Кратко и предельно точно формулировка

Обновлено: 02.07.2024

Игорь Николаевич Кузнецов

Информация: сбор, защита, анализ

Учебник по информационно-аналитической работе

Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище и педагогический факультет Московской военно-гуманитарной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.

В 1993–1995 гг. – старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. – доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета.

Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граждан, пострадавших в годы сталинского террора.

Глава I. Методика информационно-аналитической работы

Логика процесса исследования

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

– объект и предмет исследования;

– последовательность их решения;

– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности– это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

– описание каждого факта научным языком;

– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

– не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

– измерять все, что подлежит измерению;

– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

– проверять гипотезы опытом;

– составлять теорию изучаемого.

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство—следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

получение и описание фактов – постановка научных проблем;

выдвижение гипотез новых идей и положений;

формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Методический замысел исследования и его основные этапы

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

цель, задачи, гипотеза исследования;

критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Для научного исследования важно определение цели или целей исследования, ограничение области исследования (в пространстве и во времени), ибо объять необъятное невозможно. Поэтому правильно определить логику исследования, наметить план исследования – важный момент в работе ученого.

План – простейшее средство для достижения максимальных результатов при минимальных затратах сил. Длительность периода планирования имеет большое значение как для качества выполненной работы, так и для сокращения общего времени исполнения.

План – это рабочий инструмент, которым пользуется исследователь. Он, естественно, может изменяться, уточняться, исправляться. Разработка плана фактически содействует разработке логики исследования, в котором последовательность шагов исследования во многом предопределяется полученными уже в ходе работы результатами и новыми возникшими трудностями.

Исследование в области социономии – сложный процесс научно-познавательной деятельности, направленный на выявление, проверку и применение на практике новых способов, средств и приемов развития личности. Это — долгий и трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных, истинных результатов, обусловлена замыслом исследования.

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы. В замысле исследования в логическом порядке выстраиваются цель, задачи, гипотеза исследования; показатели развития конкретного социального явления соотносятся с конкретными методами исследования; определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследования.

На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственное исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап. Работа литературно оформляется.

Необходимо различать проблемы социальные и проблемы научные. Социальная проблема – это социальное, жизненное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Реальные жизненные противоречия создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие социального знания и соответствующие управленческие решения.

При рассмотрении, например, проблемы безработицы, социальное исследование будет ориентировано как на изучение социальных факторов, порождающих это явление, так и на разработку системы мер для устранения или изменения направленности действия этих факторов. В первом случае в центре внимания научный аспект проблемы, во втором – практический.

Следует еще раз подчеркнуть, что формулировке проблемы предшествует тщательная подготовка – изучается библиография по проблеме, исследовательские отчеты, специальная литература по социальной работе и т.д. Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета. В социальных исследованиях объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, явлений (процессов), которая существует объективно в теории и на практике и служит источником необходимой для исследователя информации. В конкретных исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей, сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия. Предмет же исследования более конкретен. Он включает в себя только ту сторону объекта, те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются для этого исследования наиболее существенными. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Предмет очерчивает границы познания изучаемого объекта.


Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель – это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Она формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой соционом в процессе разрешения возникшей проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Таковы логические связи между объектом, предметом, проблемой и целью исследования, которые необходимо учитывать в практике исследовательской работы.

Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Важнейшая методологическая часть программы исследования – определение задач. Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Обычно исследователь выдвигает три-четыре задачи: первая связана с изучением истории и современного состояния проблемы; вторая – с раскрытием структуры, функций, сущности изучаемого; третья – с разработкой условий реализации изучаемых явлений в практике; четвертая – с проведением эксперимента по проверке выдвигаемой гипотезы. Конечно, задач может быть больше или меньше, все зависит от того, какую научную проблему решает исследователь. Фактически задачи – это уточнение плана исследования. В приведенном выше примере, исследователь может поставить следующие задачи: выявить степень разработанности проблемы в теории и практике; разработать модель городской социальной службы реабилитации подростков; определить социально-педагогические условия реабилитации подростков; экспериментально проверить выдвигаемые положения.

Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. В исследовании, ориентированном на решение теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические задачи выступают в нем как неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи – основные, теоретические – неосновные. Основные задачи, таким образом, соответствуют целям исследования, неосновные — ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки гипотез, не связанных с проблемой.

Например, исследуются подростки с девиантным поведением, возможны такие задачи исследования:

1 Проанализировать состояние рассматриваемой проблемы в философской, социально-психологической и педагогической литературе.

2 Обосновать психологические особенности подростка с девиантным поведением.

3 Определить сущность и структуру деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по профилактике девиантного поведения.

4 Разработать методические рекомендации по повышению эффективности работы с девиантными подростками.

Естественно, что круг задач исследования зависит от возможностей самого исследователя, от его опыта научной работы.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное – теоретическую значимость и практическую ценность исследования. При выборе темы не надо спешить. Основным критерием выбора темы научной работы являются собственное убеждение исследователя в актуальности и перспективности выбранной темы.

После формулирования задач моделируется начальный вариант гипотезы исследования в самом общем виде, который будет конкретизирован на последующих этапах научной работы. По различным основаниям можно выделить следующие виды гипотез:

1 По содержанию предположения: описательные – фактическое состояние объекта; объяснительные – причинно-следственные связи, установленные подтверждением описательных гипотез.

2 По уровню анализа: теоретические – характер связей идеализированных объектов; статистические – характер взаимосвязей в системе показателей и индексов статистики; эмпирические – характер взаимосвязи эмпирических признаков в системе операциональных понятий и показателей.

3 По отношению к задачам исследования: основные – существенные связи объекта, обеспечивающие решение проблем; неосновные – побочные, но важные для решения проблем связи объекта.

4 По степени научной обоснованности: первичные – на начальных этапах анализа; вторичные – на основе проверки, уточнения первичных; рабочие – служат в качестве исходных предположений.

Следовательно, возможны различные виды гипотез, основными из которых являются два вида. Первый – описательные гипотезы, в которых раскрываются причины и возможные следствия. Второй – объяснительные гипотезы: в них дается объяснение возможным следствиям, исходя из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет вытекать данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством.

Гипотеза – это гипотетическое предположение, которое необходимо доказать. Чтобы понять суть гипотезы, отвлечемся от наших исследований и представим, что ученый захотел вывести новый сорт гладиолусов. Занимаясь этой работой, он, конечно, знает, что это за цветы, как они растут, как можно выводить новые сорта, и предполагает, какой сорт хочет вывести он сам, его цвет, форму, высоту и другие качества. Ученый описывает предполагаемый сорт, а дальше намечает то, что необходимо для этого сделать. После того, как он все предположил и составил план действий, он начинает действовать – выводить этот сорт, экспериментировать и убеждаться в том, насколько верны были его предположения. Гипотеза в результате научного исследования может оправдаться, может частично оправдаться, а может совсем не оправдаться. Отрицательный результат в науке – это тоже научный результат.

Приведенный пример показывает, что гипотеза пронизывает все исследование от начала до конца. Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата. Чтобы верно сформулировать гипотезу, исследователь должен обладать определенными знаниями логики, сущности научного исследования, эмпирическим опытом в рамках исследуемой проблемы, обладать способностями к конструированию знаний, мысленному моделированию и прогнозированию. Можно выделить ряд требований к формулировке гипотезы. Для этого исследователь мысленно отвечает на следующие вопросы:

- что является самым существенным в предмете исследования?

- каков главный инструмент (метод) исследования?

- каков состав (из каких элементов) и структура (взаимосвязь и взаимо-обусловленность элементов) изучаемого предмета исследования?

- как развивается предмет исследования (продолжительность протекания явлений, изменение элементов, связь с внешним миром, прогноз)?

- каковы условия успешности решения полагаемых задач?

Второй этап научной работы – собственно исследовательский. Этот этап у каждого исследователя протекает по-своему. Однако есть много общего для всех исследователей. Прежде всего — выбор методов исследования.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм разработки программ исследования.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Методы научного исследования:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы исследования обеспечивают большую точность и глубину изучения избранной проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.
Необходимым компонентом программы является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимость, надёжности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.

Основные этапы исследования:

  • Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
  • Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).
  • Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
  • Четвёртый этап – контрольный.
  • Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.

Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:
I. “Классическая”.
Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
1. тема исследования и ее актуальность;
2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;
3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная”.
Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:
1. обоснование выбора темы реферата;
2. способы работы над рефератом;
3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
4. личная значимость проделанной работы;
5. перспективы продолжения исследования.
III “Творческая” защита предполагает:
1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;
2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;
3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся, а так же памятка для юных исследователей представлены в Приложении № 1,2

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса.

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Ряд практических шагов-приемов, помогающих самостоятельно выбрать тему
Как изучать литературу для поиска нужной информации

Это составление предварительного списка изданий, непосредственная работа с интернет источниками. Определив тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной объектной областью. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

Как проводить научное исследование?

В основе научного исследования лежит:

  • Интеллектуально-исследовательская деятельность. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие интеллектуальные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Или более сложные умственные действия: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Здесь происходит проектирование научного исследования.
  • Информационно-рецептивная деятельность, включающая в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь все необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения.
  • Продуктивная деятельность составляет действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления в научном тексте. Рефлексия отдельных глав, разделов.
Формулирование гипотезы

Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием
и сносят, когда здание готово. Они необходимы для
работника, но он не должен принимать леса за здание.
И. Гете

Основные свойства гипотезы:

Требования к гипотезе

В гипотезу включают понятия и категории, являющиеся неоднозначными.

Она не должна включать слишком много положений. Как правило, одно основное, больше – редко. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений). Гипотеза должна быть правдоподобной, т.е. соответствовать уже имеющимся знаниям по обозначенной проблеме. Гипотеза должна быть проверяемой. В основе ее формирования должны находиться факты, относящиеся к избранной для изучения предметной области.

Сама формулировка гипотезы должна строиться таким образом, чтобы структура обобщений и утверждений, в которых она дается, позволяла осуществлять развитие рассуждения без пошагового обращения к фактам. Плодотворное использование гипотезы осуществимо только в том случае, если исследователь способен работать с ней как уже к принятой в системе науки теории. Недопустимо, чтобы исследователь исходил из любой мыслимой гипотезы. Он должен основываться на отдельных свойствах, связях, зависимостях, взаимодействиях, условиях, объяснимых с помощью выводимых из данной гипотезы законов.

Как сформулировать цель и задачи исследования?

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования.

Можно поставить целью: выявить… установить… обосновать… уточнить…разработать…

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением природы, структуры изучаемого объекта (она связана с анализом взглядов на предмет исследования). Вторая задача связана с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья задача связана со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая задача связана с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Как определить методы исследования?

Теоретические методы: характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Эмпирические методы: предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др.

Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на здравый смысл.

Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод. Биология более проста по объектам, чем физика, поэтому там применим метод проб и ошибок, а в физике – строгие математические методы. В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.

Читайте также: