Красногвардейский район история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Путешествие по Ириновской ж/д. Лето 2000 г.

Совместными усилиями Игоря Копайсова и Дмитрия Сутягина составлен подробный иллюстрированный отчет о визите в район одной из старейших узкоколеек России - Ириновской ж.д.

ДАТА ВЫЛАЗКИ: 2 июля 2000 года.

МЕСТО: Санкт-Петербург (ст.Пискаревка), г.Всеволожск (пл.Всеволожская, ст.Мельничный Ручей, Всеволожский государственный историко-краеведческий музей), пос.Рахья (ст.Рахья, узкоколейная ж.д. Ириновского торфопредприятия).

ЛИЦА: Дмитрий Сутягин (Обнинск), Игорь Копайсов (Санкт-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: Опрос работников торфопредприятия, местных жителей. Посещение Всеволожского краеведческого музея, осмотр экспозиции и беседа с его создателем. Визуальный осмотр. Фотофиксация. Изучение доступных документов, литературы и карт.

СФЕРА: Сбор информации об Ириновской ж.д. Сбор информации и изучение нынешнего состояния узкоколейной ж.д. Ириновского торфопредприятия (пос.Рахья).

1. Начали мы свой путь со ст.Пискаревка. Поезда пришлось ждать минут 25. Что интересно - за это время не прошло ничего - дорога была пустынна. Наконец пришла электричка. Дима все дивился безумному серо-зелёно-красному ее окрасу. По пути особо интересного ничего не заметили, разве что разобранный стрелочный перевод на посту Ковалево со стороны Раздельного поста (сам перегон насколько можно видеть - цел). Причем разобран он судя по всему давно. Это лишний раз подтвердило правоту совместно созданной схемы СПб узла.

2. Приехали на пл.Всеволожская. Обнаружилось, что у нашего электропоезда головной вагон с "круглой мордой", а хвостовой - с "плоской"! Диме сразу бросилось в глаза, что посадочные платформы разнесены вдоль пути в разные стороны, так, что бы оба головных вагона (локомотива) останавливались рядом друг с другом. Копайсов то человек привыкший, глаз замылен, действительно, это обычная схема размещения платформ под Петербургом. Зачем? Первое, что приходит в голову - чтобы дежурному удобнее было передавать-принимать жезлы на локомотив при движении по ЭЖС. Но ведь Всеволожская - платформа! Возможно, когда-то между платформами был переезд, поэтому такое расположение для того, чтобы поезда останавливались ПЕРЕД переездом.

Сам Всеволожск на 90% представляет собой агломерацию дач - большей частью еще дореволюционных и довоенных, меньшей - современной "цыганской" архитектуры. Статус города он получил только в 1963 году. Своим появлением на свет обязан объекту нашего интереса - Ириновской узкоколейной ж.д., а именем - станции Всеволожская (построена на землях помещиков Всеволожских) этой ж.д.

3. Основная цель визита во Всеволожск - найти местный краеведческий музей, о котором известно, что там существует экспозиция, посвященная Ириновской ж.д. Во всяком случае, так написано на его страничке.

Искали мы его (дойдя по адресу) минут 20, пока местная бабуля не объяснила подробно, через какие канавы надо перепрыгнуть, чтоб его увидеть. Сообщаем всем желающим - Музей находится у Румболовской горы, почти на перекрестке Дороги Жизни и Колтушского шоссе. Если ехать (идти) по Колтушскому шоссе от пл.Всеволожская - то по левую сторону (а не по правую, как можно было бы догадаться по номеру дома) не доходя метров 50 до перекрестка. Чуть в глубине будет стоять желтое 2-х этажное здание (бетонно-деревянное) - это он! Телефон (81270) 2-34-88.

Музей достаточно специфичный, создала и содержит его (практически за свой счет) Марина (Марьяна) Семеновна Ратникова. Изначально она отнеслась к нам настороженно, зато потом одарила книжками и не взяла плату за посещение. Экспозиция Ириновской ж.д. представляет собой 3 листа машинописного текста и около 30 фотографий.

Фото (копии) были куплены хранительницей в ПГУПС (ЛИИЖТ). (Эх, давно подмывает порыться в пыльных архивах и библиотеках Альма Матер! Наверняка там спрятано много интересного - ИК).

Фото в экспозиции - это изображения вокзалов (практически всех, что были). Подвижного состава крайне мало - очень маленькие паровозы-танки


Красногвардейский район образован в 1973 году. С 1936-го по 1947 год Красногвардейским назывался Калининский район, восточную часть которого позднее выделили как отдельную административную единицу. Территория включила в себя часть Полюстрово и исторические местности - Охту, Ржевку, Пороховые и Жерновку. Первые поселения на этой земле появились, по мнению историков, более четырёх тысяч лет назад. Летопись этих мест ведётся с 1300 года, когда шведы основали крепость Ландскрона в устье Охты. Уже на следующий год её захватили и сожгли русские дружины под предводительством новгородского князя Андрея, сына Александра Невского. Позднее на этом месте появилась крепость Ниеншанц.

Петровские времена сформировали район как промышленный. В июле 2015 года здесь отметили 300-летие указа Петра Великого о создании казённого порохового завода. Позднее появились лесопилки, кирпичные заводы, верфи.

Сегодня на территории района проживают около 350 тысяч человек, многие из которых работают на крупных предприятиях, принявших эстафету заводов Охты и Пороховых.

Общие сведения и история района Красногвардейский район находится в северо-восточной части города. Он граничит с Калининским, Центральным, Невским районами города и Всеволожским районом Ленинградской области. В названии района увековечены деяния Красной гвардии во время Гражданской войны. Впервые такое название появилось в 1936 г. В 1946 году название было упразднено, а территория района была административно присоединена к Калининскому району. В 1973 г. район снова был выделен в отдельную административную единицу.Красногвардейский район — древнейший район города. Люди на современной территории района стали селиться задолго до основания Санкт-Петербурга.

ВложениеРазмер
история Красногвардейского района 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты.


Презентация для детей младшего возраста "Загадки о транспорте".Материал подготовила воспитатель ГБДОУ 41 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга Бабушкина Наталья Николаевна

Презентация подходит для детей младшего возраста.Расширяет познания о наземном ,водном, воздушном транспорте. Развивает внимание и логическое мышление.


Красногвардейский район Санкт-Петербурга расположился на правом берегу Невы. Район был образован в 1973 году, он охватывает Большую и Малую Охту, восточную часть Полюстрово, Пороховые, Жерновку и Ржевку.

Станции метро: Новочеркасская, Ладожская.

Фото №1

История Красногвардейского района

Красногвардейский район является древним районом города. Современная территория стала заселяться людьми задолго до основания Северной столицы. Впервые район был так назван в 1936 году – его наименование увековечило деяния, совершенные Красной гвардией во время Гражданской войны. Через 10 лет территория Красногвардейского района была присоединена к Калининскому. Но в 1973 году район снова получил статус отдельной административной единицы.

Фото №1

Достопримечательности Красногвардейского района

Фото №1

Мост Александра Невского

Очень долгое время мост Александра Невского являлся самым длинным мостом в городе, но в 2004 году открылся Большой Обуховский мост и перенял этот титул. Длина моста – 629 метров без береговых сооружений, а с пандусами – 905 метров. Этим мостом соединяются Заневский проспект и площадь Александра Невского. Мост имеет семь пролетов, разводной в центре. Сделан из железобетона с напряжением арматуры. Также в конструкции применены ванты (стальные тросы). Мост сводится и разводится очень быстро: всего 2 минуты нужно для этого, казалось бы, тяжелого действия.

Фото №1

Скульптура охтинки

Фото №1

На мысе, где сливаются Оккервиль и Охта, чудом сохранилась старинная усадьба, представляющая собой живописные развалины. Еще до появления города на Неве место это принадлежало шведскому полковнику Оккервилю. С середины XIX века территория эта перешла к семье Полторацких, ранее проживавших в Тверской губернии. Усадьба строилась с 1790 года по проекту Н.А. Львова. Она была достаточно богатой и включала в себя ледники, подвалы, фруктовый сад с вишнями и яблонями, больших размеров пейзажный сад, сеновалы и конюшни. В 1810 году семейство приняло решение о продаже. Новой владелицей оказалась З.П. Шаховская, позже став, благодаря второму замужеству, Уткиной. Это имя по мужу и закрепилось за усадьбой.

Мост Петра Великого (Большеохтинский мост)

Мост Петра Великого еще называют Большеохтинским мостом. У него очень важная задача: соединять исторический центр города с районом Малая Охта. Мост Петра Великого трехпролетный, разводной, металлический. Разводные механизмы выполнены в виде маяков. Мост довольно длинный, одни только боковые пролеты длиной 136 метров каждый. Средний пролет короче: всего 48 метров, на то он и разводной. Разводные механизмы работают слажено, поднятие происходит вертикально. Мост облицован гранитом, также к воде сделаны гранитные спуски. Большеохтинский мост довольно тяжелый – его металлоконструкция весит почти 9 000 тонн.

Читайте также: