Космогоническая гипотеза канта лапласа кратко

Обновлено: 01.07.2024

Человечество постоянно задаётся вопросами о происхождении и развитии окружающего мира, пытаясь понять причины его возникновения, его устройство и дальнейшую судьбу. На протяжении истории, ломая голову над подобными вопросами, мы получили в свою исследовательскую копилку множество различных теорий, начиная от мысли о плоской Земли на трёх слонах, которые, в свою очередь, вечно вынуждены стоять на огромной черепахе и держать на своих массивных плечах наш дом, и заканчивая теориями о струнах и мультивселенных. Особое место занимает космологическая модель Иммануила Канта – немецкого философа, жившего в 1724-1804-х гг.

Предшественником теории о статичности и однородности Вселенной, считавшейся единственно верной до начала ХХ века, над которой работал Кант, является Исаак Ньютон, ведь именно опираясь на его работы, Кант строил свою концепцию.

Иммануил Кант придерживался мнения о статичности и однородности Вселенной и выдвинул идею о том, что время во Вселенной – это вечность, и что начала его попросту не существовало. Однако ему не нравилась идея Ньютона о божественном запуске, и он пытался объяснить движение тел с научной точки зрения. Он считал, что всё пространство заполнено частицами, между которыми есть три типа взаимодействий:

- притяжение (гравитационное тяготение);

- отталкивание (как, например, при взаимодействии газов);

- соединение (различие частиц по плотности).

Именно различие частиц по плотности приводит к сгущению материи (к более плотным элементам притягиваются более лёгкие), а сила отталкивания помогает не слеплять всю материю в один огромный ком. Вечная борьба двух равных между собой сил – отталкивания и притяжения приводит к дальнейшему развитию мира. Философски звучит, не правда ли? Когда эти две силы сталкиваются, вокруг сгущений материи образовывались вихревые движения – это и заставляет двигаться планеты по своим орбитам, и, руководствуясь таким объяснением, можно сказать, что никакой божественный запуск не нужен. Частицы движутся вокруг центра, объединяясь друг с другом – так рождаются не только звездные системы по типу нашей, но ещё и галактики, туманности и звёздные скопления. Этим же способом Кант описал и наличие спутников у планет, и систему колец Сатурна. Но и на этом немецкий философ не остановился! Он впервые предсказал наличие других планет за орбитой Сатурна, существование двойных звёздных систем, идею о флуктуации плотности, движение комет и многое другое – то, что сейчас подтверждено. Таким образом, мы видим первое логичное объяснение различных систем.

Но несмотря на всю свою привлекательность, космологическая модель Канта имеет недостатки:

1. Если Вселенная бесконечна, то в ней будет существовать бесконечное количество небесных тел, что, соответственно, увеличит силы гравитации, и Вселенная всё же погибнет в коллапсе и не будет существовать вечно;

2. Если во Вселенной имеется бесконечное количество небесных тел, то суммарная их яркость будет настолько великой, что мы бы по ночам видели яркое небо, и не было бы романтических встреч в полумраке под Луной, но раз этого не происходит, то это говорит о факте исчислимости небесных объектов.

В результате Кант внёс огромный вклад в развитие астрономии, а его теория была самой авторитетной до начала ХХ века, до того, когда Эйнштейн опубликовал ОТО (Общую Теорию Относительности), а за ней последовали следующие, не менее важные научные открытия.

Заключения Стенона:1).Любой осадочный слой первоначально имел непрерывное распространение и лишь потом мог быть расчленен эрозией или тектоническими дислокациями - принцип непрерывности слоев.2).Каждый данный слой образовался путем осаждения из жид­кости, и во время его образования вышележащие слои еще не существовали - принцип суперпозиции слоев.3).Слои первоначально отлагаются горизонтально, и их подо­шва и кровля являются параллельными. Если же мы видим их в настоящее время расчлененными или наклонными, значит, это произошло после их отложения. Изменение залегания слоев являет­ся главной причиной образования гор. Но горы могут быть также образованы огнем (вулканы), либо размывом дождевыми водами и потоками. В последней части ос­новного труда Стенона, посвященной геологической истории Тосканы, во введении дается четкая формулировка метода актуализма. Стенон строит знамени­тую серию профилей, отображающих его видение тектонической истории Тосканы. Стеноном выделено 6 этапов развития Тосканы.

Николаус Стено и его вклад в развитие геологии.




Заключения Стенона:1).Любой осадочный слой первоначально имел непрерывное распространение и лишь потом мог быть расчленен эрозией или тектоническими дислокациями - принцип непрерывности слоев.2).Каждый данный слой образовался путем осаждения из жид­кости, и во время его образования вышележащие слои еще не существовали - принцип суперпозиции слоев.3).Слои первоначально отлагаются горизонтально, и их подо­шва и кровля являются параллельными. Если же мы видим их в настоящее время расчлененными или наклонными, значит, это произошло после их отложения. Изменение залегания слоев являет­ся главной причиной образования гор. Но горы могут быть также образованы огнем (вулканы), либо размывом дождевыми водами и потоками. В последней части ос­новного труда Стенона, посвященной геологической истории Тосканы, во введении дается четкая формулировка метода актуализма. Стенон строит знамени­тую серию профилей, отображающих его видение тектонической истории Тосканы. Стеноном выделено 6 этапов развития Тосканы.

Кант был человеком маленького роста и тщедушного телосложения. В течение многих лет Кант наслаждался обществом единомышленников, которые встречались с ним в доме английского купца Мотерби, но всегда следовал своему собственному строгому расписанию. Его жизнь была посвящена преподаванию и постоянной работе за письменным столом. Он так и не женился. Говорят, что Кант никогда не пересекал границы Восточной Пруссии. Возможно, его собственные слова лучше всего говорят о его внутренней жизни: «Две вещи наполняют душу все большим изумлением и благоговением, чем чаще, чем дольше о них думаешь, — звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня.

Мысли раннего периода

Критика чистого разума

Первым шагом в этой защите является различение между реальностью как таковой, вещами самими по себе (нуменами), и вещами, какими они нам представляются (феноменами). Наука и обыденное знание занимаются не реальностью как таковой, а только явлениями, а последние даны нам только в априорных (не сводимых к опыту и не выводимых из него) формах ощущений — пространстве и времени, которые упорядочивают внешние и внутренние ощущения соответственно. Поэтому все явления, доступные нашему восприятию, должны соответствовать геометрическим законам пространства и законам арифметики, которые основаны на временной последовательности счета. А это означает, что суждения математики истинны априори, то есть независимо от любого конкретного объекта, к которому они применимы.

Но эти соображения, устанавливающие возможность истинного знания, в то же время ограничивают его областью феноменальных объектов чувственного опыта. Что представляет собой реальность как таковая, которая лежит за пределами явлений, мы никогда не сможем узнать. Ни одно утверждение об этой реальности не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто наукой. Рационалистические претензии на познание посредством чистого разума того, что является трансцендентным, то есть находится за пределами чувственного опыта, несостоятельны. И все же мы не можем избежать размышлений о трансцендентном. Единство всего нашего индивидуального опыта приводит к предположению о целостной душе как субъекте этого опыта. Когда мы пытаемся найти исчерпывающее объяснение тому, что наблюдаем, мы не можем не думать о внешнем мире, который ускользает от всех наших попыток познать его. Когда мы рассматриваем явления мира в целом, мы неизбежно приходим к идее конечной основы всех явлений, Бога, необходимого существа, которое не нуждается в основании. Хотя эти идеи разума не могут быть обоснованы научно или теоретически, они полезны для знания, поскольку выполняют регулятивную функцию — направляют наши исследования и объединяют их результаты. Например, мы можем предположить, что все в природе устроено с определенной целью и что сама природа обладает простотой и всеобъемлющим единством, подходящим для нашего понимания. Кант также утверждает: указывая на то, что находится за пределами опыта и не может быть ни доказано, ни опровергнуто теоретически, идеи разума могут быть предметом веры, конечно, только в том случае, если для этой веры может быть найдено какое-то другое разумное, убедительное основание.

Критика практического разума

Суть теории Канта-Лапасса и проблемы метафизики

После окончания философского факультета Кант занял должность преподавателя, которую он занимал в течение 41 года. За свои достижения Кант был признан первым философом Германии. Его работы обычно делят на два периода.

Пьер Лаплас был французским математиком. 1796 г. Суть его гипотезы заключалась в следующем: планеты образовались из горячего, вращающегося облака газа. В процессе вращения произошло сжатие, и облако выбросило кольца, из которых образовались планеты.

В наше время метафизика стала ядром любой философской системы. Что касается эпохи, в которую жил Кант, то метафизика в то время занималась изучением мира в целом, души и Бога. И соответственно она разделилась на рациональную космологию, рациональную психологию и рациональную теологию, в которых существование этих сверхъестественных форм бытия обосновывалось чисто умозрительно.

Метафизика была основана на формальной логике, основы которой были заложены Аристотелем. Но уже предшественник Канта, немецкий философ Лейбниц, показал, что метафизика с помощью этой логики приходит к взаимоисключающим выводам о мире в целом. На основании тех противоречий, которые метафизика Лейбница-Вольфа обнажила в Германии, Кант делает вывод: метафизика вообще невозможна как строгая наука.

Главный недостаток метафизики, по мнению Канта, заключался в том, что она была догматической, поскольку некритически принимала предпосылку о возможности познания мира в целом, никак не исследуя наши возможности познания, хотя эту проблему, по мнению Канта, должна решать прежде всего философия. И такую философию Кант назвал критической философией, в отличие от догматической метафизики. Это была революция в философии масштаба Великой французской революции.

Кант видел недостаток формальной логики в том, что она не может быть использована для получения новых знаний, а только для преобразования существующих. Это логика анализа, а не логика синтеза. Наши суждения, согласно Канту, делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание наших понятий, например, треугольник — это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла. Новое появляется здесь только для тех, кто не знает значений соответствующих слов.

Критика силы суждения

Чувство возвышенного, с другой стороны, обязано диспропорцией между концепцией и понятием. Когда мы беспристрастно созерцаем вещь, которая по размеру или силе такова, что ни один созданный нами образ не соответствует ее идее, мы считаем этот объект возвышенным.

В справедливом государстве законодательная власть, которая является источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, а гражданин сохраняет три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Лаплас был также приверженцем абсолютного детерминизма. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положения и скорости всех частиц в мире в некий момент, оно могло бы совершенно точно предсказать все мировые события. Такое гипотетическое существо впоследствии было названо демоном Лапласа.

По этой гипотезе, Солнечная система образовалась из первичной туманности, состоявшей из раскаленного газа и простиравшейся далеко за пределы орбиты самой дальней планеты. Вращательное движение охлаждавшейся и сжимавшейся туманности обусловливало ее сплющивание. В процессе этого сплющивания возникала центробежная сила, под влиянием которой от туманности по ее краю отделялись кольца газовой материи, собравшиеся затем в комки и давшие начало планетам и их спутникам.Его гипотеза была общепризнанной в науке в течение столетия.

Читайте также: