Крапивин сказки севки глущенко глава день рождение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

Учитель: Чеботарёва Галина Алексеевна

Дата Урок № 3

Цель: познакомить учащихся с отрывком из произведения В. Крапивина, работать по содержанию.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

формирование уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей; формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; формирования умения слушать и вступать в диалог.

Предметные: понимать и знать содержание произведения; работать над выразительностью чтения произведения.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

2. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания:

1. Куда купили родители Колямбы путёвку для отдыха?

1) В Латвию , 2) в Сочи 3) в Крым

2.Как звали друга Колямбы?

1) Виктор 2) Виталька 3) Владимир

3. На берегу какого моря находился санаторий , где отдыхал Колямба?

1) Чёрного 2) Азовского 3) Балтийского

4.Деревня, в которой жила бабушка Колямбы называлась:

1) Малеевка 2) Масловка 3) Маслёновка

1) сильный холод 2) дрыгание ногами 3) бег на холоде

6. В письме Виталика о каникулах было написано:

1) каникулы на славу 2) каникулы на зависть 3) каникулы по кайфу

7. Как в старину называлось красивое письмо?

1) интеллигентное письмо 2) эпистолярное письмо 3)столичное письмо

8.Что больше всего Колямбе понравилось из латышской кухни?

9. Какой совет дала маме для написания письма бабушке и Витальке ?

10. С чем сравнил Колямба море в солнечный день?

1) с лунной дорожкой 2) солнечным зайчиком 3) с листочком голубой фольги

3. Самоопределение к деятельности

Подарки, гости, торт и поздравления!

Весь день хожу в прекрасном настроении

Ведь у меня сегодня.

Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

4. Работа по теме урока

Знакомство с писателем В. Крапивиным .

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени, куда его родители переехали из Кирова. С ранних лет будущий писатель открыл в себе талант к сочинительству. Он часто рассказывал придуманные истории друзьям во дворе и одноклассникам.

После школы Владислав Петрович поступил в Уральский государственный университет имени А. М. Горького на факультет журналистики.

В 2006 году была учреждена ежегодная Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина. Летом 2011 года в Тюмени открылся музей писателя. Последние годы Владислав Петрович провел в Екатеринбурге, где умер 1 сентября 2020 года.

Почти пятьдесят лет Владислав Петрович посвятил творчеству. За это время он написал огромное количество произведений, многие из которых были переведены на зарубежные языки.

сочни – такие твердые хрустящие блины из ржаной муки

Беседа по вопросам

- Кого пригласил на день рождения Севка?

- Как вы думаете, почему он не хотел приглашать Альку?

- Какие подарки подарили мальчику его друзья?

- Какой подарок понравился Севке больше всего? Как он выглядел?

- В какие игры играли ребята?

5. Рефлексия. Итог урока

Если бы вы были на дне рождения у севки, в какие игры предложили бы поиграть?

- Если бы вам нужно было бы записать пожелание в тетради , чтобы вы написали?

Произведение Крапивина учит читателей ценить детские годы. Учит быть наблюдательным и самостоятельным. Призывает даже в тяжелые времена надеяться на лучшее.

Отзыв

Мне очень понравилось данное произведение. Севка рос способным и наблюдательным мальчиком. Главный герой остался без отца, жить приходилось в коммуналке, но даже при таких обстоятельствах были свои радости и праздники. Еще ребенок, но уже способен рассуждать на сложные темы, искать ответы, взрослеть и учиться. Мне очень приятен главный герой.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.


За меховыми стенами крякает мороз и топчутся олени – роют снег, чтобы добыть на ужин мох; вверху через круглое отверстие заглядывают озябшие звезды, а холод не попадает: его прогоняет горячий дым от костра, который горит посреди шалаша.

Наверно, в таком доме тепло и уютно, и всё это напоминает сказку про Снежную королеву.

Одно непонятно: откуда северные жители берут шесты? В тундре только ползучие кустарники растут. Видимо, приходится запрягать в нарты оленей или собак и ездить за жердинами в тайгу…

Севке проще. Ему для шалаша нужен всего один шест, и ездить за ним никуда не надо. Еще в сентябре его подарил Севке Гришун.

Гришун учится в ремесленном училище и держит голубей. У него несколько шестов, которыми он этих голубей гоняет. Гришун совсем большой, он курит и ругается иногда совершенно жуткими словами. Но когда Севка подошел и спросил, можно ли взять один шест для важного дела, Гришун не пригрозил надавать по шее и никак не обозвал. Он сказал:

– Бери и уматывай на фиг, не путайся под сапогами…

Счастливый Севка втащил тонкую жердь в свое окно и уложил за кроватью вдоль плинтуса.

С тех пор Севка часто строил шалаш. Конечно, не в далекой тундре, а прямо в комнате, на кровати. Когда мамы не было дома.

В деревянном старом доме стояла тишина. Но не сильная, не до звона в ушах. За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. Она учила правила по русскому языку. Эти правила она целыми днями долбила. Один раз Севка пошел в уборную в конце двора и слышит из-за дверцы:

– Эй ты, существительное женского рода! Скоро вылезешь? Мне тоже надо!

Но нахальная Римка сказала, что не скоро, и Севке пришлось идти за угол…

Кроме Римкиного бормотанья слышался очень далекий и приглушенный голос тети Даши Логиновой. Это уже не в доме, а на дворе. Тетя Даша ругала сына, первоклассника Гарика, и, конечно, грозила выпороть. Но это не страшно. Пока тетя Даша кричит, от беды далеко. А вот когда она становится молчаливой и решительной – держись, Гарик.

Отчетливо щелкали ходики, а в комнате Ивана Константиновича еле слышно играло радио. Эти звуки не прогоняли вечернюю тишину, а вплетались в нее, и тишина делалась спокойной и доброй.

И всё было хорошо. Жаль только, что мама придет еще не скоро.

Севка вытащил шест и положил его концами на спинки широкой маминой кровати. Потом накинул на него старый полушубок и свое одеяло. Подоткнул края под матрац.

В той части шалаша, где крышей служил полушубок, стояла теплая мохнатая темнота. А вытертое одеяло просвечивало, и мелкие дырки сверкали, как электрические звездочки. Севка пристроил фотографию во вмятине подушки и сделал в шалаше щелку, чтобы луч от лампочки падал на мамино лицо.

И получилось, что он вдвоем с мамой.

Было немножко грустно и все-таки хорошо. Севка будто даже мамин голос услышал. Как она поет песню о тонкой рябине.

Тяжелый календарь в твердых коричневых корках был самой давней семейной вещью у Севки и мамы. Самой своей. Да еще большой потрепанный чемодан, с которым Севка и мама приехали в сибирские края. Все остальные вещи появились потом, постепенно: кровать, старый сундук, стол, две табуретки, рассохшийся фанерный шкаф, зеркало, посуда и всё другое, что необходимо людям, когда они живут на одном месте.

Пушкин умер десятого февраля 1837 года… А ровно через сто лет и один день родился на белый свет Севка Глущенко.

Владислав Крапивин - Сказки Севки Глущенко

Потом, когда всё кончилось и над глиняным холмиком поставили решетчатый обелиск, Севка понял, что всё равно надо жить и заниматься обычными делами. И завтра придется идти в редакцию журнала и спорить из-за своей поэмы о мореплавателе Крузенштерне. И надо срочно перепечатывать на машинке статью. А потом отправляться в домоуправление и договариваться о ремонте квартиры.

И утром Севка стал собираться в редакцию.

Надо было побриться. Он включил электробритву, а у нее внутри вспыхнуло, дернулся и замер мотор, запахло горелым. Почему-то оказался сдвинутым переключатель напряжения.

Это разозлило Севку. Ужасно разозлило, до ярости! Он размахнулся, чтобы запустить проклятой бритвой в стекло книжного шкафа. К черту! Вдребезги!

И остановил руку.

Бритва была беспомощно-теплая. Как только что остановившееся сердце. Она, коричневато-красная, круглая, и формой походила на сердце.

Севка осторожно положил ее на диванную по-душку.

В ванной он достал старенькую безопасную бритву, которую брал с собой в экспедиции и походы. Намылил перед зеркалом лицо, провел по щеке лезвием и сразу порезался.

Севка заплакал сразу, громко, уронив голову на край холодной раковины. Хорошо, что никого не было дома. Он глотал розовый от крови и соленый от слез мыльный крем и колотил кулаком о ванну.

Он плакал, видимо, долго. Наконец слезы кончились и стало тихо-тихо.

Что стоишь, качаясь,

Но всё это будет потом, в далекой взрослой жизни, о которой Севка почти не думал ноябрьским вечером сорок пятого года.

Он лежал на своем сундуке и размышлял: а вдруг папа все-таки вернется? Бывают же чудеса.

Конечно, просить о таком чуде Бога нельзя. Не имеет смысла.

К Богу можно было обращаться за обычной, реальной помощью. Например, чтобы не очень задерживалась на собрании мама. Или чтобы не напали бандиты, когда возвращаешься из школы. Или чтобы не вызвали, когда не выучил правила. Но уж если вызовут, глупо упрашивать Бога, чтобы Елена Дмитриевна или Гетушка не ставили двойку.

И насчет папы беседовать с Богом было бесполезно. Если папа погиб, что может сделать Бог? А если папа все-таки жив, он и так разыщет Севку и маму.

Вдруг все-таки разыщет?

Папа приедет, стукнет в дверь, шагнет через порог – большой, в морской фуражке, в черной шинели. Улыбнется знакомо…

И тогда Севка закричит от счастья! Так, что крик его разнесется по всей Земле. Даже над полярными островами поднимутся от этого крика птичьи стаи… Мама рассказывала, что на Севере есть такие острова, там на скалах гнездятся миллионы птиц. В далеких и холодных морях, где плавал папа…

Только в конце ноября на мерзлую землю стал падать настоящий густой снег. Севка сидел у окна и смотрел на эту удивительную сказку. Не так уж часто он видел первый в году снегопад. Сегодня – девятый раз в жизни. К тому же раньше он был маленький и не понимал такой красоты. А сейчас понимал и радовался.

Уже вся земля, крыши, поленницы были укрыты нетронутой белизной. Обросли мягким пухом тополиные ветки. А с пепельного неба все сыпались и сыпались хлопья.

Было воскресенье, никто никуда не спешил. Потрескивала печка. Но сквозь это потрескивание, сквозь голоса и шаги, которые слышались в доме, проступала уличная тишина. Она была там, за стеклами, висела над заснеженным городом. Она была похожа на спокойный праздник. Севка слышал ее сильнее всех звуков.

Тихо, как во сне…
Белый-белый снег.

Это были уже почти стихи.

От ощущения тихого праздника Севке и вправду захотелось придумать стихи. Настоящие. И он стал сочинять:

Вот зима пришла с морозом,
Тихо, как во сне…

И на землю к нам ложится
Белый-белый снег!

Ура, получилось! Он обрадовался, написал четыре строчки на краешке газеты и, смущаясь, показал маме. Мама похвалила. А потом сказала:

– Знаешь что? По-моему, ты немного поспешил. Можно сделать стихи еще лучше.

– Как? – ревниво спросил Севка. Он считал, что и так всё прекрасно.

А какая сегодня зима?

Севка опять устроился у окна. Вдоль стены пекарни брела по щиколотку в снегу соседка Евдокия Климентьевна. Протаптывала валенками тропинку к дровянику. Севке вдруг показалось, что своей походкой и немного сгорбленной спиной она похожа на школьную директоршу Нину Васильевну. Только Нина Васильевна еще старше, чем соседка, и со-всем седая. Волосы у нее совсем белые…

Значит, зима – седая? Конечно. Она тихая и добрая, как старушка, которая пришла рассказать сказку…

К нам пришла зима седая.
Тихо, как во сне.
И на землю…

Нет, не на землю! На самого Севку (когда он пойдет гулять). И на всех людей, которые на улице.

И на шапки нам ложится…

К нам зима пришла седая.
Тихо, как во сне.
И на шапки оседает
Белый-белый снег…

Мама сказала, что теперь совсем хорошо. Просто за-мечательно. А может быть, Севка придумает продолжение? Севка вздохнул. Он знал, что дальше будет го-раздо труднее. У него всегда так: четыре строчки сочиняются просто, а потом – будто включаются тормоза.

И всё же Севка придумал продолжение. Только не в этот день, а гораздо позже. Перед зимними каникулами.

А в лесу озябли елки,
Просятся к нам в дом,
Потому что очень скоро
Праздник Новый год.

Конечно, эти строчки были не такие удачные, как первые. Но зато стихотворение стало в два раза длиннее. Как настоящее. Мама даже сказала: пусть Севка прочитает его на новогоднем утреннике. Но Севка ответил, что ни в коем случае. Хватит с него! До сих пор обзывают Пусей.

И на утреннике Севка ничего не читал, а только смотрел, как выступают другие. Ребята рассказывали стихи про Деда Мороза (не свои, конечно) и пели песни про елку. И танцевали. Сначала зайчата в бумажных масках, потом снежинки.

Главной у снежинок была Инна Кузнецова. Севка впервые видел ее не в черной одежде. Но и сейчас, в белой балетной юбочке, она была строгая и красивая. Даже красивее, чем раньше.

Читайте также: