только снесет голову, как на ее месте сразу же вырастает другая. После проверки своей гипотезы на практике Иван задается другим вопросом: как отрубить голову и сделать так, чтобы она больше не вырастала?

  • Наблюдение: следил за Кощеем, выспрашивал у других о том, где он находится и как его можно обезвредить.
  • Выдвижение гипотезы: булатом и палицей добраться до Кощея. Неудача заставила Ивана выдвинуть новую гипотезу: “погибель Кощея” заключается не в нём самом, а в другом месте.
  • Построение модели: нужно искать иголку – в яйце – в селезне - в сундуке – на дереве – на острове за тридевять земель.
  • Проверка гипотезы на практике.
  • Постановка новых вопросов. Где находится остров? Как свалить дуб? Как открыть сундук? Как догнать зайца, если будет убегать? Как поймать селезня, если он попытается улететь? Не случайно говорят: “Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается”.

3) Задание: проследите, как этот алгоритм проявляется в работе следователя (сбор информации, наблюдение, выдвижение гипотез, их проверка, систематизация знаний, новые вопросы).

4) Задание (может быть предложено в качестве домашнего): проследите, как алгоритм процесса познания проявляется при выборе спутника жизни. Какие этапы порой пропускаются?

Повторяемость процесса познания

  • “Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить существование еще не известных нам необъятных континентов”. (Луи де Бройль, французский физик).
  • “Я верю: после разрешения каждой проблемы будет оставаться по-прежнему великой загадкой вопрос о том, как поступать с остальными проблемами”. (Поль Дирак, английский физик).
  • Этапы процесса познания в истории человечества:

1) Накопление знаний: они носят конкретный, опытный, описательный характер.

2) Специализация знаний: формирование конкретных наук для более глубокого изучения мира.

3) Формирование теоретических разделов наук: рассматриваются связи явлений, их единство, общие закономерности, тенденции развития.

4) Появление новых вопросов приводит к возникновению новых отраслей знания на стыке наук (синергетика, гидродинамика, психолингвистика, цветотерапия, биоритмология, биоэнергетика и др.).

Прикладной характер научного знания

  • Герои романа Ж.Верна “Таинственный остров” использовали свои знания по физике, математике, географии, геологии, инженерному делу и др.
  • Какие практические знания пригодились другому литературному герою - Робинзону Крузо из одноименного романа Д.Дефо?
  • В решении практических задач: если вы знакомы со свойствами квадрата, то, зная длину его стороны, можете найти его площадь и периметр; это окажется полезным при выяснении, например, такого вопроса: сколько понадобится обоев для оклейки комнаты, имеющей параметры a – b – c с окном и дверью?
  • Могут ли знания нам мешать? (До изучения химии все знали, что у металлов есть основные признаки – это нечто твёрдое, блестящее и холодное. Но ртуть – это жидкий металл, а магний – порошкообразный).

Роль личности в науке

- народоволец Николай Кибальчич, находясь в тюрьме, разработал модель летательного аппарата;

- сподвижник М.В.Ломоносова Дмитрий Виноградов, смертельно больной, дописывал свой труд о фарфоре – “Описание свойств русского порцеллина”;

- академик Иван Павлов, умирая, фиксировал и диктовал секретарю изменения, происходящие в нём в последние часы; на телефонные звонки отвечал через секретаря единственной фразой: “Скажите, что Павлову некогда, он умирает”;

- идея гелиоцентризма, выдвинутая Николаем Коперником, и выступившие в его защиту Джордано Бруно и Галилео Галилей;

- французский ученый Луи Пастер подвергал себя огромному риску при проведении вакцинация против холеры, сибирской язвы и бешенства;

  • Ответственность за свои открытия и изобретения:

- американский физик Роберт Оппенгеймер (“отец атомной бомбы”) и советский физик А.Д.Сахаров (один из создателей водородной бомбы) выступали за прекращение испытания ядерного оружия;

Жюль Верн, работая над книгой “Капитан Немо”, описал возможности подводного летательного аппарата, который мог протаранить корабли противника. Отдав книгу в издательство, он случайно узнал из газет, что учёные ведут разработку нового оружия – торпед, способного на расстоянии поражать цель. Жюль Верн немедленно скупил первое издание своего произведения.

Основные принципы, лежащие в основе наук

  • природные ритмы: смена времен года, времени суток (день и ночь), сердце, мозг, дыхание, приливы и отливы, цикл экономической активности, цикл развития и упадка мировых цивилизаций и т.д.;
  • стихи, музыка – ритм, размер, мелодия;
  • использование этого принципа животными (медведи уходят в спячку, весенняя линька животных; птицы, летящие в стае, машут крыльями по синусоиде).
  • Всё имеет противоположность – Инь-Ян (символ), жизнь и смерть, сон и бодрствование, здоровье и болезнь, тепло и холод, высокое и низкое, черное и белое, молодость и старость и т.п.;
  • синтез двух противоположностей – не механическое объединение, а создание чего-то совершенно нового (рождение ребенка – он уникален по сравнению со своими родителями).
  • Прожилки на листе клёна = водораздел рек = кровеносная система.
  • Чешуйки рыб = чешуйки шишек.

Сходные принципы формирования сложных систем:

  • Атомы – молекулы – клетки – организмы – экосистемы.
  • Голография (метод получения объемного изображения, основанного на интерференции волн; каждый участок голограммы содержит информацию обо всём объекте).
  • “Золотая пропорция (“золотое сечение”). Примеры: лук (число перьев – 3-5-8); морские звезды, ежи – 8 перегородок, 8 щупальцев; раковины – 13 частей; насекомые – 3 пары ног, 2 пары крыльев, брюшки состоят из 5 частей; млекопитающие – 5 пальцев, 34 позвонка и т.д.
  • Соты пчел в виде шестигранников являются самой экономичной организацией пространства, поскольку при одинаковом объеме для строительства шестигранных ячеек требуется меньше всего материала.
  • Высказывания

1) “Природа работает небольшим числом общих принципов” (Альберт Сент-Дьерди).

2) “Я убеждён, что придёт время, когда физиолог, поэт и философ будут разговаривать на одном языке” (Клод Бернар, французский физиолог).

3) “Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой” (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог).

4) “Я думаю, все согласны с Ньютоном: самый глубокий фундамент науки – это уверенность в том, что в природе одинаковые явления наступают при одинаковых условиях” (Нильс Бор, датский физик).

5) “В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса” (Альберт Эйнштейн, немецкий физик).

Все в мире связано в единое начало;
В движеньи волн – шекспировский сонет,
В симметрии цветка – основы мирозданья,
А в пеньи птиц – симфония планет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база образовательного процесса в основной школе, и дополняется анализом на предмет того, как новые стандарты обуславливают использование межпредметных связей в обучении обществознанию.

Начнём с основного документа, на который следует ориентироваться, это

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования.

Помимо прочего, стандарт устанавливает чёткие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, среди которых прописаны метапредметные - включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. 1 Таким образом, уже в самом начале документа устанавливается та цель, на достижение которой изначально направлено использование межпредметных связей, более того – отдельно выделена работа с понятиями, являющаяся одной из основных для обществознания.

Если рассматривать триединство результатов, то и здесь мы увидим, что для достижения каждого из видов целесообразным будет использования межпредметных связей. Рассмотрим их подробнее.

Стандарт указывает: личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,

формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.д 2 . Таким образом, все предметы учебного курса предполагается преподавать с использованием межпредметных связей, но заметим, что именно обществознание в силу своего интегративного характера подходит как нельзя лучше для первого этапа формирования умения работы с межпредметными связями в 5-6 классах.

Обратимся к предполагаемым предметным результатам и проанализируем, в каких из них обществознание переплетается с другими школьными дисциплинами, а значит, предполагает использования межпредметных связей в процессе обучения.

Филология - осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

Литература - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Иностранный язык - 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.

Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

География - 1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Математика и информатика - формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки, понимание роли информационных процессов в современном мире, овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, в становлении гражданского общества и российской государственности;

Биология - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды, формирование основ экологической грамотности, освоение приемов оказания первой помощи, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,

Физика - формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

Химия - формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

Искусство - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

Технология - формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Физкультура и ОБЖ - физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области, развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения, овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. 3

Таким образом, федеральный образовательный стандарт подробно и четко прописывает результаты обучения, в которых наглядно демонстрируется связь всех предметов в той или иной области. Обществознание можно назвать лидером по количеству таких связей, что еще раз доказывает целесообразность использования межпредметных связей.

Концепция чётко определяет: обществознание выполняет функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливает межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (история, литература, география, основы религиозных культур и светской этики) и с реализуемой в организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), программой воспитания и социализации обучающихся.

Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни.

Задачи, определенные в Концепции:

формирование у обучающихся правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа – и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности;

создание условий для формирования гармонично развитой личности, успешной социализации обучающихся, их созидательной гражданской активности, усиление взаимосвязи преподавания обществознания с реализацией программы воспитания и социализации обучающихся, воспитание у обучающихся неприятия национальной и религиозной розни, общественно опасного, коррупционного и неправомерного поведения;

целостной системы представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений;

ценностных ориентаций, необходимых ему в жизни;

комплекса предметных и метапредметных умений, способов познавательной и практической деятельности.

Концепция определяет: знакомство обучающегося с жизнью и развитием общества начинается с формирования у него представлений о себе как личности. Решению этой задачи помогает рассмотрение биологического и социального в человеке, особенностей подросткового возраста, усвоение знаний о способностях и потребностях человека, социальных условиях их формирования, представлений о ценности человеческой жизни. У обучающихся формируется понимание того, что становление личности происходит в условиях общения в семье, с другими людьми и по мере освоения разнообразных видов деятельности.

Неотъемлемым компонентом содержания является знание и понимание социальных норм как регуляторов общественных отношений. В процессе изучения обучающийся узнает, как возникают нормы, почему необходимо на них ориентироваться в своем поведении, изучает различия и взаимосвязь между социальными (моральными, религиозными и т.д.) нормами и нормами права. В учебном предмете раскрывается значимость здорового образа жизни, показываются негативные последствия общественно опасных форм поведения, формируются общечеловеческие ценности, уважительное отношение к другим людям, понимание основных норм морали в обществе.

Реализация системно-деятельностного подхода, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках изучения обществознания могут быть достигнуты путем активного использования:

интерактивных образовательных технологий и методов (учебного проектирования, учебного исследования, технологии обучения в сотрудничестве, игровых технологий, ориентированных на возрастные особенности разных групп обучающихся, в том числе деловых и ролевых игр, методов моделирования реальных ситуаций, дебатов и др.);

дополнительного образования и внеучебной деятельности (с опорой на традиционные формы коммуникации и цифровую социальную среду), включая использование возможностей программы воспитания и социализации обучающихся;

Последним документом, к которому мы обратимся, будет Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП).

Программа указывает, что определенные учебные навыки формируются с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей, а именно, в возрасте 11 - 15 лет, связанны с осуществлением на каждом возрастном уровне развития рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе, а также с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром.

В структуре планируемых результатов выделяются уже знакомые нам метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

Итак, результаты помимо освоения навыков работы с межпредметными понятиями (например, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, условием формирования которых является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности и др.) включают универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Рассмотрим их подробнее:

Познавательные УУД, для формирования которых могут быть использованы межпредметные связи, предполагают:

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения;

определять логические связи между предметами и/или явлениями;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. 5

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса.

Данные результаты являются лишь одной из ярких иллюстраций важности использования межпредметных связей в обучении обществознанию.

Программа предполагает основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов защиту итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). В рамках исследования нами был опробован такой способ проверки метапредметных результатов, что подробно будет рассмотрено в следующей главе.

В целом, проанализировав нормативные документы, мы можем утверждать, что использование межпредметных связей в обучении не является прихотью, а предполагается на самых высоких уровнях орагнизации образования, что заявлено через навыки и умения, которые достаточно чётко прописаны. К сожалению, образования – это не та сфера, где изменения, тем более столь масштабные, происходят быстро и эффективно, соответствуя изначально заявленным целям. Отметим, что чётких указаний и способов для достижения тех же метапредметных результатов в данных документах не представлено и даже не заявлено. Отсюда вытекает проблема несоответствия нормативно-правовой базы и реального методического опыта, что открывает широкое поле для дальнейшей научно-методической деятельности в области использования межпредметных связей.

Актуализация междисциплинарности в современном российском образовании вызывается необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, полного), повышения качества российского образования, усиления его практико-ориентированного характера. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают такие характеристики выпускников российской школы, как достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Междисциплинарные связи разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их интеграции, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизнедеятельности человека.

В педагогике существует несколько классификаций межпредметных связей. Наиболее полным представляется комплексный вариант, который продемонстрировали В.Н. Максимова и И.Д. Зверев, выделив три критерия: информационную структуру учебного предмета, морфологическую структуру учебной деятельности и организационно-методические элементы процесса обучения. С учетом этих критериев были определены три типа связи между учебными дисциплинами:

содержательно-информационные — по видам знаний (фактические, понятийные, теоретические и др.);

операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

В соответствии с этими типами в пособии по методике обучения обществознанию Соболевой О.Б. структурированы виды межпредметных связей и примеры их реализации. Анализ данных примеров показал, что наиболее интересными и эффективными являются понятийный, ценностно-ориентационный, многосторонний виды междисциплинарных связей.

Наиболее сложным примером реализации выше приведенных связей являются многосторонние связи между предметами. Например: экологические проблемы изучаются на уроках обществознания, ОБЖ, биологии, физики, химии, истории, что позволяет развитию целостной картины мира обучающихся. Для решения проблем преподавания на основе междисциплинарных связей в статье Суходимцевой А.П., Корольковой Е.С., Ереминой Ю.Б. были разработаны стратегии реализации межпредметного подхода в школе:

1) комплексное изучение объекта разными науками,

2) изучение разных объектов методами одной науки,

3) изучение различных объектов различными науками посредством одних и тех же теорий и законов,

4) развитие познавательной активности и самостоятельности школьников на основе методологии учебной деятельности.

С помощью этих стратегий приведены примеры работы с понятиями истина, социальная роль. Задания представляют собой аккумулирование обществоведческих, литературных, естественно-научных знаний и универсальных учебных действий.

Методика использования технических средств обучения на уроке обществознания, их роль в развитии познавательной активности и навыков самостоятельной работы учащихся.

Одним из важнейших направлений современного общества является информатизация образования, т.е. когда создаются условия для использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Школа на современной ступени развития должна:

1. развивать творческий потенциал каждого ребенка через дифференцированное обучение (личностный подход),

2. необходимо научить добывать, перерабатывать и использовать в дальнейшем полученную информацию,

3. учителя должны уметь пользоваться информационными технологиями, чтобы более качественно учить подрастающее поколение.

Уроки с использованием тестов, кроссвордов, презентаций, просмотра видео сюжетов по теме урока создают условия для мотивации обучения, развивают интерес к обществознанию, активизируют учебную деятельность, способствуют нравственному развитию учащихся.

Поэтому можно сказать о том, что:

1) ТСО позволяют реализовывать индивидуальное, дифференцированное обучение которое прописано в новом ФГОСе.

2) они облегчают труд учителя, при этом делая урок более содержательным, разнообразным, интересным.

3) использование ТСО побуждает учителя самого овладевать новыми методиками, учиться использовать различные компьютерные программы, интерактивные доски, что повышает общий уровень знаний и умений учителя.

Использование ТСО на уроках приводит к:

1. уменьшению затрат времени на подготовку учителя к уроку,

2. трансляции необходимой информации одновременно на весь класс,

3. обеспечению совместной деятельности учителя и учащихся.

Исследователи выделяют три уровня использования ТСО:

1. эпизодический (ТСО используются учителем от случая к случаю),

2. систематическийпозволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания,

3. синхронный уровеньпредполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.

Виды работы с ТСО:

Использование презентаций.

· Как правило презентации посвящены всей теме урока и помогают акцентировать внимание на наиболее трудных вопросах.

· Так же данный вид можно использовать при работе с документами, которые выводятся на слайд (например: те документы, которых нет в учебнике).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)


Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики. [1, c .10]

Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. [2, c .45]

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам в начальной школе [Сухаревская, 2007:165].

Обозначают и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение нового для школы содержательного материала. При использовании этих подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание предметов;

в) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегрированные уроки разного характера.

Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

В задачах обучения необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных обучающимися при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные (из других предметов) знания, а также вопросы, которые получат развитие в последующем обучении дисциплинам.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Следует тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.

Можно проследить связь истории и обществознания с другими предметами, в частности с экономикой. [5, c .47]

Одна из важнейших задач современного образования — показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

Экономика — предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов.

Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т. п.);

анализ политических ситуаций , имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.);

Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007. — 44 с.

Липсиц И. В. Экономика. — М., 2000.

Машина М. В. Экономическая азбука. — М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): предмет, интеграция, интегрированный урок, учебный материал, знание, окружающий мир, связь, урок, целостная картина мира, начальная школа.

Читайте также: