Костомаров о иване грозном кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель работы – проанализировать основные взгляды на личность и личную жизнь Ивана Грозного в отечественной историографии XIX-XX веков.
Задачи:
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах историков XIX в;
Изучить оценки личности и личной жизни Ивана Грозного в работах историков XX;
Проанализировать оценки личной жизни и личности Ивана Грозного в работах современных историков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСТОРИКОВ XIX ВВ
1.1 Н.И.Костомаров
1.2 Казимир Валишевский
1.3 В.О.Ключевский
ГЛАВА 2. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В ИСТОРИОГРАФИИ ХХ ВЕКА
2.1 Р.Ю.Виппер
2.2 В.Б.Кобрин
ГЛАВА 3. ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
3.1 Р.Г.Скрынников
3.2 Б.Н. Флоря
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В РУССКОЙ, СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ).doc

По мнению С.В.Первезенцева 35 «сочетались, столь странно и причудливо, в мистическом сознании Ивана Грозного идеалы православного иноческого подвига и неодолимая тяга к языческому знанию, вера в собственную богоизбранность и сомнение в истинности избранного пути, жажда нравственной чистоты и необузданность желаний. А над всем этим сложнейшим душевным симбиозом стояла гордыня, которая безраздельно владела его сердцем. Так ведь и кажется, что с самого начала царствования и до конца дней своих испытывал царь Иван Васильевич — какую власть даровал ему Господь на земле? Где пределы царского своеволия? Что еще будет позволено совершить?

Однако из-за ограниченности объема работы основной упор сделан на анализ произведений В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова, К.Валишевского, В.Б.Кобрина, Р.Г.Скрынникова, Р.Ю.Виппера и Б.Н.Флоря.

В прошлом, до наступления изобилия и развития технологии, личная жизнь состояла главным образом из выживания человека и общества; нужно было добыть пищу и крышу над головой. В обществе было мало частной жизни, и человек воспринимался прежде всего как представитель своей профессии.

Таким образом, привычное понятие в средние века имело иное наполнение и т.к. Грозный был фигурой публичной все, что с ним происходило - была его личная жизнь.

Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, в первой главе дается анализ исторической литературы XIX века; во второй главе анализируются данные о личной жизни ИванаIV с точки зрения советской историографии; третья глава посвящена анализу взглядов современных историков на проблему личности и личной жизни Ивана Грозного.

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСТОРИКОВ XIX ВВ

1.1 Н.И.Костомаров

Начало войны с Польшей по Костомарову может быть объяснена неудачным сватовством к польской принцессе.

Негативное отношение к Грозному Костомаров не скрывает, рисуя все его поступки исключительно мрачными красками. «В это время Ивану пришлось вступить в борьбу с церковною властью за свой произвол, доведенный до сумасбродства. Иван задался убеждением, что самодержавный царь может делать все, что ему вздумается, что не должно быть на земле права, которое бы могло поставить преграды его произволу или даже осуждать его деяния, как бы они ни были безнравственны и неразумны. Митрополит Макарий был человек уклончивый. В былое время он был заодно с адашевской партией, но когда государь разогнал ее, Макарий скромно глядел на то, что делал царь, и хотя не пристал из подобострастия к врагам своих прежних друзей, но, однако, и не пошел с последними…

Царь женился на своей больной невесте, но Марфа умерла через несколько дней после брака. Царь вопил, что ее извели лихие люди. На другой день Иван Васильевич собрал духовенство на собор и принудил его составить странную грамоту - грамоту, разрешающую царю вступить в четвертый брак, издавна запрещенный церковными уставами, но с тем, однако, чтобы никто из подданных не осмелился поступать по примеру царя. Собор дозволял царю противозаконный брак, но налагал на него эпитимию, да и ту отчасти брали на себя духовные, разрешая от нее царя на время военных походов. Царь женился в четвертый раз на Анне Алексеевне Колтовской. Через год она ему надоела; царь постриг ее под именем Дарьи. С тех пор царь, ободренный разрешением собора на четвертый брак, разрешал себе сам несколько супружеств одно за другим 47 .

Согласно версии Костомарова наследник престола Иван Иванович мало чем отличался от своего отца и его убийство избавило страну от еще более страшного тирана. «В Александровской Слободе случилось между тем потрясающее событие: в ноябре 1581 года царь Иван Васильевич в порыве запальчивости убил железным посохом своего старшего сына, уже приобревшего под руководством отца кровожадные привычки и подававшего надежду, что, по смерти Ивана Васильевича, будет в его государстве совершаться то же, что совершалось при нем. Современные источники выставляют разно причину этого события. В наших летописях говорится, что царевич начал укорять отца за его трусость, за готовность заключить с Баторием унизительный договор и требовал выручки Пскова; царь, разгневавшись, ударил его так, что тот заболел и через несколько дней умер. Согласно с этим повествует современный историк ливонской войны Гейденштейн; он прибавляет, что в это время народ волновался и оказывал царевичу особое перед отцом расположение, и через то отец раздражился на сына. Антоний Поссевин (бывший через три месяца после того в Москве) слышал об этом событии иначе: приличие того времени требовало, чтобы знатные женщины надевали три одежды одна на другую. Царь застал свою невестку, жену Ивана, лежащею на скамье в одной только исподной одежде, ударил ее по щеке и начал колотить жезлом. Она была беременна и в следующую ночь выкинула. Царевич стал укорять за то отца: "Ты, - говорил он, - отнял уже у меня двух жен, постриг их в монастырь, хочешь отнять и третью, и уже умертвил в утробе ее моего ребенка". Иван за эти слова ударил сына изо всех сил жезлом в голову. Царевич упал без чувств, заливаясь кровью. Царь опомнился, кричал, рвал на себе волосы, вопил о помощи, звал медиков. Все было напрасно: царевич умер на пятый день и был погребен 19 ноября в Архангельском соборе. Царь в унынии говорил, что не хочет более царствовать, а пойдет в монастырь: он собрал бояр, объявил им, что второй сын его Федор неспособен к правлению, предоставлял боярам выбрать из среды своей царя. Но бояре боялись: не испытывает ли их царь Иван Васильевич и не перебьет ли он после и того, кого они выберут, и тех, кто будет выбирать нового государя. Бояре умоляли Ивана Васильевича не идти в монастырь, по крайней мере, до окончания войны. С тех пор много дней царь ужасно мучился, не спал ночей, метался как в горячке. Наконец мало-помалу он стал успокаиваться, начал посылать богатые милостыни по монастырям, отправлял дары и на Восток, чтобы молились об успокоении души его сына. В это время усиленно припоминал он погубленных и замученных им, вписывал имена их в синодики, а когда не мог пересчитать их и припомнить по именам, писал просто: "их же ты, Господи, веси!" 48


Иван IV Грозный – сложная, дискуссионная фигура в отечественной историографии. Оценки его деятельности колеблются между двумя полюсами, где на одном из них он представляется злодеем ("либеральный" дискурс), а на другом исключительно положительным историческим деятелем ("патриотический" дискурс).

Основные вехи в жизни Ивана Грозного отражены в этой инфографике.

Одним из неразрешенных до конца вопросов является вопрос о характере первого русского царя. Каким он был как человек? Какие черты характера доминировали у него? Каким образом характер Ивана влиял на ход исторического процесса в Московском царстве и каким образом происходящие события влияли на него самого? Почему принимались именно такие решения? Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, можно обратиться к трудам классиков истории XIX века – Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

Содержание

Выводы

Тезисно представления отечественных историков XIX века о характере Ивана Грозного описаны в этой презентации.

Недостаток этих позиций заключается в том, что анализируя характер Ивана Грозного, они не используют для этого психологию. Винить авторов в этом не следует - психология как отдельная от философии наука возникла лишь в 1879 году, а более-менее четко оформленные концепции характера и того позже, в первой половине ХХ века.

Ресурсы

Источники из каталога историко-ориентированные информационных систем [1]

Оглавление

Причины опричнины
Сущность опричнины
Цели опричнины
Последствия опричнины
Роль Личности Ивана Грозного в политике опричнина
Итоги опричнины

Файлы: 1 файл

Oprichnina_Ivana_Groznogo_2.pptx

Студенты 311 учебной группы

Сердюк Виктория, Федоренко Валерия,

Крылова Ксения, Шогжап Луиза,

Опричнина Ивана Грозного.
Мнение историка Н.И. Костомарова.

    • Причины опричнины
    • Сущность опричнины
    • Цели опричнины
    • Последствия опричнины
    • Роль Личности Ивана Грозного в политике опричнина
    • Итоги опричнины

    Иван Грозный глазами Н.И.Костомарова

      • Цели опричнины:
      • 1)Утверждения нового порядка
      • 2)уничтожить последние остатки вольности
      • 3)усиливало централизацию государства
      • 4)укрепляло деспотический характер царской власти.
      • 5)Уничтожить тех, кто представлял реальную или хотя бы теоретически возможную угрозу единовластию царя

      О. Н. Вишняков. 1994г. Иван Грозный допрашивает опального боярина

        • Ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв политической роли боярства;
        • Запустошение многих районов страны, бегство их населения на окраины;
        • Установление деспотического режима личной власти царя.
        • Ослабление внешнеполитических позиций
        • Ослабление военной мощи государства
        • Отдаленное, но прямое следствие опричнины - смута
          • Роль личности Ивана Грозного в истории Н.И.Костомаров оценивает как отрицательную. Однако историк как бы оправдывает Ивана Грозного, указывая на то, что влияние личности Ивана Грозного во многом определяло:
          • 1) формирование российского средневекового государства;
          • 2) исторические события;
          • 3)эпоха;
          • 4)обстоятельства, сложившееся когда Иван был ребенком.

          Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

          Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

          Пожалуйста, авторизуйтесь

          Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

          Ссылка скопирована в буфер обмена

          Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

          Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

          Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

          Читайте также: