Корея в 18 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Первые поселения людей на Корейском полуострове и в окружающих его районах появились около 700 тысяч лет назад. Эпоха неолита началась примерно 8 тысяч лет назад. Следы и находки этого периода могут быть обнаружены в разных местах по всему Корейскому полуострову, в основном в приморских районах и по берегам больших рек.

Бронзовый век около 1500–2000 лет до нашей эры пришел в районы нынешней Монголии и на полуостров. По мере того как начала формироваться эта цивилизация, многочисленные племена появились в районе Ляонина в Манчжурии и в северо-западной части Корейского полуострова. Эти племена возглавляли вожди, которых Тангун, основатель корейской нации, позднее объединил, чтобы создать древнее государство Кочосон (2333 г. до н.э.).

Три государства и Кая

Города-государства постепенно объединялись в племенные союзы со сложными политическими системами, которые, в конце концов, перерастали в королевства. Когурё (37 г. до н.э.–668 г. н.э.), которое занимало территорию по среднему течению реки Амноккан (Ялуцзян), первым среди племенных союзов превратилось в королевство.

Войска Когурё, отличавшиеся агрессивностью, одно за другим покоряли соседние племена. В результате завоевательных войн, которые были предприняты Квангэтхо Великим (г. пр. 391–413) и королем Чансу (г. пр. 413–491) Когурё сумело занять огромную территорию, охватывающую Манчжурию и большие районы Корейского полуострова. Благодаря последующему учреждению политической структуры Когурё приобрело вид империи со всеми соответствующими признаками.

Другим конфедеративным королевством, похожим на Когурё, было Пэкче (18 г. до н.э.–660 г. н.э.), которое сформировалось из города-государства, расположенного к югу от реки Ханган поблизости от того района, где находится современный Сеул. В период правления вана
(короля) Кынчхого (г. пр. 346–375) Пэкче превратилось в централизованное государство.

Кая (42–562) начало развиваться как вид конфедерации, сформированной в результате объединения нескольких племен, которые обитали в районе устья реки Нактонган.

Объединенное Силла и Пархэ

К середине 6 в. королевству Силла удалось взять под свой контроль все соседние города-государства, входившие в конфедерацию Кая.

Заключив союз с Танской династией Китая, королевство Силла сумело покорить Когурё в 668 г. и Пэкче в 660 г. Объединение Корейского полуострова было формально завершено, когда Силла в 676 г. нанесло поражение Танской династии.

Силла, которое в середине 8 в. достигло вершины своего расцвета и могущества, предприняло попытку построить идеальное буддийское государство. Именно во времена королевства Объединенное Силла был построен величественный монастырь Пульгукса (храм Страны Будды).

Но буддизм, как государственная религия начал терять свое влияние и приходить в упадок по мере обогащения аристократии и знати.
Кроме того, обострилась борьба между региональными лидерами, которые заявляли о своих правах на завоеванные королевства Когурё и Пэкче. В 935 г. король Силла официально выразил желание покориться новой династии Корё.

В 698 г. беженцы из Когурё основали государство Пархэ в южной и центральной Манчжурии. Население нового государства, известного как Пархэ, составляли не только выходцы из Когурё, но также большая группа людей племен мохэ.

В Пархэ была создана система государственного устройства, подобная административной структуре королевства Когурё. Высокий уровень развития культуры также был унаследован от Когурё.

Пархэ достигло наивысшего могущества в первой половине 9 в., когда государство занимало обширную территорию, которая простиралась на севере до реки Амур и на западе до района Гайюань в южной и центральной Манчжурии. Пархэ установило дипломатические отношения с Турцией и Японией. Государство просуществовало до 926 г., когда оно пало под ударами киданей. Многие представители родовой знати Пархэ, которые в основном были потомками когурёсцев, переселились на юг и стали подданными новой династии Корё.

Династия Корё (918–1392) была основана Ван Гоном, военачальником, служившим под началом Кунъе, мятежного принца королевства Силла. Избрав столицей государства свой родной город Сонак (совр. Кэсон в Северной Корее), Ван Гон поставил задачу возвратить некогда утраченные территории королевства Когурё в северо-восточном Китае.

Ван Гон назвал свою династию Корё, от имени которой и происходит современное название Корея. Хотя династии Корё не удалось вернуть утраченные земли, она достигла высокого уровня развития культуры, представленной селадонами зеленовато-голубого цвета чхончжа и расцветом буддийской традиции.

Не менее значительным было изобретение в 1234 г. первого в мире подвижного металлического шрифта, которое опередило на два столетия издание Библии, осуществленное Гуттенбергом в Германии.

Приблизительно в это же время искусные корейские мастера также завершили гигантский труд, вырезав на больших деревянных досках текст Свода буддийских сутр.

В последующие годы династия Корё была ослаблена внутренней борьбой, которую вели между собой ученые-чиновники и военные, а также конфуцианцы и буддисты. Начавшиеся в 1231 г. монгольские нашествия привели к тому, что на протяжении почти 100 лет Корё находилось под властью монголов, несмотря на мужественное сопротивление корёсцев.

Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ге основал новую династию, получившую название Чосон. Первые правители Чосона поддерживали конфуцианство в качестве господствующей идеологии, чтобы преодолеть сильное влияние буддизма, получившего широкое распространение в период Корё.

Правители Чосона управляли страной при помощи хорошо сбалансированной политической системы. Главным методом отбора чиновников на государственную службу была система специальных экзаменов. Эти экзамены служили основой для социальной мобильности и интеллектуальной деятельности в этот период. Однако в обществе, основной идеологией которого было конфуцианство, высоко ценились научные знания и ученость, в то время как к торговле и производству отношение было пренебрежительное.

Король Сечжон проявлял глубокий интерес к астрономии. По его повелению были созданы солнечные и водяные часы, небесный глобус, карты звездного неба.

Они настойчиво призывали провести преобразования в сельскохозяйственном производстве и в промышленности и выступали за широкие реформы в системе распределения земли. Однако консервативное правительство аристократов было не готово на такие радикальные изменения.

Японская оккупация и движение за независимость Кореи

Колониальное правление вызвало подъем патриотических настроений среди корейцев. Представители интеллигенции были глубоко возмущены политикой ассимиляции, проводимой официально властями Японии, которая запрещала даже обучение в школах на корейском языке. Воля и стремление корейского народа к независимости воплотились в общенациональном движении 1 марта 1919 г., в котором приняли участие представители всех групп и слоев общества, включаю интеллигенцию. Японские власти жестоко подавили выступления демонстрантов и их сторонников, в результате чего погибли тысячи граждан.

Хотя Первомартовское движение за независимость потерпело поражение, оно укрепило национальное самосознание и патриотические чувства среди корейцев. Движение привело к созданию Временного правительства в китайском городе Шанхай, а также к организации вооруженного сопротивления японским колонизаторам в Манчжурии. День Движения за независимость, который корейцы отмечают 1 марта, является государственным праздником.

В период колониального господства Япония продолжала экономическую эксплуатацию Кореи. Жизнь корейцев в условиях колониального правления ухудшалась до 1945 г., когда закончилась вторая мировая война.

Образование Республики Корея

В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая призывала к проведению в Корее всеобщих выборов под контролем Комиссии ООН.

Ли Сын Ман был избран в 1948 г. первым Президентом Республики Корея.

25 июня 1950 г. Северная Корея начала полномасштабное вторжение на Юг, развязав трехлетнюю войну, к участию в которой были вовлечены американские, китайские и другие иностранные войска. Весь полуостров оказался разрушенным в результате этой войны. В июле 1953 г. было подписано Соглашение о прекращении огня. Война оставила три миллиона убитых и раненых, миллионы людей лишились крова и оказались разлученными с их семьями.

Серьезные общественные беспорядки происходили в годы правления президента Ли Сын Мана. Корейская демократия в тот период времени была незрелой, и страна испытывала огромные политические и экономические трудности. Ли Сын Ман был смещен с поста президента в апреле 1960 г. в результате студенческих выступлений и демонстраций. Вторая республика была провозглашена после того, как в августе 1960 г. крупный деятель Демократической партии Чан Мён сформировал правительство.

Однако новое правительство было свергнуто 16 мая 1961 г. в результате военного переворота, который возглавил генерал-майор Пак Чжон Хи. Высший совет по реконструкции страны во главе с генералом Пак Чжон Хи взял в свои руки исполнительные, законодательные и судебные функции управления государством.

Пак Чжон Хи был избран президентом страны на выборах, которые состоялись в 1963 году. Правительство Пака осуществило быструю индустриализацию страны и добилось значительного экономического роста в 1960-е и 1970-е годы. Но правление Пак Чжон Хи сопровождалось жестким ограничением политических прав и гражданских свобод.

Убийство президента Пак Чжон Хи в октябре 1979 г. привело к введению военного положения в стране и началу переходного периода. Чхве Гю Ха, который вступил в должность президента страны, ушел в отставку в августе 1980 г., и в том же месяце Национальная конференция за объединение (коллегия выборщиков) избрала президентом Чон Ду Хвана, лидера влиятельной группы военных.

В 80-е годы по всей стране усилилось движение за демократизацию, и в 1987 г. в Конституцию были внесены поправки, восстанавливающие систему прямых всеобщих выборов президента страны. Ро Тхэ У, также бывший генерал, был избран президентом страны в соответствии с новой редакцией Конституции, но благодаря демократическим преобразованиям, осуществленным во время его правления, были созданы условия для избрания первого за 32 года президента страны, который был гражданским человеком. Ким Ён Сам, который в течение многих лет был активным деятелем движения за демократизацию страны, в 1992 г. был избран президентом, являясь кандидатом от правящей партии.

Президенты Республики Корея

1 Ли Сын Ман 1948—1960
2 Юн Бо Сон 1960—1962
3 Пак Чон Хи 1963—1979
4 Чхве Гю Ха 1979—1980
5 Чон Ду Хван 1980—1988
6 Ро Дэ У (Ро Тхэ У) 1988—1993
7 Ким Ён Сам 1993—1998
8 Ким Дэ Чжун 1998—2003
9 Но Му Хён 2003—2008
10 Ли Мён Бак 2007-2013
11 Пак Кын Хе 2013-2016
12 Хван Гё Ан и.о. 2016-2017
13 Мун Чжэ Ин 2017 - настоящее время


Грот Соккурам — наследие ЮНЕСКО

  • Древний Чосон
  • Троецарствие
  • Корё
  • Чосон
  • Победа и поражение
  • Корея под властью Японии
  • Освобождение Кореи
  • Война между Югом и Севером

~ Древний Чосон

Археологические находки последних лет свидетельствуют о том, что территория Кореи была заселена уже в период палеолита. Имеются многочисленные следы материальной культуры неолита, когда племена, населявшие эти районы, жили в основном охотой, рыбной ловлей и собирательством, однако уже переходили к земледелию и скотоводству.

Преобладает точка зрения, что Древний Чосон был рабовладельческим государством: известно, что власть правителя была наследственной, а сам он постоянно жил в столице Вангомсон. В 109 г. до н. э. войска императора Ханьской империи У Ди вторглись в пределы страны и через два года покорили ее. Однако корейцы не смирились с господством ханьцев: в четырёх провинциях империи, образованных на месте Древнего Чосона, не стихали волнения, вынудившие китайцев ослабить контроль.

~ Троецарствие

В начале первого тысячелетия на этой территории возникли и стали развиваться раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Силла. Этот период вошел в историю как троецарствие. Поначалу самым мощным было государство Когурё: оно занимало обширную территорию на севере полуострова, а также земли в Маньчжурии. Вся история его существования — это череда постоянных военных столкновений с Китаем. При ване (короле) Квангетхо королевство расширило владения за счет территорий китайцев и южных соседей. Надо сказать, что, несмотря на общий язык, схожесть веры и принципов государственного устройства (конфуцианская иерархическая государственная структура, буддизм в духовной жизни), три корейских государства постоянно боролись за земли и междоусобные войны не утихали.

Силла, куда государственность пришла позднее (начало VI в.) завязала дружеские связи с Таньской империей в Китае — злейшим врагом Когурё. В союзе с таньцами Силла удалось победить Когурё и Пэкче, однако она не смогла контролировать захваченные территории, и северные земли в конце VII в. отошли под управление Таньской империи.

Здесь разгорелась освободительная борьба, которую уже поддерживала Силла, что вылилось в конфликт таньцев с бывшим союзником. Под знаменем Силла произошла консолидация корейского населения. Однако значительная часть северных владений не вошла в состав объединенного Силла, здесь образовалось государство Бохай (Пархэ).

Одно из самых известных и почитаемых в истории Кореи имен — имя объединителя страны Ван Гона. Выходец из могущественной феодально-купеческой семьи, он выдвинулся в качестве крупного военачальника; в 918 г. сверг своего повелителя с престола и провозгласил себя королем нового государства Корё (от этого названия пошло наименование Кореи в большинстве европейских языков).

Ван Гон показал себя энергичным и хитрым правителем: он сумел привлечь на свою сторону влиятельных феодалов и в 936 г. завершил объединение корейских земель. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР). Ван Гон создал мощную административную систему. Возник класс янбанов (дворян), разделявшихся на военных и гражданских чиновников. Они господствовали над свободными крестьянами (янъинами), а также имели рабов. Корё стало сильным централизованным образованием, которое было в состоянии отражать регулярные нападения старых врагов — племен киданей, образовавших государство Ляо. В конце X в. после многочисленных войн корёсцам удалось установить с Ляо дипломатические отношения, однако это не удерживало племена киданей от новых вторжений в попытках завоевать Корё. Подвергалась страна и нападениям племен чжурчжэней, живших севернее.

Подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, в XII в. Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг — монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231—1259 гг.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

~ Чосон

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли, которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство вновь было переименовано в Чосон, а его столица перенесена в сегодняшний Сеул. Государственное устройство базировалось на неоконфуцианской идеологии, был создан налаженный аппарат централизованного управления.


Сечжон (15 мая 1397 — 17 февраля 1450) или Седжон, 4-ый король династии Чосон

По его приказу был создан национальный корейский алфавит, подготовлены исторические хроники, географическое описание Кореи. Укрепление позиций правящего класса проходило на базе конфуцианства, вернее, неоконфуцианского учения китайского ученого Чжу Си. Сложилась четкая иерархическая система государственного управления.

Усиление феодальной эксплуатации крестьянства, гнет налогов вызывали крестьянские бунты. Вошло в историю крупнейшее крестьянское восстание 1467 г. в провинции Хамгён. В XVI в. крестьянское движение возглавил Им Ккокчон — нечто вроде корейского Робин Гуда, экспроприировавшего имущество богатых янбанов и раздававшего его беднякам. Герой был схвачен властями и обезглавлен, однако народ не забыл его. Им Ккокчон стал прообразом популярнейшего персонажа Хон Гиль Дона.

~ Победа и поражение

Весной 1592 г. японский правитель Хидэёси, лелея захватнические планы в отношении Китая, высадился с многотысячной армией в Пусане и через две недели захватил Сеул, не встретив сопротивления не готовой к боям армии. Так началась война, получившая в истории название Имджинской. Вскоре был взят Пхеньян, а корейское правительство в панике бежало на север страны в город Ыйджу. Простой народ, поднявшийся на партизанскую войну, спас отечество.

Успехи на море, а также вступление в войну Китая помогли отбросить японцев на крайний юг полуострова. Закрепившись возле Пусана, они начали мирные переговоры, но в 1597 г. 140-тысячная японская армия вновь перешла в наступление. И снова продемонстрировал военное искусство Ли Сун Син, разгромивший японский флот у острова Чиндо, где нашли свой конец более 100 японских кораблей, и довершивший разгром в последующих боях. Один из них, к несчастью, стал для народного героя последним.

Страна, ослабленная войнами, вновь подверглась нашествию, на сей раз маньчжуров, в итоге навязавших Корее унизительные условия мира. Корея стала фактическим вассалом государства Цин, созданного маньчжурами на территории Китая. Она вынуждена была платить дань, поставлять заложников. И хотя в середине XVII в. эта зависимость стала носить формальный характер, реакция правящих кругов на бесконечные иностранные вторжения была весьма решительной и имела далеко идущие последствия.

~ Корея под властью Японии

Борьба Японии с Китаем за влияние в Корее вылилась в открытую войну, которая принесла корейскому народу много бедствий. Китай, будучи сам полуколониальным, потерпел поражение и по условиям Симоносекского договора (1895 г.) полностью отказался от всех притязаний на Корею.

Народ Кореи был лишен элементарных прав, даже корейский язык находился под запретом. Японцы захватили лучшие земли, резко ограничили предпринимательскую деятельность национальной буржуазии, жестоко эксплуатировали трудящихся страны. В генерал-губернаторстве нарастали забастовки, крестьянские выступления, движения патриотической интеллигенции.

~ Освобождение Кореи

На усиление освободительной борьбы определенное влияние оказала Октябрьская революция в России. Вскоре после нее, в марте 1919 г., народный гнев прорвался мощными выступлениями, охватившими всю Корею. Поводом послужило провозглашение в Сеуле Декларации независимости: начались демонстрации, митинги, переросшие в народное восстание. Это движение, получившее название Первомартовского, сыграло заметную роль в истории. День 1 марта объявлен в Республике Корее национальным праздником.

Сопротивление колонизаторам ширилось и постепенно приобретало организованность. Возникли и получили распространение коммунистические кружки и группы, а в апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи, сомкнувшаяся с националистическими группами (партия была распущена Коминтерном в 1928 г.). Много корейцев, прежде всего голодающих крестьян, бежало за рубеж, в том числе в Маньчжурию и Сибирь; именно здесь сформировалась база, вооруженного сопротивления колонизаторам в Северо-Восточном Китае, развернулось широкое партизанское движение. Однако в связи с подготовкой Японии ко второй мировой войне в Азии и тем более с началом боевых действий условия для развертывания вооружённой борьбы были значительно затруднены. Корея была превращена в военно-промышленную базу японской агрессии на материке.

~ Война между Югом и Севером

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Кореи в XVII-XVIII вв.

Политические изменения в стране, две войны против японских и маньчжурских захватчиков отразились на развитии корейской культуры. Острая политическая борьба дворянских группировок вызвала к жизни философские течения неоконфуцианского толка.

В начале XVII в. передовые ученые Кореи познакомились с европейской географической, астрономической, этнографической и религиозной литературой, ввозившейся из Японии и Китая. Например, итальянский миссионер Маттео Риччи (Ли Ма-доу) издал в Китае более 340 книг по истории католической религии, астрономии, географии и естествознанию. В начале XVII в. корейский ученый Ли Су Гван ознакомился с этими книгами и часть из них привез в Корею. С именем Чон Ду Вона связано знакомство корейцев с этнографией европейских народов.

Литература и искусство проникались новыми мотивами. Классическая поэзия (так называемая литература рек и озер) навеяна темами патриотизма, воспевает родную природу. В стихотворении неизвестного автора XVII в. выражена мечта о том, чтобы не было больше войн:

Переделать бы на метлы
поскорее все мечи.

В изобразительном искусстве наблюдалось зарождение реалистических тенденций. Интерес к родной природе, жизни простого народа характерен для художников Чон Сона (Кёмче), Ким Хон До и Син Юн Бока.

Ранний период Чосон (XV-XVI вв.)

  • дела чиновников,
  • финансовых средств,
  • войск,
  • церемоний,
  • общественных работ,
  • юстиции.

За действиями министерств следили три контролирующие канцелярии. Первая могла критиковать ошибочные действия и указы короля, вторая – чиновников. Третья занималась сбором материала для официальной историографии. Перемены коснулись и армии – частные отряды распустили, а войско собирали на основе повинности. Содержание легло на плечи крестьян.

Сословия раннего Чосона

Вместо аристократов правящим сословием стали янбаны – две группы госслужащих (военные и гражданские). Большая часть владела землей, почти все могли похвастаться конфуцианским образованием. Крестьяне платили налоги и даже могли сдать экзамен, чтобы получить государственную должность. Правда, к тестированию на гражданский чин допускались исключительно дети янбанов.

Наука и культура

Этот период истории Кореи особенно важный, поскольку сформировался облик государства. Он оставался неизменным до реформ XIX столетия. В XV веке были значительные достижения в культуре, из которых самым главным событием было введение корейского алфавита. При дворе служили учёные, проводившие лекции для короля и его приближенных. В стране действовала библиотека для исследователей, которая считалась лучшей в Восточной Азии. Учёные составляли энциклопедии и словари, давали советы королю. Благодаря их труду возник и корейский алфавит.

Был положен конец жертвоприношениям – магическим обрядам, которые считались залогом благополучия страны. Приветствовался конфуцианский подход к политике – следование этическим нормам. Особую роль играли ритуалы, регулирующие поведение в семье и обществе. Сегодня сохранились четыре из них:

  1. Ритуал совершеннолетия.
  2. Обряд свадьбы.
  3. Обряд похорон.
  4. Ритуал кормления духов предков.

В средние века сформировались границы Кореи (примерно такое же очертание и сегодня). Чтобы освоить земли к северу и закрепить их за Чосоном, туда переселяли крестьян и мелких чиновников. Методы применяли разные – как принуждение, так и стимулы.

Военные действия

В конце XVI века страна столкнулась с внешней угрозой. Отношения с Китаем носили вассальный характер, но он не вмешивался в политику государства. Страны менялись дарами и посольствами – взаимосвязь была дружеской. Япония обратилась к правительству Чосона с просьбой пропустить войска, чтобы напасть на Китай. Агрессивно настроенные соседи рассчитывали и на военную поддержку.

Правительство отказалось, сообщив Китаю о планах Японии. В результате японская армия вторглась в Корею – началась Имджинская война, которая продолжалась семь лет. На суше войска Чосона терпели поражение, а на море ситуация была совсем иной – эти победы воодушевляли сражаться. Вскоре подключились войска Китая, и спустя определённое время между враждующими войсками было заключено перемирие.

Новая страница: поздний Чосон (XVII-XVIII ст.)

Имджинская война поставила Корею на грань катастрофы, но используя реформы, правители сумели выровнять ситуацию. История Кореи XVII-XVIII считается периодом перехода к обществу нового времени. Страна жила мирно – ни войны, ни серьезные внутренние проблемы её не беспокоили.

Новые реформы

Одновременно происходили существенные изменения в политике, экономике, общественном мировоззрении. Особые изменения отмечались в аграрном секторе.

  • Новшества коснулись высевания риса, что моментально отразилось на экономике и жизни общества. Семена заменили рассадой, которую высаживали заранее на специальных участках. Это позволило повысить всхожесть и урожайность.
  • Появились сельскохозяйственные культуры – картофель и батат.
  • Значительно увеличилось количество выращиваемого перца и тыквы.
  • Новые растения заняли те поля, где не приживался рис. Рост урожая повлиял на количество продуктов питания, а они, в свою очередь, на рост населения.

Сословия и культура позднего Чосона

Все эти изменения отразились на культуре народа – она становилась всё более массовой. Популярность набирал жанр пхансори. Так называли повести, которые исполнялись нараспев под звук барабанов. Корейские народные сказания начали записывать – они получили статус литературы. Живописцы теперь изображали местные пейзажи и сцены из жизни простого люда.

Изменения коснулись каллиграфии, которая все больше приобретала национальный колорит. Появилась необычная керамика – белоснежная с синими цветами. А вот архитектура какими-то особенностями не отличалась – все силы направили на восстановление зданий, разрушенных во время Имджинской войны.

Окно в Европу

Но недовольных было достаточно. Этот период истории Кореи отмечен многочисленными крестьянскими бунтами. Накал усиливался из-за распрей между партиями. Они добивались власти по очереди и жестоко противостояли друг другу. Приходы к власти сопровождались казнями и мятежами. Правительству это надоело, и важные функции стали возлагать одновременно на представителей разных партий – межпартийная борьба уменьшилась, но не исчезла.

В современной историографии в большинстве случаев XVII в. определяется как начало новой истории Кореи.

Относительно верхнего рубежа новой истории Кореи в мировой историографии единого мнения нет. В отечественной исторической науке до сих пор новейшую историю Кореи начинают с 1917 г.[182] В Северной Корее рубежом нового и новейшего времени определяют начало антияпонской революционной деятельности Ким Ирсена[183], т.е. 1910-1920-е годы. В Южной Корее за точку отсчета новейшей истории принимают 1945 г. — год одновременно счастливый и трагический. Счастливый — потому что Корея обрела независимость от японского колониального господства, а трагический — потому что в этот год она оказалась разделенной на северную и южную части, где впоследствии образовались два самостоятельных государства.

Рассматривая историю Кореи нового времени, следует учитывать несколько важных моментов. Прежде всего это неоднородность качественного содержания различных исторических отрезков в рамках нового времени. Так, для XIX столетия определяющими были два процесса: 1) становление Кореи на путь модернизации; 2) ее постепенное подчинение внешним силам, среди которых за влияние в Корее боролись Япония, Китай, Россия, страны Запада, но победителем вышла Япония. В этой связи весьма продуктивным становится поиск в истории Кореи XVII-XVIII вв. ответа на вопросы, почему страна встала на путь модернизации и почему оказалась подчиненной Японии.

В отечественной историографии новая история Кореи изучалась достаточно активно начиная с 1950-1960-х годов, что, в частности, проявилось в выходе в свет ряда монографических исследований. Назовем лишь самых известных авторов. Ю. В. Ванин занимался изучением социально-экономических изменений в Корее XVII-XVIII вв., Г. Д. Тягай — историей общественной мысли Кореи нового времени, Б. Д. Пак — историей российско-корейских отношений, Ф. И. Шабшина — национально-освободительным движением корейцев в годы японской колонизации[184].

Итак, XVII-XVIII вв. оказались для Кореи мирным временем, когда страну не сотрясали войны и какие-либо масштабные внутренние перипетии. Одновременно это было время больших изменений в корейской экономике, политике, общественной мысли. Рассмотрим эти процессы подробнее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Сквозь какую преломляющую призму мы сегодня смотрим на прошлое Руси XIV–XVI веков? Борьба в русском обществе XVII–XVIII веков

5. Сквозь какую преломляющую призму мы сегодня смотрим на прошлое Руси XIV–XVI веков? Борьба в русском обществе XVII–XVIII веков Итак, много необычного с точки зрения скалигеровско-романовской истории было, оказывается, в старинном Московском Кремле. Но потом, в эпоху оккупации

Глава 6 Несмотря на старания фальсификаторов XVII–XVIII веков, английские хроники сохранили много сведений о подлинных событиях XI–XVI веков Англия и Русь-Орда

Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.

Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв. Вторжения славян и других варварских племен в сочетании с народными движениями способствовали дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое значение приобрели

1. Социально-экономические изменения в деревне

1. Социально-экономические изменения в деревне В результате осуществления аграрных преобразований, когда землепользование кулачества было значительно урезано, малоземельные и безземельные крестьяне получили в трудовое пользование многие миллионы га помещичьих,

Социально-экономические изменения

Социально-экономические изменения В XIX в. в Британии происходили радикальные экономические изменения, возможно, ярче всего проявившиеся в Бредфорде, население которого выросло с 16 012 человек в 1810 г. до 103 778 человек в 1850 г., так как город стал центром текстильной

15. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

15. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ На протяжении почти всего XIX столетия в центре внимания европейцев, а значит и украинцев, пребывали новые идеи, политические перевороты и социальные реформы. Однако в то же самое время происходят менее заметные, но гораздо более

Социально-экономические изменения

Социально-экономические изменения В течение 1960-х годов украинское общество характеризовали масштабные социальные изменения: за 10 лет процент украинцев, живущих в городах, достиг 55 — это означало, чте большинство их превратилось в городских жителей. Согласно оценкам

5. СКВОЗЬ КАКУЮ ПРЕЛОМЛЯЮЩУЮ ПРИЗМУ МЫ СЕГОДНЯ СМОТРИМ НА ПРОШЛОЕ РУСИ XIV–XVI ВЕКОВ? БОРЬБА В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ XVII–XVIII ВЕКОВ

5. СКВОЗЬ КАКУЮ ПРЕЛОМЛЯЮЩУЮ ПРИЗМУ МЫ СЕГОДНЯ СМОТРИМ НА ПРОШЛОЕ РУСИ XIV–XVI ВЕКОВ? БОРЬБА В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ XVII–XVIII ВЕКОВ Итак, много необычного с точки зрения скалигеровско-романовской истории было, оказывается, в старинном Московском Кремле. Но потом, в эпоху оккупации

§ 3. Социально-экономические изменения в раннем Чосоне

§ 3. Социально-экономические изменения в раннем Чосоне Экономическая ситуация, сложившаяся в Корее XV-XVI вв., соответствовала классическому феодальному[151] государству дальневосточного типа[152]. Рубеж XIV-XV вв. ознаменовался очередным переучетом и перераспределением земель,

Глава 8. БУДДИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО В КОРЕЕ ХV-ХVI ВЕКОВ

Денежные реформы XVII — начала XVIII веков

Исторические памятники и достопримечательности Нижнего Новгорода XVII – XVIII веков

Исторические памятники и достопримечательности Нижнего Новгорода XVII – XVIII веков Архангельский собор В начале XVII века большая часть городского населения жила уже за пределами кремля, в Верхнем и Нижнем посадах, которые защищали деревянные стены и земляные валы. Нижний

СЕЛЬСКАЯ (СОСЕДСКАЯ) ОБЩИНА НА ЯВЕ В XVII—XVIII вв. КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СЕЛЬСКАЯ (СОСЕДСКАЯ) ОБЩИНА НА ЯВЕ В XVII—XVIII вв. КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Соседская земледельческая община в Индонезии (деса, вануа) оставалась базовой ячейкой социально-экономической структуры. Наиболее развитые формы она приобрела и скорее всего

С. Н. Столяренко. Некоторые приемы русских зодчих XVII—XVIII веков

С. Н. Столяренко. Некоторые приемы русских зодчих XVII—XVIII веков При исследовании и реставрации каменных храмов Нижегородской области были выявлены три характерных приема зодчих середины XVII — начала XVIII в., которые применялись в процессе строительства.Известно, что,

Читайте также: