Корпоративные ценные бумаги кратко

Обновлено: 28.06.2024

Корпоративные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды. Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми, долевыми и производными ценными бумагами.

Долговые ценные бумаги,опосредующие кредитные отношения, когда денежные средства предоставляются в пользование на определенный срок, подлежат возврату с уплатой установленного заранее процента за пользование заемными средствами. В соответствии с указанной формой привлечения средств, строящихся на отношениях займа, используется такой вид корпоративных ценных бумаг, как облигации и векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков.

Приобретя долевые ценные бумаги,их владелец становится долевым собственником, совладельцем предприятия. Такие ценные бумаги удостоверяют право держателя акций на долю в конкретной собственности акционерного общества.

Дополнением к традиционному портфелю инвестиций, состоящему из акций и облигаций, служат производные ценные бумаги:опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производные бумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг.

Корпоративные ценные бумаги выпускаются при:

• учреждении акционерного общества и размещении акций среди учредителей;

• увеличении размеров уставного капитала общества;

• привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций.

Нормально функционирующий фондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынка государственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены. В России сложилась уникальная ситуация. Соотношение емкостей рынков государственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда как в большинстве стран оно примерно равно 1:2.

В странах с высоким уровнем развития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовых биржах. Так, в США на их долю приходится 2/3 биржевого оборота.

Российский рынок корпоративных ценных бумаг не получил еще должного развития: на долю государственных ценных бумаг в начале 1998 г. приходилось 95% всех сделок, на долю муниципальных и корпоративных - по 2,5%. Причины такого положения на отечественном фондовом рынке заключаются в инфляции и застое производства, когда невыгодными становятся производственные инвестиции. Возникает замкнутый круг, поскольку эффективнее и в достаточном объеме инвестиции привлекает стабильно растущая экономика. Недаром большая часть инвестиций в России не доставалась реальному сектору, а направлялась в российские ценные бумаги, главным образом, государственные облигации.

В результате августовских событий 1998 г. регулярные котировки акций стали возможными лишь для ценных бумаг небольшого числа эмитентов, среди которых - предприятия топливно-энергетического комплекса. Российские компании стараются перевести свои операции по корпоративным ценным бумагам на зарубежные рынки. Крупные российские брокеры давно работают с клиентами, желающими инвестировать средства на рынки США и Европы.

Ценные бумаги, которые появляются в ходе денежной приватизации или в процессе немногочисленных повторных эмиссий предприятий, не всегда попадают на свободный рынок, оставаясь у крупных инвесторов.

Обращение акции в значительном объеме опосредуется спекулятивными операциями, когда средства от их продажи не инвестируются в производство, а остаются в сфере финансового обращения или потребления.

В настоящее время рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется неустойчивостью, резкими конъюнктурными перепадами, низкой ликвидностью.

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

ЛЕКЦИЯ 2

Корпоративные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды. Корпоративные ценные бумаги представлены различными их видами: долговыми, долевыми и производными ценными бумагами.




Долговые ценные бумаги,опосредующие кредитные отношения, когда денежные средства предоставляются в пользование на определенный срок, подлежат возврату с уплатой установленного заранее процента за пользование заемными средствами. В соответствии с указанной формой привлечения средств, строящихся на отношениях займа, используется такой вид корпоративных ценных бумаг, как облигации и векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков.

Приобретя долевые ценные бумаги,их владелец становится долевым собственником, совладельцем предприятия. Такие ценные бумаги удостоверяют право держателя акций на долю в конкретной собственности акционерного общества.

Дополнением к традиционному портфелю инвестиций, состоящему из акций и облигаций, служат производные ценные бумаги:опционы, варранты, фьючерсные контракты. Производные бумаги обслуживают и рынок государственных ценных бумаг.

Корпоративные ценные бумаги выпускаются при:

• учреждении акционерного общества и размещении акций среди учредителей;

• увеличении размеров уставного капитала общества;

• привлечении заемного капитала путем выпуска облигаций.

Нормально функционирующий фондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценных бумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынка государственных ценных бумаг. Эти рынки должны быть уравновешены. В России сложилась уникальная ситуация. Соотношение емкостей рынков государственных и корпоративных ценных бумаг составляет 10:1, тогда как в большинстве стран оно примерно равно 1:2.

В странах с высоким уровнем развития рыночных отношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовых биржах. Так, в США на их долю приходится 2/3 биржевого оборота.

Российский рынок корпоративных ценных бумаг не получил еще должного развития: на долю государственных ценных бумаг в начале 1998 г. приходилось 95% всех сделок, на долю муниципальных и корпоративных - по 2,5%. Причины такого положения на отечественном фондовом рынке заключаются в инфляции и застое производства, когда невыгодными становятся производственные инвестиции. Возникает замкнутый круг, поскольку эффективнее и в достаточном объеме инвестиции привлекает стабильно растущая экономика. Недаром большая часть инвестиций в России не доставалась реальному сектору, а направлялась в российские ценные бумаги, главным образом, государственные облигации.

В результате августовских событий 1998 г. регулярные котировки акций стали возможными лишь для ценных бумаг небольшого числа эмитентов, среди которых - предприятия топливно-энергетического комплекса. Российские компании стараются перевести свои операции по корпоративным ценным бумагам на зарубежные рынки. Крупные российские брокеры давно работают с клиентами, желающими инвестировать средства на рынки США и Европы.

Ценные бумаги, которые появляются в ходе денежной приватизации или в процессе немногочисленных повторных эмиссий предприятий, не всегда попадают на свободный рынок, оставаясь у крупных инвесторов.

Обращение акции в значительном объеме опосредуется спекулятивными операциями, когда средства от их продажи не инвестируются в производство, а остаются в сфере финансового обращения или потребления.

В настоящее время рынок корпоративных ценных бумаг характеризуется неустойчивостью, резкими конъюнктурными перепадами, низкой ликвидностью.

Корпоративные облигации – это долговая ценная бумага, которая выпускается компаниями для финансирования своей деятельности и имеет определённую долю риска для инвесторов, связанного как с бизнесом самой компании, так и с макроэкономическими и рыночными факторами.

Целью выпуска корпоративных компании облигаций является увеличение оборотных средств и финансирование проектов.

Существует два основных вида корпоративных облигаций: биржевые и коммерческие.

Их основное отличие друг от друга заключается в органе регистрации, в требованиях к регистрации, и в площадках на которых они продаются. Биржевые облигации, как явствует из их названия, регистрируются Московской Биржей или Санкт- Петербургской Биржей.

К эмитенту (то есть организации, которая выпускает облигации) на Московской Бирже применяются следующие требования:

  • Срок деятельности компании должен быть не менее 3-х лет.
  • Величина выручки компании не менее 120 миллионов рублей в год.
  • Размер выпуска не может быть менее 50 млн. рублей.
  • Компания должна вести прибыльную деятельность и иметь капитал в размере более 10 млн. рублей.

С этого года одно из ключевых требований при выпуске облигаций – это наличие рейтинга по национальной шкале, присвоенного одним из 4-х рейтинговых агентств: АКРА, ЭКСПЕРТ РА, НКР, НРА.

После регистрации выпуска облигации компании продаются на площадке биржи, в биржевом стакане, и любой желающий, имеющий брокерский счет, имеет возможность купить бумагу на электронной площадке бирже. Как правило, номинал одной облигации составляет 1000 рублей.

Биржевые облигации – это высокотехнологичный инструмент, их покупка-продажа, занимает всего несколько минут, поэтому они пользуются высокой популярностью и спросом.

В отличии от них, коммерческие облигации регистрируются национальным расчетным депозитарием (далее НРД), к эмитенту данных бумаг применяются менее жесткие требования, нежели к эмитенту биржевых облигаций.

Компания, выпускающая коммерческие облигации, должна соответствовать общекорпоративным требованиям по выпуску бумаг, не иметь задолженностей по зарплате, перед бюджетом, не иметь признаков банкротства. Но коммерческие облигации не имеют столь технологичной и ликвидной площадки для покупки-продажи, они обращаются на внебиржевом рынке и их продажа зачастую выполняется в форме подписания договора купли продажи в бумажном виде.

Московская Биржа уже не первый год пытается сделать покупку-продажи таких бумаг более удобной, и технологичной. С прошлого года на ее площадке заработала система ОТС (внебиржевые сервисы), на которой было осуществлено некоторое количество сделок, но к сожалению данная система не получила пока широкого распространения у большинства брокеров и сделки на этой площадке с коммерческими облигациями остаются единичными.

Поддерживая программу выпуска биржевых облигаций, наше государство разработало и внедрило систему субсидирования расходов, при выпуске биржевых бумаг для эмитентов.

Субсидированию подлежат затраты эмитента на брокера за организацию выпуска бумаг, а также на рейтинговое агентство на получение рейтинга, однако, общая величина субсидируемых затрат не превышает 1,5 млн. рублей и не более 2% от объема выпуска.

Также субсидируется ставка купона, в размере 70% от размера ключевой ставки Банка России.

Субсидирование производится в два периода, в июле и ноябре, то есть эмитент, понеся расходы в период между месяцами субсидирования, собирает комплект документов и подает их до начала периода субсидирования в проверяющие органы, в качестве которого выступает корпорация МСП (Федеральная корпорация по поддержке малого и среднего бизнеса).

Корпоративные облигации в России и за рубежом

Примеры классификаций облигаций по типу получения дохода:

  • Облигации с фиксированным купоном. Фиксированный купон – это определенный процент от номинальной стоимости, который выплачивается через установленные заранее промежутки времени. Например, корпоративная облигация СберБ БО37 с фиксированным купоном. По этой облигации предусмотрены выплаты каждые полгода в марте и сентябре из расчета 9,25% годовых. Дата погашения облигации 30.09.2021 г. По такой облигации можно точно рассчитать доходность к погашению, в том числе с учетом реинвестирования купонов.
  • Облигации с переменным купоном. Они часто встречаются среди корпоративных бумаг. Например, корпоративная облигация ОбувьрусБ1 с переменным купоном. Дата погашения облигации 15.07.2020 г., текущая процентная ставка 15% действует только до даты оферты 17.07.2019 г. После этого величина купона будет рассчитана по новой процентной ставке.
  • Облигации с плавающим купоном. По таким бумагам процентная ставка привязана к изменениям какого-либо другого финансового индикатора. Например, корпоративная облигация Роснефть БО-18 с плавающим купоном. Процентная ставка определяется из расчета Ключевая ставка ЦБ РФ плюс 0,1%, но не менее 0,01%. Ключевая ставка определяется по состоянию на 5-й рабочий день, предшествующий дате начала рассчитываемого купонного периода. Таким образом, очередной купон за период, например, с 22.01.2018 по 23.04.2018 рассчитывался по ставке 7,75 + 0,1 = 7,85% годовых.

Преимущества и недостатки корпоративных облигаций

Рассмотрим преимущества корпоративных облигаций для эмитента и инвесторов.

Преимущества корпоративных облигаций для эмитента – это беззалоговое финансирование. Параметры выпуска облигаций эмитент определяет самостоятельно.

Отсутствие зависимости от одного кредитора, возможность масштабирования размеров и сроков выпусков облигаций, неизменяемость условий выпуска по воле кредиторов.

При выпуске облигаций, эмитент становится более прозрачным для других игроков рынка, что позволяет в будущем провести размещение собственных акций, то есть IPO компании.

Преимущество для инвесторов – это возможность получать постоянный и высокий доход при распределенном уровне риска.

Недостатки для инвесторов и эмитента

Недостатки для инвесторов – это повышенный коммерческий риск (вероятность невыплаты купона и невозврат суммы основного долга, то есть дефолт эмитента), необходимость изучения финансовой отчетности компании-эмитента.

Для эмитентов – относительно долгая и относительно дорогостоящая процедура выпуска облигаций при дебютном размещении, при последующих выпусках данный минус часто значительно уменьшается.

Как выбрать корпоративные облигации?

Для этого прежде всего нужно узнать, какие облигации продаются на рынке, посмотреть их отраслевую принадлежность, порядок погашения, порядок выплаты купона, и размер купонной ставки. Далее нужно изучить финансы компании, которые размещены, например, в центре раскрытия информации Интерфакс, изучить рейтинги. На основании получения данной информации остановиться на покупке той или иной бумаги. Далее, следуя общим правилам инвестирования не стоит вкладывать в корпоративные облигации боле 5-10% своего портфеля.

Насколько доходно и надежно инвестировать в корпоративные облигации?

Мы разобрали с вами что такое корпоративные облигации, их преимущества и недостатки. Вполне понимаем, что эта краткая статья не позволит вам понять все нюансы данного инструмента, но она дает вам общую оценку по данной теме. Для точной информации обращайтесь к нам, наши эксперты разработают для вас пошаговый план действий, и мы сделаем все возможное, чтобы вы получили денежные средства в кратчайшие сроки, а если вы инвестор, то мы поможем вам составить инвестиционный план.


ЧИТАТЬ


ЧИТАТЬ


ЧИТАТЬ


ЧИТАТЬ

Москва Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, 4 этаж МФК "Город Столиц", Башня "Москва",
Северный блок

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-12601-100000 от 09 октября 2009 года, выдана Федеральной службой по финансовым рынкам, срок действия – без ограничения срока действия.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности № 045-12604-010000 от 09 октября 2009 года, выдана Федеральной службой по финансовым рынкам, срок действия – без ограничения срока действия.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности № 045-12895-100000 от 02 февраля 2010 года, выдана Федеральной службой по финансовым рынкам, срок действия – без ограничения срока действия.

Что такое акция, чем отличается от облигации — этими вопросами задается каждый, кто впервые оказался на фондовой бирже. Давайте вместе разберемся, в чем разница.

Если коротко: акции и облигации — популярные инвестиционные инструменты на фондовом рынке. Консервативным инвесторам подойдут облигации, тем, кто хочет получить бОльшую прибыль, но готов пойти на риск, — акции.

Что такое акция

Акция — это ценная бумага, которая дает право инвестору владеть долей в компании. Он может принимать участие в управлении организацией, получать часть прибыли, рассчитывать на часть имущества общества при его ликвидации.

Создавая компанию, основатель вносит свои средства в уставный капитал, который разделен на определенное количество акций. Эти инвестиции нужны для старта бизнеса. Если акции торгуются на бирже, то их может купить любой желающий. От дополнительного выпуска акций основатель теряет часть голосов, но при этом получает финансирование для развития проекта. Чем больше у инвестора акций, тем весомее голос при принятии решений о дальнейшей работе компании и больше доход от результатов работы в виде дивидендов.

Какими бывают акции

Акции делятся на обыкновенные и привилегированные.

Обыкновенные акции дают право голосовать по насущным вопросам компании, а также получать дивиденды. Привилегированные (или префы) чаще всего лишают владельца права голоса, зато дивиденды по префам выплачиваются в первую очередь, и их размер может быть больше, чем по обыкновенным акциям.

Как заработать на акциях

Инвестор может получить два вида дохода: дивиденды и прибыль от разницы покупки и последующей продажи акции.

Дивиденды — это часть прибыли компании, которую она выплачивает своим акционерам. Дивиденды выплачивают ежегодно, каждое полугодие или квартал. Размер, сроки и условия выплаты всегда четко прописаны в дивидендной политике компании. Многие инвесторы держат в портфелях акции прибыльных компаний годами, получая стабильный доход от дивидендов.

Выплаты зависят от того, насколько эффективно компания работала, и какая экономическая и политическая ситуация была в стране и мире. Например, если большую часть года была засуха и пожары, то хороших показателей, а значит и дивидендов, от сельскохозяйственного сектора ждать не стоит. Но иногда компания выплачивает дивиденды из нераспределенной прибыли прошлых, более успешных лет.

Например, акция Газпрома в 2017 году стоила 116 рублей, а через три года ее цена превысила 265 рублей. То есть сумма, полученная от продажи этой бумаги, более чем вдвое превысила вложения.

Конечно, не нужно ждать годы, чтобы продать или купить бумагу для получения прибыли. Цена акции зависит от новостей компании, политической и экономической ситуации и многих других факторов и может кардинально меняться в течение дня.

Что такое облигация

Для развития бизнеса компании часто берут в долг. Облигация — это как расписка о том, что инвестор дал деньги компании, и организация должна вернуть их в определенный срок, причем с процентами. Привлекать таким способом финансирование может и государство.

Облигация — ценная бумага, с помощью которой компании или государство берут у инвесторов в долг под проценты.

В отличие от акции облигации — более консервативный инструмент с предсказуемым поведением : доходность и срок погашения всегда известны. Однако нужно помнить о риске банкротства компании. Организация может допустить дефолт по облигациям, а это значит, что инвестор не получит вложения назад. Поэтому важно изучать историю компании, в инструменты которой вы собираетесь инвестировать, интересоваться ее работой и показателями.

Какими бывают облигации

Облигации бывают купонные и дисконтные. Облигации бывают купонные и дисконтные. Разница в порядке выплаты вознаграждения и сроках обращения.

Цена размещения облигации — сумма, по которой облигация была приобретена. Средства, которые компания должна будет вернуть, называются номиналом облигации. Дата погашения — это день, когда долг по бумаге будет возвращен.

Если облигации дисконтные, их стоимость ниже номинала. В дату погашения по таким бумагам компания единоразово выплачивает долг по номиналу. Доходом будет разница между ценой размещения и номиналом.

При погашении купонных облигаций механизм другой: выплата вознаграждения — процентов по долгу (купонов) — происходит равномерно, как правило, несколько раз в год.

Вид процентного дохода — еще один принцип для классификации облигаций. У облигаций с постоянным доход процент зафиксирован сразу и не меняется в течение всего срока обращения ценной бумаги. Процент по облигациям с фиксированным доходом известен заранее, но может меняться в разные купонные периоды. У облигаций с плавающим доходом процент меняется по заранее установленным правилам в течение всего периода обращения ценной бумаги. И, наконец, у облигаций с амортизационным доходом номинальная стоимость возвращается частями параллельно с купонными выплатами.

Облигации также классифицируются по типу эмитента. В зависимости от того, кто выпустил бумагу, облигации могут быть корпоративными, государственными и муниципальными.

Еще одна типология облигаций — по валюте представления. Большинство облигаций, доступных инвесторам на внутреннем рынке, номинированы в национальной валюте — это рублевые облигации. Облигации, номинированные в иностранной валюте, как правило, долларах США или евро, называют еврооблигации.

В зависимости от срока облигации делятся на срочные — выпускаются на заранее определенный период времени — и бессрочные — не имеют конкретной даты погашения.

Итого

Чем акция отличается от облигации. Акция — более рисковый инструмент, но при этом может дать инвестору и больший доход. Акция — долевая бумага, приобретая которую можно получить право голоса при решении корпоративных вопросов компании. Облигация — долговая бумага, своеобразная расписка в том, что инвестору вернут заем с процентами через определенное время.

Как можно заработать на акциях и облигациях. Акции и облигации можно купить и продать в любое время, то есть получить прибыль на разнице цен. Но в случае с облигацией лучше дождаться полного ее погашения. При владении акцией можно также получать доход от дивидендов, которые могут выплачиваться несколько раз в год. Инвестировать в акции и облигации можно и одновременно, приобретая паи фондов со сбалансированными стратегиями через управляющую компанию. Такие фонды сочетают надежность рынка облигаций и потенциально высокую доходность по акциям.

Фондовый рынок непредсказуем. Не нужно покупать акции и облигации только потому, что это делают все. Нужно определить свои финансовые цели и выбрать подходящую стратегию. Шансы на успех инвестирования повысит изучение новостей, бизнесов компаний и диверсификация портфеля. Если вы пока не уверены в инвестиционных навыках и понимании рынка, обратитесь к профессионалам в управляющую компанию.

Читайте также: