Кооперативный федерализм германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

ФРГ (Федеративная Республика Германия) собой представляет конституционную федерацию, учрежденную на основе Конституции 1949 года. Система отношений Федерации и земель, и земель между собой можно охарактеризовать как кооперативный федерализм (так как имеет место законодательно оформленное их сотрудничество между собой).

Федеративная Республика Германия включает 16 земель и в том числе три города, такие как Гамбург, Берлин, Бремен.

Политическую систему страны можно разделить на два уровня:

  • федеральный (на нем принимаются общегосударственные решения, а также решаются вопросы международного значения)
  • региональный (решаются задачи уровня федеральных земель).

Каждый из уровней имеет свои органы законодательной, исполнительной, а также судебной власти.

Основные принципы федеративного устройства Германии

На федеральном уровне исполнительная власть представлена федеральным правительством, возглавляемого федеральным канцлером.

Местное самоуправление

В ФРГ земли делятся на округа (число которых превышает 50). В свою очередь, округа делятся на районы, а также на города со статусом районов (всего их имеется около 630). Районы делятся на общины (при этом у некоторых городов имеется статус общины). В мелких землях может и не быть деления на округа.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция земель регулирует организацию и положение административно-территориальных единиц страны.

Существует четыре модели организации местного самоуправления, а также управления в общинах:

  • южногерманская (характерна для Баварии); представительным органом является совет общины, а бургомистр – это исполнительный орган (при этом, ведущую роль играет совет)
  • северогерманская (Нижняя Саксония). Здесь основной особенностью является то, что представительный орган (который избирается населением данной земли) избирает директора общины, а также исполнительный комитет (решающую роль также играет совет)
  • совет – бургомистр (Саар, Пфальц). Население избирает представительный орган. Бургомистра (наделенного достаточно широкими полномочиям) избирает представительный орган. По своей должности, бургомистр является председателем представительного органа.
  • совет – магистратура (земля-город Гамбург, земля Гессен). Население выбирает представительный орган. Исполнительный орган – коллективная магистратура, которую избирает совет. Бургомистр занимается в основном текущими делами, в то время, как наиболее важные, сложные, стратегические вопросы решаются коллегиально. Министерство внутренних дел, а также вышестоящие районные и окружные управления министерств осуществляют правовой надзор за деятельностью муниципальных органов. Административные суды осуществляют судебный контроль.

В ответственности земель находится большинство судебных разбирательств. Что касается федеральных судов, то они, главным образом, проверяют решения судов земель на предмет формальной законности, а также занимаются пересмотром дел.

Опыт германского федерализма является очень ценным с практической и с теоретико-правовой точки зрения.

ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ И КООПЕРАТИВНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

ЛИТВИНОВ Вадим Александрович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Омского государственного университета.

Ключевые слова: федерация, государство, дуалистический, кооперативный, субъект, совместная компетенция, сотрудничество, суверенитет

Key words: federation, state, dualistic, co-operative, entity, joint competence, co-operation, sovereignty

В современном мире насчитывается около 200 государств, большинство которых является многонациональным. Федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, занимающих 50 % территории и включающих в себя 1/3 населения планеты 1 . Появление федерализма в истории человечества обусловливалось естественным стремлением народов к организации единого сообщества и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Создатели конституционно-правового федерализма усматривали в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство территориальных образований, поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью, а также гарантирующего права и свободы человека и гражданина. Идеи и принципы федерализма оказали позитивное влияние на развитие политико-правовой мысли во многих странах, в результате чего начались интенсивные поиски демократического преобразования их государственного устройства. Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США в 1787 г., затем оно появилось в Мексике (1824 г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), Швейцарии (1848 г.), России (1918 г.) и других странах.

Среди федеративных государств есть как высокоразвитые страны, так и государства со скромными индустриальными достижениями. Есть федерации огромные по своей территории и совсем небольшие. Федеративные государства отличаются друга от друга не только уровнем экономического развития и закрепляемой территорией. Существует множество моделей федерализма с точки зрения особенностей их воплощения в федеративных государствах.

Важным критерием, отражающим особенности федерализма с точки зрения типа связей, является характер и степень взаимосвязанности и взаимозависимости субъектов федеративных отношений в системе разделения государственной власти. С учетом этого критерия выделяются два типа федерализма: дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм характеризуется строгой фик-сированностью в конституции разделения функций и полномочий между федеральной властью и властями субъектов федерации. Суть дуалистического федерализма состоит в разделении власти в федеративном государстве таким образом, чтобы оба уровня управления не зависели друг от друга и обладали самостоятельным статусом, установленным в конституции.

После Второй мировой войны наибольшее распространение получила концепция кооперативного федерализма. Она требовала партнерства двух властей (федерального центра и субъектов федерации), в связи с чем в конституциях стала особо выделяться сфера совместного ведения федерации и ее субъектов. Такая система отношений между центром и субъектами предполагает сотрудничество и солидарную ответственность при осуществлении определенных государственных функций.

Новое развитие кооперативный федерализм получил в европейских моделях. Несмотря на то что о германском кооперативном федерализме заявили в политических и научных дискуссиях достаточно поздно (в 1960-х гг.), оформился он конституционно с принятием Основного закона ФРГ 1949 г.

Мировая практика конституционного развития последних десятилетий все чаще идет по пути установления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов либо совместной компетенции их органов государственной власти 16 . Эта тенденция в наибольшей степени отвечает природе федеративных отношений. Она предполагает развитие партнерства между федерацией и ее субъектами и все большее их сотрудничество в будущем.

Кооперативный федерализм вырабатывает механизм согласования позиций центра и субъектов при решении вопросов разделения государственной власти по вертикали и при осуществлении ими своих полномочий, что приводит к развитию сотрудничества в различных сферах деятельности. «Федеративное государство, — отмечает П. Пернталер, — это не только разграничение компетенции и полномочий между общефедеральными органами и членами федерации, но и кооперация усилий и интеграция в ведении общего-

По мнению многих ученых, именно теория кооперативного федерализма в настоящее время имеет наиболее сильное влияние в зарубежных федерациях 20 . Кооперативный федерализм интенсивно развивается в США, Германии, Австрии, Швейцарии, Бразилии и других федеративных государствах. В каждой стране он имеет свои особенности, закрепляемые в конституциях этих государств.

1 См.: Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001. С. 6.

2 См.: Маимен А. Федерализм и национальное государство // Полис. 1992. № 4. С. 168.

3 См.: Лепешкин А.И. Советский федерализм: теория и практика. М., 1997. С. 6.

4 См.: Словарь иностранных языков. 14-е изд. М., 1987. С. 522.

5 См.: Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные тенденции / РАН ИНИОН. Центр соц. науч.-инф. исслед. Отд. ист. наук; отв. ред. А.А. Твердохлеб. М., 2000. С. 7.

6 См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С. 50.

7 См.: Чиркин В.Е., Васильева Т.А., Глинич-Золотарева М.В., Лебедев А.Н., Шульженко Ю.Л. Глобализация и федерализм // Государство и право. 2007. № 7. С. 6.

8 См.: Сидоров О.А. Утверждение кооперативного федерализма в США (судебно-правовой аспект) // Регионология. 2006. № 4. С. 17.

9 Элазар Д. Сравнительный федерализм // Полит. исслед. 1995. № 5. С. 112.

11 См.: Государственное право Германии. М., 1994. С. 83; Вальтер Р. Проблемы федерализма в Федеративной Республике Германия // Современный немецкий конституционализм. М., 1994. С. 16.

12 См.: Ледях И.А. Федерализм и демократия. На форуме юристов. Из выступления Г. Винер // Государство и право. 1992. № 4. С. 144.

13 См.: Xессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 123.

14 Там же. С. 138.

15 См.: Бурнасов А.С. Реформа немецкого федерализма в начале

XXI века // Федерализм. 2007. № 1. С. 211.

16 См.: Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. С. 10.

17 Пернталер П. Проблемы федеративных отношений в Австрии // Государство и право. 1994. № 3. С. 123.

18 См.: Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М., 1966. С. 203.

19 См.: Ахмадеев А.А., Никитина Т.А. Из зарубежного опыта федерализма // Экономика и управление. 2002. № 3. С. 19.

20 См.: Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ // Советское государство и право. 1994. № 8—9. С. 152; Чиркин В.Е., Васильева Т.А., Глинич-Золотарева М.В., Лебедев А.Н. Шульженко Ю.Л. Глобализация и федерализм . С. 5.

21 См.: Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 50.

22 Лексин И.В. Федеративное устройство современной Германии: проблемы и направления преобразований // Рос. юрид. журн. 2009. № 5. С. 122.

§ 8. германский федерализм

Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. ФРГ — это конститутивная (конституционная) федерация, учрежденная на основе Основного закона 1949 г. Систему отношений федерации и земель (ее субъектов), а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой (напряженность в отношениях федерации и земель иногда возникает, но конфликтов не бывает).

После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (столица Берлин — тоже земля, а административно-территориальное деление — это уже деление земель). Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть (неравное представительство в Бундесрате).

Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства; федерация гарантирует соответствие конституционного порядка земель положениям конституции ФРГ. Земли имеют свои конституции, местные парламенты (ландтаги, в городах-землях такие представительные органы называются сенатами), принимают законы, имеют свое правительство, но хотя земли иногда в конституциях называются государствами, государственного суверенитета они не имеют;

2) на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности; кадры федеральных органов должны формироваться соответственно чиновниками всех земель, если же тот или иной федеральный орган действует в земле, его сотрудники должны набираться, как правило, из этой земли;

3) все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;

4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку конституция не устанавливает иного порядка, но федеральное право имеет преимущество перед правом земель (в сфере исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и земель);

5) компетенция федерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция федерации (это 12 позиций, в том числе внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция (28 позиций) земель. В принципе принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное. Считается, что дело федерации — это определение политики, а конкретное управление осуществляется землями. На практике наблюдается значительная централизация. Земля может издавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован федеральным законом. Федерация вправе издавать законы в сфере, относящейся к землям, если полагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование одной земли может нарушить интересы другой земли и т.д. Кроме вопросов исключительной и совместной компетенции федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Для наблюдения за исполнением федеральных законов федеральное правительство может направлять с согласия земли уполномоченного в высшие органы земли, а если такого согласия нет — с согласия Бундестага;

6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения; если земля не выполняет обязанностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральное правительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять свои обязанности, в том числе назначить в землю федерального уполномоченного, который вправе давать обязательные указания органам земли (на практике такие меры не применялись);

Как уже говорилось, земли имеют свои конституции, законодательные органы—ландтаги (в землях — городах Бремене и Гамбурге — гражданское собрание, в Берлине — палата депутатов). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на четыре года или пять лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального Канцлера. В землях имеются конституционные суды, но они обычно действуют на временных началах (их состав созывается из председателей и других лиц иных постоянно действующих судов земель).

Первоначально конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель (включая города Бремен и Гамбург); позднее (в 1952 г.) три земли объединились в одну, а в 1957 г. в состав ФРГ была включена Саарская область. Наконец, при объединении двух германских государств на территории ГДР было образовано 5 новых федеральных земель.

В настоящее время в составе ФРГ 16 земель (включая город Берлин). Каждая из федеральных земель отличается величиной территории и численностью населения, уровнем экономического развития, историческими традициями, языковыми диалектами и т. д. Так, крупнейшей по территории является земля Бавария (ее площадь 70.554 кв. км), наименьшей — город Бремен (404 кв. км), крупнейшей по количеству населения — земля Северный Рейн — Вестфалия (17,68 млн. человек), наименьшей — город Бремен (0,68 млн. человек). В Гамбурге находится самый крупный в мире морской порт, Рурская область — центр земли Северный Рейн — Вестфалия — является самой крупной промышленной агломерацией Европы.

Согласно основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли — парламент, исполнительную власть земли — правительство и т. д.), однако они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом.

Особенностью основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства. Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов конституции. Основное внимание в основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой.

В ней четко установлено, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского демократического и социального правового государства в смысле основного закона ФРГ (абз. 1 ст. 28), что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям основного закона, записанным в данной статье.

В нем, далее, подчеркивается, что осуществление государственных полномочий и решение государственных задач является делом земель, поскольку основной закон не устанавливает или не допускает другого регулирования (ст. 30) и вместе с тем отмечается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель (ст. 31). Иными словами, речь идет о предполагаемом отнесении компетенции в пользу земель, т. е. федерация может решать публичные дела только, если это допускает основной закон. Вместе с тем федеральное право всегда имеет перевес над правом земель.

Основной закон допускает возможность применения федерального принуждения. Оно возможно только в случае, когда земля не выполняет возложенных на нее основным законом и другими федеральными законами обязанностей. Федеральное правительство с согласия Бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37).

Все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (абз. 1 ст. 35), а для сохранения или восстановления общественного порядка или безопасности земля в особо важных случаях может просить о направлении сил и подразделении федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции земли. Земля также может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделении федеральной пограничной охраны и вооруженных сип (абз. 1 ст. 35). В свою очередь, если стихийные бедствия или катастрофа угрожает территории более чем одной земли. Федеральное правительство может в той мере, в какой это необходимо для эффективной борьбы с ними, давать правительствам земли указания о предоставлении полицейских сип в распоряжение других земель, а также направлять подразделения федеральной пограничной охраны или вооруженных сил для поддержки полицейских сил и т. д. (ст. 35).

Гарантии равного статуса земель получили отражение в основном законе. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности (ст. 33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей тон земли, где эти учреждения действуют (ст. 36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п. 2 абз. 3 ст. 106).

Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, и прежде всего: гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право союзов и собраний, охрана немецкого культурного достояния от вывоза за границу, гражданство в землях и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей компетенции лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не пользуется своими законодательными правами. Вместе с тем предусмотрено, что федерация имеет право законодательства в этой сфере, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как: 1) вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством отдельных земель; 2) регулирование вопроса законодательством земли могло бы нарушить интересы другой земли или страны в целом; 3) это необходимо для сохранения правового или экономического единства страны (ст. 72).

Федерация наделена правом (при наличии указанных выше предпосылок, т. е. в пп. 1–3) издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования; общее положение печати и кино; охота, охрана природы и забота о ландшафтах; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регистрация жителей и выдача удостоверений личности (ст. 75).

Как свидетельствует практика, используя нормы основного закона, регулирующие вопросы конкурирующей компетенции, а также возможности издания общих предписаний, федерация значительно расширила свои законодательные полномочия за счет земель.

В основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации и земель. Федерация и земли раздельно несут расходы для решения своих задач, если конституцией не предусмотрено иного (абз. 1 ст. 104-а). Если однако, земли действуют по поручению федерации, то последняя несет связанные с этим расходы (абз. 2 ст. 104-а). Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории федерации или для оказания помощи в экономическом развитии (абз. 4 ст. 104-а). Конституция ФРГ содержит и нечасто встречаемые в таком же законодательстве нормы о детальном распределении налоговых поступлений. Федерация и земли самостоятельны и независимы в ведении своего бюджетного хозяйства (абз. 1 ст. 109), вместе с тем они должны учитывать требования единого экономического баланса страны (абз. 2 ст. 109).

Правовой статус субъектов федерации детально не рассматривается в основном законе 1949 г. Не рассматривается и статус городов (Берлин, Гамбург, Бремен), обладающих таким же статусом. Вследствие этого и ряда иных причин некоторые немецкие ученые рассматривают земли как государственные образования, имеющие особый правовой статус[24]; другие авторы считают, что ФРГ составляют государства, обладающие признаками суверенитета[25], а города Берлин, Гамбург и Бремен в официальных документах прямо именуются, как города-республики. На наш взгляд, ближе к истине стоят те авторы, которые не рассматривают земли в качестве суверенных государств, поскольку, во-первых, они таковыми по основному закону не являются; во-вторых, нигде не закреплено право выхода земель из состава ФРГ; в-третьих, как уже говорилось, конституционный строй земель должен соответствовать общим принципам, сформулированным в основном законе (ст. 28); в-четвертых, установлено, что федеральное право имеет перевес над правом земель (ст. 31).

Высшим законодательным органом земли является представительный орган (ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов), формируемый путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Ландтаги избираются на четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным; на депутата распространяется иммунитет и индемнитет. В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги; в Баварии парламент имеет две палаты.

Ландтаги принимают законы и осуществляют надзор за их исполнением, контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают премьер-министра. В землях законодательство может приниматься и путем референдума.

Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске; основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении Бундестага.

Правительство земли (нередко именуемое кабинетом) состоит из премьер-министра (по немецкой терминологии — министра-президента) и министров. В городах Берлин, Гамбург и Бремен министры называются сенаторами. Премьер-министр определяет направления правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью. Важной сферой деятельности земельных правительств является подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов (например, в области налогообложения). Премьер-министр руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях и др.

Вопрос 1 Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм

Вопрос 1 Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм Межбюджетные отношения, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – это взаимоотношения между публично-правовыми организациями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

Американский федерализм

Американский федерализм Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее

Федерализм и местное управление

Федерализм и местное управление Швейцария имеет федеративную форму политико-территориального устройства; она включает 23 кантона, три из которых разделены на полукантоны. Унтервальден включает попукантоны Нидвальден и Обвальден; он был образован при создании

Индийский федерализм и его особенности

Индийский федерализм и его особенности Первоначально конституция Индии 1950 г. закрепила федеративное устройство государства в форме союза трех различных по своему положению в федерации групп штатов, которые не учитывали национальный состав населяющих их

Федерализм и местное управление

Федерализм и местное управление В территориальном отношении Бразилия разделена на штаты (всего 25), федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной

50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление

50. Германский федерализм, местное самоуправление и управление Германия состоит из 16 земель (в том числе три города – Берлин, Гамбург, Бремен). Субъекты обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли – регионы с государственной структурой и

92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление

92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление Бразильская федерация обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, –

Федерализм

Федерализм Конституция отправлялась от принципа федерализма. Он распространялся не только на политическое, но и на правовое устройство. Штаты обладали гарантированным федеральной властью равноправием, в том числе в сфере законодательства и права. Вместе с темим

Читайте также: