Космология платона кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

АННОТАЦИЯ:
Работа посвящена анализу представлений Платона об образовании и устройстве мироздания. Проведено сравнение космологических построений Платона с другими древними космологиями: библейской, буддийской, даосской. Показано, что основным положениям космологического учения Платона могут быть даны интерпретации с позиции современных научных концепций, и на этой основе построена соответствующая модель.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Вселенная, космология, измерение, пространство-время, размерность, метрика, многомерие, сингулярность

Математическое выражение идеи гармонии мироздания

Многие древние философы были одновременно и учеными, то есть, помимо размышлений о сущности и смысле бытия, пытались понять, как устроен физический мир в самом конкретном, осязаемом выражении. Их также волновала тайна мироустройства в космологическом отношении. Платон — один из тех греческих мыслителей, которые обращали на космологические проблемы самое серьезное внимание (в отличие, например, от его учителя Сократа, которому подобные темы были, в общем-то, безразличны, его волновал только человек).

Во времена Платона уже была сформулирована космология, согласно которой мир состоит из двух основных частей — земной и небесной. Если земная жизнь была достаточно изменчивой, то небесная поражала стабильностью своих процессов. Были уже высчитаны математически время заката и рассвета, фазы Луны, движение звезд и т.д. Именно благодаря таким исчислениям появился календарь.

Приверженность небес математическому порядку была очевидна и Платону, отсюда он сделал вывод о том, что это есть выражение божественного разума и одновременно — живой вселенской души (anima mundi).

Свои космологические идеи философ выразил в диалоге "Тимей". Он считал, что небесные тела являются зримыми образами божеств, а то, что звезды и планеты движутся с неуклонным постоянством, он определял как подтверждение вечного порядка, установленного Демиургом. Когда тот создавал космос из хаоса, акт творения как раз и состоял в том, что он ввел в первоначальный хаос меру и упорядочил беспорядок, придав миру вид вечно вращающихся сфер и объектов, движение которых можно точно рассчитать математически.

Для Платона Космос был живым проявлением божественного Разума. В движении небесных тел выражена изначальная гармония мира, которая и является его сущностью. Эта стройная картина, однако, несколько нарушалась тем фактом, что в неукоснительной механике небесного движения были звезды, которых греки назвали "блуждающими", то есть планетами. Греки знали пять планет — Меркурия, Венеру, Марса, Юпитера и Сатурна. Да и Солнце с Луной вели себя не всегда так, как должны были, исходя из расчетов.

Такое несоответствие в гармонии небес озадачивало Платона, и он искал решения этой загадки. Астрономического решения он не нашел, но выдвинул гипотезу, которая потом была подтверждена уже другими: планеты не "блуждают" и не движутся хаотично, а имеют свои четко определенные орбиты. Доказать математически эту мысль Платон не мог, но сама идея великого философа дала толчок для дальнейших поисков в астрономии.

Космос – в античной философии миропорядок, упорядоченный, гармоничный мир, противостоящий хаосу – т.е. неорганизованному, беспорядочному пространству.

Онтология Платона

Платон По данной теме мы уже выполнили реферат Платон подробнее и его ученик Аристотель представляют собой крупнейших философов античности. Исключительность их вклада состоит в титаническом труде, направленном на обобщение и интеграцию всех тех философских идей, которые были высказаны поколениями мыслителей до них. Именно Платоном была создана первая законченная мировоззренческая философская система. В ее основе лежали онтологические представления, лежащие в основе всей философской системы Платона По данной теме мы уже выполнили доклад Учения Платона подробнее .

Понятие идеи у Платона сближается с такими понятиями как эйдос, т.е. образ, а также формой, фигурой, обликом. Под идеями он понимает прежде всего те родовые и видовые абстрактно-логические понятия, которые существуют как бы вне вещей и над вещами в пространстве разума. В действительности понятие лошади, одновременно и соотносится с любой реально существующей лошадью и в тоже время не соответствует ни одной из них. Само понятие остается идеальным, т.е. более широким и всеобъемлющим по сравнению с единичными предметами которые ему отвечают.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом Платон создал идеалистическое учение, в котором именно идеи являются субстанциональной основой бытия. Они существуют постоянно и находятся в неизменном виде. Любой материальный предмет или явление есть лишь тень от идеи, отвечающая ей в большей или меньшей степени, но никогда полностью. Бытие вещей подчинено единственной цели – достижению идеи, воплощению идеала, которая для них в тоже время недостижима. В отличие от идей вещи материальны, а потому могут рождаться и разрушаться, их бытия временно и изменчиво, они способны к развитию.

Учение о космосе

Демиург придает миру наиболее гармоническую и совершенную форму – сферы, в центре которой находится земля, а вокруг нее звезды, планеты и другие небесные тела, подчиняющиеся законам математического движения.

Таким образом, космос у Платона представляет собой не просто миропорядок, но одушевленную сущность, состоящую из трех частей:

  • разума космоса – Демиурга, его изначальной идеи и потенции, отражением которой является сам космос;
  • души космоса – Мировой Души, совокупности всех бестелесных идей;
  • тела космоса – пространственно-временного континуума и всех вещей в нем находящихся, который в отличии от первых двух компонент находится в процессе постоянного распада и становления.

Учение о человеке

Человек занимает особое место в философии Платона. Он представляет собой объединение двух начал – вещественного и идеального.

Согласно Платону душа человека состоит из трех начал:

  • разумного,
  • отважного,
  • вожделеющего.

Разумное начало располагается в голове человека и отвечает за рациональное мышление, способность к познанию и принятию осознанных решений, нравственность поведения и способность достигать Блага. Только люди с преобладанием разумной души способны стать мудрецами и философами, лучше других понимать истинную сущность окружающего мира и принимать лучшие решения.

Отважное начало находится в сердце и отвечает за проявление высших чувств, таких как патриотизм, любовь, верность, честь, смелость, отвага и т.д. ЕЕ положительной стороной выступает доблесть, а отрицательной гордыня, агрессивность, властолюбие.

Вожделеющее начало гнездится в печени. Вожделеющая душа охвачена телесными потребностями и желаниями. В своем худшем проявлении она полностью поглощена похотью, сребролюбием, чревоугодием и другими пороками. Однако при должном воспитании люди даже с преобладанием вожделеющей части души способны стать достойными и полезными членами общества, ведь ее положительные качества умеренность, гармония телесного и духовного, рассудительность.

Люди с отважной душой прекрасные воины, однако им не хватает мудрости. Встав во главе общества они организуют его по военному образцу, поставив превыше всего доблесть и военную славу. Такое общество будет более успешным и справедливым, однако ему не хватает уравновешенности и гармонии, что рано или поздно приведет к упадку.

Наконец философы с разумной душой представляют собой прослойку тех лиц, которым должно доверить управление обществом. Они лишены стремлений к личному обогащению или прославлению, но будут трудиться поставив на первое место благо общества. Однако люди с разумной душой, не получившие должного воспитания и обучения напротив становятся худшими тиранами из всех возможных.

Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Отлично сознавая мощь созданного им аппарата идей, он стремился выработать представление как о Космосе, так и об обществе. Весьма показательно, как Платон использует в этой связи свою концепцию идей, скромно замечая, что он претендует лишь на "правдоподобное мнение". Космическую картину мира Платон дает в диалоге "Тимей".

Исходный пункт Платона таков: постулируется существование идей (ясно, что Платон не мог не начать с них), материи и Бога, который понимается как демиург, т. е. мастер. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет по всему пространству. Мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии — огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму — форму сферы. В центре Космоса — Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа.

Итак, Космос — это одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

Платоновская космологическая картина Космоса подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н. э. На протяжении многих веков, по крайней мере до эпохи Возрождения, эта картина мира стимулировала философский и частнонаучный поиск. Самые изощренные современные космологи имеют возможность по достоинству оценить заслуги Платона. Наиболее важным для науки оказалась опора на идеи и их математическое содержание. Именно в этом деле Платон был первооткрывателем.

Разумеется, в целом ряде отношений платоновская картина мира не выдерживает критики. Она умозрительна, придумана, не соответствует современным данным науки. Но вот что удивительно: даже с учетом всего этого было бы весьма опрометчиво сдавать ее в архив. Дело в том, что далеко не всем доступны научные данные, тем более в каком-то обобщенном, систематизированном виде. Платон же был великим систематиком, его картина Космоса проста, по-своему понятна многим. Она необычайно образна: Космос одушевлен, гармоничен, в нем на каждом шагу встречается божественный разум. По указанным и другим основаниям, платоновская картина Космоса имеет своих сторонников и поныне. Оправдание такому положению мы видим еще и в том, что в скрытом, неразвернутом виде она содержит потенциал, который может быть использован продуктивно и в наши дни. "Тимей" Платона — это миф, но миф особенный, построенный с логическим и эстетическим изяществом. Это не только значительное философское, но и художественное произведение.

Учение Платона об обществе. Размышляя об обществе, Платон вновь стремится использовать концепцию идей. Многообразие потребностей человека и невозможность удовлетворения их в одиночку является побудительным мотивом для создания государства. По Платону, величайшим благом является справедливость. Несправедливость — это зло. Последнее он относит к следующим типам государственного устройства: тимократии (власти честолюбцев), олигархии (власти богатых), тирании и демократии, сопровождающейся анархией и произволом.

Справедливое государственное устройство Платон "выводит" из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны и, следовательно, должны управлять государством. Другие — аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей душой, сдержаны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Итак, имеются три сословия: правители, стратеги, земледельцы и ремесленники. Далее Платон дает массу конкретных рецептов, например, чему кого надо учить и как воспитывать, предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жен и детей, вводит различного рода регламентации (порой мелочные). Строгой цензуре подвергается литература, все, что способно опорочить идею добродетели. В загробном мире — а душа человека как идея продолжает существовать и после его смерти — добродетельных ждет блаженство, а порочных — ужасные муки.

Платон мысленно строит идеальное государство, которое, по его мнению, могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Он исходит из идеала и строит идеальное государство, которое было бы столь же неизменным, как и его идея. Платон хотел бы достигнуть идеала, а получилась, как свидетельствует более чем двухтысячелетняя послеплатоновская история, утопия, в которой исследователи разгадали идеализацию, представление общественных отношений древней Спарты более совершенными, чем они на самом деле были. После Платона будут созданы новые утопии и всякий раз — из самых благих устремлений.

В своем учении об обществе Платон как бы дублирует те же философские представления, что и в учении о природе: начинает с идей, идеи понимаются как порождающие модели и вместе с тем как идеалы. А сами идеалы строятся умозрительно, на основе исторически ограниченного знания. В итоге получается утопия. Нам предстоит дать философскую оценку такого рода методологии, в данном случае на примере учения Платона об обществе. В этой связи обратимся к критике платоновских воззрений крупнейшим современным философом, постпозитивистом К. Поппером .

Поппер ни много ни мало обвиняет Платона в том, что он враг открытого, демократического общества, предтеча тоталитарного, то ли социалистического, то ли фашистского, общества. Корни ошибок Платона Поппер видит в учении об идеях. Идеи, мол, фикции, а поэтому от них ничего, кроме утопии, нельзя ожидать.

Согласно Попперу, надо исходить из реальных жизненных ситуаций и шаг за шагом трансформировать их к лучшему. Было бы, наверное, неразумно пренебрегать выводами Поппера, во многих отношениях великолепного философа. И все-таки, думается, в критике Платона Поппер излишне суров, более того, недостаточно гибок. Неужели великий философ древности, каковым несомненно является Платон, должен быть действительно назван врагом современного общества?

С высот сегодняшнего дня Платона критиковать довольно просто: что это, например, за рецепт — ввести общность жен и детей? Но ведь современному автору должно быть совершенно очевидно, что не устаревшие воззрения Платона должны нас интересовать в первую очередь.

Платон начинает с идеи, это правильно. Далее он исходит из идеала. И это верно. Все самые умные авторы поступают таким же образом, используя представления об идее и идеале. У Платона идеал — справедливость, у Поппера — свобода. Идеал справедливости вполне уместен, а вот идеал свободы был, к сожалению, чужд Платону. Кроме того, Платон конкретизирует идеал справедливости крайне умозрительно, без опоры на реальные факты. Именно это — путь к утопии.

Таким образом, идейная основа платоновских размышлений заслуживает самой высокой оценки, без нее нельзя представить современного человека. Мы имеем в виду проблематику идей и идеалов. Этому следует учиться у Платона и, кстати, добиться успеха на этом поприще отнюдь не просто. Что же касается ошибок Платона, то они как бы скорректированы современным знанием, исправлены, и нет никакой необходимости следовать им. Отметим еще раз: вклад выдающихся философов в развитие мировой цивилизации должен оцениваться комплексно, с выделением главного и второстепенного в их творчестве. На философских весах положительные стороны философии Платона, несомненно, перевешивают ее отрицательные аспекты.

Этика Платона. Платон сумел выявить многие острейшие философские проблемы. Одна из них касается соотношения концепции идей и этики. На вершине иерархии сократовских и платоновских идей находится идея блага. Но почему именно идея блага, а не идея, например, красоты или истины? Платон рассуждает таким образом: "…то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, то ты и считай идеей блага, причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно то и другое — познание и истина, — но если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав". Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Иначе говоря, Платон ставит этическое (т. е. идею блага) выше эстетического (идеи красоты) и научно-познавательного (идеи истины). Платон отлично сознает, что этическое, эстетическое, познавательное, политическое как-то соотносятся друг с другом, одно определяет другое. Сознательный выбор Платона известен: все самое лучшее есть проявление идеи блага. Можно не соглашаться с Платоном, но вряд ли приходится отрицать, что Платону — именно благодаря предпочтительному отношению среди других идей к идее блага — удалось создать весьма сбалансированную картину мироздания, где не только все согласовано, но и находится в соответствии с высокими принципами нравственности. Попробуйте вопреки Платону на место идеи блага поставить какую-либо политическую идею, например идею власти. Сразу же картина мироздания станет куда менее симпатичной.

Убежденный в том, что среди идей доминирует идея блага, Платон, будучи последовательным в своих рассуждениях, каждую идею "нагружает" нравственным содержанием. И, следует отметить, действует в этом отношении довольно прямолинейно. Идея оказывается одновременно идеалом, образцом, да еще нравственным образцом.

С позиций современного философского знания Платон излишне сближает идеи с ценностями и идеалами. Ученый, математик, физик используют идеи, но, возможно, не обязательно они являются ценностно нагруженными, тем более идеалами. С другой стороны, человек определенным образом сепарирует идеи, использует их в своей деятельности, ему приходится иметь дело и с идеями-ценностями, предельным случаем которых являются идеалы. Во времена Платона развитого учения о ценностях, т. е. аксиологии, не было, поэтому неудивительно, что он некритически объединяет идейное и ценностное. Но зато Платон не допускает излишней изоляции одного от другого, что весьма характерно для современного научного, равно как и для любого другого знания. Вновь мы встречаемся с прелюбопытной ситуацией: вроде бы Платон не прав в разрешении проблемы соотношения идеи и идеала, но существенно, что он как-то решает именно ту проблему, которая представляет трудность для современных исследователей.

Платон гениален в том, что он плодотворнейшим образом возделывает проблемное поле философии, осмысление которого становится непременным делом всякого образованного, тем более интеллигентного, человека. Ныне, как и двадцать четыре столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, пожалуй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона. В центре этой философии находится учение об идеях. По большому счету Платон не устарел, его философия по-прежнему актуальна. Тот, кто достаточно смел в использовании своего свободного времени и способен часть его посвятить изучению творчества Платона, будет стократно вознагражден, наградой ему будет не только общение с великим мыслителем, но и максимально быстрое индивидуальное духовное развитие.

Читайте также: