Конвенция о правах ребенка в беларуси кратко
Обновлено: 04.07.2024
Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Тема защиты прав ребенка имеет не столь давнюю историю.
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принятя Всеобщая декларация прав человека, признавшая, что дети являются особым объектом защиты. Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребенка, которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
20 ноября 2019 года Конвенция о правах ребенка (далее –Конвенция) празднует свое 30-летие.
Конвенция о правах ребенка – это самый важный документ, который защищает детей и их права. Он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций(далее – ООН) 20 ноября 1989 года. Конвенция включает 54 статьи, которые объясняют основополагающие права юного поколения: гражданские, политические, социальные и культурные права. Каждый ребенок имеет равные права, в независимости от национальности, пола, религии и других особенностей.
Согласно пункту1статьи 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 196 стран. Она стала наиболее широко и быстро принятой конвенцией о правах человека в истории.
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Принципы Конвенции, касающиеся права ребенка на жизнь и развитие, конкретизируются в белорусском законодательстве через законы и подзаконные акты, а также посредством создания и выработки специальных механизмов их реализации.
Осуществляется межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства, развивается сотрудничество с негосударственными общественными организациями местного и республиканского подчинения, международными организациями в вопросах реализации прав детей. Значительно активизировалась работа по выявлению и реабилитации семей, в которых дети находятсяв социально опасном положении.
28 июля 1990 г. Конвенция ратифицирована Верховным Советом Республики Беларусь. С 31 октября 1990 г. Конвенция вступилав силу для Республики Беларусь, тем самым Беларусь признала приоритет принципов международного права и важность международного сотрудничества для улучшения жизни детей в нашей стране. Присоединившись к Конвенции, Республика Беларусь взяла на себя обязательство реформировать те нормы национального законодательства, которые затрагивают права и интересы детей,с целью создания правовой базы для реального осуществления всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав ребенка без какой-либо дискриминации.
Также правовым гарантом обеспечения прав и свобод детей в нашем государстве стала принятая 15 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция). В статье 1 Конституции провозглашается социальный характер государства, а это означает, что деятельность всех государственных органов власти и управления должна быть направлена на обеспечение условий для разностороннего развития личности, проявления способностей и творческих возможностей каждого члена общества, защиту их прав и законных интересов.
Единственная организация в мире, признанная Конвенцией - это Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). Действуя под эгидой ООН, ЮНИСЕФ защищает права детей по всему миру и помогает им реализовать свои возможности. Совместно с партнерами ЮНИСЕФ работает в более чем 190 странах и территориях и на протяжении 70 лет оказывает поддержку государствам в вопросах защиты детей, развития их способностей, получения образования, обеспечения гендерного равенства и сохранения здоровья. Особое внимание ЮНИСЕФ уделяет уязвимым детям, в том числе детям с инвалидностью.
Программа ЮНИСЕФ в Беларуси реализуется для того, чтобы:
- все дети воспитывались в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания;
- все дети были защищены от любых форм насилия и жестокого обращения и получали необходимую помощь;
- смертность от внешних причин сократилась и в каждом доме были созданы все условия для безопасного проживания детей;
- все дети и подростки были защищены от насилия в сети Интернет;
- подростки знали, как защитить себя в сложной ситуации, и вели безопасный образ жизни;
- подростки и молодежь участвовали в принятии решений, которые касаются их жизни и развития;
- наладить системные механизмы раннего выявления особенностей в развитии у детей до трех лет и раннего вмешательства;
- все дети с особенностями развития и инвалидностью и без – учились вместе;
- искоренить стигму и дискриминацию в отношении наиболее уязвимых групп детей и молодежи;
- осуществлять мониторинг положения детей и генерировать знания для принятия обоснованных решений и улучшения политики в отношении детей;
- укреплять стратегические партнерские связи между государственными учреждениями и общественными объединениями.
Впервые это утвердила Конвенция о правах ребенка, которая в 2019 году празднует свое 30-летие. Дети обладают правами наряду со взрослыми - правом на здоровье, образование, защиту и равные возможности для каждого ребенка.
Что такое Конвенция о правах ребенка?
Конвенция о правах ребенка - это самый важный документ, который защищает детей и их права. Он был принят Генеральной Ассамблеей ООН 30 лет назад, 20 ноября 1989 года. Конвенция включает 54 статьи, которые объясняют основополагающие права юного поколения: гражданские, политические, социальные и культурные права. Каждый ребенок имеет равные права, в независимости от национальности, пола, религии и других особенностей.
Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка, 20 ноября 1989.
(В центре: Одри Хепберн, Посол Доброй Воли ЮНИСЕФ)
Впервые права детей и подростков были признаны на международном уровне.
Конвенция о правах ребенка
Яркая, красочная и понятная Конвенция понравится каждому ребенку, а веселая раскраска сделает процесс чтения еще увлекательнее
ЮНИСЕФ на защите прав детей
Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) - это единственная организация в мире, признанная Конвенцией. Действуя под эгидой Организации Объединенных Наций, ЮНИСЕФ защищает права детей по всему миру и помогает им реализовать свои возможности. Совместно с партнерами ЮНИСЕФ работает в более чем 190 странах и территориях и на протяжении 70 лет оказывает поддержку государствам в вопросах защиты детей, развития их способностей, получения образования, обеспечения гендерного равенства и сохранения здоровья. Особое внимание ЮНИСЕФ уделяет уязвимым детям, в том числе детям с инвалидностью.
Рашед Мустафа Сарвар
Представитель ЮНИСЕФ в Беларуси
30-я годовщина Конвенции о правах ребенка - это еще одно напоминание о задаче, которая стоит перед нами. Дети, их права и развитие всегда должны быть нашим приоритетом. Приоритетом каждого.
Оглядываясь назад: Дэвид Бекхэм, Посол Доброй Воли ЮНИСЕФ, вспоминает последние 30 лет
ЮНИСЕФ на книжной выставке (9-10 февраля 2019)
Вот так весело и задорно мы представили новую детскую версию Конвенции о правах ребенка, сделанную специально к 30-летию Конвенции.
Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Содержание
История создания
Основные положения Конвенции
Первая часть Конвенции
Вторая часть Конвенции
- Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Читайте также: