Координация и регуляция у животных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие регуляции функций. Регуляция функций у одноклеточных

Регуляция функций живого организма – это система его реакций на изменение внешней или внутренней среды.

Суть этого комплекса реакций заключается в поддержании постоянства внутренней среды организма - гомеостаза. Так как у одноклеточных весь организм представлен одной клеткой, то процессы регуляции происходят в клетке. Они представлены биохимическими реакциями, которые вызваны изменением концентрации тех или иных веществ в клетке. Кроме того, у многих одноклеточных имеется светочувствительный орган, благодаря которому организм (клетка) может двигаться либо к свету, либо от него (освещенность тесно связана с температурой среды).

Регуляция функций у растений

Растения регулируют свои жизненные функции с помощью биологически активных веществ – фитогормонов. Эти вещества могут влиять на различные процессы растительного организма. Например, они могут ускорять деление клеток, развитие побегов, созревание плодов. В других случаях они могут стимулировать опадание листьев или тормозить какие-либо процессы.

Фитогормоны образуются в клетках определенных типов и перемещаются по поводящим тканям к той клетке или части растения, на которую должны непосредственно воздействовать.

С помощью других биологически активных веществ (фитонцидов и алкалоидов) растения могу воздействовать на других особей как своего вида, так и другие виды живых организмов. Так, например, некоторые растения (ясень, пырей, ландыш) могут угнетать развитие других растений-соседей. Фитонциды лука, чеснока, сосны способны убивать микроорганизмы.

Растения способны воспринимать изменения в окружающей среде и определенным образом на это реагировать. Такие реакции называются тропизмами и настиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Тропизм – это ростовые движения, направленные к или от определенного фактора (свет, гравитация).

Тропизмы являются результатом неравномерного деления клеток организма под воздействием фитогормонов, контролирующих рост. Если изменить положение растения в пространстве (например положить вертикально растущее растение горизонтально), то через некоторое время корни начнут расти вниз, а верхушка стебля направится вверх. Если освещение будет падать на растение только с одной стороны, то побеги будут направлены в сторону света. Сосна на открытой местности растет свободно, ствол ее разлогий. А в густом сосновом бору все сосны высокие и ровные.

Настии – это движения органов растения в ответ на действие раздражителя, не имеющего определенной направленности (изменение освещенности или температуры).

Типичными примерами являются раскрывание или закрывание цветка, поворот цветка или соцветия к свету, сложение листьев в зависимости от температуры.

Регуляция функций у животных

Функции животных регулируются двумя взаимосвязанными системами. Наиболее древней системой регуляции функций, по мнению многих физиологов, является гуморальная регуляция. Она осуществляется с помощью биологически активных веществ, растворенных в жидкости – крови, лимфе, тканевой жидкости. Некоторые из этих веществ (гормоны) вырабатываются специальными железами, а некоторые – поступают из окружающей среды или образуются в результате обмена веществ.

Например, повышение концентрации углекислого газа в крови вызывает стимуляцию дыхательного центра, учащается дыхание, глубина вдоха увеличивается. Некоторые гормоны активизируют биохимические процессы организма, другие – тормозят. Их действие длится до тех пор, пока их концентрация не достигнет показаний нормы.

Другим механизмом регуляции функций является нервная регуляция. Она происходит с участием нервной системы. Любое изменение состояния внешней или внутренней среды организма вызывает вырабатывание импульса нейроном. Этот импульс поступает в соответствующий отдел нервной системы и предается на рабочий орган (мышцу или железу). Происходит ответная реакция организма - рефлекс.

В животном организме нервная система и гуморальная тесно связаны между собой. Поэтому регуляцию функций в животном организме называют нейрогуморальной регуляцией/

У многих простейших нет специальных структур, которые участвуют в жизнедеятельниости одноклеточного организма, а вот, у более сложноорганизованной инфузории туфельки, они уже есть. Это особые волокна, которые пронизывают всё её тело. Они координируют работу ресничек. При повреждении этих волокон наблюдается беспорядочное биение, нарушается движение инфузории.
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Вопрос 2.
Нервная система регулирует работу всех систем организма, обеспечивая координацию их деятельности в меняющихся условиях существования.

Вопрос 3.
Нервная система животных состоит из специальных клеток-нейронов. Впервые нейроны появляются у кишечнополостных (гидра). Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют так называемую сетчатую нервную систему. По-настоящему сложная нервная система появилась у дождевого червя. У него нервные клетки не разбросаны по всему телу, а собраны в нервные узлы. Нервная система образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.
У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне, а не на брюшной, как у кольчатых червей и членистоногих.
Анатомически нервная система делится на центральную и периферическую, а функционально — на соматическую и вегетативную. Структурно нервная система имеет головной, спинной отделы, нервные узлы и нервные волокна. Соматическая нервная система обеспечивает произвольные и непроизвольные сокращения скелетной мускулатуры. Центральная часть соматической нервной системы включает в себя спинной и головной мозг, периферическая – нервные узлы и нервные волокна. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов, регулирует обмен веществ в организме.

Вопрос 4.
Рефлекс — ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Выделяют два вида рефлексов – безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Например, глотание, чихание, отдёргивание руки от горячего предмета и др.
Условные рефлексы — это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, звук, стук, время и т. д.). Например, приём пищи в определённое время, подготовка уроков, чистка зубов утром и вечером и т. д.

Вопрос 5.
У кишечнополостных имеется примитивная нервная система. Она образована нервными клетками, разбросанными в эктодерме. Они соединяются в общую сеть с помощью нервных отростков. Этот тип нервной системы называется рассеянным нервным сплетением или сетчатая нервная система.

Вопрос 6.
Нервная система дождевого червя образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.

Вопрос 7.
Центральная нервная система хордовых имеет трубчатое строение. Нервная трубка (спинной мозг) образована из эктодермы и расположена над хордой. Внутри спинного мозга имеется спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидко¬стью, которая выполняет транспортную функцию — снабжение нервной ткани питательными веществами и удаление продуктов обмена клеток. Структурно нервная система позвоночных состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. У различных животных все отделы мозга развиты по-разному. Это связано с уровнем организации и образом жизни животного. Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что у всех млекопитающих, но головной мозг развит значительно сильнее.

Вопрос 8.
Головной мозг делят на три отдела: задний, средний и передний. К заднему относят продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему мозгу относятся конечный мозг и промежуточный мозг.

Вопрос 9.
Отличительный признак строения центральной нервной системы млекопитающих - развитие крупных полушарий переднего отдела головного мозга. Хорошо развит мозжечок. Это связано с усложнением организации млекопитающих по отношению к другим позвоночных.

Вопрос 10.
Самый крупный отдел мозга – большие полушария головного мозга, поверхность которых – кора – состоит из миллиардов нервных клеток. У некоторых видов наружная поверхность коры гладкая, у представителей более прогрессивно развитых отрядов в ней появляются борозды и извилины, которые увеличивают поверхность коры. Полушария настолько велики, что прикрывают промежуточный и часть среднего мозга. Полушария переднего мозга покрыты слоем серого вещества, содержащего тела нейронов (корой). В коре сосредоточены центры, воспринимающие зрительные, слуховые, осязательные и другие раздражения, а также двигательные и ассоциативные центры. Появление коры обеспечивает высокий уровень нервной деятельности и сложное приспособительное поведение млекопитающих. Кора служит центром сбора информации, поступающей от всех органов чувств; в ней также формируются условные рефлексы.

Вопрос 12.
Железы, выделяющие гормоны у животных:
1) . Гипофиз (нижний мозговой придаток) — центральная железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга. Гипофиз вырабатывает несколько гормонов, имеющих большое значение для жизнедеятельности организма. Удаление гипофиза приводит к смерти. Один из гормонов гипофиза — гормон роста - оказывает мощное воздействие на рост молодого организма.
2). Надпочечники — парные железы внутренней секреции, примыкающие к верхушке каждой почки. Они вырабатывают норадреналин и адреналин. Эти гормоны регулируют обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно-сосудистой системы, скелетной мускулатуры, мускулатуры внутренних органов. Адреналин — гормон стресса — усиливает сокращения сердца, повышает кровяное давление, расширяет зрачки, способствует превращению гликогена печени в глюкозу. Норадреналин сужает кровеносные сосуды, повышает артериальное давление.
3). Щитовидная железа расположена на шее, спереди трахеи и на боковых стенках гортани. Железа вырабатывает гормоны тироксина и других, которые регулируют обмен веществ. От их количества в крови зависит уровень потребления кислорода всеми органами и тканями организма.
4). Поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий важную роль в углеводном обмене.
5). Половые железы. Мужские железы — семенники — парные органы, располагающиеся в кожном мешке (мошонке), образуют мужские гормоны (среди которых тестостерон), под действием которых формируются вторичные половые признаки самцов. Женские железы — яичники — выделяют гормоны, влияющие на формирование женских вторичных половых признаков.

Вопрос 13.
Гормоны растений (фитогормоны) – ростовые вещества – сравнительно низкомолекулярные органические вещества. Они образуются в различных тканях и органах растения и действуют в очень низких концентрациях порядка. Ростовые вещества усиливают рост стебля, корня, способствуют формированию и созреванию семян. Особенно много ростовых веществ образуется в растущих тканях – кончике корня, на верхушке побега, в камбии. Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Ростовые вещества растений иначе называют фитогормонами.

122. Дадим определение понятию.
Раздражимость – это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды.

123. Напишем системы, обеспечивающие координацию и регуляцию работы органов животных.
Нервная и эндокринная.

124. Дадим определения понятиям. Приведем примеры этих явлений.
Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
Примеры: дыхание, пищеварение.
Инстинкт – это врождённый комплекс видовых определённых реакций на раздражение окружающей среды.
Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения.

125. Напишем типы нервных систем животных и подпишем их части, изображенные на рисунках.

6-2-125

126. Опишем особенности строения нервной системы позвоночных.
Нервная система хордовых состоит из 2-х отделов: Головной мозг и Спинной мозг. Головной мозг регулирует все сознательные операции, которые поддаются нашему влиянию (которые мы можем регулировать), например, движения, речь, положение тела в пространстве и т.д. Спинной мозг регулирует все процессы происходящие в организме без вмешательства человека. Например, поддержание постоянной температуры тела и циркуляцию крови по сосудам.

127. Подпишем отделы нервной системы лягушки.

6-2-127

128. Напишем, благодаря развитию какой системы у птиц наблюдается более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.
Нервной.

129. Подпишем части головного мозга млекопитающего, обозначенные на рисунке цифрами.

6-2-129

130. Напишем, в чем отличие эндокринной регуляции от нервной.
Нервная система получает импульсы и выдаёт ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.

131. Напишем общие и отличительные особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.
У обоих присутствует гуморальная регуляция, а вот нервная – только у животных.

132. Выясним роль ростовых веществ для жизнедеятельности растений.
Ростовые вещества – это органические соединения, способствующие активизации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Все живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Сокращение светового дн.

Все живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Сокращение светового дня – сигнал к перелетам для птиц При повышении температуры пустынные животные прячутся или впадают в спячку Зимующие птицы и звери накапливают жир Организм – целостная система

Координация – согласованная работа органов и систем организма. ( А. Северцев).

Координация – согласованная работа органов и систем организма. ( А. Северцев) Регуляция – управление координацией.

Раздражимость (чувствительность) – способность организмов отвечать на воздей.

Раздражимость (чувствительность) – способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды.

Инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация поваренной.

Инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация поваренной соли меньше. Какое значение имеет раздражимость в жизни организмов?

Эволюция нервной системы: Диффузная (сетчатая) Узловая Трубчатая

Эволюция нервной системы: Диффузная (сетчатая) Узловая Трубчатая

надглоточный нервный узел подглоточный нервный узел Нервные узлы: Окологлото.

надглоточный нервный узел подглоточный нервный узел Нервные узлы: Окологлоточное нервное кольцо

Узловая нервная система насекомых Инстинкт- врожденный комплекс определенных.

Узловая нервная система насекомых Инстинкт- врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды.


Отделы головного мозга: Передний - конечный -промежуточный Средний(зрительные.

Отделы головного мозга: Передний - конечный -промежуточный Средний(зрительные доли) Задний мозжечок - продолговатый


Передний - конечный - промежуточный Средний (зрительные доли) Задний - мозже.

Передний - конечный - промежуточный Средний (зрительные доли) Задний - мозжечок - продолговатый

Особенности: Большой объём головного мозга Самый крупный отдел- большие полуш.

Особенности: Большой объём головного мозга Самый крупный отдел- большие полушария

Гормоны- активные химические вещества выделяемые железами внутренней секреци.

Гормоны- активные химические вещества выделяемые железами внутренней секреции. Гуморальная(химическая) Нервная (рефлекторная)

Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАР.

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАРЯ РАБОТЕ НЕРВНОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЖАТ РЕФЛЕКСЫ.В ОСНОВЕ РАБОТЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЖИТ ДЕЙСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ - ГОРМОНОВ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 368 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.03.2017 3559
  • PPTX 4 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: