Королевская реформация в англии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изначальна Генрих 8 не был сторонником Реформации. Он издал несколько книг, которые выступали против Лютера. Эта книга была издана в 1521 году и содержала в себе брань по отношению к виттенбергскоу реформатору. За эти труды, столь ярый защитник был вознаграждён орденом защитника веры, которые ему вручил сам папа римский. Но некоторые обстоятельства вынудили Генриха 8 кардинально пересмотреть свои взгляды.

Генрих заключил брак с Катариной Арагонской и единственным наследником, которого родила ему супруга, была дочь. Именно она через некоторое время займёт место королевы и будет Марией Тюдор. Как только король понял, что жена не родит ему наследника, он решает развестись с ней. Но папа римский напрочь отказывается это делать, ведь он был под полным контролем племянника супруги Генриха 8.

Тогда Генрих решает использовать свою власть в государстве и решает обвинить духовенство Англии в неповиновении статуту. Он издаёт указ, благодаря которому, назначить папой римским мог только он. Ещё Генрих вынудил всё духовенство признать, что оно стоит во главе Английской церкви. На клир Англии наложили штраф в размере 119 тысяч фунтов. В начале 1532 года, Генрих выбирает на пост Контерберийского Архиепископа своего наставника по имени Томас Кранмер. Благодаря новому Архиепископу, брак короля удалось расторгнуть и он смог вступить в следующий брак. В середине 1534 года, был издан указ, который гласил о том, что только король является главой церкви в Англии. С тех пор папская власть не имела больше никакого влияния с политической стороны. Все, кто решил оспорить это решение, были немедленно казнены.

Следующим действием короля стало то, что он начал повсюду закрывать монастыри и конфисковывать их земли и имущество. Было закрыто практически 350 монастырей, которые располагались в разных города. Земли, которые принадлежали церкви Генрих 8 частично забрал под свой контроль, а частично распродал новым дворянам, которые всячески его поддерживали. Но принципы этой церкви всё ещё напоминали о католической вере. Зато библия в Англии теперь была переведена на народный язык.

После того, как Генрих 8 скончался, его место на троне занял его сын по имени Эдуард 6. На тот момент наследнику только исполнилось девять лет. При его власти регентом был герцог по фамилии Сомерсет. Он имел некую склонность к протестантизму. В середине 1547 года, начало распространятся причащение всех прихожан в церкви. Начиная с 1459 года, всем священникам было разрешено заключать браки. В том же году, была издана книга для собрания общих молитв, в которой все тексты были написано только на английском языке. Данная книга претерпела несколько незначительных изменений, но по сей день используется в церкви. Особый уклон при богослужении делался на чтение библии.

Кранмер принял непосредственное участие при создании текста для вероисповедания. В 1553 году, после одобрения царя, сорок две страницы священного текста стали официальным документов для английской церкви. После того, как писание было одобрено Эдуардом 6, царь скоропостижно скончался.

Место на троне стала занимать старшая сестра бывшего правителя, которую звали Мария. Во времена её правления неоднократно были предприняты попытки восстановления католицизма на землях Англии. В эти года около 900 представителей различных церквей, бежали, а три сотни, которые предпочли остаться, были казнены.

Но правление королевы Мари было весьма коротким. После того как она скончалась, на трон взошла Елизавета 1. Но для того, чтобы её статус считался подтверждённым, ей необходимо было признать все реформы, которые совершал её отец. Он решила пересмотреть те 42 страницы церковного писания и исключила из низ три страницы, которые по её мнению были лишними. Каждый пастор обязан был поставить свою подпись под этим документом. С тех пор и сегодняшний день, это писание используется во всех церквях Англии. Неоднократно предпринимались попытки устроить заговор против королевы, но всех участников заговора тут же казнили. Победа в Испанской войне принесла с собой и победу Англии над протестантизмом.

Реформация в Англии имела отличительные особенности от её проведения в других странах Европы. В основе европейской Реформации лежал протест против продажи индульгенций и критика непогрешимости папы. Немаловажное значение приобрели идеи о верховенстве власти народа и праве индивида в свободном отправлении религиозных обрядов. В $XVI$ веке усилившийся английский абсолютизм выступил против могущества римского папы, стремясь поставить под собственный контроль духовную жизнь общества. Проведение Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII.

Генрих VIII – английский король с 1509 по 1547 год. Вошёл в историю как инициатор английской Реформации, проведя преобразование католической церкви в стране сверху.

Поводом к конфликту короля и папы послужило желание Генриха VIII оставить поле себя наследника. Оказавшись на престоле в возрасте 17 лет, молодой король вынужден был жениться на жене своего покойного брата Екатерине Арагонской. Все рождённые ею мальчики умирали в младенчестве. Генрих объявил причиной такого хода событий то, что брак не получил благословения папы Юлия II. В 1527 году король попросил папу Климента VII развести его с Екатериной. Папа ответил отказом, чем Генрих VIII поспешил воспользоваться. Он провозгласил власть короля выше власти папы и духовенства. Получив ликвидацию ненавистного брака от архиепископа Кентерберийского, король готовится вновь жениться. Папа отлучил его от церкви.

В 1529 году Генрих VIII созвал парламент для проведения Реформации. Он работал до 1536 года. В парламенте встретились противоречивые силы: они стремились к проведение реформ, но не пришли к компромиссу в их проведении. Канцлер короля Томас Мор добивался принятия новых законов, направленных против распространения ереси. Его противник Томас Кромвель выступал против привилегий церкви, против всесилия Рима и был сторонников протестантизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Кромвель понимал, чего хочет король. Действовавший с 1392 года закон о запрете подчиняться иностранным правителям (к числу которых относился папа римский) ранее применялся против отдельных лиц. Генрих VIII решил использовать его против сего духовенства. Он потребовал от церкви за прощение измены большую сумму – 100000. Предоставив рассрочку платежа на пять лет, король потребовал выполнения условий:

  • признание Генриха VIII верховным главой английской церкви;
  • предоставление королю духовной юрисдикции;
  • король сохраняет церковные привилегии, кроме тех, которые умаляют королевские прерогативы и законы;
  • король милует мирян и церковь за послушание иностранному правителю (папе).

В 1532 году Томас Кранмер назначается королём архиепископом Кентерберийским. Являясь ярым сторонником протестантизма, Кранмер благословляет Генриха VIII на брак с фрейлиной Анной Болейн.

Итоги Реформации в Англии

Законодательные акты парламента нанесли смертельный удар по власти папы римского. Папская юрисдикция была ликвидирована. Папа лишился права высшего суда в Англии, не мог быть собственником земли. Папские проклятие на население страны не действовали. Вся полнота власти в Англии передавалась в руки короля. Он обладал имперской властью, которая исключала подчинение какой-либо другой власти, даже власти католической церкви.

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф. Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.

Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники – выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту – причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.




Идя навстречу интересам буржуазии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Также как и в ряде других стран, в Англии было запрещено появляться иезуитам.

К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф. Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.

Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники – выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту – причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор. Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

Идя навстречу интересам буржуазии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Также как и в ряде других стран, в Англии было запрещено появляться иезуитам.

К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма. Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

Основные последствия Реформации

Реформация в Англии

Мартин Лютер – герой Реформации

Реформация в Англии

Король Англии Генрих VIII

Король Англии Генрих VIII

Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.

В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.

Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.

Факторы успеха реформации в Англии

Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.

Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:

  1. назначения епископов;
  2. контроль над церковной собственностью;
  3. делегирование юрисдикции церковным судам
  4. практика наказания лиц духовного звания. этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:

Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.

Раскол католицизма

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции. С картины художника Франсуа Дюбуа (1529—1584). Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (Швейцария)

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года, во время бракосочетания лидера протестантов Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа. После Парижа волна убийств прокатилась по провинциям Франции.

Также не стоит забывать про Пётра Пейна, который был ярким представителем движения лоллардов. При этом он успел отметится в Гуситских войнах.

Уместно также напомнить, что королевская Реформация не представляла собой единого процесса, который совершался бы по определенному плану, но распадалась на серию конъюнктурных властных решений. А они принимались не только в конкретных исторических обстоятельствах, но и под влиянием определенных политических фигур.

Всеми перечисленными обстоятельствами обусловлены не только колебания Генриха VIII, который не был готов к радикальным изменениям догматического характера, но и реальное сопротивление религиозной политике его сына – Эдуарда VI, выразившееся в массовом неприятии литургических нововведений и иконоборчества. Иначе интерпретируется современными историками и кратковременное правление Марии Тюдор, проводившей в Англии политику реставрации католицизма, которая имела значительную народную поддержку и именно поэтому достигла определенных результатов, но не была доведена до конца из-за тяжелой болезни и смерти королевы.

Роль Елизаветы I Тюдор в английской реформации

Из этого следует, что вплоть до восшествия на королевский престол Елизаветы I Тюдор (1558 г.) английская Реформация носила поверхностный и обратимый характер. На наш взгляд, именно это событие является поворотным пунктом в истории английской Реформации, что уже в свою очередь позволяет более адекватно оценить ее итоги.

Елизавета I на всем протяжении своего многолетнего правления пыталась решить весьма трудную задачу – путем гибкой религиозной политики создать протестантскую церковь в стране, населенной преимущественно католиками. Действительно, сразу же после прихода к власти, Елизавета I остановила судебные преследования протестантов.

Изменения, вносимые в порядок литургии, карались лишением бенефиция и тюремным заключением священника. Тот же статут устанавливал штраф в размере 12 пенсов за непосещение мирянином приходской церкви по праздникам и воскресным дням. Карались и принудительные действия со стороны мирян, которые могли заставить священника отслужить мессу силой. В этом случае миряне, виновные в принуждении священника, должны были заплатить штраф уже в размере от 100 до 400 марок в королевскую казну. В случае рецидива им грозило пожизненное тюремное заключение.

Однако эти карательные санкции носили декларативный характер и не получили сколько-нибудь широкого применения. Представляется, что именно поэтому в течение 1560-х гг. многие приходские священники считали елизаветинскую Реформацию явлением сугубо временным и случайным, допускали отступления от порядка богослужения, предписанного властями, делая его похожим на католическую мессу.

Два политических заговора, имевших своей общей целью возвести на королевский престол Марию Стюарт (1542 – 1587), а также Северное восстание 1569 г., тесно связанное с ними, вынудили Елизавету I принять репрессивные меры в отношении английских католиков. Для последних ситуация еще более ухудшилась после того, как папа Пий V 27 апреля 1570 г. издал специальную буллу об отлучении Елизаветы I от церкви и освобождении ее подданных от долга верности королеве.

Заметим, что негативная реакция папы Сикста V и испанского короля Филиппа II на драматические события в Англии, отнюдь не остановила Елизавету I, которая перешла к акциям силового устрашения католиков. Так, известие о подготовке Армады вызвало в Англии новую волну репрессий против них. В 1587 г. прошли чистка мировых судей и массовые аресты, а на 1588 г. приходится пик казней в елизаветинский период правления. Разгром Армады не принес облегчения английским католикам, поскольку война с Испанией продолжалась.

Таким образом, в период правления Елизаветы I произошло существенное усиление королевской власти за счет последовательной политики, направленной против католицизма. И все же оно не повлекло за собой коренной ломки принципов средневекового политического устройства. В числе этих принципов были: во-первых, идея органического единства английского общества и государства; во-вторых, идея гармоничного сосуществования различных субъектов власти; в-третьих, идея подчинения власти монарха абстрактному закону; в-четвертых, отсутствие четкого разделения правовой и политической сфер; в-пятых, баланс власти между монархом и парламентом; в-шестых, эффективность системы местного самоуправления; в-седьмых, опора монарха на милицию в деле охраны государственного порядка.

Итоги реформация в Англии

Обобщая все изложенное, подведем основные итоги:

  1. Исторические факты свидетельствуют о том, что реальное развертывание Реформации в Англии относится не к первой половине XVI в., как это считалось ранее, но к царствованию Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Именно в этот период Англия окончательно и бесповоротно перестает быть страной преимущественно католической, хотя еще и не становиться страной полностью протестантской.
  2. Безусловно, елизаветинская Реформация значительно расширила ряды английских протестантов. При этом католическая церковь была низведена до уровня деструктивной секты, а католицизм стал религией меньшинства. Принадлежность большинства англичан к концу правления Елизаветы I к Англиканской церкви во многом объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, тем, что она сохранила свою внешнюю преемственность с католической церковью, а основная масса людей того времени слабо разбиралась в вопросах догматики; во-вторых, тем, что государство обрушило против католиков всю мощь своего пропагандистского и репрессивного аппарата, вследствие чего произошло не только размывание традиций католического благочестия, но и замена его религиозным конформизмом и индифферентизмом.
  3. При этом Елизавета I была монархом, который и царствовал, и правил, выступая в качестве персонифицированного носителя сакральных и рутинных функций государственной власти. Но делала она это в формальном соответствии с законами, то есть в должном уважении к правам и свободам поданных-протестантов. Исключение делалось ею в отношении представителей нонконформистских пуританских сект (приверженцев пресвитерианства и индепендентства, фамилистов, а также в отношении подданных-католиков, против которых велась откровенно дискриминационная политика. В целом же принадлежность подданных к Англиканской церкви рассматривалась королевой как одно из основных условий их политической лояльности.

Таковы религиозные и политические итоги английской Реформации, получившие свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы I.

Читайте также: