Кощей бессмертный римский корсаков сюжет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Режиссер-постановщик – Вячеслав Стародубцев
Художник-постановщик – Петр Окунев
Художник по свету – Сергей Скорнецкий
Художник видеоконтента – Вадим Дуленко
Пластическое решение – Сергей Захарин
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Хормейстер – Рустам Сагдиев

Краткое содержание

О спектакле

Мировая премьера: 12 декабря 1902 года, Мамонтовская опера на сцене театра Солодовникова, Москва
Премьера в Мариинском театре: 30 января 1919 года
Премьера постановки: 26 марта 2019 года

Продолжительность спектакля 1 час 10 минут

Опера (осенняя сказочка) в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва); либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. Петровского.
Первая постановка: 25 (12) декабря 1902, Москва, под управлением М. Ипполитова-Иванова.

Действующие лица:

Кащей бессмертный (тенор), Царевна Ненаглядная Краса (сопрано), Иван-королевич (баритон), Кащеевна (меццо-сопрано), Буря-богатырь (бас). Невидимые голоса (закулисные хоры).

Уныло, мрачно в Кащеевом царстве. Глухая осень. Небо затянуто густыми осенними тучами. Чахлые деревья и кусты наполовину голы, наполовину покрыты желтой и красной листвой. Позади стеной встали скалы, покрытые мхом. Томится в заточении Царевна Ненаглядная краса, насильно разлученная со своим возлюбленным Иваном-королевичем. Она молит, чтобы злобный кудесник дал ей возможность повидать жениха. В волшебном зеркальце Царевна видит дочь Кащея, а рядом с ней Ивана-королевича. Она обрадована, но и смущена. А Кащей испугался — предвидится ему собственная гибель — и разбил зеркальце. Из подземелья он вызывает Бурю-богатыря, шлет его к своей дочери, заклинает, чтобы вернее она хоронила его смерть в своей слезинке. А Царевна просит буйный ветер разыскать ее суженого — всех он краше — и рассказать ему, как томится она в неволе.

История создания

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Сложнее всего образ Кащея: это олицетворение и злобной, жестокой силы, и изжившей себя старости, душащей все живое. Мир Кащеева царства невольно вызывал представление о самодержавной власти, сковывающей силы народа, а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого А. Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Лишена добрых, теплых чувств и обольстительная дочь Кащея, убивающая тех, кто жаждет смерти Кащея, или, иначе говоря, — свободы. Один из таких витязей — Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь — олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу; в ее образе воплощено все самое человечное, этически стойкое и совершенное.

Музыка

Как видим, композитором глубоко продуман тональный план оперы, характер лейтмотивов и способ их взаимодействия.

Опера начинается непосредственно с темы Кащея (она же тема Кащеева бессмертия), которая, без сомнения, должна быть названа главной темой, поскольку она пронизывает всю оркестровую ткань оперы. Хроматическое строение её подчёркивает тоскливость и мертвенность Кащеева существования в ней уничтожена не только мелодия, но даже лад и ритм. Формально начало оперы нотировано в соль мажоре, но фактически представляет собой доминантсептаккорд, который вовсе лишён тяготения к соль мажору, что образует тональную арку с финалом оперы, который проводится в ярком ре мажоре.

Следует отметить также, что партия Кащея (помимо его лейтмотива) представляет собой последовательность диссонантных интервалов на фоне диссонантных гармоний.

Далее в действие вступает Буря-Богатырь (Б.Б.) , которому Царевна напевает свою тему и он её запоминает, что будет иметь фатальные последствия для Кащеева царства.

Перед ариеттой Королевича звучит тема страданий Царевны, сама же ариетта в ля-бемоль мажоре представляет собой разительный контраст соль-диез минору партии Царевны. Интересно, что в этой картине Царевна не появляется, но тема её присутствует.

Одна из последних опер композитора, в которой он с большим мастерством отразил в сложных гармониях напряженную и коварную стихию зла. В предреволюционной обстановке России начала 20 века опера долго не допускалась на императорскую сцену и шла в частных театрах. Только в 1917 году была осуществлена постановка в Большом театре (дирижер Купер, солисты Нежданова, Обухова и другие). Блестящим исполнителем заглавной партии был Ершов.

Дискография: CD — Le Chant du Monde. Дирижер Чистяков, Кащей (Архипов), Царевна Ненаглядная Краса (Журина), Иван Королевич (Верестников), Кащеевна (Терентьева).

Кощей Бессмертный (Римский-Корсаков)

Холодно и угрюмо в царстве Кощея. Поздняя осень. Небо закрыли плотные дождливые тучи. Лучам солнца не пробиться. Хлипкие деревья и кустарники одеты лишь наполовину в разноцветную листву, местами красную, местами жёлтую. Остальные листья опали. На заднем фоне видны скалы, покрытые мхом.

Тоскует в заточении Царевна Ненаглядная краса. Её насильно разлучили с Иваном-королевичем, милым возлюбленным. Она слёзно умоляет Кощея дать ей возможность увидеть любимого жениха своего. Но в волшебном зеркале она видит дочь Кощея, а с ней рядом стоит королевич Иван. Царевна осчастливлена, и в то же время смущена. А Кощею привиделась в зеркале собственная смерть, и он разбил его, испугавшись. Из-под земли он вызвал Бурю-богатыря и отправил его к своей дочке с мольбой и заклинанием спрятать его смерть в своей слезе. В тоже время Царевна Ненаглядная краса упрашивает буйный ветер, чтобы он нашёл её жениха и поведал ему о том, как тяжело ей в заточении, как немила неволя.

Читайте также: