Костромской кремль история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Костромской кремль на протяжении веков являлся административным и архитектурным центром Костромы.

Изучением его истории костромские краеведы уже занимались. Наиболее значительными, на наш взгляд, представляются исследования П. Островского и И. Баженова, опубликованные в дореволюционный период. 1 Некоторые сведения по данной теме имеются в работах советских историков-краеведов.2

Однако в документальных фондах Костромских архивохранилищ и, особенно, в документах Государственного архива Костромской области имеется немало ценных и интересных сведений по истории костромского кремля, еще не опубликованных и не изученных. Так, в 1976 г. в фонде Губернской ученой архивной комиссии было выявлено неизвестное костромским историкам и краеведам описание кремля, составленное в 1679 году, интереснейший документ XVII века. Существует мнение о том, что уже первоначальное поселение, находившееся на территории теперешней Костромы, имело деревянные укрепления: стены и рвы.

В 1237 году татарские полчища хана Батыя, разгромив многие города Владимиро-Суздальской земли, дотла сожгли и Кострому.

После этого город стали заново строить на левом берегу Волги при великом владимирском князе Ярославе Всеволодовиче (1238—1246). У нас есть основания считать, что в 60–70-х годах XIII века было положено основание костромскому кремлю1 на левой луговой части берега Волги. Это объясняется и тем, что в 1272 году костромской князь Василий Ярославич (последний, девятый, сын Владимирского князя Ярослава Всеволодовича) вступил по праву старшинства на великое Владимирское княжение и в течение пяти лет, до его смерти, Кострома являлась столицей великого княжества. Находился кремль первоначально на берегу реки Сулы (примерно на месте пересечения нынешней улицы Пятницкой с улицей Островского).

Ко второй половине XIV века Костромской кремль стал уже сильной для своего времени крепостью, являлся одним из пограничных форпостов Московского княжества. За стенами его нашел себе надежное укрытие от войск хана Тохтамыша в 1382 году2 великий князь Дмитрий Донской с семьей. В 1408 году великий князь московский Василий Дмитриевич скрывался в Костроме от набега хана Эдигея3.

Во время междоусобной войны, которую вел великий московский князь Василий Васильевич с галичским князем Юрием Дмитриевичем в 1433 г.4, и позднее, в 1448 г., когда московский князь боролся с князем Дмитрием Шемякой5, Кострома, окруженная крепостными стенами, также служила оплотом московскому князю.

Имеются сведения о том, что старый кремль сильно пострадал во время пожара 1413 года. Административный центр Костромы вместе с крепостью стали восстанавливать примерно в 1416 году, но уже на новом, возвышенном месте (в районе теперешнего парка культуры и отдыха). Крепость на возвышенном месте было легче защищать от врагов; кроме того, кремль подняли выше по берегу Волги, который часто затоплялся в весеннее время.

И кремль снова не раз играл роль боевой крепости, защищал жителей от врагов. В 1539—1540 гг. город дважды пытались взять татары, но были разбиты костромским ополчением.

В начале уже указывалось, что в одном из фондов Облгосархива выявлен документ второй половины XVII века, в котором содержатся подробные сведения о Костромском кремле. По этим сведениям, кремль существенно отличается от кремля, описанного в писцовых книгах. Это вполне естественно: данные исторические источники разделяет полвека.

В 1679—1681 гг., при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате Петра I) проводилась реформа налогового обложения. Вместо многочисленных мелких сборов вводилась единая подать — явление весьма прогрессивное для того времени. Этой реформе предшествовало валовое описание всех земель государства, городов и сел, проведенное в 1678—1679 гг.1

Описание Костромы и, в частности, ее Кремля проводилось в сентябре 1679 года, по указу царя Федора Алексеевича, воеводой Андреем Ларионовичем Тушиным и подъячим Григорием Ощиповым. Все описание кремля составляет 12 листов (формат 130*210 мм), сшитых в тетрадь. Листы исписаны с обеих сторон, почерк — характерная скоропись конца XVII века.2

Башни в Кремле стояли шестистенные или восьмистенные, шириной от четырех до шести саженей, высота их достигала шести саженей. Три башни имели проезжие ворота: от Спасской дорога вела к Ипатьевскому монастырю, от Ильинской лежал путь на Галич, от Водяной — к Волге. Пять башен имели караульные чердаки.

Костромской кремль схема 1679

Сведения, содержащиеся в описании Костромского кремля 1679 года, позволяют сделать вывод о том, что даже в XVI — начале XVII в. он являлся сильной для своего времени военной крепостью.

Но неоспоримо и то, что к концу XVII в. Кострома уже теряет свое значение боевой крепости и пограничного форпоста Москвы, Это объясняется тем, что Россия к этому времени уже значительно окрепла как централизованное государство, новые границы ее пролегли на большом расстоянии от центра страны и были укреплены другими крепостями. Правительство к 70-м годам XVII века перестало выделять средства на укрепление и содержание костромского кремля, посчитав, что эта крепость утратила для России свое оборонное значение.

Костромской кремль 1755 года дополнен 1773 году

После пожара генеральный план застройки Костромы был утвержден правительством в 1781 году. По этому плану все частное строительство на месте бывшего кремля запрещалось.

В 1814 году были сняты с крепостных валов3 последние пушки, а в 1817 г. по распоряжению губернатора были срыты и сами крепостные валы вокруг бывшего кремля.

За 8 веков Кострома накопила много замечательных боевых и трудовых традиций. Эти традиции надо глубоко и всесторонне изучать.


В. Соболев. Костромской кремль // Краеведческие записки [Костромского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника]. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1983, с. 50-57.

Первое упоминание о Костроме в летописях относится к 1213 году, но традиция (сложившаяся уже в ХХ веке, однако восходящая к трудам В.Н. Татищева) полагает временем основания Костромы 1152 год. В середине XIII века, когда возобновленный после монголо-татарского разорения город стал центром удельного княжества, здесь, на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы, уже стоял первый Костромской кремль (в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского) с соборным храмом во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Устройство этого храма связывают с именем великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, названного в крещении Феодором.

Построение этой, тогда, быть может, первой или единственной в городе Костроме церкви соборной вероятнее приписывать самому Ярославу Всеволодовичу в том предположении, что он, при святом крещении названный Феодором, так наименовал ее в честь своего ангела, ибо история представляет немало примеров того, что русские князья и цари при основании новых городов сооружали церкви во имя ангела своего (например, Юрий Долгорукий – во Владимире на Клязьме, Юрий Всеволодович – в Юрьевце Поволжском, князь тверской Михаил Александрович – в Твери, и другие, также царь Петр Великий – в Петербурге). Основанный невдалеке от устья реки Костромы в такой местности, которая несколько возвышеннее окрестностей, город Кострома Ярославом Всеволодовичем (+1246 год) затем был дан в удел последнему из девяти сыновей его Василию, так называемому мизинному, при самом его рождении в 1241 году, и к нему же в 1272 году перешло звание великого князя.

Надо полагать, что история первого Костромского кремля завершилась в 1413 году, когда сокрушительный пожар истребил Кострому. Как указывает летописец, в городе при этом одних только церквей сгорело до тридцати – что свидетельствует и о немалых размерах Костромы, и о масштабах постигшего ее бедствия. Случившееся не прошло мимо внимания великого князя. К тому времени город на Волге считался у москвичей безопасным убежищем во время нашествия врагов:

Устроив новый кремль, великий князь по необходимости должен был украсить [его] и новыми зданиями — княжескими и боярскими хоромами. Вероятно, в это-то время и был заложен новый, как бы придворный каменный Успенский собор. (. ) Любовь великого князя Василия Димитриевича к храмам Божиим еще и ранее этого выразилась в построении нескольких храмов, например, в построении в Московском Кремле Благовещенского собора и церкви Рождества Богородицы, называемой ныне церковью святого Лазаря, а равно в украшении в 1408 году искусной живописью владимирского Успенского собора. Не вполне ли естественно было этому князю в благодарность костромской святыне за спасение его с семейством в 1409 году от грозного врага, столь близко уже бывшего к Костроме, при перенесении центра города на новое место и устройстве здесь кремля прежде всего освятить это место построением нового, более безопасного от огня каменного собора для перенесения в него чудотворной иконы Богоматери, покровительницы этого города?

Фрагмент древней иконы великомученика Феодора Стратилата из Богоотцовской церкви города Костромы.

Фото начала ХХ века.

Полагают, что здесь изображена местность у реки Сулы с соборным храмом во имя святого великомученика Феодора.


Хотя костромские краеведы долгое время были убеждены, что кремль существовал на его нынешнем месте ещё во времена удельного княжества, археологическими исследованиями установлено [1] , что город возник в устье реки Сула вверх по течению Волги. Деревянные укрепления города неоднократно горели и были подвержены нападениям новгородских ушкуйников, поэтому после очередного разорения в 1416 году кремль был перенесён на нынешнее возвышенное место [2] . Вероятно, тогда же городской собор был переименован из Феодоровского в Успенский.

Первое каменное здание кремля и всего города — Успенский собор — датируется началом правления Ивана Грозного. В связи с особым почтением, которое новая династия Романовых оказывала хранившейся в соборе Феодоровской иконе Богоматери, он был в XVII веке расширен, с прибавлением обширного Феодоровского придела. Из росписи кремля 1678 года [3] следует, что он был обнесён деревянной стеной с многочисленными башнями — Чудовой, Тайничной, Наугольной, Водяной, Вознесенской, Богословской, Ильинской, Воскресенской, Спасской и Пречистенской. Ближе к Волге стоял Здвиженский монастырь с шатровым храмом. В старинных описях также упоминается о существовании в кремле церквей Троицкой и Похвалы Богородицы.



Пожар 1773 года уничтожил Здвиженский монастырь и шатровую соборную колокольню. Успенский собор был поновлён, а на месте монастыря по проекту местного умельца С. А. Воротилова [4] был возвёдён тёплый Богоявленский собор в стиле позднего барокко, с архиерейской усыпальницей в подклете. Строительные работы в кремле не затихали до 1791 года. Тогда же был устроен новый вход со стороны города, в виде вычурных по архитектурному решению Триумфальных ворот, и была возведена 64-метровая ярусная колокольня — главная архитектурная доминанта дореволюционной Костромы.

В 1922 году кремлёвские храмы были переданы обновленцам, в 1929 г. закрыты, в 1934 г. — снесены. По этой причине в историческом центре Костромы образовался пустырь, который поспешили занять исполинским памятником Ленину. Он был поставлен на пьедестал, подготовленный в 1913 г. (во время празднования 300-летия династии) для памятника в честь царствующего дома Романовых. Памятник и сейчас господствует над этой частью города. В постсоветское время велись разговоры о воссоздании Успенского собора, был заложен камень в его основание, однако дальше этого строительство не пошло.

Одним из впечатляющих для меня открытий в Костроме стала история Костромского Кремля - оказывается, он был полностью разрушен в 1930х годах, а сейчас активно восстанавливается, но не на государственные деньги, а на частные пожертвования.

Фотография 2018 года. С тех пор строительство далеко уже продвинулось. Но этот кадр, с остовом колокольни, мне нравится больше всего для заставки этой статьи.

Фотография 2018 года. С тех пор строительство далеко уже продвинулось. Но этот кадр, с остовом колокольни, мне нравится больше всего для заставки этой статьи.

История Костромского кремля - обласканный царями

Особая роль Костромы заключалась в той роли, которую сыграл Ипатьевский монастырь в судьбе Российской империи, а точнее, в династии Романовых.

Именно здесь, в Ипатьевском монастыре жил со своей матерью, монахиней Марфой, будущий первый царь династии Романовых Михаил.

Отец Михаила - Фёдор Никитич (будущий патриарх Филарет) был одним из основных соперников Годунова на царский престол после смерти Федора Иоановича, последнего сына Ивана Грозного. Поэтому Федор и его жена Ксения (в монашестве Марфа) были насильно пострижены в монашество.

В марте 1613 года в монастырь прибыли послы от Земского собора, который избрал 16-летнего Михаила царем.

По преданию, Марфа была в отчаянии и не хотела, чтобы сын принимал такое "бремя", но в конце-концов согласилась с этим и благословила его Федоровской иконой Божией Матери.

Феодоровская икона Божией Матери по преданию написана евангелистом Лукой. Русская православная церковь считает ее чудотворной. Исследователи считают, что написана она примерно в XII - XIII веках. Это одна из древнейших икон, дошедших до нашего времени. Сейчас она хранится в в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме.

Мать Михаила Романова была из рода Костромских дворян. П оэтому и Ипатьевский монастырь, и Кострома и Федоровская икона стали особо почитаемыми в царской России и, конечно, привлекали к себе внимание и уважение.

Старейшая каменная церковь Костромского кремля была построена при Иване Грозном. Именно здесь хранилась Федоровская икона. В XVII веке собор был расширен, ему добавили обширный Феодоровский придел. Вокруг кремля шли высокие деревянные укрепления и вообще, как и во многих городах Руси того времени, было очень много деревянных строений.

В 1773-м году в городе разгорелся страшный пожар. Он полностью уничтожил неупорядоченную плотную жилую застройку кремля, деревянные стены и башни, разрушил каменную соборную колокольню с колоколами. Успенский собор изнутри полностью выгорел.

Пожар это как бы символизировал конец старой Руси и стал основанием для полного обновления города.

Проект нового кремля разрабатывал талантливый местный зодчий - самородок, подрядчик и строитель Степан Андреевич Воротилов (1741–1792). За вдохновением он обращался к своему родному селу Большие Соли, где разбогатевшее население построило немало церквей и колоколен. Восстановление и строительство шло очень быстро для того времени. Одновременно с этим перестраивался сам город - ему придали регулярную, веерную структуру.

О том, как регулярная застройка изменила Российские города я писала в статье: Два уникальных каменных дома Углича

Скорее всего, за проектом лично следила императрица Екатерина II, которая интересовалась архитектурой. Она даже посетила освящение храмов.

Воссозданный в XVIII веке Костромской Кремль трактовался как романтический парковый объект на обрыве Волги, большое внимание уделялось внешнему виду и впечатлению, которое производит комплекс в целом на приближающегося путешественника.

Важным в истории города был 1913 год - 300 летие династии Романовых. Рядом с Кремлем готовили большой монумент, который должен быть посвящен этому событию. И постамент для него, и фигуры уже сделали, но установить не успели.

Кострома в XX веке - разрушена большевиками

После революции история Костромы развернулась в другую сторону. 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. А в 1934 году был взорван Кремль.

Думаю, причины такого варварского поступка крылись в том символическом значении, который играла Кострома в истории России. И я снова и снова поражаюсь, насколько активно большевики преображали страну и как удивительно четко и продумано они перестраивали или разрушали наиболее важные, архетипические символы в сознании народа, создавая новую культуру. И насколько "успешным" (в негативном смысле, к сожалению) был этот проект. Может быть, это только оглядываясь назад, кажется таким продуманным. Но их потрясающая работа с визуальными образами - достойна, мне кажется, отдельного изучения. Ведь это то, что формирует самосознание народа во многом.
Ведь до сих пор в сознании большого количества людей нашей страны СССР - это золотая пора (хотя я, честно, не могу поверить, что в действительности многие так думают. ). Современной России так и не удалось создать настолько сильных образов и отказаться от советского наследия.
Кто-то мне скажет, что в СССР было и чем гордится - и я не спорю! Конечно, было! Но истории царской России было несколько сот лет - и большевики все перечеркнули и переписали заново. А СССР существовал меньше века.

Ну а на постамент, созданный в честь 300летия дома Романовых, водрузили Ленина.

Читайте также: